Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация фичических упражнений





Классификация физических упражнений - это разделение их на группы (классы) в соо! вегствии с определённым классификационным признаком.

В настоящее время известно более 300 классификаций физических уп­ражнении. Данный факт объясняется тем, что каждое упражнение обладает не одним, а несколькими характерными признаками, и, соответственно, может быть прел славлено в разных классификациях.

В историческом масштабе можно выделить естественные и:ак нашвае-мые аналитические упражнения. К естественным относятся упражнения, кото­рые военной из трудовой, боевой и бытовой деятельности, например: ходьба, бег, лазанье, пол зам ье, прыжки, метания, переноска тяжестей; плавание и т.д. Однако существую! упражнения, специально созданные в процессе развития теории и практики физической культуры. Эю так называемые аналитические упражнения. Их применяют для обучения основам движения, развития основ­ных фичичееких качеств, решения специальных пела! от ических и лечебных за­дач. К этой группе упражнений относятся упражнения на большинстве!имна-С1 ических снарядов, упражнения с разнообразными снарядами и предметами и др. Характерной особенностью такого рода упражнений является их значитель­ная отвлечённость от движений и действий, встречающихся в практической по­вседневной жиши.

На сегодняшний день в теории физической культуры к числу основных классификаций физически\_у1гражн_ений_О1ноеятся_еледую11ше:

1. Классификация упражнений по преимущественной целевой на­правленности их использования. По этому признаку упражнения подраздс-ляю1СЯ на: общеразвивающие. профессионально-прикладные, спортивные, вос­становительные, рекреационные, лечебные, профилактический и др.

2. Классификация упражнений но преимущественному воздействию на развитие отдельных качеств человека. По этому признаку выделяют уп­ражнения для развития силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, а также сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, эстетических, волевых ка­честв и т.д.

3. Классификация упражнений но преимущественному проявлению определенных двигательных умений и навыков. Здесь обычно выделяют ак­робатические, 1имнаетические, игровые, беговые, прыжковые, метательные и другие упражнения,

4. Классификация упражнений по структуре движении. В этом слу­чае упражнения подразделяются па циклические, ациклические и смешанные.

• К циклическим упражнениям относятся; ходьба, бег. плавание, гребля, продвижение на велосипеде, лыжах, коньках и т.д. Характерным при­знаком циклических упражнений является закономерная последовательное^, повторяемость и взаимосвязь самих циклов.

• К ациклическим упражнениям относятся: мешше диска, толкание ядра, метание молота, прыжки с места, гимнастические упражнения на снаря­дах, рывок и толчок штанги и др. В этом случае каждое упражнение представ­ляет собой законченное действие, повторение которою не вьпекас! из суш са­мого действия.

• К смешанным упражнениям относя!ся: прыжки в длину с разбега, прыжки с шестом, бег через барьеры, метание копья с разбега и з.д. То есть тго упражнения, в которых сочетаются действия циклического и ациклическою ха­рактера.

5. Классификация упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. В зависимости от того, па какие мышечные группы влияют те или иные упражнения, выделяют: упражнения для мышц шеи и затылка, спины, живота, плечевого пояса, плеча, предплечья, кисти, газа, бедра, голени, стопы,

Пример:

Такая классификация широко применяется при составлении комплексов силовых упражнений в процессе проведения жняпти по бодибил­дингу, атлетической гимнастике, пауэрлифтипгу. гиревому спорту и т.п.

6. Классификация упражнений по особенностям режима работы мышц. При этом выделяются динамические упражнения, статические, комби­нированные.

Динамические упражнения, в процессе выполнения которых мышцы, сокращаясь, укорачиваемся или удлиняются.

Статические (изометрические) - упражнения, при выполнении которых длина мышцы при сокращении остаётся неизменной.

Комбинированные упражнения, сочетающие оба режима работы мышц.

7. Классификация упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечении мышечной деякмьносш В этом случае раз­личают упражнения: аэробные, анаэробные, аэробно-анаэробные.

Аэробные - упражнения, в процессе выполнения коюрых энерго­обеспечение мышечной работы осуществляется в основном за ечс'1 процессов окисления с участием кислорода.

Анаэробные упражнения, в процессе выполнения которых энер­гообеспечение мышечной рабО1ы осущссшлясгся в основном в бескислород­ных условиях (на клеючпом уровне).

Аэробно-анаэробные - упражнения смешанного характера.

8. Классификация упражнений но интенсивности работы. Как пра­вило, в этом случае упражнения подразделяются на упражнения максимальной, субмаксимальной, большой, средней, малой и умеренной интенсивности.

Помимо укачанных классификаций сущее шукл и иные, например:

- по воздсйсIкию на различные системы и функции оркшизма (на раши-тие органов дыхания, кровообращения, вестибулярного аппарат и т.д.):

- по снарядовому признаку (без снаряда, со снарядами и т.д.):

- по предметным формам применения (гимнастика, спор г, шры. туризм и т.д.):

- по числу занимающихся, выполняющих упражнения (без партнёра, с партнёром, Ь группе).

7.5.5. Естественные силы природы и гигиенические факторы

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вола] являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической кулыуре еосственные силы могут быть использованы в двух на­правлениях:

во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими уп­ражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оп­тимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и Т.п.).

во-вторых, для закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в_виде специальны^ проце­дур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых во дейст­вие естественных факюров дозируется определенным обраюм.

Пребывание па открытом воздухе ускоряет обменные процессы в орга­низме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозювую дея­тельность, повышает общий тонус органичма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрес­сам.

В процессе целенаправленного использования естественных сил приро­ды для закаливания организма выделяю! четыре меюда:

- аэропрофи.шктика - обеспечение организма чистым воздухом е лопа­точным количеством кислорода; закаливание органичма прохладным и холод­ным воздухом при наличии одежды: закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны):

- гелиопрофилактика — закаливание организма солнечным облучением (солнечные взпны);

- .тдропрофилактика - купание в открытых водоемах при во (действии воздушной среды и солнечной радиации;

- смени климатических \щсловнй как способ закаливания организма (пр.. систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повыша-Ю1 устойчивоС1ь организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнении, позволяют применять значительную на!руч­ку, организовывать рациональный отдых, вызываю! у занимающихся положи­тельные эмоции, бодрость и жизнерадостность.

Пример:

Известно, что «высокогорных районах естественные силы

природы оказывают наиболее благоприятное воздействие на организм челове­ка. В частности, установлено, что во время тренировок спортсменов в этих и швчях попытаются функциональные возможности их организма. Так. Зим­няя Олимпиада в Солт-Лейк-Сити 12002), который расположен высоко в го­рах, аавнтся количеством мировых и олимпийских рекордов, установленных

спортсменами.

('.'. помощью физических упражнений и естественных сил природы мож­но развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспе-тшфическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перефузкам. состоянию не­весомости и др.

К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной и общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разносто­роннее влияние па организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм и правил является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физиче­ских упражнений, Кроме того, при создании необходимых гигиенических усло­вий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спор-I явного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе сис-1ематичееких занятий физическими упражнениями играет также научно обос­нованный режим.

Таким образом, грамотное использование физических упражнений, есте-С1 пенных сил природы И гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профес­сиональной и личной деятельности.

/. 6. Этапы развития теории физической культуры

Каждая вновь возникающая наука начинает своё развитие с накопления фактическою материала, описания и классификации явлений. Па более высо­ком уровне знаний, ко: да накоплен достаточный материал, наука получает воз­можность открывать законы и формулировав обобщающие теории.

Ярким примером подобного пути, пройденного наукой в процессе её развтия, являс1ся 1еория и методика физической культуры.

На нервом этане люди в результате повседневной деятельности получа­ли эмпирические знания о влиянии двигательных действий на организм. Нако­пление эмпирических знаний привело к осознанию «эффекта упражняемости>> и к познанию способов передачи опыта. Ого явилось одной из предпосылок воз­никновения физических упражнений и вместе с тем всей системы физической

культуры.

Второй этап характеризуется созданием первых методик но физическо­му воспитанию и охватывает периоды древних рабовладельческих государств и Средние века. Создание методик происходило на основании опыта, накоплен­ного педагогами, врачами, философами, с учётом «эффекта упражняем ост и», по

 

без учета фи шоло! ическою воздействия физических упражнений на организм человеку.

Примером могут служить системы воспитания молодёжи в лрсинефечс-ских юродах Спарте и Афинах, древней Персии. Египте. Первоначально разви­вались час!ные методики - оптимальные способы обучения конкретным дейст­виям: владению орудиями труда, охоты, войны, а также выполнению отдельных упражнений - плаванию, фехтованию, метанию копья, борьбе и т.п. Появились первые пособия по гимнастике, верховой езде, фехтованию и др.

По мере накопления опыта и осознания чначепия воспитания для духов­ного и физического формирования человека вочникла наука педагогика, кото­рая на первых порах своего ран вития чанималаеь вопросами моральною и фи­зическою (телесного) воспитания. Рачвише знаний и выявление специфики процесса фшического воспитания определило существенное оьтичие его целей, принципов, средств, методов от морального воспитания, что способствовало ею выделению в самостоятельную область знаний - науку о собственно физи­ческом (телесном) воспитании.

Начало тречьею эчапа обусловило развитие частных методик обучения тому или иному двщательному умению, в процессе которою обнаружилось, что в основе их осуществления лежат обшне фундаментальные закономерно­сти. Так. методика обучения гимнастическим, легкоатлетическим и дру!им уп­ражнениям имеет в своей основе общие закономерности формирования двига­тельных навыков. ра(вигия физических качеств и обшие закономерности управления этими процессами. Таким обратом, осуществилась интеграция на­учных чнаний в единую теорию и методику фшического воспитания,

Чеч вёртый этап - создание теории и методики физически о воспитания как самостоятельной научной и ученной дисциплины в России охватывает пе­риоде конца XIX столетия по 1917г.

большой вклад в развитие ТФВ внесли ученые Пётр Франневич Лес;аф1 {1837-1909). Жорж Деыени(1850-191 7} и др.

П.Ф, Лесгафт стремился обосновать систему физическою воспитания соьиасно физиологическим закономерностям и возрастным особенностям зани­мающихся, что послужило основанием для формирования педаюгических принципов последовательности, постепенности, гармоничности фшического развития. Г лавпой шдачей П.Ф. Лесгафт счгпал воспитание физически, нравст­венно, духовно, ишеллек1уально гармонично развитого человека.

Жорж Демени. разрабатывая систему обучения движениям, обращал внимание на последовательность перехода от простых упражнений к более сложным, от лёгких к более трудным, от извеа ных к ней!веетпым.

Пятый этап интенсивною развития науки о фшическом воспитании и одновременное формирование обобщающей дисциплины - теории и методики физической культуры начался в России после 1917-го года, Этот Э1ап харак­теризуется изучением биологических обоснований двигательной активности и педагогических принципов их испольчованич.

Работы физиологов И.М. Сеченова (фшиолошя нервной системы, дыха­ния чтомлснля. природа произвольных движений и психических явлений). [1.П. Павлова (филюлсмия высшей нервной деятельное!л. жизнедеятельности целостною организма во взаимосвязи с внешней средой), Н,1:. Введенскою и д д. Ухюмского (процессы побуждения и юрможения нервной и мышечной ткани). Н.А. Ьерпппейна (физиология построения движений), Г.В. Фолъоорта и Ч В. Днлла (рачий Iне процессов утомления и восстановления) и других учёных лени р. основу обоснования педагошческих закономерностей физического вос­питания, обоснования теории обучения двигательным действиям, развития фи-шческих способностей уже не только для гармоничного их развития, но и для споршвно! о совершенствования.

Формировавшаяся в чш годы 1еорин фишчеекой культуры тюсшвила своей задачей интеграцию научных чнаний а единую дисциплину. В 1925 1. 1еоретики физической культуры выделили три определяющих признака физи­чески культурного человека: его физическое, психическое, социальное здоро­вье. Интересно отметить, что через 50 лет (в 1975 году) Всемирная организация здравоохранения определила ЗДОРОВЬЕ как «состояние полного физическою, оушеююго ч социальном благополучия, а не только отсутствие фи-зическш

йефсктан».

В 70-е гг. XX века существенное влияние на формирование общей тео-рии фичической культуры оказало рашитие социологии, анфопологии, соци­альной психологи, общей теории воспитания и других наук. Ведущим теоре­тиком и ишеграюром научных знаний в обласш фшической культуры стал профессор Лев Павлович Матвеев.

В чю же время про!ресснвныс учёные в области медицины начинают обращать внимание на здоровье человека не с точки зрения наличия или отсут­ствия у не! о болезни, а с позиций меры здоровья, жизненных сил. позволяющих ему обеспечивши свою жизнедеятельность и прошвоечоятъ неблагоприятным условиям окружающей среды и возникновению заболеваний. Вопросами здоро-иого обра!а жи ши. здоровья и роли двигательной активности в жизни человека начинаю! заниматься медики, что обусловило появление новой науки валео-логии (\а!ео от лат. - иравовова^ь. бьпь здоровым).

По мере того, как возрас|али потребности в приобщении к ценностям физической культуры различных возрастных групп людей, выделился ряд со­циально важных компонентов и форм использования физической культуры: бытовые формы самодеятельных заняшй физической культурой, производст­венная физическая культура, рекреационная, реабилитационная, адаптивная и

др.

Смещение приоритетов государственной политики в сторону личност­ных аофебностей в 90-е п. XX столетия обусловило начало шестою этапа развита физической культуры.

В начале 1990-х гг. на базе традиционных видов спорта начали интен­сивно развивался новые виды летательной активности. Спрос населения на рекреационные развлечения и оздоровление с использованием двшателыюй

 

активности развивает предложение. Открытие физкультур но-оздоровительных групп на коммерческой основе вызывает естественную конкуренцию и желание лрелложть что-то новое, отличное от того, что уже есть. Занятия физическими упражнениями в определённых слоях отнесгва переходя! ю разряда скучных и обязательных в разряд модных, элитарных. Таким образом, интенсивно разви­вается методика использования градационных видов гимнастики, акробатики, плавания, тяжёлой атлетики в рекреан и он но-оздоровительных целях, что при­водит к привлечению из-за рубежа новых тсхноло) ий в виде современных тре­нажёрных устройств, новых ей лов двигательной активности - аэробики, шей-пинга. степ-аэробики, с лай л-аэробики и др. На основе интеграции различных видов упражнений возникают новые их вилы: сочетание аэробики и плавания -аквааэробика, велосипеда и гимнастики - нелокинетика, акробатики и упраж­нений со скака,1!кой -роуи-скинпинг и т.п.

Сегодня теория и методика физической культуры - вполне сформиро­вавшаяся самостоятельная научная дисциплина. По своему основному содер­жанию она относится к общественным гуманитарным наукам, поскольку ее ин­тересует человек и социальные факторы его направленного развития я воспи­тания. Вместе с тем теория и методика физической культуры решает проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных дисциплин. Она тесло связана с общей педагогикой, общей и возрастной психологией. Философия лает ей ме­тодологическую основу познания, опираясь па которую учёные получают воз­можность объективно оценивать действие социальных законов в области физи­ческой культуры и спорта, проникать в сущность проблемы, обобщать, анали­зировать и открывать новые закономерности. Связь с биологическими науками продиктована необходимостью изучения реакций организма занимающихся на воздействие средств физического культуры. Только учитывая анатомические, физиологические и биохимические;акономерности. протекающие в организме человека, молено говорить о положительном эффекте иняшй физической куль­турой.

/. 7. Функции и принципы физической культуры как социального явления

Физической культуре как органическому виду культуры обществу при­сущи три категории функции: обще культурные, специфические, частные.

К общеку.1ътурным функциям можно отнести: общеобразовательную, воспитательную, нормативную, преобразовательную, познавательную, ценно­стную, ориентационную, коммуникативную и многие дру) ие культурные функ­ции. При этом основная функция культуры вообще чаключается в формирова­нии ценностей, выступающих в качестве средств и способов прогрессивною ранштия человека и общества.

Специфические функции физической культуры можно свести в следую­щие группы:

* образование налприродпой телесности, общефизическое развитие и укрепление доровья людей вне зависимости от возраста, пола, степени физи­ческого развития: совершенствование физических качеств, формирование ц со-

вершенствование двигательных навыков: противодействие неблагоприятным условиям жинти и быта; создание основы для здоровою образа жизни и т.п.:

• физическая подготовка людей к трудовой деятельности и защшс Родины (повышение раб ого способности, устойчивости к неблагоприятным ус-ювиям труда, пшокииезии и шподинамии, профессионально-прикладная фи­зическая подготовка и 1.П.):

• удовлетворение потребности людей в двигательной деятельности и рациональном использовании свободного времени (развлечения, игры, актив­ный отдых):

• раскрытие функциональных резервов и адаптационных возмож­ностей человека,

Частные функции это функции компонентов физической культуры.

Общими принципами, на которых основывается современная система физической культуры, являются:

- принцип всестороннего гармоничного развития личности;

- принцип взаимосвязи с трудовой и оборонной деятельностью:

- принцип оздоровительной направленное!и.

ВОШ'ОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:

1. Дайте определение понятию «культура».

2. Дайте определение понятию «культура физическая» и объясните се связь с об­щей культурой.

3. Какие вы зпае!е виды физической культуры?

4. Г какими попятятся теории фшической культуры вы знакомы?

5. 11лч|)ыпе и охарактеризуйте средеIна физической культуры.

6. В чём проявляется влияние физических упражнений на организм человека? Т. Какие факюры определяют воздействие физических упражнений на организм человека?

8. С какими классификациями физических упражнений вы знакомы?

9. Охарактеризуйте естественные силы природы как одно из средств физической кулы\ры.

10. Охарактеризуйте I ш иеничсские факторы как одно из средств физическом куль-|уры.

11. Наадвше и охарактеризуйте * даны развития теории физической кулыуры.

12. Назовите основные функции и принципы физической культуры как социально­го явления.

 

Date: 2015-12-13; view: 533; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию