Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о воображении





Воображение - это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Если при помощи восприятия и мышления человек узнает о свойствах, связях и отношениях вещей, явлений, существующих реально, то в воображении отражается и то, что было, но свидетелем чего человек не мог быть, и то, что есть, но недоступно по каким-либо причинам, и то, чего нет, но что может быть. В воображении находит отражение и, то, что никогда не произойдет, никогда не сбудется. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов.

Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только “забежав вперед” тех дел, которые совершались в данный момент. С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. У современного человека нет границ познанию, работе мысли, беспредельны фантазия и воображение.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением. Л.В. Выготский говорил: «Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».

Связь воображения и мышления проявляется в проблемной ситуации, когда человек сталкивается с неизвестным он начинает анализировать, синтезировать, соотносить воспринимаемое с прошлым опытом, пытается проникнуть в сущность соответствующих фактов и явлений. В этом ему помогает не только мышление и память, но и воображение, т. к. оно воссоздает целостный образ и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Воображение – это особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. Основная задача воображения - представление ожидаемого результата до его осуществления.

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие великие ученые и художники. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения.

С. Л. Рубинштейн пишет: «Воображение – это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов», он утверждает, что «любой образ может быть понят как процесс воспроизведения. Собственно каждый образ является в какой то мере и воспроизведением – хотя бы и очень отдаленным. Опосредованным, видоизмененным – и преобразованием действительного».

Л. В. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, принесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый ранее не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называм воображением».

По мнению Р. С. Немова «воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им».

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы и преобразовывать прошлый опыт.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция связана с мышлением.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен удовлетворять многие потребности, снимать напряженность.

3. Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека (восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций)

4. Формирование внутреннего плана действий – способности выполнять в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценки их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

Виды воображения:

По активности:

Пассивное (непроизвольное) - включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение. Новые образы возникают под воздействием малоосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах и т.п.

Активное (произвольное) Преднамеренное построение образов в связи с поставленной целью в той или иной деятельности. Возникает в раннем детстве, наибольшее развитие получает в детских играх.

Произвольное воображение включает репродуктивное или воссоздающее (воссоздание действительности такой, какая она есть) – это создание нового образа на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных и материальных моделей. И продуктивное или творческое воображение (действительность конструируется человеком, творчески преобразуется) - это самостоятельное создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.

По виду образов:

· конкретное

· абстрактное

По приёмам воображения:

  • Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
  • Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
  • Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
  • Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.

Основой создания любых образов фантазии является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль - отдаленная аналогия с космическим кораблем.

По степени волевых усилий:

· преднамеренное

· непреднамеренное

Немов С. Р. выделяет продуктивное воображение – это воображение, в котором сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется и воспроизводится, и репродуктивное – это воображение, задачей которого является воспроизведение реальности в том виде, как она есть, но есть и другие виды воображения. К ним относятся сновидения, галлюцинации, грезы и мечты.

Воображение тесно связано с творчеством. Рубинштейн С. Л. отмечал, что «воображение формируется в процессе творческой деятельности». Специализация различных видов воображения является результатом развития различных видов творческой деятельности и играет положительную роль.

Творчество - это создание чего-то нового. Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое вначале надо обозначить, представить, назвать.

Выготский Л. С. отмечает, что «для того, чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека». Он отмечает существование четырех основных форм, связывающих воображение с творческой деятельностью:

1) Любой образ воображения создается из образов, взятых из действительности и опыта человека, например: «избушка на курьих ножках». Образы из которых построен сказочный элемент, являются образами реальной действительности.

2) Сложившийся образ воображения является элементом действительности. Изучая рассказы историков или путешественников, человек представляет себе определенную картину какого–нибудь события. Представления человеком и являются результатом творческой деятельности.

3) На процесс творческого воображения оказывают влияние эмоции. Выготский Л. С. отмечает, что при создании нового образа проявляются такие же эмоции, которые закрепились в памяти совместно с ранее созданными образами.

4) Образ воображения может представлять из себя что-то совсем новое, которое не было в опыте человека (образ самолета вначале был воображением человека, а потом стал реальным, воплотившись в действительность).

Творческое воображение проходит определенный путь создания образов. Первый этап начинается с появления ребенка на свет. Воспринимая окружающий мир при помощи органов чувств, ребенок накапливает материал, который является базой для будущего творчества.

Второй этап - процесс переработки воспринятого материала. Главными составляющими второго этапа являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Выготский Л. С. отмечает, что «диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются». Умение выделения отдельных черт целого играет ведущую роль для творческого воображения.

Следующим этапом считается ассоциация – объединение диссоциированных и измененных элементов. Ассоциации могут происходить на различной основе и принимает различные формы образов.

Последним, завершающим этапом является процесс комбинирования образов, построение их в определенную систему.

Деятельность творческого воображения не может быть одинаковой у ребенка и у взрослого, так как в разные периоды жизни человека окружающая действительность воспринимается по – новому.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудится, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Date: 2015-12-12; view: 1509; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию