Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Это интересно





 

И в заключение хотелось бы сказать несколько слов о гигиене Средневековья. Мы, избалованные дарами цивилизации, не представляем жизни без проточной воды, электричества, телефона (не простого, а мобильного), туалета, в котором «Доместос» убил все знакомые микробы. Нас не удивишь ежедневными ваннами, гигиена стала неотъемлемой спутницей здоровья. Но так было далеко не всегда. Хотя обычай принимать ванну зародился очень давно, и доказательством тому служат остатки многочисленных римских бань, доживших до наших дней.

В эпоху раннего Средневековья люди довольно трепетно относились к чистоте своего тела. Несмотря на скученность населения в городах и отсутствие канализации, богатые горожане утром принимали горячую ванну в деревянной бадье. В подвалах за$мков феодалов были оборудованы парилки с деревянными полами и лавками. В предбаннике хранились огромные кувшины с настоями ароматных растений и трав. Простые горожане, не имевшие средств содержать собственные бани, посещали общественные. Однако было одно «но»: купание в общественных банях было совместное, что привело к нарушению этических норм. Бани были объявлены притонами разврата, а банщики, совмещающие обязанности цирюльников и парикмахеров, названы бранными словами.

В то время были выпущены правила поведения, предписывающие перед едой и особенно утром омывать руки и лицо. В средневековых замках во Франции сохранились небольшие помещения с фонтаном посредине, на стене или на поверхности которого была сделана надпись в назидательном характере: «Нужно мыть руки, чтобы быть чистым, идя к столу».

Во время обеда руки вытирали салфетками, специальными полотенцами. Затем мыли у фонтана. Перед отходом ко сну обязательно мыли ноги. Бедные люди – горожане и крестьяне – пользовались для мытья корытами, тазами и кувшинами. В 1292 году в Париже при численности населения 150 тысяч было не менее 26 бань, работавших ежедневно, кроме праздников и воскресных дней. Функцию водопровода выполняли водоносы, которые доставляли воду в дома за определенную плату.

На курортах было принято принимать минеральные ванны, причем лечение совмещалось с развлечением (как обычно – приятное с полезным). На немецкой гравюре XVI века «Купание» были изображены мужчина и женщина, сидящие в деревянном коробе. Посередине стоит стол в виде доски, уставленный яствами, а за коробом – купальные принадлежности и музыкант в капюшоне шута. Надо полагать, что во Франции картина «принятия ванны» ничем бы не отличалась.

Постепенно гигиена пришла в полный упадок, особенно среди богатых. Некоторые исследователи считают, что причиной этому было появление ночного белья. Начиная с XV века установился обычай перед сном надевать длинную ночную рубашку и колпак, а утром, встав с постели, надевали дневную одежду. Если ранее, встав ото сна, садились в корыто или лохань с водой, то теперь об этом забывали. Хотя такое объяснение кажется нелогичным: неужели дневную одежду приятнее надевать на грязное тело, чем на чистое?

Некоторые исследователи склоняются к тому, что истинная причина упадка гигиены кроется в отсутствии водоснабжения в быстро растущих городах. В эпоху Ренессанса в Париже вода была на вес золота, на весь город имелось около сорока колодцев и такое же количество фонтанов. Профессия водоносов, разливавших ледяную воду, стала популярной и хорошо оплачиваемой, так как источники воды были расположены далеко от города и водоносам приходилось проходить огромные расстояния. Историки подсчитали, что средняя парижская семья в день тратила 12 – 15 ведер для всяких нужд, включая стирку, мытье, полоскание. Так как количество купален и бань сократилось, то на 1000 – 1200 жителей приходилась одна ванная, поубавилось и умывальной утвари.

Однако в учебниках хорошего тона XVI века настойчиво продолжают напоминать о том, что «лицо и руки рекомендуется мыть ежедневно». Философ и писатель Монтень очень сетовал на то, что его соотечественники перестали принимать ежедневные ванны, способствующие восстановлению бодрости духа. Он писал: «Я высоко ценю полезную для здоровья ванну и думаю, что мы навлекаем на себя недомогания, утратив обычай, соблюдавшийся в прежние времена». В домах богатых горожан и знати продолжали подавать дорогие миски или небольшие тазики с водой для полоскания рук, но обычай мыть руки перед едой постепенно был утерян. Вместо этого гости в угоду хозяину обмакивали кончики пальцев в воду, быстро вытирая их салфеткой.

Теперь наличие ванны стало символом богатства, вместе с тем даже в богатых домах ваннами пользовались редко, а помещения ванных комнат стали использоваться не по назначению. В королевских дворцах в Париже, насчитывающих более 200 покоев, для туалетной комнаты была отведена маленькая каморка. Вошло в обычай ванну принимать только в случае болезни, а в обычные дни ограничивались протиранием рук и лица ароматическими эссенциями, используя ватные тампоны. Королю Людовику XVI камердинер каждое утро наливал на руки несколько капель винного спирта. В это время, чтобы как‑то подвести «научную» основу под вопиющее несоблюдение элементарных норм гигиены, было распространено мнение, что вода приносит вред коже, поэтому лучше вместо умывания протирать ее разбавленным уксусом или спиртом.

Пренебрежение нормами гигиены повлекло за собой катастрофические последствия. Европу охватили опустошающие эпидемии. В 1347 – 1350 годах эпидемия чумы – черная смерть – унесла 25 миллионов жизней. Одну четвертую часть населения континента! А дочь одного из французских королей умерла – стыдно сказать! – от вшивости.

Можете себе представить, как «благоухали» немытые тела французов (да и всех европейцев)! Вот и пришлось французскому королю Людовику XIV издать эдикт, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

 

 

Конечно же, духи изобрели вовсе не французы, как многие полагают (наверное, потому, что французы пользовались ими больше других европейцев). Тайны составления духов пришли из древности.

Духи были известны еще в Древнем Египте и Иудее. Царица Клеопатра однажды встретила посланца Рима Марка Антония на корабле, паруса которого были обильно надушены. Упоминания об ароматических веществах и даже некоторые рецепты можно найти в Библии. Средиземноморская цивилизация во времена Карфагена до начала Пунических войн строилась вокруг «торговли ароматами». Древние римляне считали духи афродизиаками – средствами, которые разжигают в человеке любовный огонь. Популярны были духи и на исламском Востоке. В Европу пряности, духи и познания парфюмеров проникли именно с Востока – через завоеванную маврами Испанию. Крестовые походы укрепили любовь европейцев к духам, но в Средние века гонения церкви на «плотскую красоту» практически свели их использование на нет.

Моду на ароматы возродила эпоха Ренессанса. С тех пор духи были средством обольщения, и в книге Брантома[52]«Галантные дамы» описывается некая придворная, которая носила под платьем губки, пропитанные мускусом и амброй, «чтобы не пахнуть кисло, как баран». А король Генрих IV, наоборот, предпочитал «естественный» запах своей любовницы Габриель д’Эстре и всегда предупреждал ее заранее о своем приезде: «Завтра я буду в Ваших объятиях. Прошу Вас, моя милая, не мойтесь». Во Франции производством ароматов по традиции занимались перчаточники. До 1614 года они не имели права называться парфюмерами, и только в марте 1656 года французский парламент зарегистрировал эту профессию.

В XVII веке Европу охватил настоящий парфюмерный бум: в те времена даже королевы сами составляли для себя духи. Над этой забавной ситуацией посмеялся великий Мольер в одной из своих пьес. Людовику XIV, который ранее обязывал своих подданных использовать ароматы, суета его подданных вокруг духов в конце концов так надоела, что он даже намеревался запретить ими пользоваться.

Говорят, что Наполеон Бонапарт чрезвычайно любил пользоваться духами. Он ежедневно расходовал один‑два флакона пахучей жидкости. А его поставщиком был Жан‑Мари Фарина, знаменитый создатель «кельнской воды» (одеколона, что дословно означает «вода из Кельна»). В ссылке на острове Святой Елены Наполеон был лишен возможности пользоваться любимыми духами, и местный парфюмер составил для него новые. Недавно их воссоздали по записям, сохраненным наследниками парфюмера. Во Франции эти духи сейчас продаются, но, увы, «аромат Наполеона» напоминает обычный цветочный одеколон.

 

 

III

Date: 2015-12-13; view: 228; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию