Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественное движение 40-х гг





5.1. Славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х годов. Его идеологами были литераторы и философы А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин и др.

В современной литературе славянофильство характеризуется как либерально-консервативное течение, представлявшее собой одну из русских национальных форм либеральной идеологии.

В отечественной историографии существуют и иные оценки сущности славянофильства. Зачастую его трактуют как консервативное направление и даже – как «реакционно-национальную идеологию класса помещиков».

Идеи славянофильства. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от Шевырева, Погодина и Уварова, главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. Одновременно, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства:

– важнейшей характеристикой российского общества и российского государства является народность, а в основе самобытного российского пути развития лежат православие, община и национальный русский характер;

– в допетровской России власть находилась в гармонии с народом в противоположность Европе, где обострялись социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

– основы русской общественной жизни заключаются в общинном строе в деревне, коллективизме, соборности;

– Россия развивается ненасильственным путем;

– в России духовные устремления преобладают над материальными ценностями;

– Петр I насильственными методами внедрял опыт, механически заимствованный у Запада, что привело к нарушению естественного характера развития России, внесло элемент насилия, законсервировало крепостничество и породило социальные конфликты.

Цели и средства славянофилов. Крепостное право необходимо ликвидировать, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни (речь шла лишь о духовном укладе, славянофилы не выступали против современной техники, железных дорог и промышленности);

– для определения пути дальнейшего развития необходимо созвать Земский собор;

– славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые «сверху» под воздействием общества по принципу: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Сами они ограничивались творческой и публицистической деятельностью.

5.2. Западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т. Н. Грановского, К. Д. Кавелина, П. В. Анненкова, Б. Н. Чичерина, С. М. Соловьева, В. П. Боткина, В. Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, обновлению ее общественного строя. Представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество вместе с тем значительно отличалось от него, ибо формировалось в условиях отсталой крестьянской страны и деспотического политического режима.

В советской историографии западничество характеризовалось как идеология нарождающейся буржуазии, в современной отечественной литературе – как течение российской интеллигенции, стремившейся воплотить в России основные ценности либерального Запада – свободу и права личности, конституционный порядок и пр.

• Наиболее ярко идейные особенности западничества проявлялись в его оценках характера развития страны и методов ее переустройства. Основные идеи и методы деятельности западничества:

– Россия, развивающаяся по универсальным законам истории, отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей;

необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая по примеру Петра I достижения и духовные ценности Запада, но сохраняя при этом национальную идентичность;

– в России следует утвердить либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, создав необходимые культурные и социальные условия, просветив народ, установить конституционную монархию;

– важно развивать рыночные отношения, предпринимательство, промышленность и торговлю, принять законы, защищающие частную собственность;

– необходимо отменить крепостное право, передать крестьянам землю за выкуп;

– следует развивать образование и распространять научные знания;

Цели и средства западников. Свою публицистическую, научную и преподавательскую деятельность западники направляли как на формирование общественного мнения для подготовки преобразований России, так и на «воспитание» правительства в либеральном духе;

– единственно возможным средством обновления России они считали реформы «сверху», т. е. преобразования, проводимые самодержавной властью в общенациональных интересах, призванные смягчить социальную рознь и предотвратить угрозу народных выступлений.

5.3. Революционная демократия.

Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости – социализма. Однако среди приверженцев социалистического идеала отсутствовало единство по вопросу методов достижения избранной цели, велись споры о предпочтительности радикальных реформ или народной революции.

Теория «русского общинного социализма» (народничество). Основоположником теории выступил А. И. Герцен, другими идеологами – Н. Г. Чернышевский, Н. П. Огарев, Н. А. Добролюбов, М. А. Бакунин, которые ставили своей целью «достижение социализма как общества справедливости».

Основные идеи Герцена, сформулированные им в эмиграции, заключались в следующем:

– достичь цели (т. е. социализма) можно, опираясь на сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

– необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу и могут вызвать неисчислимые бедствия в России, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества – к социализму;

– на пути к социалистическому идеалу предстоит преодолеть основные препятствия: крепостничество, «немецкую монархию», патриархальные порядки самой общины, душащие инициативу и свободу личности;

– желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, одно время Герцен считал, что в России следует осуществить социальную революцию, звал ее «к топору». Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходим не «топор», а лишь – «метла». Он осознал всю опасность «крестьянской революции», которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы, проводимые под давлением общества;

– следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

Практическая деятельность. В. Г. Белинский занимался публицистической работой и литературной критикой, в частности он написал письмо к Н. В. Гоголю, в котором опроверг вывод великого писателя о «разумности» самодержавия и крепостничества.

Герцен издавал в Лондоне газету «Колокол», в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию «русского социализма».

Бакунин участвовал в европейской революции 1848–1849 гг., работал в Первом Интернационале, создал на Западе ряд революционных организаций, стал теоретиком анархизма.

Чернышевский, став крупным журналистом, развивал и пропагандировал в закамуфлированной форме идеи «русского социализма».

5.4. Петрашевцы. Члены кружка, собиравшиеся на квартире М. В. Буташевича-Петрашевского (1845–1849), в составе Н. А Спешнева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. Н. Плещеева, Ф. М. Достоевского и др. говорили о необходимости отмены крепостного права, изучали произведения Ш. Фурье и других европейских социалистов. Небольшая часть петрашевцев склонялась к идее создания тайного общества и подготовки народного восстания. Однако все ограничилось лишь теоретическими дискуссиями и издательской деятельностью. В 1849 г. кружок, преданный внедренным в его ряды провокатором, был разгромлен. Охранное отделение сфабриковало дело против его членов, обвинив их в антигосударственном заговоре. Военный суд приговорил часть петрашевцев к расстрелу, но в последний момент благодаря «императорской милости» смертная казнь была заменена каторгой и ссылкой.

5.5. Основные черты периода. Общественная жизнь в стране активизировалась. Расширилась социальная база общественного движения, увеличилось число людей, на которых оно воздействовало. Произошло идейное оформление официально-консервативного направления, славянофильства, западничества и революционного радикализма, тесно связанного с социалистической идеей. Именно в этот период вызревали предпосылки для бурного развития общественного движения пореформенной эпохи.


6. «Мрачное семилетие» (1848–1855)

После европейских революций 1848–1849 гг. политика подавления инакомыслия, проводившаяся Николаем I, усилилась: был запрещен выезд российских подданных за рубеж, ввоз иностранной литературы и т. д. В результате интенсивность общественного движения понизилась. Начало тяжелой для России Крымской войны 1853–1856 гг. также не способствовало его активизации.

Лишь в эмиграции наблюдалась некоторая активность. В Лондоне Герцен основал в 1853 г. Вольную русскую типографию, где печатались листовки и с 1855 г. альманах «Полярная звезда».

Выводы

1. Несмотря на реакцию (по словам А. И. Герцена – «внешнее рабство»), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить «внутреннюю свободу» – независимость и свободомыслие духовной элиты.

2. Происходило усложнение общественной мысли, появились самостоятельные и самобытные, учитывавшие национальную специфику идейные течения.

3. Началась дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливали интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России.

4. В обществе и части бюрократии создалась духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества.

5. Общественное движение страны оказывало значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, взявшая на себя функции негласного «духовного парламента» России, придавала общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливала их воздействие на общество.

Вопросы и задания

1. Какие факторы воздействовали на развитие общественного движения в России в годы николаевской реакции?

2. Каковы особенности и основные этапы общественного движения в России 30—50-х гг. XIX в.? Почему оно не выходило за рамки кружков, литературных и аристократических салонов?

3. Какую роль играли художественная литература и литературная критика в общественной жизни России 30—50-х гг. XIX в.?

4. Проанализируйте основные идеи «Первого философического письма» П. Я. Чаадаева. Попытайтесь выявить их внутреннюю противоречивость. Как русский философ объяснял и оценивал особенности исторического развития России? Был ли он русофобом или подлинным патриотом? Что из его идей развили славянофилы, а что – западники?

5. Какие вопросы из прошлого и настоящего России оказались в центре идейных споров 30—50-х гг. XIX в.? Почему?

6. Расскажите об основных положениях идеологии славянофилов? Какие ее элементы позволяют отнести славянофильство к либеральному, а какие – к консервативному течению?

7. Чем был вызван раскол западничества на либеральное и демократическое направления? Что было между ними общего, а что отличало друг от друга?

Литература

Аксаков И. С.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Булгарин Ф. В.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Герцен А. И.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Грановский Т. Н.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

История России с древнейших времен до 1861 года/Под ред. Н. И. Павленко. М., 2000.

Киреевский И. В.//Отечественная история: Энциклопедия. Т. 2. М., 1996.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX в. М., 1993. С. 174–187.

Рудницкая Е. Л. Поиск пути. Русская мысль после 14 декабря 1825 года. М., 1999.

Секиринский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы. М., 1993.

Тарасов Б. Н. Чаадаев. М., 1990.

Энциклопедия для детей. Т.5. 4.2. История России. От дворцовых переворотов до эпохи Великих реформ. М., 1997.

Date: 2015-12-13; view: 592; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию