Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конфликт и история





По мнению Маркса, большинство обществ развивается постепенно, с течением времени. Но иногда случаются стремительные, революционные перемены. Маркс (как и Ленски) отмечал, что перемены могут быть вызваны технологическим про­грессом, однако главным образом они порождаются социальным конфликтом.

Если представления Ленски перевести на язык Маркса, то древние охотники и собиратели строили примитивные коммунистические общества. Коммунизм — си­стема, при которой все люди имеют равный доступ к пище и другим материальным благам. Ресурсы, хотя и были скудными, представляли всеобщее достояние, а не частную собственность. Все выполняли примерно одну и ту же работу, так что воз­можность социального конфликта была невелика.

Земледельческие формы труда, как отмечал Маркс, породили неравенство. В эпо­ху доминирования земледельческих, скотоводческих и первых аграрных обществ, которые Маркс называл «древним миром», войны велись часто, а победители пре­вращали побежденных в рабов. Небольшая по численности элита («хозяева») и ее рабы были втянуты в непримиримый социальный конфликт (Zeitlin, 1981).

Сельское хозяйство еще больше обогатило верхи общества, разжигая сильную социальную рознь. Крепостные крестьяне, стоявшие на низшей ступени в эпоху ев­ропейского феодализма, жили немногим лучше рабов. По мнению Маркса, церковь и государство защищали феодальную систему как якобы созданную по Божьей воле. Следовательно, феодализм — общество «эксплуатации, завуалированной религи-


■|52 Часть II, Основы общества


Глава 4. Общество -| 53


 


Постепенно феодальный строй был подточен новыми производительными си­лами. С непрерывным возрастанием торговли купцы и искусные ремесленники сформировали в городах класс буржуазии (французское слово, означающее бук­вально «городской»). Расширение торговли все более обогащало буржуазию. С на­чала XIX в. она уже контролировала и заводы, превращаясь в класс настоящих капиталистов, обладающих реальной властью, которая была сопоставима с имев­шейся у старопоместного дворянства. Последнее же, со своей стороны, высокомер­но взирало на нарождающийся класс «лавочников», однако со временем именно капиталисты установили контроль над европейскими обществами. Следователь­но, если встать на позицию Маркса, новая технология была лишь частью индуст­риальной революции. Кроме того, это была революция классовая, в результате которой капиталисты свергли старую элиту аграрного общества.

Индустриализация привела и к росту численности пролетариата. Английские землевладельцы превращали поля, некогда возделывавшиеся крепостными, в паст­бища для овец, чтобы производить шерсть для текстильных фабрик. Согнанные с земли, крепостные перебирались в города работать на этих предприятиях. Маркс предвидел, что наступит день, когда рабочие объединятся в единый класс и подго­товят условия для исторической конфронтации. На сей раз, как он надеялся, клас­совая революция вознесет угнетенных рабочих над угнетателями-капиталистами.

Капитализм и классовый конфликт

«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы клас­сов» — этими словами Маркс и его соратник, Фридрих Энгельс, открыли свое знаменитое заявление «Манифест коммунистической партии» (Marx & Engels, 1972; p. 335; первое изд. — 1848). При индустриальном капитализме, как и в более ранних обществах, существуют два крупных социальных класса — правящий и уг­нетенный, — в чем отражаются два основных положения в системе производства. Подобно хозяевам и рабам в античном мире и дворянам и крепостным при феодаль­ном строе, теперь в социальный конфликт вовлечены капиталисты и пролетарии. Ныне, как и в прошлом, один класс контролирует другой, будучи собственником средств производства. Маркс использовал термин классовый конфликт (а иног­да классовая борьба) для обозначения конфликта между целыми классами, связан­ного с распределением материальных ценностей и власти в обществе.

Классовый конфликт не есть что-то принципиально новое. Отличие его прояв­ления в капиталистическом обществе, на которое указывал Маркс, состоит в том, насколько конфликт открыт. Аристократия и крепостные при всей разнице их положения были связаны давними традициями и взаимными обязательствами. Индустриальный капитализм уничтожил такие взаимосвязи, гордость и честь уступили место «голым личным интересам». Поскольку между пролетариями и их угнетателями никаких уз нет, Маркс не видел причины, которая помешала бы пер­вым покончить со своим положением.

Хотя индустриальный капитализм вскрыл классовый конфликт, авторы «Ма­нифеста коммунистической партии» понимали, что революция не должна оказать­ся поспешной. Во-первых, рабочим следует осознать свое угнетенное положение


ваться и действовать, чтобы разобраться со своими проблемами. Это означает, что рабочие должны заменить ложное сознание классовым (осознанием себя как клас­са, сплотившегося в борьбе против капиталистов и в конечном счете против самого капитализма). Повсеместно наблюдая бесчеловечность раннего капитализма, Маркс предсказывал скорое движение промышленных рабочих, направленное на уничтожение капитализма.

А что же капиталисты? Их сила заключалась в огромных состояниях. Но Маркс усмотрел брешь в такой броне. Побуждаемые стремлением к личной выгоде, они боятся конкуренции. Поэтому Маркс решил, что капиталисты промедлят и не смо­гут объединиться даже вопреки своим общим интересам. Кроме того, рассуждал он, поскольку капиталисты, желая извлечь максимальные прибыли, удерживают зарплату работников на низком уровне, решимость рабочих возрастет. В итоге, по мнению Маркса, капиталисты сами способствуют собственному уничтожению.

Капитализм и отчуждение

Маркс также заклеймил капитализм за то, что тот порождает отчуждениеощу­щение одиночества и страдания, вызванное бессилием. Находясь под властью капи­талистов, пролетариат оказывается обычным товаром — источником рабочей силы, которую можно приобретать и выбрасывать по желанию. Дегуманизация, вызван­ная условиями и спецификой труда (особенно монотонной, нескончаемой завод­ской работой), приводит к тому, что рабочим не с чего радоваться жизни. Они чув­ствуют невозможность улучшения своего положения. Здесь ощутимо проступает еще одно противоречие капиталистического общества: по мере того как люди раз­рабатывают технологию для приобретения власти над миром, экономика приобре­тает все больший контроль над ними.

Маркс указал четыре формы отчуждения:

1. Отчуждение от процесса труда. В идеале люди трудятся, чтобы удовлетво­рить свои непосредственные нужды и развить потенциал своей личности. Ка­питализм, однако, лишает рабочих права участвовать в обсуждении того, что они производят и как они это делают. Многие виды работы сводятся к нудно­му, непрерывному повторению рутинных действий. Маркса не удивил бы тот факт, что мы везде, где только возможно, заменяем людей машинами. По его убеждению, капитализм давным-давно превратил людей в механизмы.

2. Отчуждение от продуктов труда. Продукт труда принадлежит не рабочим, но капиталистам, продающим его и получающим прибыль. Поэтому, рассуж­дал Маркс, чем значительнее личный вклад рабочих в их труд, тем больше они теряют.

3. Отчуждение от других рабочих. Труд, как заявлял Маркс, дает людям воз­можность наладить связи в общине. Однако индустриальный капитализм лишает атмосферы сотрудничества, наполняя трудовую деятельность духом конкуренции. Из материала врезки видно, что фабричный труд почти не оставляет возможностей для товарищеских отношений.

4. Отчуждение от человеческой сущности. Индустриальный капитализм


■J 54 Часть II. Основы общества


Глав а 4. Общество ■] 55


 


утверждал, что «рабочий, трудясь, не реализует себя в работе, но отрицает себя; испытывает не благополучие, но отчаяние; не развивает свободно свои физические и душевные силы, но истощается физически, а умственно — обес­ценивается. Рабочий, следовательно, чувствует себя дома только в часы досу­га, тогда как на работе он ощущает себя бездомным» (Marx, 1964a; р. 124—125; первое изд. — 1844). Другими словами, индустриальный капитализм искажа­ет деятельность, которая должна служить выражению лучших качеств чело­века, превращая ее в тягостное переживание, ведущее к дегуманизации.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Date: 2015-12-13; view: 477; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию