Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конгломерат





Конгломерат представляет собой организационную форму объ­единения предприятий, которая возникает в результате слияния различных фирм, вне зависимости от их горизонтальных или верти-


кальных связей. Конгломератные слияния подразделяются на не­сколько типов: 1) функциональные; 2) рыночно ориентированные; 3) чисто конгломератные.

Как правило, конгломераты представляют собой образования, ориентированные на развитие и максимизацию прибыли незави­симо-от сфер их деятельности. Как новейшая форма монополис­тических объединений они возникли в 1960-х годах и получили распространение в виде интеграции предприятий различных от­раслей, не имеющих производственной общности. В настоящее время распространены конгломераты, объединяющие под единым финансовым контролем со стороны холдинговой, компании сеть разнородных предприятий. Эти предприятия не имеют ни техно­логического, ни целевого единства с основной сферой деятельно­сти холдинга. Поэтому профилирующее производство в объеди­нениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или отсутствует вовсе.

Основными способами образования конгломератов являются слияние и поглощение фирм различной производственной и ком­мерческой ориентации. Слияние в данном случае означает объ­единение нескольких фирм, в результате которого одна из них выживает, а остальные утрачивают свою самостоятельность и пре­кращают существование. Возможны три метода слияний: 1) ком­пания А покупает активы компании Б с оплатой наличными или ценными бумагами, выпущенными компанией-покупателем; 2) компания А может купить контрольный пакет акций компании Б, став при этом холдингом для компании Б, которая продолжа­ет функционировать как самостоятельная единица; 3) акции ком­пании А могут быть выпущены специально для собственников компании Д в результате чего компания А приобретает активы и пас­сивы компании Б, а компания Утеряет право на существование.

Слияние отличается от объединения, при котором новая компа­ния образуется на основе нескольких прежних фирм, полностью утрачивающих свою самостоятельность. Новая компания, обра­зовавшаяся на основе объединения, берет под свой контроль и Управление все активы и обязательства компаний — участников объединения, после чего последние распускаются. Например, если компания А объединяется с компаниями Б, В, Г, то в результате На рынке может появиться новая компания Д а все остальные Распускаются. Несмотря на некоторые различия между слияния-ми и объединениями, экономические последствия этих процес­сов одни и те же — создание условий для объединения деятель-,0сти ПоД общим централизованным контролем.


Конгломераты как новейшая форма монополистических объ­единений появились в период усиления общеэкономических тен­денций к диверсификации производства, роста концентрации и централизации капитала крупнейших фирм, ищущего своего при­менения на рынке, на гребне бурного развития научно-техничес­кой революции, в условиях динамичных изменений конъюнктуры рынка, спроса и предложения. Конгломераты, сфера деятельности которых распространяется на фирмы различных, не связанных друг с другом ни функционально, ни технологически отраслей, не тождественны, тем не менее, диверсифицированным концернам, поскольку обладают рядом специфических особенностей в орга­низации управления.

Конгломератам свойственна значительная децентрализация управления. Отделения конгломератов пользуются существенно большей свободой и автономией в определении всех аспектов сво­ей деятельности, чем аналогичные структурные подразделения традиционных диверсифицированных концернов. В условиях де­централизации в качестве основных рычагов управления конгло­мератами выступают финансово-экономические методы,.косвенное-регулирование деятельности подразделений со стороны стоящей во главе конгломерата холдинговой компании. Специфика деятель­ности конгломерата на рынке вызывает необходимость формиро­вания в его структуре особого финансового ядра, куда помимо холдинговой компании входят крупные финансовые инвестици­онные компании. Подобные структуры конгломератов придают им большую устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшают риск убытков от конъюнктурных, структурных и циклических колеба­ний.

Главной сферой интересов конгломератных слияний становят­ся молодые, передовые в технологическом отношении отрасли, связанные с производством и использованием наукоемкой продук­ции, технологических новинок, сверхсложной техники. При кон­гломератных слияниях происходит поглощение перспективных фирм, которые обменивают свои акции на акции конгломерата на выгодных для себя условиях. Кроме того, стимулируется обмен акций конгломерата на акции поглощаемых фирм путем предо­ставления кредитов на эти цели, частичного освобождения от на­логов на сумму задолженности по процентам за кредит.

Тактика покупки конгломератом различных фирм в кредит, будучи довольно успешной в периоды экономического подъема, оказывается малоперспективной во время спада производства, с наступлением кризиса, а превышение стоимости акций куплен­ных фирм над их рыночной стоимостью усиливает вероятность


 


обесценения акций конгломератов и их биржевого краха. В этом главная слабость монополистических объединений конгломерат­ного типа. Создание конгломератов в странах с развитой рыноч­ной экономикой происходит неравномерно, волны конгломерат­ных слияний сменяют периоды спада их активности. Характерно, в частности, то, что в отличие от США, где конгломераты погло­щают крупные фирмы, в Европе поглощаются мелкие и средние компании, семейные фирмы, небольшие акционерные общества смежных отраслей.

КАРТЕЛЬ

В течение последних десятилетий весьма распространенной формой объединения ряда предприятий одной отрасли является картель. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности; между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма ра­бочей силы и т.д. Наиболее часто картельное соглашение преду­сматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта про­дукции.

Участники картеля продают продукцию самостоятельно, но в рамках соответствующих договоренностей: о сбыте по ценам не ниже предусмотренных соглашением; о производстве и сбыте продукции по строго определенным нормам — квотам каждого участника в общем объеме производства или сбыта конкретного вида продукции; о разграничении рынков сбыта. Нарушение со­глашения в виде превышения квоты или вторжения на чужие рынки сбыта влечет за собой уплату штрафа в картельную кассу. Картельные соглашения содержат также пункты об условиях най­ма рабочей силы. На более поздних стадиях развития картельные соглашения стали предусматривать патентные соглашения, дого­воры о взаимном обмене научно-технической информацией, ноу-хау и др.

Картели возникли в результате концентрации производства и Централизации капитала в конце XIX века. Картелированию про­мышленности способствовали протекционистская политика пра­вительств, ведущая к ограничению иностранной конкуренции, и стремление бизнесменов к объединению усилий с целью захва­та внешних рынков. В экономической литературе по формам соб­ственности различают частные и государственные картели. Деятель­ность государственных картелей строится на основе инструкций и правил, вырабатываемых правительством с учетом интересов про-


мышленников картелированной отрасли. Частные картели осно­вываются на соглашениях между частными собственниками, мо­гут по своему усмотрению учитывать или не учитывать требова­ния государственных органов власти в зависимости от типа за­ключенного соглашения, места и времени основания картеля, особенностей национального законодательства и т.д. Большинство картелей относится к соглашениям международного типа. При­чем только некоторые международные картели были созданы как частные монополии, в основном это соглашения между нацио­нальными правительствами.

Современная форма картеля предполагает максимизацию при­были его участников на основе такого распределения квот произ­водства, при котором минимизируются затраты. Как правило, участники картеля имеют различный технико-экономический уровень производства, что в конечном счете ведет к закрытию наименее эффективных производств. Традиционно частные кар­тели могут осуществлять дотирование недостаточно эффективных производств. Существенным признаком картелей является нали­чие системы принуждения, включающей выявление нарушений и санкции к нарушителям. Легче всего нарушения выявляются на открытых аукционах, где к нарушителям сразу же могут быть при­менены соответствующие санкции. Закрытые же аукционы услож­няют данную процедуру, что связано с необходимостью получе­ния открытой информации по изменениям квот соответствующих участников картеля и цен на их продукцию.

Обычно фирмы с низким уровнем издержек обладают более вы­годными рыночными перспективами вне картельного соглашения. Если они будут определять картельную цену, то она может ока­заться ниже, чем монопольная цена фирм той же отрасли. На кар­тельную цену могут оказывать влияние и мелкие фирмы. Фирма, которая слишком мала, чтобы к ней применялось картельное со­глашение, может продавать продукцию со скидкой по отношению к цене, устанавливаемой картелем. Такая малая фирма, став чле­ном картеля, склонна поддерживать картельную цену на высоком уровне с тем, чтобы затем иметь возможность делать по отноше­нию к ней скидку. Появление достаточно большой массы таких малых фирм ведет либо к необходимости применения к ним дис­циплинарного воздействия со стороны крупных компаний — субъектов соглашения, либо в конечном счете разрушает само картельное соглашение.

Государственные картели во многом отличаются от частных. Немало случаев, когда государственные картели осуществляли квотирование в интересах малых и высокозатратных фирм, в про-


тивоположность практике преуспевающих частных картелей. Как правило, эффективные картели приводят к расширению емкости рынка по ряду причин. Перспективы получения сверхприбылей привлекают дополнительных субъектов рынка. Высокие цены позволяют извлекать дополнительные доходы постоянно, в отли­чие от того, что происходило бы в условиях совершенной конку­ренции. Фирмы, действующие на данном рынке, часто вводят резервы производственных мощностей, если это способствует уве­личению продаж, так как при ценах, значительно превышающих предельные затраты, дополнительные продажи компенсируют возросшие расходы фирмы. Равновесие картельных цен достига­ется в том случае, когда введение дополнительных производствен­ных мощностей повышает стоимость продукции до такой степе­ни, при которой начинается снижение прибыли до нормального уровня, и, следовательно, расширение производства более не яв­ляется привлекательным для производителя. Проблема ввода ре­зервных производственных мощностей существует также и для частных картелей.

Во многих странах допускается создание картелей определен­ных видов в соответствии с общественными интересами. Боль­шинство индустриально развитых стран оказывает содействие экс­портным картелям, которые способствуют защите национальных интересов на международных рынках. Национальный доход этих стран, таким образом, может увеличиваться в результате укреп­ления позиций таких картелей за рубежом. Однако если большин­ство стран будет проводить подобную стратегию, то это в конеч­ном счете может привести к общим для всех стран потерям. Со­здание государственных картелей практически всегда сопутствует установлению импортных квот. Лицензии на импорт распределя­ются правительством на основе ограничений на торговлю. В на­стоящее время главными целями установления импортных квот являются протекционизм и распределение дефицитной иностран­ной валюты.

Ряд стран использует картели в качестве помощи отраслям, переживающим спад. Предприятия таких отраслей могут на один год или даже более короткий срок создавать картели при одобре­нии со стороны соответствующего государственного органа. Такой временный картель может стать одним из наименее дорогостоящих способов помощи отраслям, серьезно пострадавшим в результате общего спада в экономике. Считается, что разорение плохо рабо­тающих фирм во время подъема и экономического процветания, способствующее переливу капитала из менее эффективных к бо­лее эффективным производителям, не имеет ничего общего с


финансовыми трудностями отдельных производств в период де­прессии, поэтому «депрессионный» картель выполняет положи­тельную роль в экономике.

Date: 2015-12-13; view: 625; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию