Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация дислалии, хар-ка осн-х форм





Различают в зависимости от дефектов произношения: простая (4 звука) и сложная (5 и более); от группы звуков: мономорфная (одна группа звуков - шипящие) и полиморфная (одновременно 2 или несколько групп); по этиологическому признаку: функциональная (Н звукопроизношения при отсутствии орган. нарушений в артикул. аппарате): моторная – нет согласованности в работе артикуляционного аппарата; сенсорная – снижена способность саморегуляции произвольного внимания при воспроизведении звукови механическая (отклонения в строение губ, зубов, языка, челюстей, неба; возникает в детстве; нарушается произношение 1 или нескольких звуков).

Различают 3 формы нарушения звуков: 1 Искаженное произношение (горловое Р) – ненормированное воспроизведение звуков в силу неправильно сформированных артик. позиций. Звук произносится как несвойственный фонет. системе родного языка. 2 Пропуск в речи звука (КООВА-КОРОВА) – звук не опознается в потоке речи. 3. Замена одного звука другим. Не образуется акустические или артикуляционные образы отд. звуков фонемы не отличаются по своему звучанию. 4 Смешения – артикул. уклады сформ., но нет умения различать некоторые позиции (изол. есть, в самост. речи - нет).

Выделяют: фонологические или фонематические нарушения (Р.Е.Левина, Ф.Ф.Рау) – замены + смешения из-за недостаточной сформированности фонематического слуха или его нарушение; нарушается вся система языка; антрофонические или фонетические (Ф.Ф.Рау) – искажения из-за недостаточной сформированности или нарушения артикуляционной моторики; нарушается произносительная система языка. Если звуки одной группы заменяются, а другой – искажаются, то это фонетико-фонематические нарушения.

Выделяют уровни нарушенного произношения:I – полное неумение произнести звук; II –произносит звук изолированно, но искажает или пропускает в словах и фразах, звук не автоматизирован; III –смешивает звук с другим в речевом потоке– звук не дифференцирован.

Различают три формы функциональной дислалии:

Акустико-фонематическая: дефекты вследствии избирательной несформированности операций переработки фонем в сенсорном звене (опознание, узнавание, сличение акустичсеких признаков и принятие решения о фонеме). Дефекты звукового оформления речи обусловлены недостаточностью фонематического слуха, ребенок не опознает акустический признак звука, уподобляет акустически сходные фонемы друг другу, неправильно воспроизводит звук (РЫБА-ЛЫБА), смешивает Л-Р, Ж-Ш, Д-Т,Г-К, З-С, нет нарушений физического слуха, избирательно не формируется функция слухового различения фонем.

Артикуляторно-фонематическая: обусловлена несформированностью операций отбора фонем по артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи. Выделяют два вида: 1) у ребенка полностью не сформирована артикуляция, отбирает близкий по артикуляции звук-субститут (Р-Л), заменяет звуки более простыми артикуляциями (С-Ш, З-Ж, Т-К, Д-Г, С-СЬ, Л-ЛЬ, Т-ТЬ, Ц-Ч, Л-Р); 2) артикул. база сформирована, усвоены артик. позиции, но осущ. неправильный выбор (смешение) из-за нарушений операций отбора фонем по артикул. признакам; фонематический слух не сформирован.

Артикуляторно-фонетическая (ФФН): дефект произношения обусловлен неправильно сформированными артикуляционными позициями;звуки произносятся искаженно для фонеической системы данного языка; нарушаются переднеязычные невзрывные и заднеязычные взрывные.

4.Методика логопедического воздействия при дислалии.

Цель: формирование умений и наыков правильного звукопроизношения.

Задачи:

- форм. умение узнавать звуки речи по акустическим признакам и не смешивать их в восприятии.

- форм. умение принимать необх. артик. позиции, обесп. нормированный акустический эффект звука.

- варьировать артик. уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с др. звуками в потоке речи.

- безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

Принципы (общедидактические + специальные)….

Частота: 3-4 занятия по 10-15 мин. при условии ежедневных занятий с родителями.

Сроки: простая – 1-3 м., сложная – 3-16 м. Зависят от степени сложности, регулярности занятий, от микросреды, участия родителей, индии. и и возр. особенностей.

Логопедическая работа проводится в три этапа(Левина):

1. Подготовительный. Цель: включить ребенка в целенаправленный логопроцесс. 1 Формирование положительной установки на занятие, осознанного отношение к ним. 2. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления. 3. Формирование тонких движений органов артикуляции (артик. гимнастика на тренировку подвижности, переключаемости– динамические упр-я, удержания – статические упр-я). 4. Развитие фонематического слуха (формирование фонематического восприятия (улавливание различия между правильным и искаженным звуком);развитие слух. контроля; развитие слух. внимания, слух. памяти, развитие навыков слух. анализа). 5 Отработка опорных звуков, сходных с нарушенными по артикуляции, но произносимые правильно. От них будут вызываться правильные звуки (С-И, Ф; Ш – Т, С, Л – Т, Ы).

2. Этап формир. первичных произносительных навыков. Включает 3 этапа:

Постановка звука. Цель – добиться правильного звучания звука.Сущ.3 способа постановки:

по подражанию: фиксируется внимание на определенном положении органов артикуляции (зрит. контроль) + слуховой+ тактильно-вибрационные ощущения (струя). Испол. опорные звуки.

– с механической помощью: используются шпатель, зонды, подручные средства. Ребенок более пассивен, сам не осуществляет поиск артикуляции.

смешанный (подражание + объяснение, мех. помощь как дополнение).

В качестве исходной основы берется слог (Ш-ШТА, С – СЫ, Л - ЛА)

Автоматизация звука комплекс тренировочных упр-й со специально подобранным речевым материалом (без нарушенных звуков). Цель – добиться прав. произнесения звука в речи.

Стратегия: постепенное последовательное введение звука в слоги, слова, предложения и самостоятельную речь; к новому материалу можно переходить только если усвоен предыдущий

Алгоритм автоматизации:

в слогах: прямой (СА), обратный (АС), звук между гласными (АСА), со стечением (СТА, СПА).

в словах: звук в начале слова, звук в конце слова, звук в середине слова без стечения, звук в середине слова со стечением согласных. Учитывается структура слов (количество слогов) и берутся только знакомые слова.

в предложениях: простое двусоставное (СОНЯ СПИТ), распространенное (СОНЯ СЛАДКО СПИТ)

в тексте: чистоговорки, предложения, стихи

Приемы: отраженное повторение за логопедом, называние слов по картинкам, придумывание слов на звук, звуковой анализ и синтез, творческие упражения и игры.

Дифференциация звука. Цель – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в речи (иногда этап опускается)

Стратегия: постепенная последовательная дифференциация сначала изолированных звуков, затем в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках, в стихах, в рассказах, в самостоятельной речи. Одновременно для дифференциации берется одна пара звуков (Ч, Ц, Щ: Ц-Ч, Ч-Щ, Ц-Щ). Одновременно можно работать над двумя звуками, если они контрастны (С и Р). Оодновременно с исправлением звукопроизношения ведется словарная работа

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков. Цель – сформировать умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения

Стратегия:используются тексты, применяются различные виды речи (диалог, монолог), используются творческие упражнения, твор. игры с элементами логоритмики.

 

16. Ринолалия: опред, причина.механизмы и симптоматика

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами реч. аппарата.

При N фонации носовая и ротовая полости отделены (небно-глот/ смыкание) происх. путем сокращения мышц мягкого неба и боковой и задней стенок глотки (валик Пассавана). Мягкое небо непрерывно опускается и поднимается на разную высоту. Самое сильное смыкание –С, самое слабое –В. При ринолалии нарушается небно-глоточное смыкание.

 

 

Date: 2015-12-13; view: 598; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию