Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







НЕОБХОДИМОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТЬ И НЕВОЗМОЖНОСТЬ





Еще одной важной проблемой философии является вопрос о «не­обходимости, возможности и невозможности», известный под на­званием «троичная материя».

Логики говорят, что если отнесем предикат к субъекту и, напри­мер, скажем, что «А ест В», то отношение В к А будет иметь одно из трех качеств. Или эта связь есть необходимая связь, т.е. безус­ловная, неизбежная, непреложная связь. Другими словами, это та­кая связь, принять противоположность которой разум отказывает­ся. Или дело обстоит наоборот, т.е. связь есть невозможная связь, т.е. невозможно, чтобы предикат стал акцидентом субъекта. Дру­гими словами, разум отказывается принять ее самою?. Или эта связь такова, что может быть положительной, а может быть и от­рицательной, т.е. она может быть и доказана, и отвергнута. Други­ми словами, разум не отказывается принять ни ее самою, ни ее противоположность.

Например, если будем иметь в виду связь числа четыре с чет­ностью, то это есть необходимая, непреложная связь. Разум отка­зывается принять ее противоположность. Разум говорит, что число четыре - четное число и по необходимости, и по неизбежности. Следовательно, то, что господствует над этой связью, есть необхо­димость и неизбежность.

Но если мы скажем, что число пять - четное, то связь есть невозможная связь, т.е. число пять не может быть четным, и ра­зум наш, познающий это значение, отказывается его принять. Ста­ло быть, связь, господствующая между числом пять и четностью, есть невозможная и недопустимая связь.

Но если скажем, что погода сегодня солнечная, то связь есть некая возможная связь, т.е. природа дня не влечет за собой ни того, что он неизбежно должен быть солнечным, ни того, что неизбежно должен быть облачным. В соответствии с природой дня оба вари­анта возможны. Здесь связь между днем и облачностью - воз­можная связь.

Следовательно, связь, предполагаемая нами между любым субъектом и любым предикатом, в сущности не выходит за рамки этих трех состояний, которые иногда по особому соображению так­же называют «материей». То, что мы здесь сказали, было рассуж­дение логиков.

Философы, исследования которых относятся к бытию, говорят, что какое бы «значение» и «понятие» мы ни имели бы в виду и ни установили субъектом, и ни отнесли бы к нему бытие в качестве предиката, связь не выходит за рамки одного из трех видов.

Или связь бытия с тем понятием и значением есть необходимая связь, т.е. та вещь необходимо и неизбежно существует. Мы ее называем необходимосущей. В философии дебаты о Боге упомина­ются под названием спора о необходимосущем. Философские до­казательства предписывают, что сущее, небытие которого невоз­можно, а бытие которого необходимо, неизбежно существует.

Или если связь бытия с тем значением отрицательна и недопу­стима, т.е. недопустимо, чтобы она существовала, напротив, неиз­бежным и необходимым образом она должна не быть, то мы ее называем невозможносущей, как тело, которое в одно единое «те­перь» бывает и сферическим, и кубическим.

Или если связь бытия с тем значением есть возможная связь, т.е. то значение является сущностью, которая не отвергает ни бы­тия, ни небытия, то мы ту вещь считаем возможносущей. Все вещи мира, как человек, животное, дерево, вода и т.п., возникающие в качестве единой цепи следствий и затем уничтожающиеся, явля­ются возможносущими.

Другая проблема, относящаяся к необходимости и возможнос­ти, состоит в том, что любое по сущности своей возможносущее становится необходимосущим через свою причину, но необходимо-сущее - через иное, а не по сущности своей, т.е. любое возможно-сущее неминуемо возникает и становится необходимосущим через иное, если появляется вся совокупность его причин и условий. Но если вся совокупность причин и условий его возникновения не по­является - даже если одно из условий и один из элементов его при­чины отсутствуют, - то оно становится невозможносущим через иное. Поэтому философы говорят: «Вещь, если не будет необходи­мой, не возникает, т.е. до тех пор, пока бытие вещи не доходит до ступени необходимости и неизбежности, она не возникает».

Следовательно, все, что возникало и будет возникать, появляет­ся в силу неизбежности и необходимости одного строгого и непре­ложного порядка. Поэтому господствующий над миром и вещами порядок есть неизбежный, необходимый, строгий и непреложный порядок. По терминологии современных философов, господствую­щий над миром порядок есть некий джабрийский - детерминистс­кий порядок.[ [9]]

При обсуждении проблемы причины и следствия мы говорили, что, по нашему мнению, принцип единства причины и следствия порождает особый порядок и олицетворяет в нашем рассудке не­кую особую связь между основами и их ветвями, между причина­ми и следствиями.

Теперь же скажем, что этот принцип, согласно которому каждое возможносущее становится необходимым благодаря своей причи­не, с одной стороны, связан с причиной и следствием, с другой - с необходимостью и возможностью, и придает нашей мыслительной системе о мире особый оттенок. Этот оттенок состоит в том, что наша мыслительная система есть некая необходимая, неизбежная, непреложная система. Философы выражают эту идею краткой фор­мулой: «Принцип необходимости есть причинно-следственный прин­цип».

Если мы примем в естествознании принцип целевой причины, т.е. если примем, что природа в ходе своего изменения и движе­ния преследует (имеет) какую-то цель и все цели завершаются в одной основной цели, которая есть цель целей, то господству­ющий в мире порядок вновь приобретает другой новый оттенок. Мы здесь не приступим к обсуждению проблемы цели, которая чрезвычайно притягательна и важна, и оставляем ее для об­суждения на профессиональных уроках философии.

Наши дебаты об универсальных проблемах философии здесь заканчиваются. Но все еще остаются вопросы, с которыми сле­дует коротко познакомиться вместе с универсальными пробле­мами, как проблемы единого и многого, потенции и действия, субстанции и акциденции, идеального и материального и др. Надеемся, что у нас в будущем появиться подходящий момент, чтобы обсудить и их.

Калам








Date: 2015-12-12; view: 31; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.004 sec.) - Пожаловаться на публикацию