Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Форма сообщения

В структуру анекдота нередко включаются невербальные компоненты (жест, мимика, фонация) как знак, часть текста анекдота. Если невербальный компонент используется одновременно с вербальной частью (указательным местоимением или наречием, междометием, эллиптическим предложением и т.д.), то он ее подчеркивает, усиливает:

Сын спрашивает у отца:

- Папа, как различить умных и глупых?

- Понимаешь, сынок, умные, когда не знают, чешут голову так (потирает лоб), а глупые – так (чешет затылок).

- Папа, а ты умный?

- Надо подумать, сынок… (чешет затылок).

Нередко эффект анекдота строится на противоположном или противоречащем значении жеста по отношению к словесному значению или интонационной оформленности, «иллюстрирования, разыгрывания» анекдота. Часто анекдот состоит только из жестов, которые замещают высказывания. Так, комизм следующего анекдота основывается на его разыгрывании:

– Але! Але-о! Слышишь? Сейчас перезвоню.

– Але. Вот теперь слышно. Записывай. Ночь.

– Але, слышишь? Но-очь. Да не дочь, ночь. Николай. Ночь. Улица. да. улица!фонарь. Алеее!!! Фонарь-фонарь-фонарь. А-пте-ка. Блиииин, щас смс-кой скину.

МЕГАФОН. Будущее зависит от тебя.

В пародии на рекламу мобильного оператора используется аллюзия/реминисценция на стихотворение Маяковского. Здесь иронический смысл анекдота базируется на двух параметрах: «код коммуникации» (обыгрывание прецедентного феномена) и «канал связи»

Комический эффект нередко возникает из-за несоответствия жанра высказывания стереотипной ситуации:

Зашел королевич в пещеру, а там девица-красавица в хрустальном гробу лежит. И надпись: «Выдерни шнур. Выдави стекло».

Комический смысл анекдота строится на несоответствии жанра «инструкция» контексту сказки.

3.7. Неправильное восприятие параметра «коммуникативное событие»

Параметр «коммуникативное событие» отражает определенную последовательность речевых действий в рамках стереотипной ситуации. В памяти человека представление о стереотипных событиях хранится в виде сценария – списка простых событий, задающих стереотипный эпизод; это такая репрезентация структуры данных в глубинах нашего сознания, которая управляет процессом осмысления и позволяет связывать в единое целое смысловые блоки, воспринимаемые из объективной реальности. Сценарий фиксирует знания человека о динамических изменениях, происходящих в мире во времени. Он представляет собой дискретный блок, состоящий из фиксированного набора дискретных действий, имеющих строгий линейный порядок; имеет он и жесткие дискретные границы (действие-начало и действие-конец).

Основной причиной комического эффекта в анекдоте является «непопадание во фрейм» (неправильное восприятие речевого события/ситуации одним из персонажей анекдота). Так, например, в следующем анекдоте происходит смешение фреймов «поездка в такси» и «танцы»:

Из ресторана выходит захмелевшая дама:

- Такси?

- Да.

- Свободен?

- Да.

- Потанцуем?

Комический смысл анекдотов основан на разрушении привычных, конвенциональных представлений коммуникантов о мире, его устройстве и о месте в нем человека: 1) несовпадение фоновых знаний коммуникантов, относящихся к разным социальным или этническим группам; 2) поступки людей, разрушающие привычные для нас представления о ходе событий; 3) нарушение этикетных норм общения и т. д.

Комический эффект достигается за счет нарушения фрейма, т.к. за данной стереотипной ситуацией «действия во время несчастного случая» закреплена определенная манера поведения, а также определенное количество стереотипных действий (вызвать милицию, скорую, сообщить родственникам и т.п.). Профессор же нарушил правила поведения в данной ситуации.

В поезде:

- Помогите! Здесь есть доктор?

- Я доктор. Кому нужна помощь?

- Мне. Доктор, скажите, как называется болезнь горла из 6 букв?

У слушателя анекдота вызов врача ассоциируется с тяжелым физическим состоянием адресанта. В данном случае доктор необходим как дешифровщик, что никак не согласуется с фреймом «оказание первой медицинской помощи».

Мужчина – продавцу цветочного магазина:

- Подберите мне, пожалуйста, сто роз для моей жены.

Продавец в ужасе:

- Господи! Что же вы такое натворили?!

По мнению наших людей, охапки цветов принято дарить только возлюбленным. Если же огромный букет предназначен жене, значит, муж чем-то перед ней провинился. Об этом как раз свидетельствует реакция продавца.

3.8. Анекдот и параметр «ключ»

«Ключ общения» – это манера передачи сообщения, которая определяется статусно-ролевыми и межличностными отношениями между участниками коммуникации. Выделяют несколько ключей общения: обычное (нейтральное), торжественное, официально-деловое, дружеское, шутливое. Важно отметить, что шутливое общение не сводится только к поддержанию близкой, дружеской дистанции между партнерами, хотя именно на такой дистанции шутка наиболее уместна. Шутка диалогична, и в случае неравенства участников общения существенным оказывается право одного из них первым пошутить или поддразнить партнера. В общении весьма часто складывается ситуация, когда говорящий вольно или невольно заставляет слушающего усомниться в абсолютной серьезности того, о чем идет речь. Это могут быть мимические знаки, оттенки интонации, выбор слов, общая тональность высказывания. Этот компонент ситуации связан с тональностью общения, оценкой его эффективности. «Ключ общения» – рациональная (логическая, интеллектуальная) и аксиологическая (хорошо или плохо) оценка ситуации. Оценка – это реакция субъекта на наблюдаемый или воображаемый признак реальных объектов внутреннего и внешнего мира говорящего. Комический эффект возникает в случае несовпадения оценок коммуникантов.

- Ой, а я слышал, у тебя новое увлечение – грибы...

- Да, представляешь, Amanita virosa похож на белую форму бледной поганки Amanita phalloides. Спутать эти грибы не опасно - оба вида смертельно ядовиты.???

Комический эффект заключается в оценке негативного как позитивное.

Отец звонит сыну:

- Как прошел экзамен?

- Экзамен прошел блестяще, профессор в восторге! Просит повторить осенью!

Комический эффект заключается в оценивании адресатом эффективности события (провал экзамена) с помощью подбора лексических единиц, формирующих положительное впечатление у адресанта (отца).

3.9. Коммуникативные неудачи при нарушении параметра «цель»

Комический эффект построен на несоответствии намерения говорящего (иллокутивной силы речевого акта) перлокутивному эффекту (реакции собеседника) в косвенных речевых актах, где интенция адресанта представлена скрыто, что дает повод слушателю «сделать вид», что высказывание не понято (т.е. имплицитный смысл не извлечен):

Пьяный с бутылкой заходит в трамвай. Подходит кондуктор:

‑ А за проезд?

Пьяный поднимает бутылку:

‑Ну, за проезд!

Иллокутивная сила речевого акта директива (побуждения) предполагает в качестве реакции адресата выполнение требования. Но перлокутивный эффект неожиданно другой: пьяный произносит тост.

На границе в поезде:

- Наркотики, оружие, контрбанда…

- Да, и чашечку кофе, пожалуйста!..

Проверка на наличие наркотиков, оружия, контрабанды у пассажиров воспринимается слушателем как предложение совершить покупку.


<== предыдущая | следующая ==>
Osterreich | Пояснительная записка. Коми язык (неродной) - учебная дисциплина, которая входит в общеобразовательную область «филология»

Date: 2015-12-13; view: 285; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию