Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности развития российского менеджмента на современном этапеПолитические и экономические преобразования в России в конце ХХ века вызвали необходимость разработки новой системы, модели управления. Успех осуществляемых в стране экономических реформ зависит от двух главных условий: во-первых, от наличия в основе реформ принципов и механизмов, господствующих в мировом экономическом сообществе; во-вторых, от учета при проведении реформ особенностей развития и современного состояния экономики страны, менталитета и поведенческих характеристик населения, продолжительности периода преобразований и других факторов и условий, определяющих развитие страны. Особенностями предшествующего развития страны были: • теория и практика управления, сформированные под воздействием марксистской системы экономического развития; • всестороннее развитие личности как критерий социальной ориентации экономики; • общественная собственность на средства производства; • плановое регулирование производства; • политизированность экономической теории, которая обосновывала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны; • развитие фундаментальных положений управленческой науки, обосновывающих необходимость централизации управления, моноцентрической системы хозяйствования, прямого управления предприятием со стороны государства, ограничения хозяйственной самостоятельности предприятий, жесткой системы распределения и связей между предприятиями; • колоссальная бюрократизация и командно-административный характер системы управления. В отличие от дореформенной, новая система управления представляет собой следующую систему взглядов на управление экономикой в переходный период. 1. Гибкое сочетание методов рыночного регулирования, основанных на обратных связях, с государственным регулированием социально-экономических процессов. Движение к рыночной экономике – сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Рынок не способен решить многие проблемы общества и социального единства страны – проведение фундаментальных научных исследований, осуществление долгосрочных программ социальной защиты населения, развития культуры и т.д. Еще после мирового кризиса 1920-х гг. была признана целесообразность государственного регулирования рынка в таких областях, как социально-экономическая, валютно-финансовая, структурно-инвестиционная и научно-техническая. Государство должно и способно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка с помощью законодательства, государственных заказов, лицензирования экспорта и импорта, установления кредитных ставок и налогов, различных форм стимулирования и контроля рационального производственного использования природных ресурсов, защиты потребителя и т.д. На государство возлагается и задача заполнения таких внерыночных зон хозяйствования, как экологическая безопасность, социально-экономические права человека, перераспределение доходов, научно-технический прогресс, культура, ликвидация структурных и региональных диспропорций, развитие эффективных международных экономических отношений. Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне и товарно-денежный обмен на уровне организаций, не ограничивая при этом действие механизма саморегулирования. 2. Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых социально ориентированных систем. Каждая организация должна самостоятельно решать не только вопросы внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и социальную роль, которая предполагает удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятиями, и решение важнейших социальных проблем трудовых коллективов и их среды обитания. Расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, маркетинговые исследования, налаживание коммуникаций являются важнейшими вопросами для организаций (предприятий). 3. Самоуправление на всех уровнях и переход к полицентрической системе хозяйствования. Эволюция системы управления направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию. 4. Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями государственного сектора экономики. Преобладание тех или иных методов зависит от статуса предприятий, важности продукции в экономической системе страны и на мировом рынке. Государственный сектор экономики сокращается за счет расширения сферы рыночного предпринимательства, на долю которого приходится существенная часть внутреннего валового продукта страны. Однако значимость крупных и сверхкрупных предприятий для экономики сохранится. 5. Обращение к методам стратегического социально-экономического планирования и управления с учетом внезапных и резких изменений во внешней среде, в технологиях, конкуренции и изменении потребностей населения. Возникают потребности в новых приемах менеджмента. Меняются соответственно и структуры управления, в которых предпочтение будет отдано децентрализации. Организационные механизмы будут больше приспосабливаться к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых. Гибкость в распределении ресурсов будет цениться выше, чем строгость в их расходовании. Таким образом, можно привести следующие основные факторы, влияющие на становление и развитие менеджмента в российской экономике: • формирование рыночного механизма и сочетание его с государственным регулированием; • изменения в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация менеджмента преимущественно на удовлетворение потребностей людей в предметах (товарах) потребления; • обострение внутренней конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижения спроса на традиционные отечественные продукты и услуги; • интернационализация конкуренции и связанная с этим адаптация к международным стандартам; • усиление социальных и экологических требований к деятельности организаций, ориентация менеджмента на внешние факторы эффективности организаций; • возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация и кооперация организаций; • профессионализация менеджмента, повышение общественной значимости и оценки менеджмента, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации. Современному российскому менеджменту присущи такие тенденции развития, как: • специализация; • социализация; • профессионализация; • компьютеризация; • интернационализация и глобализация. Существенным фактором повышения эффективности менеджмента является специализация управления. В соответствии с этим можно выделить следующие более распространенные виды менеджмента: • кадровый; • производственный; • социальный; • стратегический; • инновационный; • информационный; • финансовый и т.д.
|