Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития индустриального туризма





 

Индустриальный туризм является относительно «молодым» видом туризма. Данный вид туризма получил развитие лишь в середине XX в.

Первое предприятие, открывшее свои двери для посетителей, был завод Jack Daniel’s – в 1866 году завод открылся сам и открыл двери туристам. В 1930 году компания «Peugeot» пустила туристов на свой завод в Сошо, а в конце 1940-х компания «Kronenbourg» открыла для посетителей свои страсбургские пивоварни, но тогда туристы ещё не проявляли большого интереса к подобным экскурсиям[61].

Собственно индустриальный туризм возник в 60-х годах, когда в Великобритании возник и стал развиваться Международный комитет по сохранению индустриального наследия (The International Commirtee for the Conversation of the Industrial Heritage (TICCIN)) «…как общественная организация жителей индустриальных центров. Участники движения выступали за сохранение промышленных объектов как историко-культурных элементов и важных элементов социокультурной среды обитания современного общества».

В конце XX в. вследствие увеличения числа путешествующих людей и разнообразных маршрутов появилась потребность в новых туристических объектах: «К концу XX века в мире уже почти не осталось ни исторических, ни культурных мест, которыми можно было бы удивить рядовых обывателей»[62]. Именно в это время всё больше и больше промышленных объектов постепенно становилось ещё и туристическими объектами. В начале 1980-х гг. состоялись первые организованные туры на промышленные объекты: «..под влиянием итальянского историка искусств Эудженио Батистеса европейцы потянулись исследовать старые, заброшенные еще в 1950-х годах заводы, фабрики и шахты, называя их первыми памятниками индустриальной эпохи… Тогда большинство западных предприятий, независимо от размера, солидности и принадлежности, открыли свои проходные для простых граждан, а те обратили свое, в прямом смысле слова драгоценное, внимание на заводские и фабричные корпуса»[63].

Почему туристы проявили интерес к посещению индустриальных объектов именно в конце XX в.?



По поводу посещения действующих предприятий, или промышленного туризма как вида индустриального туризма, в 1999 году теоретики новой ступени развития мировой экономики Джозеф Пейн и Джеймс Гилмор выпустили труд, в котором проанализировали основные стадии развития экономики: сырьевую, товарную и экономику услуг. Исследовали пришли к выводу что, грядёт новая стадия развития экономики под названием «экономика впечатлений» (свой труд также они назвали «Экономика впечатлений»). Приведём в пример производство, занимающееся изготовлением процессоров: «Сегодняшняя техническая мысль уже ушла настолько далеко, что обнаружить отличия, скажем, процессоров Intel от процессоров AMD рядовой пользователь, не вооруженный специальной аппаратурой, просто не в состоянии. Соответственно и маркетологам становится все сложнее объяснить покупателю, почему он должен купить дорогой Intel, а не более дешевый AMD. Естественный выход – наладить с потребителем крепкую дружбу. А для этого его, потребителя, вначале следует пригласить в гости. Пусть придет, посмотрит, как на заводе выращиваются кристаллы, как из них режут пластины, и как потом из этих пластин создаются каменные сердца домашних компьютеров. Глядишь, посетитель и проникнется любовью к компании и к ее продукции. И отныне будет покупать только ее уже хотя бы потому, что она для него стала как бы роднее» [64]. В 2007 году уже существовали такие промышленные компании, которые стали приманивать потребителя своей богатой историей, например, компания «Ford», которая устраивает не просто показ производства, но и экскурсии по местам, где более столетия назад жил и работал основатель компании Генри Форд. Ребёнку может быть интересна прогулка по игрушечной фабрике, поэтому многие подобные фабрики также доступ посетителей на производство, а один из лидеров мирового кукольного производства, американская компания «American Girl» в Чикаго, Нью-Йорке и Лос-Анджелесе открыла три производственных музея-дворца, где можно не только увидеть процесс производства, но и за 30 долларов посетить театральное шоу, парикмахерский салон для кукол и пообедать за 20 долларов. «Открытостью» производства следует «приманивать» потребителя производствам пищевой промышленности, чтобы покупатель лично убедился в экологической безопасности производства и в том, что на данном предприятии производят натуральный продукт. Что касается мелких производств, то для них привлечение посетителей на экскурсии может являться даже способом его выживания. Например, если поставить стеклянное изделие на прилавок, то большинство туристов на него не обратят внимание, а если привести туристов в стеклодувную мастерскую и показать, как мастер выдувает из раскалённой массы пузырёк и превращает его в фигурку лошади или, к примеру, зайчика, то туристы тут же «сметут» с прилавка всех «лошадок» и «зайчиков» – после такого увлекательного «шоу» зрителю просто совесть не позволит не купить изделие. На Мальте, например, любая мелкая мастерская открыта для туристов – сапожная, гончарная и т. д.



В 2007 году в журнале «Вокруг света» Валерий Чумаков в статье «Сборочный цех впечатлений» писал: «Во многих развитых странах посещение почти любого производства – не проблема. Достаточно созвониться с сервисным центром, если такого нет, то с секретариатом либо, если производство совсем уж мелкое, поговорить с его хозяином, и вас за вполне умеренную плату, а то и вообще бесплатно, проведут по цехам или покажут корпоративный музей. И дело тут вовсе не в доходах от экскурсий. Современные предприниматели прекрасно понимают, что без такого «производственного туризма» им, в условиях современного рынка, выжить будет весьма сложно»[65].

2 января 2010 года на сайте «Oktogo» была опубликована статья «Что такое промышленный туризм?», где писали о том, что промышленный туризм появился в противовес пляжному отдыху. То есть в 2010 году туристы окончательно устали от традиционного времяпрепровождения на отдыхе. В статье даже писали, что «…многие поклонники промышленного туризма считают, что по-настоящему понять жителей той или иной страны можно только понаблюдав за тем, как они работают». Статья сопровождается фотографиями и кратким описанием предприятий, которые открыли свои двери для туристов, например, французская парфюмерная фабрика «Fragonard» (г. Грас), фабрика бейсбольных бит (Луисвилль, США) и т. д.[66]

В 2011 году Франция приняла на своих промышленных предприятиях в прошлом году (несмотря на кризис) более 2000 компаний. 15 апреля 2012 года администратор сайта «Туризм сегодня» (ник «admin») опубликовал на данном сайте статью «Современные тенденции развития промышленного туризма», где указал, что ежегодно в Европе сотни тысяч туристов посещают промышленные предприятия: «более 300 тысяч туристов в год посещают приливную станцию в городе Ранс, а фабрику шоколада в английском городке Кэдберри за 2009 год посетило около 400 тысяч туристов»[67].

14 июня 2012 года на сайте «Travel.ru» была опубликована статья «Направления для промышленного туризма – в онлайн-путеводителе», где было написано о выходе в свет онлайн-путеводителя по промышленному туризму: «Главная задача проекта «Промышленный туризм» – предоставить максимум сведений о том, какие интересные предприятия можно посетить индивидуальным путешественникам, в том числе и с детьми. Например, гостей приглашают заводы BMW, Bentley Motors, Harley-Davidson, Lambordghini, Ferrary, Coco-Cola и даже Boeing…». Журнал «Управление производством объединил и предоставил для русских читателей информацию об объектах промышленного туризма. Кроме того, в статье было указано, что промышленный туризм получил наибольшее развитие в странах Северной Америки, во Франции, Германии, Голландии и Великобритании[68].

Что касается заброшенных объектов индустриального туризма, то, хотя ещё в 80-е годы туристы начали посещать заброшенные индустриальные объекты, особую популярность среди туристов подобные объекты получили в 2000-х благодаря распространению информации о заброшенных объектах посредством сети интернет и масс-медиа.

П. А. Путинцев пишет о виртуализации как одном из альтернативных способов освоения промышленного наследия, которая заключается в том, что физическое пространство заброшенного индустриального объекта становится вдохновителем для творцов, призванных создавать художественные продукты, медиапродукты и т. д.: «У любого производства есть уникальная мифология, история и дух. Всё это может ложиться в основу сценариев, сюжетов для компьютерных игр, проектов и разножанровых форм виртуальной культуры, что тоже, в свою очередь, может приносить прибыль. Поэтому есть популярные примеры, например, фантастический фильм «Сайлент Хилл»…, снятый Кристофером Гансом в 2006 году на основе мифологии реального шахтёрского города-призрака Централия (США, штат Пенсильвания)»[69]. В свою очередь, подобные фильмы и видеоигры способствуют «популяризации» индустриального туризма. Вообще, индустриальный туризм, особенно такое его направление, как посещение заброшенных объектов, своей популярностью обязан кино и литературе. Существует даже целый жанр научной фантастики – постапокалиптика, который рассказывает о судьбе планеты после глобальных катастроф. В фильмах, снятых в этом жанре, а также в некоторых видеоиграх, индустриальный пейзаж является «красивой декорацией», и люди, обратившись к подобным фильмам и играм, открывают для себя эстетику такого пейзажа и у них появляется интерес и к индустриальному туризму. Распространению данного вида туризма способствовали также масс-медиа. В начале 80-х годов набрал популярность музыкальный стиль «индастриал»: «Индастриал (от англ. «industrial» – «промышленный») – музыкальное направление, отличающееся выраженной экспериментальностью и особой эстетикой механических и других промышленных звуков»[70]. К этому стилю относят такие коллективы, как Throbbimng Gristle, Current 93, … Neubauten, Coil, Nurse With Wound и т. д.[71]

Что касается отечественного промышленного туризма, то экскурсии на предприятия для школьников проводились ещё в XVIII в. М. В. Соколова в учебнике «История туризма» пишет: «В XVIII в. начинает зарождаться детский (школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно экскурсии, связанные с различными краеведческими вопросами, становятся столь органичны в школьной программе, что их необходимо было зафиксировать в Уставах учебных заведений, начиная с 1786 г. Школьники не только стали выезжать на природу, но и посещали местные заводы и мануфактуры, рудники и т. п. В XIX – начале ХХ вв. для активизации экскурсионного дела стали привлекать выдающихся учёных : Д. И. Менделеева, П. П. Семёнова-Тян-Шанского, Н. М. Пржевальского, К. Д. Тимирязева, И. П. Павлова, В. И. Вернадского и др.»[72]. В СССР существовали экскурсии на московские кондитерские фабрики. В 2007 году в Москве можно было посетить три фабрики: «Красный Октябрь» – бывшее «Товарищество «Эйнем» (посещение с чайным столом), «Бабаевскую» – бывшее «Товарищество А.И. Абрикосова Сыновей» (посещение со «сладким подарком») и «Рот Фронт» (посещение со «сладким подарком», рис. 161)[73]. Последняя фабрика открыла доступ только для школьников, и запись на экскурсию можно было производить только в августе в течение нескольких дней в августе. Известно лишь, что заветные дни располагаются обычно в середине месяца.

В 2007 году в журнале «Вокруг Света» в заметке «Сборочный цех впечатлений» Валерий Чумаков писал: «…В нашей стране простому смертному попасть даже на небольшое предприятие практически невозможно. У проходной вас весьма недоброжелательно встретит охрана с собаками, а при попытке хоть что-то сфотографировать скажут, что производство секретное и пригрозят вызвать милицию» – то есть, существовали препятствия для развития организованного, легального индустриального туризма[74].

Однако ещё в 2000 году российские пивоваренные компании стали стремиться к «открытости» (появилась даже специальная акция «Пиво – это не секретно»). Например, администрация комбината «Очаково» распорядилась установить в цехах веб-камеры для того, чтобы любой пользователь интернета мог наблюдать за производством. В сентябре 2004 года этот комбинат пустил экскурсантов в цеха. В 2007 году по «очаковским» цехам проходило до тысячи человек в месяц, а по цехам петербургской компании «Балтика» – 25 тыс. экскурсантов в год[75]. На заводе «Балтика» обустроили специальный стеклянный коридор для посетителей, однако, турист ещё не мог собственноручно потрогать приборы, при помощи которых изготовляли пиво. В 2007 году уже были открыты для туристов заводы подмосковной компании «ОСТ-Алко» (более известной в России как «Черноголовка») с передовыми технологиями и автоматизированными линиями и московский завод «Кристалл» – «флагман» отечественного виноделия. У компании «Кристалл» существует свой музей, в котором хранится 45 00 экспонатов. В этом же году был открыт для посетителей Микояновский мясоперерабатывающий завод, на территории которого присутствует такой же стеклянный коридор, как и на территории пивоваренной компании «Балтика». По данным на 2007 год, компания «Красногорсклексредства» возила всех желающих на специальном автобусе от метро «Тушинская», и были открыты ещё несколько предприятий: «Если постараться, можно попасть на фабрики Гжели, Палеха, Хохломы и Жостово, на Высоковский завод елочных игрушек. Можно позвонить в Центр управления полетами, что в подмосковном Королеве, и тоже договориться об экскурсии, включающей посещения главного зала управления МКС, просмотр видеофильма и даже, если повезет, присутствие на сеансе связи с космонавтами»[76]. Летом 2009 года идейный вдохновитель компании «Протур» договорился о первой экскурсии на завод «InBev» с руководством завода[77]. С этого же года Янтарный комбинат, находящийся в Калининградской области, входит в список лучших организаций туристической индустрии в области и занимает II место как «Лучший объект туристического показа». Экскурсионный маршрут связан с Приморским месторождением янтаря, предлагаемая туристам программа называется «День с солнечным камнем»[78].

15 апреля 2010 года на сайте Федерального космического агентства была опубликована статья, в которой говорится об организации экскурсии на Байконур для победительницы конкурса детского рисунка, жительницы г. Курчатова Курской области Насти Березуцкой[79].

1 февраля 2011 года в №786(4) «Независимой газеты» была опубликована статья Юлии Зименко «Вместо пляжа – на завод». В статье говорится о том, что в 2011 году в России на промышленный туризм приходится 1% туристического рынка, и «львиную долю этого объёма занимают две столицы», хотя потенциал есть у многих других российских городов. Однако в Министерстве культуры и туризма Свердловской области была приняла целевая областная программа поддержки туризма, принятая на 2011-2016 годы, а один из индустриальных объектов Свердловской области – Невьянский завод – реализуется как объект промышленного туризма с 2010 года. Существуют туроператоры, стремящиеся организовать экскурсии на действующие предприятия, но им не удаётся договориться с руководителями предприятий о проведении экскурсий. Управляющий партнёр компании «Промтур» Сергей Богданов признаётся, что «…во время переговоров с руководителями разнообразных фабрик и заводов приходится отвечать на вопросы, например, о шпионаже. Часто руководители предприятий не понимают, кому может быть интересно посещение работающего завода или процесс производства». Маршруты туроператоров чаще всего охватывают лишь один субъект Федерации, так как поездка на большие расстояния будет стоит дорого – не набираются большие группы туристов[80].

По сведениям на 2012 год, количество предприятий, пускающих потребителя на производство, растёт, однако по-прежнему их количество невелико, и, для того чтобы записаться на экскурсию, часто приходится отстаивать очередь. Например, 14 июня 2012 года на сайте «Travel.ru» была опубликована статья «Направления для промышленного туризма – в онлайн-путеводителе», где указано, что в число доступных экскурсантам производств входят кондитерское объединение «Любимый край» (Ленинградская область) и фарфоровый завод «Мануфактуры Гарднеръ» (Московская область)[81].

1 ноября 2012 года на сайте «Geograficplanet» была опубликована статья «Промышленный туризм». В данной статье говорится о том, что «…туроператоры предполагают в ближайшее время включить в перечень … экскурсий посещение предприятий концерна «Высоковольтный союз», в состав которого входит группа предприятий, занимающихся разработками и производством устройств автоматики и релейной защиты… Также ведутся переговоры с «ПКФ «ЭлТехКом», официальным дилером ООО «ВНИИР-Промэлектро», который входит в состав международной компании «АБС Электро»[82]. То есть, в России увеличивается число производств, которые становятся объектами организованного производственного туризма.

Что касается посещения отечественными туристами заброшенных объектов нашей страны, то ещё в СССР, после появления фильма Андрея Тарковского «Сталкер» в 1979 году, снятого по мотивам романа Аркадия и Бориса Стругацких «Пикник на обочине», вышедшего в свет в 1972 году, у людей произошёл «..большой скачок к эстетике заброшенных объектов и промзон»[83]. Даже само слово «сталкер» впервые было употреблено в романе «Пикник на обочине». Слово «сталкер» происходит от английского stalker<to stalk – «преследовать крадучись». Борис Стругацкий выбрал это слово для обозначения посетителей аномальной зоны, будучи под впечатлением от романа Редьярда Киплинга «Stalky & Co». Позже этим сталкерами начали называть всех любителей посещать «запретные» зоны, т. е., охраняемые объекты, а далее вообще всех любителей индустриальных объектов. В Викисловаре даётся следующее толкование данного слова: «…человек, обладающий знанием территорий или сооружений, по каким-либо причинам являющихся малоизвестными или запретными»[84], то есть, любитель инфильтрации – нелегального посещения действующих, охраняемых предприятий и любитель заброшенных индустриальных объектов. Уже в СССР в 80-е гг. были «сталкеры», но «…отсутствие… возможности получать и обмениваться информацией и привело к невозможности консолидировать участников движения в стране, делая его уделом одиночек»[85].

В 2000-х годах, благодаря распространению интернета в России, «сталкеры» получили возможность свободно обмениваться информацией об объектах, создавать тематические сайты, форумы и даже организовывать совместные поездки на объекты. В это же время в России, как и во всём мире, стали распространяться фильмы и видеоигры с индустриальными пейзажами, фильмы в жанре «постапокалиптика»: «Существенно поднял свою известность индустриальный туризм выходом долгожданной компьютерной игры S.T.A.L.K.E.R. в 2007-ом году. А собственно с её появлением словечко «сталкер» стало более употребляемым по отношению к людям, полюбившим индустриальный туризм»[86]. 26 марта 2007 года вышла в свет первая книга серии «S.T.A.L.K.E.R» – сборник рассказов «Тени Чернобыля». Серия книг «S.T.A.L.K.E.R» продолжает идею серии игр «S.T.A.L.K.E.R». Действие большинства книг их этой серии происходит в альтернативной реальности, в Чернобыльской зоне отчуждения после вымышленной катастрофы 2006 года. Выход в свет подобной литературы увеличило популярность компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R» и интерес к объектам индустриального туризма. Можно говорить о складывании субкультуры «сталкеров». В 1990-х годах в России получил развитие фэндом (неформальное субкультурное сообщество, участники которого объединены единым интересом, связанным с произведениями искусства – пристрастием к определённому жанру, фильму, книге, сериалу и т. д.) «толкиенистов» (разновидность ролевиков) – люди, прочитавшие книги в стиле фэнтези, захотели почувствовать себя героями книг, которые они прочитали, перенеся при помощи ролевых игр сюжеты любимых книг в трёхмерную реальность[87]. В начале 2000-х годов движение пережило вторую волну популярности вследствие выхода в свет трилогии Питера Джексона «Властелин колец» по одноимённому роману Дж. Р. Толкина. В 2000-х года подобный процесс произошёл и в среде любителей компьютерной игры «S.T.A.L.K.E.R», книг из одноимённой серии и фильмов в жанре «Постапокалиптика», следовательно, «сталкеры» – это ещё одна разновидность ролевого движения.

Уже несколько лет в России существуют ночные городские игры – «DozoR», «Энкаунтер», «Схватка»… По словам создателя игры «DozoR» по прозвищу «Алесь Жук», подобные игры способствуют повышению интереса к объектам индустриального туризма, и, следовательно, к самому индустриальному туризму[88].

Примерно с 2010 г. в нашей стране быть «сталкером» стало действительно модно. В 2010 году в познавательном интернет-журнале «Школа жизни. Ру» писали: «Представьте, вы, в военной форме, в перчатках и с фонариком, пробираетесь в недоступный или даже охраняемый объект. Сначала вы идете по пересеченной местности, сверяясь с картой. Вдруг перед глазами появляется огромная заброшенная конструкция, завод. Вы проверяете уровень радиации и продолжаете путь. Вы ищете секретный вход в здание, описание которого вам дал знакомый сталкер. Ощущение неизвестности, странные звуки и чей-то кашель – сердце бьется сильнее и сильнее!.. Да, поздравляю, вы – сталкер»[89]. С каждым годом число любителей индустриального туризма в России увеличивается, создаются всё новые и новые «сталкерские» форумы, о любителях индустриального туризма выпускают всё больше и больше телепередач и видеосюжетов. 1 декабря 2011 года на сайте «DAYPIC» была опубликована заметка «ЗиЛ», в которой говорится о почти полностью заброшенном старейшем российском предприятии – автомобилестроительной компании «АМО ЗиЛ» (открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачёва), расположенном в Москве, с фотографиями. Формально предприятие считается действующим, но так как его территория почти полностью заброшена, и на неё можно попасть беспрепятственно, данный объект мы причисляем к заброшенным[90]. На сайте «DAYPIC» опубликовано множество заметок 2011 и 2012 года о других объектах, например, 22 апреля 2012 года опубликовали заметку с фотографиями о заброшенной барской усадьбе, расположенной в Ленинградской области, в 140 км от Санкт-Петербурга[91]. 24 февраля 2012 г. на курском телеканале «СТС-Курск» вышла в эфир телепередача «Городские истории», в которую вошёл сюжет об индустриальных туристах[92]. 3 августа и 10 августа 2012 года на сайте «Tripplan.ru» пользователем сайта под ником «Maley Ann» были опубликованы заметки с фотографиями о заброшенных местах России – «Сталкерам на заметку, или заброшенные места России» и «Сталкерам на заметку, или заброшенные места России – 2»[93][94].

Таким образом, посещение отечественных индустриальных объектов в России набирает популярность среди русских туристов. Любители самостоятельного «обследования» объектов при наличии интернета имеют возможность узнавать информацию о новых объектах из масс-медиа и интернет-сайтов и находить единомышленников во всех точках страны. Что касается организованного посещения заброшенных предприятий, то освоение подобных объектов и превращение их в экскурсионные объекты представляет собой очень долгий процесс. П. А. Путинцев в статье «К проблеме переосмысления индустриального наследия» пишет: «…Если … вспомнить одно только количество существующих производств в Екатеринбурге, то мысль о возможности объятия необъятного кажется по-прежнему утопической. Поэтому какая-то часть физических фондов неизбежно уйдёт в историю – это вопрос времени»[95].

 









Date: 2016-02-19; view: 818; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию