Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Коми язык (неродной) - учебная дисциплина, которая входит в общеобразовательную область «филология»





.

Коми язык (неродной) - учебная дисциплина, которая входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции учащихся, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «коми язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.

Основное назначение коми языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Структура курса каждого из классов в данной программе -языковой процесс в его последовательности от графики и орфографии до синтаксиса. Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов.

В 5 классе воспитанники начинают постигать принципы построения коми языка.5-6 классы – этап самопознания, воспитанник поэтапно познаёт окружающий его мир: кто он? какой он? что он хочет? что он может? Поэтому особое внимание уделяется цепочке базовых понятий языка, формированию коммуникативных умений в рамках более широкого спектра тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся данного возраста.

7 класс – этап познания мира; особое внимание уделяется проблеме повседневной жизни, взаимоотношений, свободному времени и культуре проведения досуга, развитию потребности к изучению коми языка.

В 8-9 классах происходит дальнейшее познание мира и движение по дороге к себе: для чего я? что я могу сделать? что могу изменить? Я в глазах других, я для других. Поэтому расширяется проблематика и тематика речевого общения, отвечающая опыту, интересам, психологическим особенностям данного возраста, продолжается формирование языковой и социокультурной компетенции в объёме основной школы с учётом родного (русского) языка, т.е. без опережения

Направленность образовательной программы: изучение коми языка (неродного).

Цель: Формирование толерантной личности, способной к конструктивной, свободной межэтнической коммуникации в условиях постоянно меняющегося мира.

Задачи:

- Развитие коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно - познавательной);

- Развитие и воспитание в каждом школьнике потребности в самообразовании, самовоспитании и саморазвитии;

- Формирование гражданской ответственности, креативности, толерантности

 

Программа разработана на основе программы «Коми язык как государственный» (Сизева Ж.Г., Ярошенко Е.Н.. – Сыктывкар, 2008) с учетом требований государственного образовательного стандарта «Коми филология. Коми язык (неродной)» для учащихся 5-9 классов

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 11-16 лет.

Программа рассчитана на 350 часов, по 70 часов в 5,6,7 классах, 72 часа в 8 классе, 68 часов в 9 классе ежегодно (2 часа в неделю).

Формы занятий - урок, консультация.

Режим занятий – урок продолжительностью 45 мин. В первой половине учебного дня по основному расписанию занятий.

«Коми язык» как учебный предмет характеризуется

- межпредметностью (содержанием речи могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);

- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);

- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).

Являясь существенным элементом культуры народа – носителя данного языка и средством передачи ее другим, коми язык способствует формированию у школьников целостной картины мира. Владение коми языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира.

Коми язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников.

Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению коми языку.

Особый акцент на социокультурной составляющей коммуникативной компетенции обеспечит культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к коми культуре, лучшее осознание культуры своей страны, умение ее представить средствами коми языка, включение школьников в диалог культур.

Обучение коми языку в основной школе должно обеспечивать преемственность с подготовкой учащихся в начальной школе. К моменту окончания начальной школы воспитанники достигают элементарного уровня коммуникативного владения коми языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образование в полной средней школе, используя коми язык как инструмент общения и познания. В 6-7 классах учащиеся уже приобрели некоторый опыт выполнения проектов, а также других видов работ творческого характера, который позволяет в 8-9 классах выполнять проекты межпредметной направленности и стимулирует их к интенсивному использованию Интернет-ресурсов для социокультурного

Способы проверки – тесты, олимпиады, интеллектуальный марафон и др.

Формы подведения итогов реализации образовательных программ - тестирование.

Ожидаемые результаты:в результате изучения коми языка ученик должен знать:

-основные значения изученных лексических единиц;

-признаки изученных грамматических явлений;

-основные нормы речевого этикета

Должен уметь:

- в области говорения поддерживать беседу в стандартных ситуациях общения; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе, республике, стране;

- в области аудирования понимать на слух основное содержание кратких несложных текстов;

- в области чтения читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания текста;

- в области письма писать поздравления, выражать благодарность, просьбу, писать сочинение по пройденным темам.

Тематическое планирование по коми языку (государственному, неродному) 5 класс

 

Наименование темы Кол-во часов
1. Новый учебный год. Повторение.  
2. Осень.  
3. Человек.  
4. Наша семья.  
5. Зима.  
6. Дом. Квартира. Комната. Уголок.  
7. Охрана природы родного края.  
8. Весна.  
9. Традиционные весенние праздники.  
10. Повторение.  
Итого:  
   

 

6 класс

 

Наименование темы Кол-во часов
Летний отдых.  
Осенний звездный букет.  
День учителя.  
Еда.  
Одежда.  
День рождения  
Интересы и любимые занятия подростков.  
Наша школа.  
Государственная символика РК.  
Выдающиеся люди РК.  
Коми писатели о весне.  
Весенние заботы.  
Весенние праздники.  
Лекарственные растения РК.  
Повторение. Тстирование.  
Итого:  

7 класс

 

Название темы Кол-во часов
Повторение.  
Наша школа.  
Мой день.  
Коми писатели и поэты об осени.  
Мой кумир.  
Спорт.  
Зимний пейзаж.  
Рождество.  
Коми национальная кухня.  
Республика Коми.  
Коми писатели о Родине.  
Современный Сыктывкар.  
В театре.  
Повторение.  
Итого:  

 

8 класс

 

Название темы Кол-во часов
Вводный урок  
Летний отдых.  
Экология в РК.  
Здоровье человека.  
Традиции и легенды коми народа. Легенды и предания.  
Спорт.  
   
Музыка народа коми.  
В библиотеке. Моя любимая книга.  
Мои ровесники. Дружба.  
Средства массовой информации.  
Повторение.  
Итого:  

 

9 класс

 

Название темы Кол-во часов
Введение. Финно-угорская семья языков.  
Путешествие в финно-угорскую республику, государство.  
В музее.  
Будущее начинается сейчас.  
Природа вокруг нас.  
Моя будущая семья.  
Любимое время года.  
Повторение.  
Итого:  

 

Содержание программы

Класс

Темы Подтемы Основная лексика Грамматика
1. Новый учебный год -О себе -Учеба -Наш класс -Урок и перемена 1. Артасьны-считать, аслад-твой, вартчыны-плавать, велöдчан вежöс –учебный кабинет, вермасьöм-вольная борьба, виччысьны-ждать, вуграсьны-рыбачить, ловить рыбу, вуджöдчыны-переводить, донъялан пас-отметка, киськавны-поливать, классöн веськöдлысь-классный руководитель, кывзысьны-слушаться, кыпыд-уютный, миччмöдны-украшать, отсасьны-помогать, пелькöдны-убирать, сöстöм-чистый, тöждысьны-заботиться, тувьясьны-забивать, чышкыны-вытирать, шöрин-центр. 2. вермасьны,вурсьыны, дасьтысьны, коллявны, пажнайтны, прöст кад, пусьыны, разöдны. Серпасасьны, сёянiн, тöдмавны.     Имя существительное. Местные падежи. Употребление определительно-притяжательных суффиксов существительного. Усилительно-личные местоимения. Именительный падеж. Глагол. Инфинитив. Спряжение глагола: настоящее время единственное и множественное число. Основные типы простых предложений (повествовательное, вопросительное, побудительное). Предложения с обстоятельствами места, отвечающими на вопрос кöнi? кытысь? кор? Кытчö? Кыдзи? Порядок слов в предложении. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Правописание аффрикат. Знаки препинания в простом предложении.  
2. Осень -Осенняя погода -Дары осени -Деревья 1. Бöръя, Дырджык, кисьмыны, лолавны, лышкыд, нимкодясьны, пöртмасьны. 2. бадь, бурдöдны, быдманiн, визувтны, висьöм, вöр дi, гылавны, ельдöг, еджыд гоб, ёль, жов пу, зарни, заптыны, йирны, кöр, куйлыны, кырсь, льöм, лыска, ниа, нин пу, ньыв, нюр, озыр, оржы, пелысь, пи пу, помасьны, пывсян, рас, роз, сiсьмыны, сус пу, сьöлаоз, сярвидзны, тугъя, ту пу, турипув, тусяпу, усьны, чöсмасьны, чуман, шогмыны, ягсер. Имя прилагательное. Качественные прилагательные. Образование и употребление множественного числа. Образование и употребление прлагательных от существительных с помощью суффиксов –а (-я),-са, -ся, -тöм. Указательные частицы вот, со.  
3. Человек -Внешность -Черты характера 1. авъя, вежавидзысь, вежöра, веськыд ныра, гöгрöс, гöгрöс чужöма, дзор, дзугсьöм юрсиа, енбиа, зiль, колип гöлöса, кузьмöс, кывкутысь, латшкöс, лöсьталысь, мелi, повтöм, полысь, рам, сибыд, сöдз, статя, сувтса, сук, сэтöр синма, сюсь, топыд, тöждысьысь, тöлка, чангыль ныра, читкыль, чöдлач синма, шабдi юрси, шöркодь тушаа, шыльыд, эскысь.   Имя существительное. Родительный падеж, имя прилагательное. Уменьшительно-ласкательные суффиксы –ук, -тор, -ка. Сравнительный послелог кодь, моз. Предложения с составными глагольными сказуемыми. Простое составное глагольное сказуемое. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.  
4. Наша семья -Мой самый близкий человек -Мое любимое домашнее животное -День отдыха в нашей семье 1. вежай, вежань, верöс сайын, гöтыр, гöтыра, двöйни, ён, зять, ичинь, киподтуя, котыр, кужны, лöсьявны, об, олöма, пöрысь, том, тшап, тшöтшъя, шöрарлыда. 2. варччыны, исласьны, коллявны, кыны, öтвылысь, пöжасьны, пусьыны, шойччан лун, шойччыны, удитны. 3. аслыссяма, быдтор, вежöр, дась, дöзмöм, кывзысьны, кужны, орччöдны, радейтöм. Имя прилагательное. Превосходная степень. Имя числительное. Количественные и порядковые числительные от 1 до 100. Правописание количественных числительных. Образование и употребление порядковых числительных. Местоимение. Склонение личных местоимений (родительный, дательный и притяжательный падежи). Звукоподражательные глаголы. Заимствованные слова. Неологизмы. Употребление разделительных твердого и мягкого знаков. Употребление кавычек.
5. Зима 1.Новый год 2.Поздравление 3.Зимняя природа 4. Зимние игры Вевттьыны, войвыв. Гöгöр, гöнтор, гöвкъявны, ёг, козьнавны, кыр. Лым ёкмыль, лымъя, пасьтöдны, сывны, топöдны, турöб, эшкын. Существительное. Винительный падеж. Наречия места: сэні, тані, вылын, улын; -с количественными наречиями: уна, этша. Глагол. Спряжение глагола первое прошедшее время, единственное и множественное число. Послелоги места и времени. Частицы времени на и нин. Сочинительные союзы: и, да, но, а. Восклицательное предложение. Виды простых предложений по эмоциональной окраске. Предложения с сочинительными и противительными союзами. Знаки препинания. Отрицательная частичка абу. Употребление i и э после твердых согласных: д, з, л, н, с, т. Употребление твердого знака перед я,ю,е.
6. Дом Квартира Комната Уголок -Мой адрес -Наш дом -Моя комната (уголок) Ас, аслад. Аслам, аслас, бус, вежöс, жыр, джодждöра, ёг, идравны, öтувволанiн, öшиньдöра, овмöдчыны, овмöс, овны, оланiн, оланiнпас, оласног, олысь, патера, пельк, пелькöдны, петкöдны, пурысь, пыркöдны, судта, улича, уличкост, шöртуй, орччöн, воча, шуйгавылын, веськыдвылын, водзын, вылын, костын, улын, весьтын, шöрын, паныд, дорын, дiнын, бокын, водзын Наречия места: орччöн, воча, весьтын, веськыдвылын, шуйгавылын, веськыда.
7. Охрана природы -Животные коми края -Отношение к животным Охрана животных Анча, быран выйын, варгыль кока, видзны, видзöм, визяорда, винёв, винёв, вöркань, вурд, вöрпа, вöрпорсь, есь пиня, есь гыжья, ку, ласича, лöнь, мой, низь, сук, тугъя, уджач, чув. Имя существительное, винительный падеж. Образование абстрактных существительных.
8. Весна -Весенние перемены; -природа весной; -коми писатели о весне; -моё солнце; -весенние гости.   Артмыны, бузгыны, войтавны, войтва, гар, дзольгыны, жургыны, заводитчыны, йи кылалöм, кушöсь, кушин, сывны, сынöд, сырчик, тöвру, тулыснас. Имя прилагательное, образование, правописание сложных прилагательных. Послелог йылысь. ССП с придаточными причины. Слитное, раздельное, дефисное правописание прилагательных. Знаки препинания в сложных предложениях.
9. Традиционные весенние праздники -День Победы Вежа, вичко, вичкоса, виччысьны, ен ув пельöс, идзас, Йöввыв, йöзкостса, ловзян пас, нимкыв, олöмаяс, öнiя, паныдалöм, пыдди пуктыны,сотны, тöв колльöдöм, Ыджыд видз, Ыджыд лун.   Имя существительное. Творительный падеж.
  Повторение      

 

Класс

Темы Подтемы Основная лексика Грамматика
1. Летний отдых -Природа летом -Летние каникулы -До свидания, лето! вартчыны – плавать вежöдны – зеленеть ветлыны – сходить, съездить вотчыны – собирать грибы, ягоды гожйöдчыны – загорать град йöр – огород дзоридзавны – цвести ёг турун – сорняк ёрны – слепить заптыны – заготавливать купайтчыны – купаться лыа – песок, пляж ляпкавны – мелеть нетшкыны – рвать нимкодясьны – радоваться, любоваться отсасьны – помогать пöжны – припекать пöт – сытый пуктыны турун–заготавливать сено саридз – море суйöр – граница сулавны – нырять тöдмавны – узнать тöдмасьны – познакомиться, ознакомиться сайöдчыны – укрыться мыччыны – подать Имя существительное. Отдалительный, приблизительный и творительный падежи. Использование суффикса –öн с существительными со значением профессии, средства передвижения. Имя прилагательное. Образование множественного числа прилагательных. Предложения с составными именными сказуемыми. Предложения с дополнениями, отвечающими на вопрос кодöн? Мыйöн? Кодсянь? Мыйсянь? Кодöдз? Мыйöдз? Согласование подлежащего и сказуемого в числе.
2. Осенний звездный букет -Осеннее настроение Характеристика по гороскопу Веськöдлысь – управляющий Веськыд – честный, прямой Зык – ссора Лöсявны – подходить Оласног – образ жизни Öтдортны – недолюбливать, обижать Панны – затевать Тырмытöмтор – недостаток, ошибка Ылöдлыны – обмануть Яндысьысь – стыдливый, стеснительный для украшения – мичмöдöм вылö нарезать – вундавны натереть – зыртны почистить – весавны смазать – мавтны смешать – гудравны Послелоги места (пиын, пытшкын, гöгöр, пыр, пасьта, паныд, вомöн, пöлöн). Послелоги сравнительные: дорысь, серти. Предложения с обсоятельствами места, отвечающими на вопрос мый пиын? Мый гöгöгр? Мый пасьта и так далее с послелогами.
3. День учителя Мой любимый учитель Ас кылöм – настроение Буретш – как раз (здесь – именно) Быдтас – воспитанник Вермöм – достижение, успех Зiльöмöн – старательно Индыны – указывать Кутны – держать, держаться Кыпыд – приподнятый, радостный Муслун – любовь Нюдз – гибкий (здесь – понимающий) Öзтыны – зажечь Öнöдз – до сих пор Петкöдчыны – выступать Пинявны – ругать Пыдди пуктöмöн – с уважением Пыдди пуктана – уважаемый Рам – спокойный Сины – желать Сьöлöм кылöм – чувство Сьöрын – с собой Сюрны – достаться Сяммыны – суметь Чöж – в течение Чолöмавны – поздравлять Чолöмалöм – поздравление Чусмыны – потускнеть Ышöдны – вдохновить Превосходная степень прилагательных, местоимение. Склонение личных местоимений в отдалительном, предельном, творительном падежах. Образование прилагательных с помощью приставки -мед, -медся.
4. Еда В продуктовом магазине -В столовой вöзйöм – реклама вöлöга – пища вузöс – товар вузавны – продавать вузасьны – торговать вузасьысь – продавец вузасянін – магазин вундавны – резать вылльöв – простокваша гудравны – мешать дон – цена зыртöм – тёртый зыртны – натереть лымвый – мороженое лавка – небольшой магазин нöкъявны – заправить сметаной ньöбасьны – покупать ньöбны – купить ньöбасьысь – покупатель пöжöм – томленый пöжас – выпечка пöжны – томить пражитöм – жареный пуöм – вареный пызь – мука сёянін – столовая сёян-юан – продукты сёян – пища, блюда сёян-юан лыддьöг – меню содтыны – добавить солавны – солить сорас – салат сорлавны – смешать тшынöдöм – копченый уль – сырой шайт – рубль шомйöв – кефир шыдöс – крупа юмйöв – йогурт юмовтор – сладости Имя существительное. Достигательный, соединительный и лишительный падежи. Имя прилагательное. Образование прилагательных от глаголов с суффиксами –са, наречия с суффиксами –я и –ся, -öс. Местоимение. Склонение личных местоимений в достигательном, лишительном. Соединительном падежах. Предложения с дополнениями, отвечающими на вопрос кодла? мыйла? Кодкöд? Мыйкöд? Кодтöг? Мыйтöг?
5. Одежда -В промышлен. магазине - Названия магазинов -Покупки -Подарки -Сувениры воссьыны – открываться пöдласьны – закрываться пажын кад – обед бöрйыны – выбрать видлыны – померять стöч – впору, как раз мичмöдчыны, вöччыны – наряжаться мичмöдчантор – украшение тöрны – влезать векни, векньыд – узкий паськыд – широкий кузь – длинный лöсявны – подходить исерга – серьги сикöтш – бусы чунькытш – кольцо Наречия времени. Употребление наречий с послелогами. Глагол. Отрицательные формы глаголов в настоящем и будущем времени в единственном и множественном числе. Правописание наречий с послелогами. Диалог. Знаки препинания при диалогах.
8. День рождения -Гороскоп -Праздничный стол -Я принимаю гостей -Стихи и песни о дне рождении гажöдчыны – веселиться гöсьт – гость дасьтыны – приготовить дасьтысьны – готовиться козин – подарок козьнавны – подарить корны – пригласить пасйыны – отметить пöжасьны – печь нимлун-именины сины – желать тырны – исполниться чолöмавны – поздравить чöсмöдлыны – угощать чöсмасьны – угощаться чужан лун – день рождения чужны – родиться Глагол. Повелительное наклонение в единственном и множественном числе в утвердительной и отрицательной форме. Образование глаголов от имен существительных,прилагательных с помощью суффиксов –öд, -ась (ясь), -ав (яв). Правописание порядковых и количественных числительных. Числительные от 100 до 1000. Составные и сложные числительные. Усилительно-личные местоимения.
9. Интересы и любимые занятия подростков -Мое любимое занятие -Коми игры Вылö донъявны – высоко оценить Киöн вермасьöм – армвреслинг Киподтуй – умение Котыртны – организовать Кöрталöм – завязанный Кыйöдны – выслеживать Лыддьысянкыв, пудъясянкыв – считалка Ордйысьны– соревноваться Ордйысьöм – соревнование Петкöдчыны – выступать Пырöдчыны – участвовать Пудъясьны–кинуть жребий Сьöкыдтор лэпталöм– поднятие тяжестей Сюрны – хватать, достаться Чуймöдны – удивить Шег – баранья косточка (атрибут коми игры) Шöрин – центр Существительное. Исходный падеж с суффиксом –ысь (значение способа действия). Обобщающее слово при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.
8. Наша школа -Мой любимый кабинет -Символы нашей школы асмогасянін – туалет бурдöдчанін – медпункт велöдчан вежöс – учебный кабинет велöдчанін–школа, учебное заведение веськöдлысьлöн вежöс–кабинет директора, руководителя коми кыв вежöс – кабинет коми языка лыддьысянін, небöг куд – библиотека мыссянін – умывальник пöрччысянін – раздевалка серпасасянін – кабинет изобразительного искусства сёянін – столовая спортивнöй зал–спортивный зал судта – этаж сьыланін – кабинет музыки урок лыддьöг – расписание уроков   Имя существительное. Образование и употребление имен существительных с помощью суффикса –iн-ин. Притяжательные местоимения.
9. Государственная символика РК -Герб -Флаг -Гимн Вежöртö – означает, значит Вежöртас – значение Вежа – святой Видзысь – хранитель Каналан – государственный Канму–государство, страна, республика Канму пасъяс – государственные символы Кузьта – длина Лöсялана – подходящий Паськöдчыны–расположиться Пасьта – ширина Перымса пемöсъяслöн сер – пермский звериный стиль Помтöм-дортöм–бескрайний Ыджда – величина Аслыспöлöс-своеобразный Аслыссикас-разнородный, специфический, оригинальный Ассяма-своеобразный Аснога-своеобразный   Образование абстрактных существительных с суф -лун
  Известные люди в республике -Писатели -Актеры -Спортсмены Аддзысьлöм – встреча Вичмыны – достаться Виччысьтöмтор – неожиданность Зiльны – стараться Кывбур тэчысь – поэт Кывкöртавны – подвести итог Кындзи - кроме Кындзи – кроме Кыскыштны – дёрнуть Лыддьысянiн – библиотека Надзöникöн – медленно Небöг лэдзанiн – книжное издательство Нималана, тöдчана – известный, знаменитый Орны – оторваться Печкыны – прясть Пинявны – ругать Суйöр сайын - заграницей Сюрöс – основа Теш – юмор Туявны – исследовать Туялысь – исследователь Уджалiгмоз – работая Шемöсмыны – удивиться Эндыны – запустеть Прилагательные. Образование прилагательных от местоимений ас, аслыс с помощью слов пöлöс, сяма, нога, сикас, руа. Сравнительная степень прилагательных. Наречие. Сравнительная превосходная степень наречий.
  Коми писатели о весне М.Н.Лебедев А. Мишарина И. Коданев    
  Весенние заботы -Уборка моего двора -Работа на даче   асык – дуга быдмыны – расти вирич – керйысь вöчöм теплица вöрзьыны – тронуться вын-эбöс – сила гöрны – пахать енэжтас – горизонт киськавны – поливать кöдзны – посеять кöйдыс – семя ловзьыны – ожить нетшкыны – рвать нюжавны – тянуться пелькöдны – наводить порядок поз – гнездо рöсада – рассада садьмöдны – будить саридз – море тувччыны – наступить чегъявны – ломать чукöртны – собирать шыблавны – разбрасывать Глагол. Спряжение глагола. Простое будущее время в единственном и множественном числе.
  Весенние праздники -Вербное воскресение Биа висьöм – горячка Вежöдны – освятить Вежа – святой Вомидз – сглаз Дзескыда олысь – малоимущий Ен ув пельöс – божница, красный угол Инмöдчыны – прикасаться Кослунъя – постный Личöдны – облегчать Лов – душа Ловзьыны – воскреснуть Мездыны – освободить, избавть Мездысь – избавитель Мути – бес, чёрт Олöма – пожилой Проса рок – пшённая каша Сьöлöм бурмымöн – (здесь) вдоволь Ыджыд видз – Великий пост Эскыны – верить Эскысь – верующий Местоимение. Взаимно-личные местоимения. Предложения со взаимно-личными местоимениями.
  Лекарственные растения -Названия растений -Польза растений -Охрана растений Бурдöдчыны – лечиться видзны – охранять, беречь воййыв турун дзуртан турун – родиола розовая душник турун – мята лапкор – лопух кöртдой турун – тысячелистник калган вуж – лапчатка ладан турун - валерьяна мырпом кляч – чашелистник морошки нявда - мокрица пакула, вöрса чай – чага петшöр - крапива пув кор – лист брусники тöзь – лабазник тöрича турун – пастушья сумка уразнöй турун – зверобой урбöж – хвощ полевой шыдöса турун – полынь ыжман – жимолость Наречие. Наречие степени (вывтi, зэв, ёна, дзик, вель). Ограничительные частицы (сöмын, куш). Подчинительные союзы -та вöсна, -та понда. Послелоги причины. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели.
  Повторение      

Класс

 

Темы Подтемы Основная лексика Грамматика  
1. Наша школа -Реклама учебного заведения Арлыд – возраст Ас понда – за себя Асшöр дасьтытсьöм – самоподготовка Бырöдны – изъять Дi – остров Зiльны – стараться Кöнсюрö – кое-где Ковмыны – понадобиться, прийтись Лэдзны – выпускать Мынтысьны – платить Мытшöд – проблема Пажнайтны – обедать Торъя – отдельный Тырмытöмтор – ошибка Урчитöм – специальная Чуймыны – удивиться Юöр – информация Имя существительное, вступительный падеж, притяжательный падеж. Образование существительных от глаголов с помощью суффикса –ысь, -öд, -öм. Составные именные сказуемые, односоставные предложения, определённо-личные предложения и неопределенно-личные и обощенно-личные предложения. Правописание сложных существительных слитно и через дефис.
2. Мой день -Учебный день -Выходной Дырйи Бöрын, бöрти Кежлö Мысти Чöж Кості Гöгöр Вылö Дыра Урок лыддьöг – расписание Шойччан здук, урок кост – перерыв Сочинительные союзы либö, али. ССП с разделительными союзами либö, али.
3. Коми писатели об осени -Стихи -Рассказы Вöртас – горизонт Ветлысь-мунысь – прохожий, путешественник Мöдлапöв – другой берег Ас кежас – самостоятельно, заочно   Сложные существительные. Имя прилагательное. Сложные прилагательные. Сложные прилагательные со значением цвета (оттенка). Образование прилагательных: - от местоимений ас, аслыс с помощью слов пöлöс, сикас, руа, нога, ныра; -от существительных с помощью слов дор, ув, сай и др. и суффикса са. Правописание сложных прилагательных слитно, раздельно и через дефис. Правописание сложных прилагательных, образованных от местоимений, существительных.
4. Мой кумир -Мини-проект Вöчöмтор – изделие Вермöм – победа, успех Вермысь – победитель Видзöдлас – взгляд Воськов – шаг Енбиа – талантливый Медводдзаысь – впервые Нималана – знаменитый, известный Нюмъёвтны – улыбнуться Öтувъя – сборная Петкöдчыны – выступать Сибыд – общительный Тшем – (здесь) много Местоимение. Притяжательное местоимение. Склонение притяжательных местоимений в родительном, притяжательном, дательном, винительном падежах. Вводные слова и словосочетания.
5. Спорт -Зимние виды спорта -Известные спортсмены РК Вермасьны – бороться Вермасьысь – борец Ворссьыны – проиграть Вын-эбöс сöвмöдан культура – физическая культура Ордйысьöм – соревнование, состязание Ордйысьны – соревноваться, состязаться Ордйысьысь – соревнующийся Панйыны – обогнать, перегнать, опередить Спорт сикас – вид спорта Спортса мастер – мастер спорта Унаысь вöвлöм – многократный Шедöдны – завоевать Взаимопонимание – öта-мöдöс гöгöрвоöм Правда – збыль Заставляет – тшöктö Сжиматься–чабыртны Первоклассные–водзмöстчысь Знаменитые– нималана Стремление– водзлань нырччöм   Подчинительный союз медым. ССП с придаточными цели, знаки препинания.
6. Зимний пейзаж -Зимняя погода -Описание картины Öтилаын – в одном месте Бертны – выворачивать Воштыны садь – потерять сознание Вугравны – дремать Гыöртны – заиндеветь Дурны – шалить Копыртчыны – наклониться Лöньны – стихнуть, затихнуть Мынны – освободиться Нюгыльвидзны – свернуться Павгыны – накинуть Паныдалан вой – канун Пашляк – трескучий мороз Песовтчыны – изогнуться, извернуться Раммöдны – успокоить Роймыны – иструхляветь Сёльгыны, дзольгыны – журчать Сывдыны – оттаять Трачкакывны – трещать Туган – верхушка дерева Шаллясьны – укрыться шалью Шувгыны – шуметь Шы ни тöв – тишь Шымыртны – охватить Эзысь сунис – «дождик» Глагол. Безличные глаголы. Образование безличных глаголов с помощью суффикса –ч и –сь. Безличные предложения. Причастие. Образование причастий с помощью суффикса –ысь, -öм, -тöм, -ан, -ян, -ана, -яна.
7. Рождество -Колядки -Гадания Видз – пост Войпук – посиделки Войпукны – участвовать в посиделках Гадайтчыны – гадать Гуга – наизнанку Жыннян – колокол Кöті – коты (обувь из кожи) Кимöститчыны – ворожить, чудить Корасьысьяс – сваты Куньса синмöн – с закрытыми глазами Кутя – злой святочный дух Кывзысьны – подслушивать Мездысь – спаситель Нянь шöрöм – ломоть хлеба Пöим – зола Пакöститчыны – пакостить Пернапасавны – наложить крест Повзьöдчыны – пугать Тшыкöдны – испортить, погубить, навести порчу Шмонь – шутка Шмоньпырысь – шутливо Эскыны – верить Глагол. Спряжение глагола во втором прошедшем времени ед. и мн. Числа. Подчинительные союзы кор, мый, кöть, быттьö. Обращение, знаки препинания в предложениях с обращениями.
8. Коми национальная кухня -Рождественский стол Азя шыд – кислая перловая похлёбка Ид – ячмень Кöтöдöм – моченый Кынöмпöт – сытость Нуръя шыд – сытный суп с крупой Пöжöм – томлёный Пöтöса сытный, питательный Пырысьтöм-пыр – сразу, немедленно Суктыны – загустить Чуж – солод Эбöс – сила Текст. Перевод текста с русского языка на коми
9. Республика Коми --Символика вашего города -Моя малая родина -День защитника Отечества Юркар юрсикт мусир биару из шом ыджда пасьта кузьта Наречия места сэнi, танi, ылын, матын, татысь, некытчö, быдлаö, некöн. Правописание наречий места.
  Современный Сыктывкар   -Улицы нашей столицы Достопримечательности Изэрд, вичко, туй морт керка, вузасянін, велöдчанін, кöрт туй вокзал, Куслытöм би, Геройяслöн аллея, Куим шогсьысь ань Порядок слов в предложении.Названия улиц, магазинов: Степан нима изэрд, Опера да балет театр. Предложения с обстоятельствами места, цели, предложения с дополнениями, сложносочиненные предложения.
  В театре -Известные деятели культуры -Театры республики -Описание театра Юöртöм – афиша Пöрчысянiн - гардероб Ворсанiн – сцена Видзöданiн – зрительный зал Сцена дöра – занавес Вöрсысь – актёр, актриса Кост – антракт Кекöначöм – аплодисменты Кекöрачны – аплодировать Тшай юанiн - буфет   Глагол. Сложное будущее время. Наречия образа действия. Побудительная частица вай.
  Повторение      

 

 

 

Класс

 

Темы Подтемы Основная лексика Грамматика
1. Вводный урок Новый учебный год Велодчӧм, велӧдӧм, велӧдысь, велӧдчысь, вежӧс, велӧдчанін Суффиксы падежей
  Летний отдых -Отдых у реки -Реки РК Из гöра Войвыв саридз Войвыв Двина шуйга вож веськыд вож заводитчö усьö, кывтö визувтö джуджыд ляпкыд Паськыд векни, визув Имя существительное, переходный падеж. Имя прилагательное. Образование прилагательных с помощью суффикса –са. Имя числительное. Собирательные числительные. Сложные числительные. Вопросительно-относительные соединения. Наречия причины и меры. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетании (управление, примыкание). Прямая и косвенная речь. ССП с разделительными союзами. Знаки препинания при прямой и косвенной речи. Правописание сложных числительных через дефис с частицей ö.
  Экология в РК -Проблемы загрязнения природы -Редкие виды растений и животных в РК -Красная книга РК -Экоплакат Вöр-ваын позьö: шойччыны гуляйтны вотчыны купайтчыны Гожйöдчыны кыйны чери Оз позь: нетшкыны дзоридз чегъявны пу шыблавны ёг босьтны лэбачпиянöс гортö горзыны жуглыны кодзувкоткаръяс Сочинительные союзы то-то, ни-ни, не то, зато, сiдз жö. Условная частица кö, эськö.
  Писатели об экологических проблемах И. Коданев И. Торопов Г. Юшков Перевод рассказов, чтение стихов об охране природы Текст. Стиль.
4. Здоровье человека -Окружающая среда и здоровье человека -Проблемы здоровья в нашей школе -Влияние вредных привычек на наше здоровье Использование лекарственных растений Дзоньвидзалун вир-яй, сьöлöм, ты, мус, вöрк, гырк, лолавны, весавны вир, новлздлыны сынöд, тöждысьны, видзны дзоньвидзалун. Оз позь юны, куритчыны, дурны наркотикъясöн Отрицательные местоимения. Неопределенные местоимения. Обобщительные местоимения. Количественные послелоги. Определенно-притяжательные суффиксы.
  5. Традиции и обычаи коми народа -Легенды и предания коми народа -О Кöрт Айке -о Йиркапе -о Яг Морте -о Юрке -о Пере-богатыре Глаголы. Отрицательная форма глаголов во втором прошедшем времени ед. и мн. число. Отрицательные частицы абу и не.
6. Спорт -Развитие спорта и туризма в РК -Составление рекламного проспекта Чеччавны Котравны Иславны Ворсны футболöн либö волейболöн, хоккейöн Ветлыны походö, путешествуйтны -повторение суффиксов глаголов: -ав – длительного либо многократного действия; -ышт – краткого либо днократного действия. Разделительные послелоги.
7. Мои ровесники. Дружба. Одноклассники -Мой лучший друг Тшöтшъяяс, öти классын велöдчысь нывъёрт öтувтöны öткодь интересъяс олöм вылö видзöдласъяс шылад, паськöм, прöст кад коллялöм ёртасьöм радейтöм велöдчöм Повторение. Ограничительные частицы: сöмын, куш Вопросительные частицы: ö, öмöй Побудительная частица: вай. Услительно-личные частицы весиг, öд, жö.
8. Музыка народа коми -Известные коми композиторы -Коми народные инструменты -Изучение коми песни     Сигудöк Чипсан Пöлян Тотшкöдчан Буксан Сярган Зиль-зёль Шур-шар Глагол. Образование глаголов с помощью суффиксов –л, -ышт, -ывл, -лывл. Многократные суффиксы –ав, -яв, -лывл.
9. В библиотеке -Моя любимая книга Радейтны,лыддьысьны,унаысь,окотапырысь,ветлыны,гöгöрвоны,висьтавны,юксьыны Глаголы, обозначающие действие.
  СМИ -Теле-радиопередачи -Журналы -Газеты «Би кинь» «Йöлöга» «Коми му» «Войвыв кодзув» «Арт» Анализ по схеме: -Год выхода -Главный редактор -Рубрики -Оформление -Самый интересный материал
  Повторение      

 

 

9 класс

Темы Подтемы Основная лексика Грамматика
1. Финно-угорская семья языков -Своеобразие коми языка -В. И. Лыткин-известный финноугровед. -Жизнь, творчество, научная деятельность Сравнительный анализ коми языка с удмуртским и финским языками Повторение синонимов, антонимов, омонимов
2. Путешествие в финно-угорскую республику -Добро пожаловать в районы РК;в финно-угорские республики. -Кöні тэ олан? -Мый петкöдлö нимыс? -Кутшöм ю вылын сулалö? -Кымын морт олö? -Мый эм сиктын? -Кутшöм сійö? Сообщение о своем районе, селе, городе по плану:  
3. В музее -Наш школьный музей Описание гимназического музея, заочная экскурсия Повелительное наклонение (повторение)
4. Будущее начинается сегодня -Популярные и престижные профессии -Хороший специалист. Какой он? -Кумиры и их влияние на выбор профессии -Встреча с профессионалами Анкета: - уна сьöм -бур коллектив -пыдди пуктана удж -удж йöзкöд -удж челядькöд -творческöй удж -гортсянь матын -колö ветлыны командировкаясö Причастие в коми языке
5. Природа вокруг нас -Природа в классической литературе -Лес – наше богатство -Защита окружающей среды -Заповедники РК 7чуймöданатор: -Маньпупунёр -«Югыд ва» -Улляна-манастыр -Шелле-багатыр -Тшугöр -Сывъю -Лёкиз Деепричастие в коми языке
  Время взросления – трудное время -Проблема «отцов и детей» -Успехи в школе и семье -Вредные привычки -Свободное время -Хобби   Кысьыны Вурсьыны Лыдьысьны Кывзыны шылад Видзöдны телевизор Гуляйтны ёртъяскöд Ветлыны вузасянінö Узьны Проект «Суд над вредными привычками»
  Моя будущая семья -Модель будущей семьи -Семейные праздники, традиции   Ме лоа… Кута овны… Менам лоас … челядь Верöс кутас уджавны… Миян котыр… Простая и сложная форма повелительного наклонения
  Любимое время года -Весеннее настроение «Радейтана кад» йылысь творчествоа удж: кад опишитöм, кывбуръяс, шусьöгъяс, ребус либö кроссворд Выполнение творческой работы
  Летние праздники -День защиты детей -День независимости, города -День молодежи -Челядьöс доръян лун -Асшöрлун -Том йöз лун   Описание праздника: -кор сійö овлö? -кыдзи дасьтысьöны? -кöні пасйöны? -мый вöчöны? -кутшöм тайö гажлуныс?
  Повторение      

 

Требования к уровню подготовки воспитанников в 5 классе:

II. Фонетика и орфография

- Интонация предложения с однородными членами;

- Произношение и написание ряда заимствованных слов.

Учащиеся должны научиться:

- соблюдать ударение в слове, особенно в сложных словах;

- правильно произносить специфические коми звуки;

- правильно интонировать утвердительные и вопросительные предложения

III. Лексическая сторона речи

100 продуктивных и рецептивных единиц

овладеть продуктивным лексическим минимумом, который охватывает примерно140 ЛЕ и включает устойчивые словосочетания;

- знать и владеть некоторыми словообразовательными средствами (суффикс сущ-х -ысь (велöдысь, серпасасьысь, йöктысь); прил. -öсь (лымйöсь гач, беринöсь чужöм);.

IV. Морфология

- Склонение существительных (приблизительный, отдалительный, переходный, предельный падежи);

- спряжение глагола в прошедшем и настоящем времени (повторение);

- спряжение отрицательного глагола в настоящем времени;

- Глаголы в повелительном наклонении в утвердительной и отри-цательной форме;

- Образование прилагательных от глаголов с суффиксами -са (тöдса, восьса, тупкыса) и наречий с суффиксами -я, -ся, -öс (öнiя, тöрытъя, сэкся, сэтчöс)

- Склонение личных местоимений (приблизительный, отдалительный, переходный, предельный падежи);

- Послелоги времени: дырйи, бöрын, кежлö, чöж...

- Числительные от 100 до 1000. Порядковые числительные. Со-ставные числительные.

- Усилительно-личные местоимения. Именительный падеж.

V. Синтаксис.

1. Основные типы простого предложения, отражающие структурный минимум (так называемые речевые образцы);

- предложения, осложненные однородными членами с союзами а, но, да;

- предложения с обстоятельством места, отвечающими на вопросы: кысянь, кытчöдз, кытi, мыйлань;

2. Коммуникативные типы предложения:

- утвердительные

- вопросительные

- побудительные

-отрицательные

VI. Обучение диалогической речи

- Ведение двустороннего диалога-распроса, с попеременным переходом с позиции сообщающего на позицию спрашивающего;

- Ведение диалога – обмена мнениями.

VII. Обучение монологической речи

- Описание иллюстрации, собственного рисунка, творческой работы.

- Краткое сообщение о своих занятиях, о любимой еде, магазине, одежде, летней погоде;

VIII. Письмо

Учащиеся должны уметь:

- письменно фиксировать усвоенный и исследовательский материал, выполнять письменные задания;

- составлять творческие работы.

IX. Аудирование

X. Чтение с элементами языковой догадки. Первичные навыки пересказа.

Требования к уровню подготовки воспитанников в 6 классе:

II. Фонетика. Орфография и пунктуация

Учащиеся должны научиться:

- правильно делить слова на слоги;

- расставлять знаки препинания при однородных членах.

III. Лексическая сторона речи

Учащимся должны овладеть продуктивным лексическим миниму-мом в объеме 200 ЛЕ

IV. Морфология

- Склонение существительных (творительный: подöн, даддьöн), винительный падежи (повторение);

- склонение местоимений (творительный, винительный падежи);

- прилагательные, образованные от местоимений ас, аслыс с по-мощью слов пöлöс, сяма, нога, сикас, руа;

- сравнительная и превосходная степень прилагательных;

- образование и правописание сложных прилагательных;

- спряжение глагола: настоящее, прошедшее, будущее простое время (повторение);

- количественные и порядковые числительные (повторение);

- послелоги времени мысти, костi, гöгöр, бöрти, вылö, дыра

- послелоги места пиын, пытшкын, гöгöр, пыр, вомöн, пöлöн, пасьта, паныд.

- наречия меры и степени уна, этша, кыкысь, тырыс, чукйöн, кы-мыныськö.

- частицы времени на, нин.

VI. Синтаксис

Учащиеся должны употреблять:

1. Основные типы простого предложения:

- предложения с именным сказуемым;

- предложения с глагольным сказуемым;

- предложения с обстоятельствами места, отвечающими на вопрос кöнi? кытчö? кытысь?

- предложения с дополнением, отвечающим на вопрос мыйöн?

- предложения с обстоятельством времени, отвечающие на вопрос кор? дыр-ö?

- предложения с обстоятельством образа действия, отвечающие на вопрос кутшöм ногöн?

2. Коммуникативные типы предложения:

- утвердительные;

- вопросительные;

- отрицательные;

- побудительные.

Учащиеся должны научиться:

- употреблять безличные предложения;

- употреблять неполные предложения в диалогической речи.

VII. Обучение диалогической речи

- ведение этикетного диалога (помимо в стандартных ситуациях общения, используется соответствующие формулы речевого этикета;

- умение давать совет, положительно/отрицательно реагировать на него.

VIII. Монологическая речь

Учащиеся должны уметь:

- описывать ситуацию на основе усвоенной логико-семантической схемы: кто – каков – что делает – как – где – зачем;

- делать краткое сообщение о проведенных каникулах, погоде летом и осенью, своеобразии осенней природы, внешности и характере человека, любимом учителе;

- кратко передавать содержание прочитанного с опорой на текст;

- выражать свое отношение к прочитанному.

IX. Письмо

Необходимо, чтобы учащиеся умели:

- письменно фиксировать ключевые слова, фразы в качестве опоры для устного сообщения;

- выписывать из текста нужную информацию;

- заполнять анкету;

- составлять вопросник для проведения интервью.

X. Аудирование

Необходимо выработать у учащихся умение:

- воспринимать на слух тексты, построенные на изучаемом мате-риале и включающие отдельные незнакомые слова, о значении которых можно догадаться;

XI. Чтение

Необходимо научить учащихся:

- выделять слова при зрительном восприятии текста, переносить на них знакомые правила чтения, правильно произносить их;

- пользоваться двуязычным словарем для раскрытия значения незнакомых слов;

- делить текст на смысловые части, выделять основную мысль, наиболее существенные факты.

 

Требования к уровню подготовки воспитанников в 7 классе:

 

II. Фонетика и орфография

Интонация сложносочиненных и сложноподчиненных предложе-ний.

III. Лексическая сторона речи

- 200 продуктивных и рецептивных единиц;

- неологизмы и фразеологические обороты.

IV. Морфология

- склонение существительных: переходный падеж (повторение);

- русский предлог по в коми языке:

а) слова с суффиксами -öд, -тi; -ысь; -öн;

б) послеложные конструкции с послелогами вывтi, кузя, пыр, серти;

- наречия места, указывающие на направление (веськыдвылын, шуйгавылын, веськыда, паныд);

- послелог места вомöн и времени мысти;

- сравнительные послелоги (повторение);

- подчинительные и сочинительные союзы (повтор).

V. Синтаксис

- сложносочиненные предложения с союзами али, да (в значениях и, но);

- сложноподчиненные предложения с союзами мед, медым, сы вöсна мый, сы понда мый (повторение).

VI. Обучение диалогической речи

- ведение ритуализированного (этикетного) диалога/полилога в ситуациях общения «Ориентация в городе»;

- умение без предварительной подготовки вести беседу с одним или несколькими собеседниками в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного;

- участие в диалогах различных типов: односторонний или взаимный расспрос, одностороннее или взаимное информирование, побуждение к действию, обмен мнениями, обсуждение планов совместной деятельности и др., спонтанно реагируя на изменение речевого поведения собеседника и выражая личное отношение к предмету обсуждения, в пределах программного языкового материала 7-го и предшествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 6-8 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

VII. Монологическая речь

Учащиеся должны уметь:

- без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией общения, или в связи с прослушанным, увиденным или прочитанным;

- передавать основное содержание, используя описание, рассуждение, повествование, а также смешанные типы монолога, выражая свое отношение к предмету высказывания, в пределах программного материала. Объем высказывания – не менее 10-12 фраз, правильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче. Учащиеся должны уметь делать устные подготовленные сообщения по теме в пределах 2-3 минут.

VIII. Письмо

Учащиеся должны уметь:

- составлять и записывать план прочитанного текста и подготов-ленного устного высказывания о теме, делать выписки из текста. Для реализации данных требований учащиеся должны овладеть правописанием слов, усвоенных в устной речи;

- записывать устно усвоенный материал по заданным темам;

- составлять и записывать план, тезисы, конспекты прочитанного и услышанного;

- соблюдать пунктуационные правила в предложениях с вводными словами, однородными членами и в сложных предложениях;

- писать небольшие сочинения-описания на заданные темы с ис-пользованием знакомого материала.

IX. Аудирование

Учащиеся должны понимать на слух предъявляемую речь монологического и диалогического характера, однократно воспроизведенную учителем или в звукозаписи в естественном темпе, построенную на программном языковом материале 7-го и предыдущего классов. В тексте допускается 2-3 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться, или не влияющих на понимание основного содержания звучащего текста, различая при этом основную и второстепенную информацию. Длительность звучания текста до 2-5 минут.

X. Чтение

Учащиеся должны уметь:

- с целью извлечения частичной информации (о предметной области, к которой относится текст, о его авторе, авторах, о цели написания текста и т. п.). Читать «про себя» в просмотровом режиме (без помощи словаря) впервые предъявляемые тексты частично адаптированного характера из литературы;

- с целью извлечения информации читать «про себя» впервые предъявляемые тексты, построенные на программном материале 7 и предыдущих классов. Тексты могут содержать до 3-5 % незнакомых слов, понимаемых по догадке или с помощью коми-русского словаря.

Требования к уровню подготовки воспитанников в 8 классе:

II. Фонетика и орфография

1. Интонация сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;

2. Произношение и написание новых слов.

III. Лексическая сторона речи

200 продуктивных и рецептивных единиц.

IV. Морфология

- неопределенные местоимения кодкö, мыйкö, кутшöмсюрö, кутшöмкö, кымынкö, некымын, кодсюрö, мыйсюрö;

- местоименные наречия танi, сэнi, некöн, кöнсюрö, некыдз, кыдз-сюрö, кыдзкö, коркö, корсюрö, некор;

- разделительные послелоги кындзи, öтдор, кежысь, кындзи;

- образование отглагольных существительных (повторение, начало в III блоке);

- склонение различных типов местоимений (повторение + расши-рение темы);

- образование причастий (повторение);

- наречия времени (öтторъя, тöндзи, öнтай, вочасöн);

- изобразительные наречия (тшем, шлыв, жбыр, шурк, чаж, жмут);

- союзы кыдзи – сiдзи; не сöмын – но и; не сы мында – мыйта;

- подчинительные союзы, указывающие на время: мыйöн, мыйöн сöмын, пока, кыдз, кыдз сöмын;

- подчинительные союзы, указывающие на условие (кö, кор).

V. Синтаксис

- сложносочиненные предложения с союзами кыдзи – сiдзи; не сöмын – но и; не сы мында, мыйта;

- сложноподчиненные предложения с условными придаточными и придаточными времени.

VI. Обучение диалогической речи

- вариативное использование известных структурно-функциональных типов диалога, их комбинирование (Темы: «Легенды и предания», «Мой любимый писатель», «Моя любимая книга», «Моя специальность», «Мой любимый художник / музыкант», «Мои ровесники», «Мой кумир»);

- умение вести беседу с несколькими собеседниками в связи с предъявленной ситуацией общения;

- участие в диалогах различных типов, выражая личное отношение к предмету обсуждения в пределах 12-го и предшествующих блоков;

- умение включаться в беседу и поддерживать ее.

VII. Монологическая речь

Учащиеся должны уметь:

- делать сообщение в рамках тем и сфер общения любого урока: семейно-бытовой, социокультурной, применительно к своей и любой другой стране;

- выражать своё отношение к прочитанному, используя определенные речевые клише;

- строить рассуждение по схеме: тезис + аргумент + резюме, т. е. Уметь рассуждать и делать вывод. Сочетать разные коммуникативные типы речи, т. е. Решать комплексные коммуникативные задачи: сообщать и описывать, рассказывать и давать характеристику кому-либо или чему-либо с опорой на текст.

VIII. Письмо

Учащиеся должны уметь:

- записывать устно усвоенный материал по заданным темам;

- составлять конспекты, тезисы прочитанного и услышанного;

- отредактировать текст, используя предложения с прямой и кос-венной речью;

- составить текст-рассуждение с использованием цитат;

- писать небольшое сочинение публицистического характера с описанием местности, памятника истории и культуры;

- писать небольшое сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему о бережном отношении к природе;

- писать небольшое сочинение публицистического характера с описанием героев легенд, о любимом писателе, художнике или музыканте, ровеснике, о любимой книге, о своей специальности;

- писать небольшое сочинение-рассуждение на любую тему, за-данную в 12-м блоке.

IX. Аудирование

Необходимо выработать у учащихся умение:

- воспринимать на слух и понимать монологические сообщения, относящиеся к разным коммуникативным типам речи (описание, сооб-щение, рассказ, репортаж), содержащие отдельные незнакомые слова;

- воспринимать на слух аутентичный текст и выделять его основ-ную мысль;

- воспринимать полилог на слух при различных формах его предъявления;

- воспринимать на слух и понимать основное содержание диалогов (интервью, обмен мнениями и т. п.).

X. Чтение

Учащиеся должны уметь:

- читать и понимать основное содержание легких аутентичных текстов, содержащих неизученные слова, о значении которых можно догадаться из контекста, а также на основе правил словообразования, сходства с родным языком, а также опуская те слова, которые не мешают пониманию основного содержания текста (ознакомительное чтение);

- находить в процессе чтения основную мысль (идею) текста, разграничивать существенные и второстепенные факты в содержании текста, анализировать отдельные места, определяя подлежащее, сказуемое для полного понимания частично адаптированных текстов разных жанров, содержащих значительное количество незнакомых слов, используя при необходимости словарь (изучающее чтение);

- пользоваться в процессе чтения сносками, лингвострановедче-ским комментарием к тексту и грамматическим справочником;

- просмотреть несложный текст (несколько небольших текстов) в поисках нужной (интересующей) информации, т. е. овладеть приемами просмотрового чтения (прогнозирование содержания по заголовку, выделение наиболее значимой для читающего информации.

Требования к уровню подготовки воспитанников в 9 классе:

II. Фонетика и орфография

Совершенствование произношения, включая интонацию, осу-ществляется за счет коррекции произношения звуков, лучшего овладения интонационными моделями предложения, более четкого различения звуков на слух, соблюдения правильного ударения в словах и фразах, умения правильно произносить заимствования.

III. Лексическая сторона речи

Предусматривается добавление 150 слов для рецептивного усвоения, из них не менее 70 слов для продуктивного усвоения.

IV. Морфология

- модальные и модально-волевые частицы (öд, тай, дерт, кöнешнö; бы, вай, давай, мед, эськö);

- эмоционально-экспрессивные частицы (вот, вот öд, кыдз, кыдз сöмын, кыдз тай, мый сэн, кутшöм, мыйта);

- деепричастия; изменение по числам, лицам (-игам, -игад, -игас, -иганым, -иганыд, -иганыс).

V. Синтаксис

- утвердительные, отрицательные, вопросительные конструкции в косвенной речи;

- сложносочиненные, сложноподчиненные предложения с разными типами придаточной части (повторение);

VI. Диалогическая речь

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно выдвигать и решать все основные типы коммуникативных задач в стандартных ситуациях общения;

- обобщать сказанное другими участниками общения, высказывать свое отношение;

- обобщать циркулирующую в группе информацию в самос

Date: 2015-12-13; view: 792; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию