Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы психологической интервенции





Психологию и медицину можно различать по их важнейшим прикладным сферам — сферам интервенции; главным критерием при этом является тип используемых средств. Если в медицине воздействие осуществляется прежде всего медикаментозными, хирургическими, физическими и т. д. методами, то психологическая интервенция характеризуется применением психологических средств. Психологические средства применяются тогда, когда нужно достичь кратковременных или длительных изменений путем воздействия на эмоции и поведение. На сегодняшний день внутри психологии мы выделяем обычно три группы методов интервенции, примыкающие к трем большим прикладным сферам: психологии труда и организационной психологии, педагогической психологии и клинической психологии (ср. рис. 18.1); иногда они пересекаются друг с другом. В зависимости от разрешающей степени можно определить и другие сферы интервенции с принадлежащими к ним методами, например нейропсихологическая интервенция, психологическая интервенция в судебной сфере и т. д.

 

Консультирование- процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, входе которого определенные знания используются для оказания помощи консультируемому.

Методы, приемы консультирования:

Беседа;

Включенное наблюдение;

Убеждение;

Одобрение или осуждение, находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать.

Метод легенд- способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Телефонное консультировании – предложение своей помощи, исследование проблемы клиента.

Метод «письмо-обращение»,доверие- цели письма –обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство.

Групповой уровень реабилитационной работы. Группа- это объединение людей, связанных с общими интересами, деятельностью, местом жительства и др.

Методы групповой реабилитации:

Беседа – диалог между двумя участвующими сторонами.

Лекция – передача информации лектором.

Диспут- подготовленное обсуждение одного важного вопроса.

Дискуссия- -столкновение мнений по проблеме, которое может привести к спору, конфликту.

Собрание- -плановое мероприятие по обсуждении текущих проблем.

Одной из эффективных технологий групповой работы является тренинг. В ходе тренинговых занятий используются многие приемы индивидуальной и групповой форм работы: мини –лекция, диспут, беседа, используются видеоматериалы. приемы игротерапии, мозгового штурма.

Одна из технологий социальной педагогики –это связь с общественностью, которая предполагает: выявление потребностей населения, привлечение общественного внимания к социальным проблемам, стимулирование общественной благотворительности. Основной инструмент связи с общественностью –средства массовой информации(листовки, объявления, приглашение, анкетирование).

Социальный педагог нередко оказывается в ситуации, когда от него ждут помощи, выходящей за рамки его полномочий. При лишении родительских прав, участия в принятии решения по вопросу привлечения их к суду, дачи показаний против родителей, а иногда выступления в качестве адвоката, получают исполнение решения суда о надзоре или изолировании ребенка.

Задача социального педагога- создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.

Оказывая помощь другим, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особенным отношением не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой стороны –учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента- с позиции клиентоцентризма.

 

 

Под рефремингом в психологическом консультировании понима­ется такое переформулирование консультантом проблемы клиен­та, при которой происходит расширение понимания проблемы и изменение отношения к ней. Понятие рефреминга как метода работы с проблематикой клиента было разработано в нейро-лингвистическом программировании (НЛП).

Метод рефремин­га имеет следующие характеристики:

• всегда тесно связан с оцениванием человеком себя или другого, ситуации, проблемы, конфликта и т. п., и под оцениванием по­нимается способность человека помещать некие факты, события или объекты в определенный контекст, или рамку,

• человек субъективно относится к явлениям и событиям окру­жающего мира, а любое происходящее событие многоаспектно и предполагает множественность описания с разных точек зрения;

• терапевтический эффект этого метода работы построен на по­ложении о том, что смысл любого события зависит от того, в какую рамку оно помещено;

• изменение рамки события автоматически приводит к изменению его смысла для человека и, как следствие, к изменению в поведе­нии или установках;

• любое явление, ситуация, проблема клиента могут иметь как отрицательный аспект, с которым клиент обратился к психологу, так и положительный, который клиент просто не видит, и задачей консультанта становится повернуть видение проблемы от отрицательного к положительному аспекту, когда ранее не­благоприятная ситуация приобретает положительное значение и у клиента формируется ресурсное состояние личности,

• рефреминг обеспечивает нахождение позитивного смысла любых событий,

• целью рефреминга является поиск такой рамки, в которой пове­дение, ситуация, установка и т. п. будут для клиента более адаптивными;

• многие конфликты во взаимодействии с окружающими людьми могут быть обусловлены различными точками зрения на одну и ту же проблему, и использование рефреминга может существенно помочь в разрешении такой проблемы, подобрав нужную "рам­ку" и изменив отношение к ситуации.

2. Выделяют два вида рефремингов:

• рефреминг контекста, который ориентирован на изменение смыс­ла того или иного явления в зависимости от контекста, в котором это явление рассматривается. Например, изменение полярности в ситуации самообвинений клиента и недовольства им каким-нибудь своим качеством, с отрицательной полярности на поло­жительную в зависимости от той ситуации, в которой клиент бу­дет проявлять это качество. В случае применения рефреминга кон­текста происходит увеличение гибкости поведения и установок клиента, когда он понимает, что такое, например, качество, как педантичность или пунктуальность, ценно на работе, но может при этом приводить к конфликтам в семейной жизни;

• рефреминг содержания, который ориентирован на изменение по­ведения и реакций клиента в зависимости от контекста через формирование гибкости восприятия. Например, в случае, когда у клиента есть определенный паттерн поведения как реакция на чьи-либо действия и слова, рефреминг строится таким об­разом, чтобы помочь ему увидеть позитивную сторону действий другого человека и проанализировать, какой еще смысл, кроме привычного для клиента, могут эти действия означать.

3. Существуют следующие способы построения рефремингов:

• для рефреминга контекста можно использовать вопросы типа "Когда такое ваше качество могло бы быть вам полезным (вред­ным)?", "Какие выгоды вы можете получить от наличия у вас
этого качества?", "Что ценного вы потеряете, если это качество у вас отнимут?";

• для рефреминга содержания можно использовать вопрос типа "А какую еще информацию может содержать это высказывание (поведение)?", "Какова позитивная направленность этого поведения?";

• классический вариант рефреминга, основанный на вопросе "А что ты хочешь вместо этого?", то есть вместо проблемы происходит постановка цели;

• техника "чудодейственного вопроса", предполагающая:

- первый этап — выяснение того, что хочет клиент вместо своей проблемы, чего ему не хватает сейчас, причем консультант дол­жен добиться от клиента описания мельчайших деталей ситуа­ции, когда проблема решена;

- второй этап — выяснение того, можно ли все им описанное и представленное добавить в его нынешнюю жизнь;

• вопросы для клиентов с прозаическим типом общения (не на уровне представления каких-то чудес) должны строиться на тех реальных событиях, которые происходили в прошлом или ны­нешнем опыте клиента и имели и имеют отношение к его про­блеме с точки зрения ресурсности. Например, выяснение того, как клиент может делать и говорить что-то по-другому, не та­ким способом, который является для него неадаптивным. То есть, необходим поиск ресурсности в опыте клиента и опора на нее при переформулировании;

• использование других характеристик для построения рефреминга:

- юмора: "Если бы эта ситуация была смешной, над чем бы ты посмеялся?";

- временных аспектов: 'Как бы ты решил эту проблему, если бы был на 10 лет старше (моложе)?";

- принципа противоположности и ухудшения: "Что бы ты сделал, сказал, почувствовал, если бы столкнулся с противоположной проблемой?", "Если бы было хуже чем сейчас, что бы это было?".

 

Под метафорой в психологическом консультировании понима­ется способ метафорической репрезентации (выражения) проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки. Под терапией с помощью метафор понимается использование терапевтической истории, которая может быть составлена как консультантом, так и клиентом или стать ре­зультатом их совместного творчества и при этом обладающей важным качеством: в этой истории содержатся советы или по­
учительные сообщения о способах решения какой-то специфической проблемы.

Метафора имеет следующие характеристики:

• представляет собой иносказательный вариант презентации пси­хологических затруднений и способов их разрешения;

• рассматривается как способ решения психологической проблемы через термины, принадлежащие другой области;

• используется и как разовый терапевтический прием, и как устойчивый образ, сопровождающий весь процесс психотерапии;

• ориентирована в первую очередь на бессознательное клиента;

• связана с механизмами идентификации и ассоциации, когда клиент идентифицирует себя с героем метафоры, и ситуация, рас­сказанная в метафоре, имеет ассоциативную связь с реальной
проблемой или затруднением клиента, то есть с его опытом;

• может успешно использоваться как в работе со взрослыми клиентами, так и в коррекционной работе с детьми, причем в последнем случае применение специальных детских психотера­певтических сказок может существенно повысить эффектив­ность коррекционного воздействия, так как у детей гораздо лучше развито воображение и они очень восприимчивы к та­кого рода воздействию;

• отличается по следующим видовым признакам:

- уже существующая история (сказка, новелла, притча, создан­ная в культуре), которая имеет ряд сходных признаков с про­блемой клиента;

- созданная конкретно для этого клиента исходя из специфики его проблематики и жизненной ситуации.

 

Выделяются следующие функции метафоры:

- снижает влияние привычной предметной определенности мира, его причинно-следственной взаимосвязи;

- снимает привычные внешние ограничения, которые каким-то об­разом могли влиять на восприятие и мышление клиента; расширяет восприятие клиентом своих затруднений, так как, имея ряд сходств с предъявляемой проблемой, демонстрирует клиенту относительность страдания и снижает значимость привычных паттернов долженствования;

- снимает запрет на выражение клиентом агрессивных, негативных чувств, блокированных ранее чувством вины, тревожностью и т. п., так как позволяет сделать это в метафорической форме;

- имеет диагностическую функцию: часто клиент сам использует метафору, образ или какое-либо метафорическое сравнение, чтобы выразить беспокоящее его переживание, ситуацию, про­блему и т. п., и консультанту в этом случае необходимо уточ­нить и понять значение этого образа;

- метафора выступает как средство изменения идей и убеждений клиента и способ воздействия на его поведение.

3. В психологическом консультировании метафоры могут исполь­зоваться в различных целях. Существует следующая классифи­кация видов метафор:

• ресурсные;

• встроенные;

• поведения;

• эмоциональные;

• эриксоновский транс.

Ресурсные метафоры представляют собой такие образы внутри или вне сознания клиента, которые помогают создать ресурсность его личности, способствующую как решению какой-то конкретной проблемы или конфликта, так и усилению лично­сти в целом.

Формирование ресурсной метафоры предполагает:

• знание консультантом индивидуального позитивного (ресурсного) опыта клиента, так как метафора формируется именно на прошлом личном опыте клиента;

• обращение к детству клиента и ресурсным воспоминаниям из детства (это может быть игра в песок на море и т. п.);

• использование для построения метафоры ведущих модальностей клиента;

• если ресурсная метафора ориентирована на расширение сознания клиента и увеличение способов его восприятия мира, то кон­сультант может использовать все три модальности и строить ви­зуальные, аудиальные и кинестетические образы;

• создание атмосферы безопасности, которая позволила бы кли­енту расслабиться и насладиться образами;

• подведение клиента к легкому трансу, предполагающему релакса­цию, расслабление и успокоение, используя следующие приемы:

• владение своим голосом, его тембром, спокойствие, небыстрая речь, отсутствие резких интонаций и т. п.;

• использование специальных речевых конструкций;

• использование специальной релаксационной музыки;

• удобное кресло или кушетка для клиента;

• работа с дыханием клиента.

Встроенные метафоры предполагают внесение ресурсности внутри консультационного диалога и помогают расширению взгляда клиента на его проблему. Суть встроенных метафор за­ключается в том, что консультант, с помощью внесения какого-либо образа, рассказа, притчи или истории помогает клиенту увидеть и другие — позитивные — стороны своей проблемы или понять истинную причину затруднения и найти решение.

Фор­мирование встроенной метафоры предполагает:

• максимально точное соответствие метафоры (сказки, истории, притчи и т. п.) проблематике клиента, иначе цель — расшире­ние взгляда на проблему — не будет достигнута;

• более простые способы внедрения метафоры, не предполагаю­щие введения клиента в состояние легкого транса;

• построение метафоры в атмосфере безопасности и доверия со стороны клиента.

Метафоры поведения представляют собой "рецепты" решения проблемы или конфликта на "примере других", когда консультант в форме сказки или притчи рассказывает о том, как похожая на проблему клиента ситуация была успешно разрешена.

По­строение метафоры поведения имеет следующие правила:

• история, которую рассказывает консультант, должна полностью соответствовать индивидуальным особенностям клиента: черты личности героя, специфика проблемной ситуации и сопутст­вующие ей явления, поведение героя и т. п. должны совпадать с соответствующими особенностями клиента;

• подчеркивать связь между событиями в истории и реальностью клиента необходимо очень тонко, не нарушая представлений клиента о себе как об уникальном феномене, имеющем уни­кальные особенности и проблемы. Можно использовать фразы типа: "Возможно, ваша ситуация несколько отличается от рас­сказанного мною, но...";

• запрещено давать открытые, прямые советы, облекая их в форму типа "Один мой друг (клиент) решил эту проблему вот так, и у него все получилось, поэтому вам следует попробо­вать", а необходимо в первую очередь создать у клиента поло­жительную мотивацию для решения проблемы.

Эмоциональны метафоры представляют собой описание физиологического и эмоционального состояния героя в момент переживаний и помогают клиенту понять свои чувства и эмоции.

Существуют следующие правила при построении эмоциональной метафоры:

• вначале описываются негативные состояния и ощущения героя, возникшие при каком-либо переживании или в результате какой-либо ситуации, то есть что он чувствовал, что видел, ощущал и слышал в этот момент;

• далее происходит переход в описании от негативных состояний к позитивным, также через подробный рассказ обо всех трех модальностях, и закрепление позитивных ощущений в конце рассказа;

• усиление метафоры может достигаться через описание природных явлений в соответствии с тем же принципом перехода от негативных к позитивным явлениям.

4. Метафора при правильном ее построении и использовании может стать очень мощным средством психотерапевтического воздействия, так как она ориентирована на бессознательные слои личности клиента. В то же время неумелое и неправильное использование этого приема может привести к негативным результатам консультирования и утрате доверия клиента к консультанту.

Существуют следующие правила построения метафор:

• консультанту, чтобы найти или создать наиболее эффективную метафору, необходимо понять картину мира клиента, определить, как клиент видит, слышит и ощущает окружающий мир, то есть понять специфику работы его модальностей, какие спо собы реагирования он использует и т. п.;

• консультант при подборе материала для построения метафоры должен быть уверен в ресурсности этого материала для данного конкретного клиента, так как для разных людей одно и то же явление может нести противоположные эмоции. Например, у одного клиента могут быть связаны с водой положительные, ресурсные воспоминания, а у другого — отрицательные и травми рующие, так как этот клиент мог оказаться в ситуации пережи вания смерти себя или близкого человека, которая была связана с водой (море, озеро, река);

• для построения метафоры любого характера (ресурсная, поведенческая, эмоциональная и т. п.) консультант может использовать различные сказки, притчи, истории, новеллы, мифы и т. п., ориентируясь при этом на мировую культуру и литературу, а также используя опыт психотерапии в этой области, в русле которой создано множество психотерапевтических ска­зок и притч.

При построении метафоры консультант должен следовать опре­деленной схеме, включающей в себя следующие шаги:

• этап анализа запроса клиента;

• этап выбора персонажей, имеющих проблемную ситуацию, схо­жую с проблематикой клиента, и вступающих в аналогичные ре­альным взаимодействия;

• этап кульминации действия, когда проигрывается конфликтная составляющая реальной ситуации и подчеркивается безвыход­ность последней;

• заключительный этап, в котором формируется выход из про­блемной ситуации, что должно нацелить клиента на решение своей реальной проблемы.

Заключительный этап должен соот­ветствовать следующим требованиям:

• выход из сложившейся проблемной ситуации в метафоре должен быть похожим на то поведение, которое демонстрирует клиент в других ситуациях, то есть должен соблюдаться принцип нев­несения советов и веры в то, что клиент сам знает решение;

• рекомендации, выраженные в метафорической форме, должны иметь очень обобщенный характер, чтобы клиент мог воспользоваться своим уникальным опытом и средствами в решении про­блемной ситуации;

• выход из проблемной ситуации, описанный в метафоре, в большей степени должен побуждать клиента к решению проблемы через формирование оптимистического взгляда на сложившуюся ситуацию и видение ее возможного позитивного исхо­да, чем предлагать какой-то конкретный способ решения.

 

 

. В психотерапии и консультировании используется множество методов, основанных на творческом самовыражении, под ко­торым подразумевается создание клиентом определенных творческих продуктов (рисунков, скульптур, фотографий, художест­венных произведений, танца и т. п.), выражающих его индиви­дуальность, личностные и характерологические особенности, а также способствующих проработке проблем клиента на проек­тивном уровне.

Творческие методы имеют следующие функиии:

• диагностическую, позволяющую консультанту собрать обшир­ный диагностический материал не только относительно про­блематики клиента, но и в отношении его личности в целом, мировоззрения и способов внешнего и внутреннего контактов. Существует большое количество проективных методик сбора диагностических данных, и наиболее популярными в исполь­зовании являются рисуночные проективные тесты;

• терапевтическую, позволяющую выразить и проработать кон­кретную проблему или конфликт клиента через метафориче­ское выражение в рисунке, танце, скульптуре, фотографии и др. или через воздействие определенных механизмов, например, катарсическое влияние музыки, книги, фильма;

• развивающую, способствующую личностному росту клиента и ориентированная на формирование у него новых, более адап­тивных форм взаимодействия с самим собой и со средой, раз­витие способности к осознанию себя и своего тела, умения вы­ражать себя и свои эмоции приемлемыми способами, повыше­ние личностной зрелости клиента и т. п.;

• ресурсную, позволяющую сформировать у клиента позитивный образ Я, повысить самооценку, научить использованию раз­личных способов для самовыражения и самоактуализации, рас­ширить сферу жизненных интересов.

Методы творческого самовыражения имеют следующие особенности:

• ориентированы, как правило, на бессознательные сферы личности клиента, так как творчество — идеи образы, движения и т. п. берут свое начало именно из бессознательного, и общение кон­сультанта и клиента строится на символическом уровне;

• отражают все виды бессознательных процессов — различные подавленные страхи, внутренние конфликты, подавленные детские комплексы и воспоминания, сновидения и т. п.;

• носят спонтанный характер действий, то есть клиент не продумывает заранее, что он нарисует, слепит или станцует, а использу­ет качество спонтанности своей личности для самовыражения;

• могут быть как основным, так и вспомогательным методом ра­боты;

• оптимально подходят для клиентов, имеющих проблемы с вер­бальным выражением себя, своих чувств, затруднений, кон­фликтов т. п., причем эти методы могут использоваться как в случае повышенной говорливости клиента, так и в случае, ко­гда клиент относится к категории "молчунов";

• могут использоваться в работе как со взрослыми, так и с детьми;

• могут использоваться как в групповом, так и в индивидуальном консультировании,

• раскрывают творческий потенциал личности, развивают вооб­ражение, образное мышление и другие познавательные и мыс­лительные функции личности, что, в свою очередь, благотвор­но сказывается на общем психическом развитии;

• благотворно влияют на общее физическое состояние организма, раскрывая и расширяя его способности;

• расширяют кругозор и сферу жизненных интересов, делают жизнь человека более наполненной, осмысленной и интересной.

2. Терапия творческим самовыражением насчитывает множество методов и техник, в русле творческих подходов развивается множество самостоятельных направлений. В настоящее время популярность терапии творческим самовыражением неуклонно растет, что обусловлено повышением интереса к искусству из-за изменившихся условий и стиля жизни многих современных людей.

Наибольшей популярностью на современном этапе пользуются следующие направления и методы терапии творче­ским самовыражением:

• арт-терапия, использующая в качестве терапевтического ин­струмента занятия художественно-прикладного характера: ри­сование, лепку, резьбу по дереву, выжигание, изготовление по­делок из различных материалов — меха, бумаги, тканей и т. п.;

• хореотерапия, или терапия танцем, использующая принципы телесно-ориентированной терапии и рассматривающая танец в качестве терапевтического фактора терапии (консультирования);

• музыкотерапия, предполагающая использование музыки в качестве лечебного компонента психотерапевтического или кон­сультативного процесса;

• фототерапия, использующая процесс создания фотографии как терапевтический фактор;

• библиотерапия, оказывающая терапевтическое воздействие на клиента через чтение специально подобранных книг.

 

Арт-терапия — один из популярнейших творческих методов работы как в психотерапии, где с успехом используется для ле­чения различных заболеваний, в том числе резистентных форм шизофрении, так и в психологическом консультировании, где чаще всего выступает в качестве диагностической или вспомо­гательной терапевтической процедуры, помогающей клиенту расширить взгляд на свою проблему, выразить ее и впоследст­вии проработать. Ведущей идеей арт-терапии является убежде­ние в том, что истинное внутреннее "Я" человека отражается в продуктах его творчества, так как они создаются спонтанно, при минимальном использовании рациональной составляющей лич­ности.

Внутри метода арт-терапии существует два направления:

• первое направление рассматривает само искусство как терапев­тический фактор и не видит необходимости в дополнительной стимуляции творческой активности самого клиента, ставя ис­кусство выше собственно терапевтических процедур;

• второе направление рассматривает искусство лишь как способ терапевтического воздействия на клиента, при котором необ­ходимо использование дополнительных терапевтических мето­дов, и ставит терапевтические цели выше творческих.

Все методы арт-терапии имеют проективный характер и обыч­но в продуктах творчества клиента отражается:.

• сам клиент в созданном им собственном потрете, бюсте и т. п., причем иногда с использованием определенных временных рамок (клиент в настоящем, будущем, прошлом);

• его окружение (семья, друзья, ребенок, муж, жена, коллеги и т. п.);

• специфика взаимоотношений клиента с окружающими его людьми;

• картина проблемы, например негативное качество своей лично­сти, от которого клиент стремится избавиться, страх, комплекс и т. п.;

• ресурсные образы клиента.

К методам арт-терапии относят:

• занятия изобразительным искусством;

• лепку;

• резьбу по дереву, выжигание;

• работу с различными тканями и поделки из них (кожа, мех, бумага и т. п.).

Существуют следующие способы проведения атр-терапевтических занятий:

• структурированное занятие, когда клиенту предлагается соз­дать продукт на заданную тему с использованием определенного материала (нарисовать, слепить и т. п.), но при этом основы­ваться на своих представлениях, и в этом случае созданный клиентом продукт будет непосредственно связан с его миро­ощущением, чувствами, переживанием заданной темы;

• неструктурированное занятие, когда клиент сам выбирает тему и материал кия создания творческого продукта, а впоследствии происходит обсуждение и анализ образов.

 

2. Танцевальная терапия ведет свое происхождение от творческо­го танца и ориентирована на выражение и проработку эмоций через спонтанные движения тела. Танцевальная терапия не име­ет стилистических стандартов танцевания, и для самовыраже­ния и проработки проблем могут быть использованы все фор­мы танца — от примитивных первобытных до классического балета и современного танца. Под танцевальной терапией, или хореотерапией, понимается использование танца, ритмики и пластики в терапевтических и профилактических целях.

Танце­вальная терапия имеет следующие характеристики:

• построена на принципе единства разума и тела (манера движе­ния человека отражает его личностный стиль, особенности, жизненный опыт, то есть всю внутреннюю феноменологию);

• главным средством психотерапевтического воздействия являют­ся движения;

• построена на тесном взаимодействии консультанта (терапевта) и клиента (членов группы), когда движение клиента находит: отклик в движениях терапевта;

• предполагает музыкальное сопровождение, которое, в свою оче­редь, также является мощным катарсическим стимулятором и выступает как самостоятельный терапевтический фактор;

• имеет продолжительность 40-50 минут и включает в себя следующие аспекты:

- физический, ориентированный на разогрев мышц и общую работу по поддержанию физического состояния тела;

- психический, включающий в себя идентификацию с чувствами;

- социальный, подразумевающий установление контактов;

• применяются как в качестве вспомогательного, так и в качестве метода работы с различными возрастными группами и различной проблематикой, например:

- поддерживающая терапия в санаторно-курортных условиях;

- коррекция дисгармонии в супружеских парах;

- социально-психологический и двигательный тренинг для людей с нарушением слуха и зрения.

Танцевальная терапия выполняет следующие функции:

- терапия занятостью и повышение двигательной активности;

- коммуникативный тренинг и организация социотерапевтического пространства;

- получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов и проблематики клиента;

- раскрепощение и личностный рост клиента через поиск аутентичных путей развития.

Танцевальная терапия, или хореотерапия. решает следующие терапевтические задачи:

- помогает осознанию клиентом или членами группы собственного тела и возможностей его использования;

- усиливает чувство собственного достоинства клиента, повыша­ет самооценку, так как формирует более позитивный образ тела;

- способствует развитию социальных навыков через приобретение нового опыта общения в условиях творческого взаимодействия, что позволяет преодолевать словесные барьеры;

- способствует формированию контакта клиента с собственными чувствами, так как налаживает связь между чувствами и движениями;

- создает условия для проживания клиентом катарсиса, то есть выражения чувств, подавленных конфликтов, переживаний и т. п. через экспрессивность танцевальных движений;

- снимает физическое напряжение с помощью специальных упражнений и движений;

- создание "магического кольца", то есть приобретение новых, форм общения, основанных на опыте совместной групповой работы, которая связана с невербальным проявлениями каждого члена группы.

 

 

Музыкотерапия тесно связана с танцевальной терапией и арт-терапией, так как может использоваться в качестве вспомога­тельного метода работы через организацию музыкального со­провождения. В то же время музыкотерапия может использо­ваться и как самостоятельный метод работы с проблематикой клиента. Музыкотерапия представляет собой психотерапевтиче­ский метод, использующий музыку как коррекционное и лечебное средство.

Музыкотерапия выполняет следующие терапевтиче­ские функции:

• повышает эмоциональную активность в процессе традиционно­го терапевтического (консультационного) взаимодействия;

• развивает навыки межличностного общения и коммуникативные функции (при применении этого метода в группе);

• оказывает регулирующее влияние на организм человека, в частно­сти на психовегетативные процессы;

• развивает личность, повышая ее эстетические потребности.

Музыкотерапия имеет следующие терапевтические механизмы действия:

• катарсис, то есть эмоциональная разрядка;

• осознание собственных переживаний;

• конфронтация с жизненными проблемами и выработка силь­ной жизненной позиции;

• научение новым формам взаимодействия с окружающей дейст­вительностью.

Занятие по музыкотерапии имеет следующие особенности и структуру:

• вначале клиент или группа прослушивают выбранное музыкаль­ное произведение, а затем обсуждают и анализируют собствен­ные мысли, ассоциации, фантазии, чувства, которые были вы­званы этим произведением;

• одно занятие предполагает прослушивание и обсуждение в среднем трех музыкальных произведений;

• программа прослушивания основана на постепенном изменении
динамики, настроения и темпа музыки с ориентацией на эмоциональную нагрузку каждого произведения:

- первое произведение должно быть спокойным и создавать общую атмосферу безопасности и расслабления;

- второе произведение является основным и несет мощный эмоцио­нальный заряд, провоцируя определенные ассоциации и прожи­вание клиентом своих чувств;

- третье произведение направлено на завершение терапевтиче­ского сеанса и должно создавать атмосферу ресурсности после испытанного катарсиса, которая может быть основана на релак­сации или, наоборот, позитивной энергии.

4. Библиотерапия означает направленное применение литературы и литературных произведений в терапевтических целях, ориенти­рованных на помощь клиенту в решении его проблемы или затруднения.

Библиотерапия как метод работы с проблематикой клиента может применяться в двух видах:

• информационное чтение;

• терапевтическое чтение (собственно библиотерапия).

Информационное чтение имеет следующие особенности:

• понимается как самостоятельное изучение клиентом литерату­ры на тему его проблематики или запроса, например при проф­ориентации, в целях самообразования в вопросах секса в се­мейном консультировании;

• цель применения информационного чтения — экономия времени на консультации и формирование у клиента ответственности за результат консультирования;

• метод эффективен при решении проблем поверхностного типа, когда в работе не затрагиваются глубинные слои бессознатель­ного клиента;

• применение этого метода целесообразно в том случае, когда у клиента появляется потребность в получении информации.

Терапевтическое чтение имеет следующие характеристики:

• в психотерапии может быть как вспомогательным, так и само­стоятельным методом коррекции и лечения, однако в консуль­тировании чаще используется как вспомогательный метод;

• подходит не для всех типов клиентов, в первую очередь будет полезен интеллектуально развитым клиентам, имеющим склон­ность к чтению и получающим удовольствие от этого;

• может использоваться как в группе, так и индивидуально.

Существует два вида библиотерапевтической литературы:

• беллетристика, биографии, духовная литература и т. п., целью которых является расширение знаний клиента о тех или иных че­ловеческих проблемах, конфликтах, мотивации через изучение опыта других людей, в котором клиент может найти ответы на волнующие его вопросы;

• литература по психогигиене, предоставляющая полезную инфор­мацию о решении различных человеческих проблем и рассматривающая вопросы адаптации в среде в терминологии и на осно­ве научных знаний.

Существенные достоинства этого метода:

• имеет семантическую ценность для клиента, так как помогает ему найти способы более точного выражения своих чувств и мыслей;

• позволяет сэкономить время на информационном аспекте кон­сультирования;

• служит пусковым механизмом и стимулирует размышления клиента над своими проблемами, чувствами и т. п.;

• стимулирует мышление клиента, так как помогает проанализи­ровать свою проблему с другой точки зрения (которая освеще­на в предлагаемой литературе);

• способствует оказанию поддержки клиенту и снятию тревож­ности, возникающей из-за ощущения им невозможности раз­решения своей проблемы или конфликта, или существования отвергаемых негативных чувств, в то время как предлагаемая литература может сообщить о наличии таких же проблем и чувств у других людей.

Существуют следующие недостатки метода библиотерапии:

• может сформировать у клиента склонность к интеллектуализа­ции и рационализации причин своих проблем и уходу от работы со своими чувствами, эмоциями;

• может сформировать у клиента неправильную уверенность в том что благодаря простому чтению он легко сможет решить все свои проблемы и избежать серьезной работы по осознаванию и проживанию этих проблем, требующей большой эмоциональной отдачи. В этом случае задачей консультанта становится разъяснение функции библиотерапии как вспомогательного метода работы и ориентация клиента на необходимость принятия на себя ответственности за результат консультирования.

Существуют следующие принципы применения библиотерапии:

• степень доступности изложения для клиента (или степень^ сложности книги), соответствие книги жизненному опыту/^ возрасту и другим индивидуальным особенностям клиента;

• знание консультантом тех книг, которые он рекомендует клиен­ту, так как запрос клиента должен соответствовать содержа­нию предлагаемой консультантом книги;

• соответствие особенностей героя, ситуации и т. п. книги про­блематике и качествам самого клиента;

• литература должна предлагаться, а не предписываться или навя­зываться, то есть консультант оставляет за клиентом право вы­бора и ответственность за прочтение книги и результат работы;

• своевременность чтения предлагаемой литературы, иначе у кли­ента может сформироваться ощущение безвыходности в реше­нии своих затруднений или непонимания консультантом его проблемы. Наиболее удобное время для чтения литературы свя­зано со снижением у клиента сопротивления,

• обязательно обсуждение результатов чтения с клиентом с це­лью большего понимания консультантом результатов предло­женной работы, коррекции неправильно воспринятых клиентом идей, работы над возникшими у клиента в ходе чтения ассоциа­циями, образами, чувствами, мыслями и т. п.;

• составление списка литературы для чтения;

• дозированность чтения, то есть более полезным считается не постоянное чтение большого количества литературы, а мини­мум полезной информации.

 

Понятие «жизненный стиль» в психологическом консультировании

Понятие индивидуального жизненного стиля было введено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.

Жизненный стиль определяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:

формируется в раннем детстве, но не является врожденным личности;

часто носит ошибочный характер, то есть не соответствует реальности;

устойчив, то есть установки, которые демонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;

формируется под влиянием творческих способностей личности, ее креативного Я;

ответственность за формирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самом человеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;

в зависимости от того, как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируется определенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной для разрешения различных жизненных проблем и ситуаций.

Жизненный стиль личности формируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важных проблем:

профессионального самоопределения, предполагающей нахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида в окружающей среде со всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;

сотрудничества и дружбы, вынуждающей индивида к поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при котором он сможет сотрудничать с окружающими и одновременно получать пользу от этого сотрудничества;

любви и супружества, предполагающей понимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развития человечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.

Итак, Адлер говорил, что жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа (действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегда взаимосвязаны.

А Мозак перечислил следующие основные составляющие жизненного стиля:

1. Я-концепция — представление человека о себе, кто он есть.

2. Идеал себя — мнение о том, каким он должен быть.

3. Образ мира — представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что мир требует от человека.

4. Этические убеждения — личный этический кодекс.

Мозак выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:

1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается на межличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

3. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

4. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

5. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

6. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству.

7. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.

Date: 2016-02-19; view: 3766; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию