Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. ответствующих, нужных для движения мышц могла бы осу­ществляться в максимальном объеме





ответствующих, нужных для движения мышц могла бы осу­ществляться в максимальном объеме. Так, например, разги-бательное движение кисти в наибольшем объеме возможно при полусогнутом локтевом суставе, захват осуществится с большой силой и в большем объеме при хотя бы слегка супи-нированных предплечье и кисти. Если ребенок полностью не владеет супинацией или владеет ею минимально, он может произвести компенсаторные движения в плечевом суставе за счет мышц лопатки, плеча и в этих условиях, быть может, получить возможность движения супинаторов предплечья и кисти. Некоторые дети, особенно со спастической диплегией и некоторыми формами гиперкинезов, осуществляют супи­нацию предплечья с резким и интенсивным наклоном всего тела в сторону одноименной руки.

Целесообразно строить упражнения так, чтобы имела мес­то серия последовательно включающихся родственных мани­пуляций. Так, например, на первом этапе ребенка обучают захвату конверта и перекладыванию его. Освоив эти движе­ния, он начинает заниматься сортировкой конвертов, что ав­томатизирует приобретенное движение. В другом варианте он обучается захвату пузырька с клеем, удержанию кисточки, обмакиванию удерживаемой кисточки в клей, а затем обкле-иванию конвертов. Это полезная и интересная деятельность ребенка, производимая им с положительной эмоцией, кото­рая значительно ускоряет развитие движений.

Положительный момент производственного обучения — автоматизация разрабатываемых движений. Одновременно идет обучение манипулятивной деятельности пальцев при определенных установках кисти: застегивание пуговиц и кнопок на одежде, складывание и раскладывание разных по величине кубиков, мозаики, работа на специальной доске.

В тех случаях, когда упражнения постепенно дают ребенку возможность производить активную абдукцию и направлен­ное отведение I пальца, включают новые упражнения — с за­даниями вставить ключ и повернуть его, завести игрушку, за­вести настенные или настольные часы, ввернуть и вывернуть лампочку из патрона и т. д. Еще раз подчеркиваем, что ос­новной задачей является разработка функций. Для этого при данной стадии детского церебрального паралича приходится иногда пренебрегать правильностью установки тела ребенка, всей конечности или ее части при выполнении того или дру­гого движения.


_____ Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией___________

Если удается добиться развития не всех функций, а лишь некоторых из них, надо максимально использовать доступ­ные возможности движения. Можно рекомендовать произво­дить обучение постановки штампа на конверте. Это движение гак или иначе вовлекает супинаторы предплечья и кисти. Возможно и обучение забиванию гвоздей в доску (движение всегда выполняется ведущей рукой).

При возможности осуществления сильного захвата боль­шим и остальными пальцами в проксимальных межфалан-говых суставах, даже согнутых «крючком», дети могут обу­чаться навыкам вкладывания листа бумаги в конверт, запе­чатыванию и распечатыванию конвертов. Эти движения сти­мулируют одновременно и разгибание кисти, и ее супинацию, особенно после того, как они приобретут характер автоматиз­ма. Тоже достигается обучением мытью посуды, первым на­выкам гончарного дела.

На этом этапе ребенок может начать обучение движе­ниям, необходимым для манипуляции с ножницами. Они включают разведение I и II пальцев при разогнутой кисти и возможность при том же положении кисти ритмичных движений разгибания и сгибания I пальца при фиксации разгибательно-сгибательного положения II пальца и согну­тых во всех фалангах Ш-У пальцев. Таким образом, разре­зание листа бумаги является уже той ступенью, на которой ребенок может делать различные по напряжению движения пальцами: осваивается большая степень трудности — разно­плановые движения.

На втором этапе реабилитации ручной умелости осваива­ются более дифференцированные манипуляции.

При возможности противопоставления I и II пальцев осу­ществляется обучение нанизыванию бус на нитку, пропуска­нию нитки через ушко иголки (как правило, нитка зажимает­ся двумя пальцами ведущей руки, а игла — двумя пальцами вспомогательной руки).

Хорошим упражнением, включающим тренировку сги-бательно-разгибательных движений кисти, при согнутых во всех фалангах пальцах и чередующихся движениях супина­ции и пронации, является обучение пользованию ластиком (резинкой). Умело подобранный рисунок с вертикальными и горизонтальными линиями, который ребенок должен сте­реть, дает ему возможность большого диапазона в развитии нужных в данный момент движений.


V


Глава 7

При развитии возможности движения во II пальцев. Эти возможности используются для обучения нажатия на кнопку звонка, действию с выключателем и, наконец, работе на пи­шущей машинке.

Если ребенок овладел или начинает овладевать возмож­ностью оппозиции «большой, указательный, средний паль­цы», можно обучать его наворачивать гайки на болт, фикса­ция болта производится вспомогательной рукой, вращение гайки — ведущей рукой.

Обучение письму начинается только после развития диф­ференцированной деятельности пальцев. Длительное время перед началом работы по освоению движений, нужных для процесса письма, больной обучается контролю за работой мышц пальцев при смыкании кончиков ногтевых фаланг I, II, III пальцев, поочередному сгибанию и разгибанию паль­цев, удержанию карандаша в воздухе и чередованию движе­ний супинации и пронации кисти и т. д. Дальше начинает­ся работа по стабилизации удержания карандаша в пальцах, для чего, естественно, подбирается максимально выгодное для функции положение кисти.

При анализе двигательных возможностей ребенка прежде всего надо выяснить схему движений, к которой ребенок при­бегает при данном движении. У многих детей она состоит из примитивных форм движения плюс адаптация к положе­нию тела и конечностей, необходимому при этом движении, и является результатом степени двигательного развития ре­бенка и его воспитания. Нередко кажется, что такая схема является основной помехой дальнейшего развития двига­тельных возможностей, но она может быть тем положением, в котором ребенок чувствует себя наиболее удобно. К этому положению он прибегает, прежде чем произвести какое-ли­бо движение. Именно на такую схему ребенок должен опи­раться, чтобы приобрести основу для нужной деятельности. И только тогда, когда первые элементы этой деятельности появляются, можно корригировать созданную схему и ис­правлять ее так, чтобы по возможности приблизиться к то­тальному изменению имеющейся примитивной схемы, свя­занной с недоразвитием или патологией постуральных реф­лексов. Конфликт между деформацией и неспособностью к движениям является терапевтической дилеммой в направ­лении поведения и лечения ребенка.


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

7.8. Развитие тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием игровых приемов

Первые занятия проводятся в замедленном темпе, а каж­дое слово проговаривается четко в определенном ритме, ин­дивидуальном для каждого ребенка.

Упражнение 1. Согнуть пальцы левой руки в кулачок. Слу­шая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого

пальца.

Этот пальчик — дедушка, Этот пальчик — бабушка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — наш малыш.

Упражнение 2. «Засолка капусты». Резкие движения кис­тями вверх и вниз. Движения пальцев, имитирующие посы­пание солью из щепотки. Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Упражнение 3. «Зайцы». Указательный и средний пальцы правой руки вверх, остальные выпрямить и соединить. Ла­донь правой руки вертикально вверх, пальцы широко рас­ставлены. Ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены. Указательный и средний пальцы вверх, остальные выпрямить и соединить.

Скачет зайка косой. Под высокой сосной. Под другою сосной Скачет зайка второй.

Упражнение 4. Поднять левую руку ладонью к себе. Слу­шая потешку, загибать правой рукой по очереди пальцы ле­вой руки, начиная с мизинца. Этот пальчик

хочет спать, Этот пальчик

прыг в кровать!


 




Глава 7
прикорнул! уж уснул,

Этот пальчик Этот пальчик Тише пальчик

не шуми

Братиков не разбуди... Встали братики

УРА! В детский сад

идти пора.

Упражнение 5. «Про сороку». Указательным пальцем пра­вой руки делать круговые движения по ладони левой руки. Правой рукой загибать по очереди пальцы левой рукой, начи­ная с мизинца.

Сорока, сорока, Сорока-белобока Кашу варила На порог скакала, Гостей скликала. Гости на двор — Кашу на стол. Этому дала

на тарелочке, Этому на блюдечке, Этому в чашечке, Этому в мисочке.

Упражнение 6. «Цветок». Руки в вертикальном положе­нии, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка согнуть их. Ритмичное движение пальцами вместе — врозь. Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Вырос высокий цветок

на поляне,

Утром весенним раскрыл

лепестки.

Всем лепесткам красоту

и питанье Дружно дают под землей

корешки.


 


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

Упражнение 7. «В гости». Выставить вверх большие паль­цы. Соединить под углом кончики обеих рук. Поочередно называемые пальцы соединять с большими на двух руках одновременно. Пальцы сжать в кулак, вверх выставить только мизинцы. Ритмичное сживание пальцев в кулак на обеих руках.

В гости к пальчику

большому Приходили прямо к дому

указательный и средний, Безымянный и последний,

сам мизинчик-малышок Постучался на порог. Вместе пальчики —

друзья, Друг без друга

им нельзя.

Комплекс упражнений для развития моторики пальцев рук

 

Упражнение 1. Кончик боль­шого пальца правой руки пооче­редно касается пальчиков указа­тельного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»); то же упражне­ние выполнять пальцами левой руки; те же движения произво­дить одновременно пальцами правой и левой руки. \  
Упражнение 2. Пальцы правой руки дотягиваются до пальцев левой руки — по очереди «здо­роваются», начиная с мизинца; пальцы правой руки «здоровают­ся» с пальцами левой руки. ш > / \  
       





Глава 7

Упражнение 3. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»); те же дви­жения производить указатель­ным пальцем левой руки; те же движения производить одновре­менно указательными пальцами обеих рук («осы»).

Упражнение 4. Указательный и большой пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»); те же движения производить пальцами левой руки; те же дви­жения производить одновремен­но пальцами обеих рук («дети бе­гают наперегонки»).

Упражнение 5. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движение кулаков — к себе и от себя.

Упражнение 6. Вытянуть ука­зательный палец и мизинец пра­вой руки («коза»), то же упраж­нение выполнить пальцами ле­вой руки; то же упражнение вы­полнять одновременно пальцами обеих рук («козлята»).


 


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

Упражнение 7. Образовать два кружка из большого и указатель­ного пальцев обеих рук, соеди­нить их («очки»).

Упражнение 8. Вытянуть нверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончики безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большо­го пальца («зайчик»); то же уп­ражнение выполнить пальцами левой руки; то же упражнение выполнить пальцами обеих рук («зайцы»).

Упражнение 9. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

Упражнение 10. Поочередно сгибать пальцы правой руки, на­чиная с большого пальца; то же упражнение, но сгибать пальцы с мизинца; выполнить два пре­дыдущих упражнения пальцами левой руки.


 


210



Глава 7


Логопедические тех нологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


               
 
   
     
     
 
 
 



Упражнение 11. Согнуть паль цы правой руки в кулак, пооче редно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнять то же упражнение, только выпрям­лять пальцы, начиная с мизинца; выполнять два предыдущих уп­ражнения пальцами левой руки


Упражнение 15. Правую руку согнуть в кулак, а левую присло­нить к ней вертикально («стул», «кресло»).


 


       
 
   
 







Упражнение 12. Все пальцы, кроме большого, соединить вмес­те, большой палец вытянут вверх («флажок»).

Упражнение 13. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

Упражнение 14. Правую руку югнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол >>).


Упражнение 16. Согнуть паль­цы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие («бочонок с во­дой»); левая рука в том же по­ложении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

Упражнение 17. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска», «гнездо»); обе руки в том же положении, но большие пальцы опустить внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

Упражнение 18. Держа паль­цы вверх, соединить кончики среднего и безымянного паль­цев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть го­ризонтально внутрь («ворота», «дверь»).


 


212



Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


                 
   
 
   
     
     
 
 
 




Упражнение 19. Соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук («крыша», «башня «дом»); руки в том же положе­нии, только указательные паль­цы расположить в горизонталь­ном положении перед «крышей» («магазин»).


Упражнение 23. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указатель­ный палец и мизинец, слегка со­гнув, поднять вверх («собака»); то же упражнение выполнять пальцами левой руки.


 




Упражнение 20. Пальцы в том же положении, что и в предыду­щем упражнении, только боль­шие пальцы находятся по обеим сторонам «прилавка» (его изоб­ражают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом, как продавец и покупатель.


Упражнение 24. Левую руку согнуть в кулак, большой па­лец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).


 






Упражнение 21. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»); вытянуть указа­тельный палец правой руки, ос­тальные пальцы «бегут» по сто­лу («бежит собака, лошадь»); пальцы правой руки находятся в том же положении, расставить указательный и средний пальцы левой руки (изображают всад­ника): посадить «всадника» на «коня» — указательный палец правой руки.

Упражнение 22. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их («улитка с усика­ми»); правая рука в том же по­ложении, левую руку положить верху («раковина улитки»).


Упражнение 25. Концы паль­цев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодоч­ка»).

Упражнение 26. Прижать тыльные стороны рук друг к дру­гу, скрестив пальцы, поднять их вверх («елка», «ветви»).


 


214



Глава 7

 

Упражнение 27. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук — вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пасса­жиры в автобусе»).  
Упражнение 28. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные сто­роны рук обращены вверх, опус­тить средний палей правой руки вниз и свободно вращать им («ко­локол»).  

7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики пальцев рук у младших школьников с дизартрией

Коррекционная работа по ритмизации общей моторики и тонкой моторики пальцев рук состоит из нескольких про­грамм, включающих комплексы упражнений.

Первая программа состоит из 4 комплексов двигательных упражнений:

1. Упражнения на развитие координации рук и ног.

2. Упражнения, направленные на развитие координации
движений тонкой моторики рук.

3. Упражнения, направленные на развитие интерсенсор­
ной координации и чувства ритма.

4. Ритмизированные артикуляционные упражнения.

Вторая программа состоит из поэтапного обучения пись­му — арттерапия в форме каллиграфиотерапии. Цель данной программы: поэтапное введение тактированного письма с постепенной и пролонгированной автоматизацией графомо-торного навыка письма. В программе 3 этапа:

1 этапритмизированное письмо букв и слогов,

2 этапритмизированное письмо слов и словосочетаний,

3 этапупражнения тактированного письма предложе­
ний, стихов и микротекстов.


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией_________________

Первая программа коррекционной работы

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений посвя­щен развитию координации движений рук и ног с постепен­но нарастающей сложностью двигательной программы. Он состоит из трех этапов, в которых движения выполняются: одновременно, попеременно, одновременно сменяющиеся.

Первый этап включает тренировку рук и ног с помощью одновременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся дается следу­ющая инструкция: «Я буду выполнять движения, а ты дол­жен внимательно следить за моими движениями и запоми­нать их. При выполнении упражнений я буду давать объясне­ние, как надо правильно выполнить движение. Это обыкно-пенная зарядка, которую ты будешь делать под счет».

Упражнение 1. Одновременно поднимать правую и левую руки вперед, вверх, в стороны, вниз. Упражнение выполня­ется под счет 1,2,3,4.

Упражнение 2. Руки согнуты в локтях, кисти рук касают­ся плеч. Одновременно вращаем руками вперед, а затем на­зад. Счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 3. Туловище слегка наклонено вперед. Руки как «пустые рукава» имитируют движение «полоскание бе­лья». Счет 1, 2, 3, 4.

Второй этап состоит из тренировки координации рук и ног с помощью попеременного выполнения движений.

Перед выполнением упражнений учащемуся дается инс­трукция: «Смотри внимательно за моими движениями, запо­минай их. При выполнении упражнения я буду объяснять, как правильно нужно выполнять движение, ты будешь де­лать их под счет».

Упражнение 1. Правую руку поднять вперед, левую руку поднять вперед. Правую руку опустить вдоль туловища, ле­вую опустить вдоль туловища. Упражнения выполнять под счет 1,2,3,4, постепенно ускоряя темп.

Упражнение 2. Руки сложены на парте перед собой. Попе­ременное выполнение движений правой и левой рукой: пра­вую руку поднять, левую руку поднять; правую руку опус­тить в исходное положение, левую руку опустить в исходное положение; левую руку поднять, правую руку поднять; ле­вую опустить, правую опустить. Выполнять упражнение под счет 1,2,3,4, постепенно ускоряя темп.


 
 


Глава 7

Упражнение 3. Правая рука опущена вдоль туловища. Со­гнуть руку в локте и поднять на уровне пояса, при этом сжать кисть руки в кулачок — счет 1, руку приблизить к плечу при этом пальцы выполняют движение «ушки», второй и третий пальцы выпрямлены в виде заячьих ушек, остальные пальцы сжаты — счет 2; левой рукой выполняем упражнение в той же последовательности, счет соответственно 3,4. Темп посте­пенно ускоряется.

Упражнение 4. Попеременное выполнение движений правой и левой рукой: левую руку поднять вверх, правую руку — в сторону на счет 1, 2; левую руку поднять в сторо­ну, правую — вверх на счет 3,4; левую руку опустить вниз, правую поднять вперед на счет 1, 2; левую руку поднять вперед и обе руки опустить вниз на счет 3, 4. Темп посте­пенно ускоряется.

Третий этап состоит из тренировки реципрокной коор­динации движений рук и ног. Перед выполнением комп­лекса упражнений учащемуся дается следующая инструк­ция: «Внимательно следи за выполняемыми мною упраж­нениями, запоминай упражнения. Ты будешь выполнять упражнения под счет вначале в медленном темпе, а затем темп будет ускорен».

Упражнение 1. Ноги вместе, руки вдоль туловища. Од­новременно выполнять движения руками и ногами: ноги врозь — прыжком, руки на пояс, на счет 1; ноги прыжком — вместе, руки — на плечи, на счет 2; ноги — прыжком врозь, руки — вверх, на счет 3; ноги — вместе, руки — вдоль туло­вища, счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 2. Исходное положение: учащийся сидит за столом, правая рука поднята, левая лежит на столе. Одновре­менно менять положение левой и правой руки: левую руку поднять, правую опустить, на счет 1; правую руку поднять — левую опустить, счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Одновременное выполнение движений обе­ими руками: левую руку поднять вверх, одновременно пра­вую — в сторону, счет 1; левая рука — в сторону, правая одно­временно вверх, счет 2, левая рука — вниз, одновременно пра­вая рука — вперед, счет 3; левая рука — вперед и одновремен­но руки опустить вниз, счет 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнения 4. Ладонь правой руки к виску — «отдать честь», одновременно левую руку сжать в кулак и вытянуть ее вперед, счет 1,2. Темп постепенно ускоряется.


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

Упражнение 5. Правая рука делает вращательные упраж­нения вперед, одновременно левая вращается назад. Счет I, 2,3,4.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений направ­лен на развитие тонкой моторики пальцев рук. Он состоит из трех этапов, в которых движения ладонями и пальцами выполняются: одновременно, попеременно, с одновременной сменой движений пальцами правой и левой руки.

Первый этап включает упражнения, которые выполня­ются одновременно пальцами правой и левой руки. Перед выполнением комплекса упражнений учащемуся дается инс­трукция о внимательности при запоминании показываемого логопедом упражнения.

Упражнение 1. Правой и левой рукой производить упраж­нение: сжать кулаки, выпрямить ладони, счет 1,2. Темп пос­тепенно ускоряется.

Упражнение 2. Одновременно пальцами правой и левой руки сделать движение «ушки» (вытянуть второй и третий палец, остальные пальцы прижаты к ладони), счет 1; одно­временно пальцами правой и левой руки сделать движение «колечки» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы вытянуты вверх), счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Одновременно сжать пальцы правой и ле­вой руки в кулаки, счет 1; выполнить упражнение «коза» (второй и пятый пальцы вытянуты, остальные пальцы при­жаты к ладони), счет 2. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 4. Одновременно выполнять серию движений правой и левой рукой: кулак — ребро — ладонь, счет 1,2,3. Начинать выполнение с медленного темпа, постепенно темп ускорять.

Второй этап включает попеременное выполнение движе­ний пальцами правой и левой руки. Перед выполнением уп­ражнений учащемуся дается инструкция: «Посмотри внима­тельно как я выполняю упражнения попеременно пальцами то правой, то левой руки. Запомни первое упражнение и вы­полняй под счет».

Упражнение 1. Ладони лежат на столе тыльной стороной вверх. Сжать правую руку в кулак, счет 1; сжать левую руку в кулак, счет 2; выпрямить правую ладонь, счет 3; выпря­мить левую ладонь, счет 4. Темп постепенно ускоряется.


 




Глава 7

Упражнение 2. Поочередное выполнение упражнения сначала правой, а затем левой рукой: пальцы ладони верти­кально касаются подбородка, счет 1; пальцы горизонтально касаются подбородка, счет 2; пальцы под подбородком сжа­ты в кулак — 3; рука опускается в исходное положение — 4. Темп постепенно ускоряется.

Упражнение 3. Попеременное выполнение движений паль­цами сначала правой, затем левой руки: правая рука выполня­ет движение «ушки» (второй и третий пальцы выпрямлены, остальные прижаты к ладони), счет 1; левая рука — «ушки», счет 2; правая рука выполняет движение «колечко» (первый и второй пальцы соединены в колечко, остальные пальцы вы­прямлены), счет 3; левая рука — «колечко», счет 4. Темп пос­тепенно ускоряется.

Упражнение 4. Попеременно выполнять движение пальца­ми правой руки, 'затем левой руки: правую руку сжать в ку­лак, счет 1; левую руку сжать в кулак, счет 2; правой рукой выполнить движение «коза» (второй и пятый пальцы вытя­нуты, остальные пальцы прижаты к ладошке), счет 3; левой рукой — «коза», счет 4. Темп постепенно нарастает.

Упражнение 5. Правая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1, 2, 3; левая рука выполняет серию движений «кулак-ребро-ладонь», счет 1,2,3. Автома­тизируется навык плавного ритмичного переключения с од­ного движения на другое. Темп постепенно ускоряется.

Третий этап включает тренировку пальцев рук при од­новременно сменяющихся движениях на правой и на левой руке. Эти упражнения направлены на развитие реципрокной координации пальцев рук. Перед выполнением упражнений учащемуся дается следующая инструкция: «При выполне­нии показываемых мною движений, обрати внимание на то, что все движения должны одновременно сменяться на правой и левой руке. Чтобы движения были плавными, всю гимнас­тику для рук ты будешь выполнять под счет».

Упражнение 1. Правая ладонь лежит на парте, левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений рук. Левая ладонь лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп постепенно нарастает.

Упражнение 2. Правая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а левая сжата в кулак, счет 1. Одновременная смена положений. Левая ладонь тыльной стороной лежит на столе, а правая сжата в кулак, счет 2. Темп нарастающий.


I


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией_________________

Упражнение 3. Одновременная смена движений: на правой руке — «ушки» (второй и третий пальцы правой руки выпрям-иены, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на пчюй руке — «кольцо» (первый и второй пальцы левой руки соединены в кольцо, остальные пальцы левой руки вытяну­ты вверх), счет 1; на левой руке — «ушки», на правой руке — «кольцо», счет 2. Темп постепенно довести до быстрого.

Упражнение 4. Одновременная смена движений: на правой руке — «коза» (второй и пятый пальцы правой руки вытяну-•п,г, остальные пальцы правой руки прижаты к ладони), на новой руке — кулак, счет 1; на левой руке — «коза», на пра-пой руке — кулак, счет 2. Темп ускорять до быстрого.

Упражнение 5. «Веревочка». В упражнении участвуют первые и вторые пальцы обеих рук. Перекрестное соединение пальцев: второй палец правой руки соединяется с большим пальцем левой руки, затем второй палец левой руки перекрес­тно соединяется с большим пальцем правой руки. Движения выполняются вначале очень медленно, постепенно движения автоматизируются и темп ускоряется. В данном движении добиваться точности соединения пальцев, плавного коорди­нированного перехода. Счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 6. Левая рука касается носа, правая рука де­ржит правое ухо, счет 1. Одновременная смена положений рук. Правая рука касается носа, левая — держит левое ухо, счет 2. В этом упражнении важно добиваться точности нахож­дения позиции рук. Это достигается при очень медленном тем­пе, с появлением уверенности в движениях, темп ускоряется.

Упражнение 7. Усложненный вариант предыдущего уп­ражнения. Правая рука касается носа, левая рука держит правое ухо, счет 1. Одновременно сменить положения рук: ле­вая рука касается носа, правая рука держит левое ухо, счет 2, По мере появления точности в движениях и уверенного вы­полнения их, темп можно ускорить.

Упражнение 8. Правая рука гладит голову, одновременно с ней левая рука хлопает по животу, счет 1, 2, 3, 4. Руки ме­няются. Левая рука гладит голову, правая одновременно ле­вой руке производит похлопывания по животу. Счет 1,2,3, 4. Добиваться четкого исполнения движений каждой рукой.

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений на­правлен на развитие интерсенсорной координации и чувства ритма. Упражнения данного комплекса позволяют корриги-


Глава 7

ровать нарушения восприятия, моторики, развивают зри­тельно-двигательную координацию, пространственные и временные представления, опосредование знаком в процес­се моделирования ритмических структур ведет к развитию мыслительной деятельности ребенка. Овладение чувством ритма способствует гармонизации психического развития учащихся.

Упражнения на интерсенсорную координацию представ­ляют собой тренировочные движения руками и ногами, вы­полняемые по схемам-символам. Коррекционные приемы проводятся в три этапа: на первом этапе выполняются пред­варительные упражнения, на втором этапе выполняются уп­ражнения по схемам-символам с усложнением, на третьем этапе — учащиеся запоминают группы схем и выполняют их как по единой цельной схеме. Количество схем пос­тепенно увеличивается и усложняется, время их показа уменьшается.

Первый этап. Предварительные упражнения выполня­ются с показом схемы-символа, логопед знакомит учащих­ся с элементарными движениями и их схемами-символами, дается пояснительная инструкция: «На этих карточках схе­матично изображено упражнение. Сейчас я выполню движе­ние руками, а ты должен определить на которой из этих двух схем-символов изображено выполняемое мной упражнение». После того, как учащийся понял сущность выполнения уп­ражнений по схемам-символам, логопедом дается следующая инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела». Каждое упражнение комментиру­ется объяснением логопеда. После этого учащийся по схеме самостоятельно описывает упражнение.

Упражнение 1. Руки поднять вперед, опустить. Счет 1,2.

Упражнение 2. Наклоны туловища вперед. Выполнение под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 3. Обе руки поднять вперед, правая нога од­новременно с руками поднимается назад. Ноги чередуются, упражнение выполняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 4. Руки опущены вдоль туловища, левая пря­мая нога оттянута назад. Ноги чередуются, упражнение вы­полняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 5. Обе руки поднять вверх, одновременно по­лусогнутая левая нога поднимается назад. Ноги чередуются в упражнении, выполняется под счет 1, 2, 3, 4.


I


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией

Упражнение 6. Полусогнутая в локте правая рука выносит­ся вперед, согнутая в колене левая нога поднимается вверх навстречу руке. При выполнении этого упражнения следует чередовать руки и ноги. Счет 1, 2, 3, 4.

Второй этап. Упражнения по схемам-символам с услож­нением предполагают самостоятельное выполнение движе­ний учащимися. Упражнения данного комплекса представ­ляют собой одновременно сменяющиеся координированные движения рук, ног и головы, выполняемые в определенном темпе, заданном логопедом. Перед выполнением движений дается инструкция: «По схеме, изображенной на карточке принять нужное положение тела, рук, ног и выполнить дви­жения так, как схематично изображено на схеме».

Упражнение 1. Правая рука поднята вверх, левая — на по­ясе. Одновременная смена положений рук. Упражнение вы­полняется под счет 1, 2, 3, 4.

Упражнение 2. Правая рука поднята в сторону, левая к виску («отдать честь»). Одновременная смена положений рук. Счет 1, 2, 3,4.

Упражнение 3. Правая и левая рука подняты на уровне гру­ди в правую сторону, голова наклонена в левую сторону. Од­новременная смена положений рук и головы. Счет 1,2,3, 4.

Упражнение 4. Прямая правая и левая рука перекрещены, ноги тоже имеют перекрест. Одновременная смена положе­ний рук и ног в прыжке. Счет 1,2,3, 4.

Третий этап. Тренировка движений по группам схем. Группы схем можно образовывать, варьируя разные схемы-символы, упражнения по которым были предварительно вы­полнены. Логопеду следует творчески подходить к исполь­зуемому материалу и самостоятельно подбирать его в зави­симости от того, что наиболее необходимо в данный момент учащимся, с которыми ведется коррекционная работа. Коли­чество схем следует постепенно увеличивать, а время пока­за уменьшать. Учащиеся должны запомнить группу схем и выполнить упражнения ритмично, как по единой, цельной схеме. Перед выполнением задания учащемуся дается инс­трукция: «Посмотри внимательно на группу схем, запомни и выполни ритмично все данные упражнения».

Группа первой схемы представляет собой 4 схемы:

1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1.

2) Левая рука остается на уровне плеча, правая поднята
вверх. Счет 2.


 




Т


Глава 7


Логопедические технологии, используемые в работе с детьми с дизартрией


 


           
   
 
   

3) Обе руки подняты вверх. Счет 3. Щ

4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4. Темп
постепенно доводить до быстрого.

о

V

I

Группа второй схемы, представляет собой 4 схемы:

1) Руки подняты в стороны на уровне плеч. Счет 1.

2) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены
вверх. Счет 2.

3) Обе руки согнуты в локтях, предплечья направлены
вниз. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4. Темп
постепенно ускоряется.

Группа третьей схемы представляет собой 4 схемы:

1) Обе руки — на поясе. Счет 1.

2) Руки согнуты в локтевых суставах, кисти рук лежат на
плечах. Счет 2.

3) Обе руки лежат на голове. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз вдоль туловища. Счет 4.
Темп доводится до быстрого.


Группа четвертой схемы, представляет собой 4 схемы:

1) Обе руки опущены вдоль туловища. Счет 1.

2) Правая рука опущена вдоль туловища, левая рука под­
нята вверх. Счет 2.

3) Правая рука — на поясе, левая полусогнутая над голо­
вой, туловище наклонено сначала в правую сторону, а затем в
левую сторону. Счет 3.

4) Обе руки опущены вниз, вдоль туловища. Счет 4.
Темп постепенно ускоряется.

Упражнения, развивающие чувство ритма, представляют собой варианты тренировочных упражнений в воспроизведе­нии различных ритмических структур и серий ритмических структур. Дачный комплекс упражнений реализуется в три этапа.

На первом этапе тренируется воспроизведение ритма, по звуковому образцу. Перед воспроизведением ритмической структуры учащемуся дается следующая инструкция: «Пос­лушай внимательно, как я простучу ритм и воспроизведи точно такую же ритмическую структуру».

Упражнение 1. Повторить за логопедом ритмическую структуру //; ///; / //.

Упражнение 2. Повторить за логопедом серии ритмичес­ких структур: /// ///; //////; //////.


 




Глава 7

Упражнение 3. Прослушать ритмическую структуру и вос­произвести вместе с логопедом: / / /// //// //.

На втором этапе тренируется воспроизведение ритма по графическому образцу.

Упражнение 1. Прохлопать ритм по следующему графи­ческому образцу: //////; //////////.

На третьем этапе выполняются упражнения, направ­ленные на тренировку графической записи ритма по звуково­му образцу.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС двигательных упражнений составили артикуляционные упражнения, выполняемые се­риями, ритмично, под счет логопеда. Можно ритмизировать любой комплекс упражнений, рекомендуемый как подгото­вительный к постановке того или иного звука речи. Нами со­ставлено 5 серий артикуляционных упражнений.

1 серия. Оскалить зубы, высунуть язык, затем широко от­
крыть рот, закрыть рот. Счет 1,2,3,4.

2 серия. Губы — в трубочку, растянуть в улыбку, высунуть
широкий язык (артикуляционное упражнение «блин на ско­
вородке «), закрыть рот. Счет 1,2,3.4.

Date: 2015-12-13; view: 340; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию