Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6 культура страны 1 page





 

Культура наряду с природой является важнейшим условием, определяющим развитие всех без исключения видов и направлений туризма. Суть в том, что сама позиция человека по любому вопросу, его отношение к природе, государству, искусству, своему жилищу, другому человеку и к самому себе есть наглядная демонстрация уровня культуры. Понятие «культура», вероятно, одно из самых многогранных: культура различается по составным частям, видам, направлениям, формам проявления, носителям и т.д. Существует большое количество определений данного понятия в целом и по различным составляющим. Культура — исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в созданных ими материальных и духовных ценностях. Это общее, философское определение культуры. Кроме него, существует еще несколько определений понятия «культура», каждое из них по-своему имеет преломление в туризме и значение для развития турбизнеса. Термин «культура» употребляется для характеристики как определенных исторических эпох (античная культура) конкретных стран, государств, обществ, племен, так народов (культура индейцев майя), народностей и наций, а также специфических сфер деятельности человека или его жизни. Иначе говоря, может быть выделена культура: художественная; отдыха; лечения; образования; развлечения; поведения (общения); профессиональная; религиозная.

Дать полную туристскую характеристику культуры любой страны, всех ее особенностей по всем составляющим не представляется возможным в силу сложности проблемы. Поэтому приходится ограничиться определенными, главными направлениями, представляющими наибольшее значение. Кроме того, некоторые аспекты (культура поведения, делового общения, лечения, образования, профессиональная культура) имеют специальное значение и изучаются в других курсах: «Менеджмент», «Лечебно- оздоровительный туризм», «Образовательный туризм» и т.д. Культура отдыха и развлечения имеет очень большое значение, но, к сожалению, плохо изучена, теоретические концепции почти не разработаны, а информация по отдельным странам либо отсутствует, либо фрагментарна. Художественная культура стран в отличие от других направлений представляет главный интерес для туризма. Во-первых, потому, что этот аспект культуры интересен для большинства людей. Во-вторых, в связи с тем, что художественная культура дает представление об особенностях страны на уровне конкретных объектов туристского показа: памятники архитектуры, спектакли, зрелища и праздники, обряды и ритуалы, храмы, музеи, центры ремесел и пр. В-третьих, потому, что разработана теория вопроса, и, что еще более важно, студенты и тем более профессионалы турбиз-неса обладают необходимым базовым набором знаний (еще в школе изучается на протяжении ряда лет дисциплина «Мировая художественная культура»). Кроме того, студентам читается курс «Культурология», рассматривающий основные понятия по предмету. Характеристика художественной культуры страны должна быть дополнена элементами этнографической культуры, и элементами религиозной культуры. Под этнографической культурой понимается совокупность традиционных форм хозяйствования, укладов, обычаев, традиций, языка, кухни, поселений, народного творчества и других элементов традиционной (донациональной) культуры.

При этом элементы традиционной общественной и материальной культуры уже были нами рассмотрены в главах «Народы» и «Экономика». В данной главе внимание уделяется рассмотрению традиционных особенностей языка, традиций и народного творчества как компонентов художественной культуры и одновременно как условий развития туризма. Религия является важным самостоятельным компонентом культуры любого народа в любой стране. Кроме того, религиозные воззрения часто оказывают существенное влияние на все остальные аспекты художественной культуры, прежде всего на искусство. В историческом прошлом это влияние было более значительным, о чем свидетельствуют многочисленные произведения народного творчества и искусства. Аспекты этого влияния и взаимодействия столь многогранны, что выходят за рамки данного учебного курса. Но при характеристике художественной культуры стран следует уделить внимание влиянию религиозных мотивов на развитие различных видов искусства.

Методика изучения языка Язык человека — наиболее точный показатель его умственного развития, морального облика, характера и культуры. Древний философ Анахарсис на вопрос, что в человеке может быть хорошо и дурно, ответил: «Язык!». Язык способен воздействовать на эмоции, минуя разум. Поэтому так важна культура языка, особенно в сфере международных отношений, туризме, средствах массовой информации, искусстве и образовании, где осуществляется активный диалог, общение на различных уровнях. Туризм, особенно международный, есть диалог культур, а чтобы диалог состоялся, необходимы знания о языке партнера. Язык — основа делового этикета, без которого туризм как вид профессиональной деловой активности вообще невозможен, но изучение особенностей делового этикета разных стран не входит в программу данного курса. Эти специальные, профессиональные знания, умения и навыки изучаются в соответствующем специальном курсе.

В характеристике языка как условия развития туризма необходимо обратить внимание на следующие общие вопросы: сколько языков в стране? Какие это языки, каков их статус? Если в стране существует несколько языков, то после общей справки дается характеристика только главного или главных языков, не более двух. Но основным является установление времени формирования литературного языка данного этноса и основы этого языка. Основой литературного языка могут быть фольклор (эпос), религиозные, художественные или литературные произведения (летописи, например). В разных странах ситуация в этом плане различна. Эти особенности оказывают существенное влияние на фонетические и лексические особенности языка и на особенности письменности. Еще один важный момент — функция или функции, которые выполняет этот язык в государстве и обществе: является ли язык доминирующего этноса государственным или языком межэтнического общения? Совпадает ли он с языком вероисповедания, имеет ли он статус языка международного общения? Затем кратко дается представление о вербальной (словесной) системе языка. Она включает этническую картину (образ) мира, которая состоит из специфических национальных (этнических) образов. Поскольку любая из таких этнических «картин» включает огромное множество образов, целесообразно остановиться на одном-двух примерах, желательно представить «образы» праздников, имеющих интернациональное значение. При этом сравнение с русской (или собственной) этнической традицией обязательно.

Поскольку любое путешествие предполагает хотя бы минимальные контакты с местным населением, необходимо иметь представление о формах и смысловом значении приветствий у разных народов, форме комплиментов и других общепринятых формах общения. Кроме вербального языка определенный интерес представляют невербальные формы общения. Главными из них являются жесты, мимика, позы. В разных странах их значение в языковой системе различно. Есть страны, в которых невербальные формы не имеют большого значения (например, Германия). Зато у испанцев, итальянцев, бразильцев мимика, жесты и позы имеют большое смысловое и эмоциональное значение. Неправильное прочтение, а тем более применение мимики или жестов может осложнить контакты. Поэтому краткое описание смыслового значения основных поз, жестов или мимики, используемых в повседневной речи в тех странах, где это широко используется местным населением, имеет практический смысл. Далее следует обратить внимание на язык цвета — цветовую символику, принятую в данной стране.

Цвета и даже их оттенки в разных странах, у разных народов имеют различное смысловое значение. На Западе белый цвет — символ чистоты и нежности, а на Востоке — символ смерти. Букет цветов или костюм определенного цвета может быть отторгнут или вызвать ряд трудноразрешимых недоразумений, поскольку его цветовая символика вызывает негативные, неприязненные чувства. Символика цвета широко используется в различных видах искусства, так как является художественным средством образной системы языка искусства. Символика цвета широко используется в классическом балете, где каждая страсть имеет свой цвет: наслаждение — белое, нежность — розовая, героизм — красный и т.д. Еще более важен цвет в традиционном национальном театре Восточной и Юго-Восточной Азии. Незнание, непонимание цветового языка приведет к невозможности понять, например, спектакль в японском национальном театре. Поэтому краткое сравнение смыслового значения цветовой гаммы в изучаемой стране и в России — важная часть характеристики языка. В заключение можно отметить те особенности вербального и невербального языка этноса, незнание которых может оказаться неожиданным, экзотическим, вызвать растерянность и смущение при посещении страны. Основные понятия Высшим достижением народного творчества наряду с религией, художественным ремеслом и традициями является язык. Существует несколько определений этого понятия в широком и узком (филологическом) смысле слова.

Язык — это совокупность всех слов, образов, представлений и понятий данного народа, служащая для передачи мыслей. Одновременно, это средство формирования мышления, менталитета этноса и способ существования индивидуального сознания человека, личности. Язык есть высшая культура человечества. Мысли человека, его сознание формируются языком. По мнению академика Д.С.Лихачева, самая большая ценность народа — язык, на котором он думает, пишет, говорит. Язык — продукт определенной исторической эпохи, определенного общества. Развитие и формирование языков современных народов началось в глубокой древности. Вначале было слово — сочетание звуков, составляющее одно целое, означающее предмет или понятие. Затем, как считал В.И.Даль, речь — исключительная способность человека выражать гласно свои мысли и чувства, сообращаться разумно сочетаемыми словами (звуками). По мере развития речи формировались устные языки племен и народностей, но параллельно шло развитие письменности. Одновременно с появлением слова и речи у человека возникла потребность запечатлеть образы окружающего его мира и выразить свои представления о них на поверхности красками или линиями. Так появились архаичная живопись и графика. В дальнейшем необходимость передачи общего смысла выражений, действий и понятий привела к постепенному упрощению рисунков. Так возникли иероглифы, клинопись и другие письмена — идеограммы, обозначающие звук, слог, слово, выражение, абстрактное понятие. Именно они в результате дали начало всем современным алфавитам. Язык — совокупность всех слов народа (словарь и природная грамматика) и верное их сочетание для передачи своих мыслей. Литературная письменная речь — это избавленная от излишеств и специально выстроенная разговорная речь. Время возникновения единого разговорного литературного языка различно у разных народов. Часто основой формирования становятся мифы и легенды (сказки), эпос, который унифицирует систему слов и выражений, делая их общеупотребительными. В формировании и развитии литературного письменного языка многих народов эпос также играет значительную роль с того момента, когда записанные и вновь воспроизводимые записи наиболее популярных текстов эпоса становятся общедоступными и читаемыми. В большинстве стран датой рождения литературного письменного языка считается издание массовым тиражом (с учетом особенностей того времени) художественного произведения, написанного автором с использованием специальных оборотов разговорной речи. Язык любого народа — отражение его исторической судьбы, хранилище успехов и поражений, радости и горя, сомнений и надежд его носителей.

Каждый народ имеет свое лицо, свою душу, свой характер, свой язык. Так, английский язык — синоним английскости, т.е. принадлежности к истинным англичанам, а русский язык есть выражение русскости. У каждого народа существует собственная (национальная, этническая) картина (образ) мира. Она состоит из специфических национальных (этнических) образов, которые воспринимаются по- разному, т.е. рождают различные ассоциации. Сравним для примера национальные символы-образы Нового года у русских и вьетнамцев. В русской культуре новогодним словесным символом является образ елки, которая символизирует выживание, продолжение жизни, несмотря на лютый мороз, в Новом году. Во вьетнамской культуре новогодним символом является цветущее персиковое дерево (образ молодой красивой женщины, женской любви), которое символизирует рождение новой жизни, весны, процветания и долголетия. Языковое значение всех объектов и явлений внешне не только антропоцентрично (т.е. адресовано человеку), но и этноцентрично, т.е. ориентировано на определенный этнос. Наиболее ярко это проявляется в вербальном языке — речи. Примеров множество, смысловая форма приветствий у разных народов, форма комплиментов и пр. В Индии, желая сказать комплимент женщине, ее сравнивают с коровой, а ее походку с походкой слона; в Японии женщину сравнивают со змеей, в Татарии и Башкирии — с пиявкой; в русской России — с козочкой. Кроме вербального языка большую роль в общении людей играют невербальные формы общения. Главными из них, повторим, являются жесты, мимика, поза. Все формы невербального общения — наглядное выявление мысли, часто это происходит на уровне эмоций и не всегда контролируется разумом.

Это проявления языка чувств, настроения человека в момент речи. Именно потому, что формы невербального языка имеют рефлекторную природу, они также специфичны и неповторимы у разных этносов, в разных культурах. Тем не менее специалисты полагают, что более 50 % всей информации несут именно формы невербального общения. В некоторых культурах это значение, вероятно, еще больше, например, в культуре Индии, где движение — не только способ существования, но и способ мышления (движение в Индии — жизнь и речь). Поэтому знать и понимать язык мимики, жестов, поз, телодвижений, взглядов необходимо для успеха в межкультурном диалоге. Важным средством образно-символической системы языка является, как уже говорилось, символика цвета. Цвет тотема, раскраска идолов и человеческого тела, цветные татуировки играют большую роль в традиционных культурах и жизни людей во многих странах мира. Определенные цвета и оттенки цветовой гаммы 94 имеют сакральное значение в современных религиях разных народов. Раскрашивание тела с помощью татуировки приобрело значительное место в массовой культуре современного общества. Символика цвета сопровождает человека от его рождения до смерти, каждый обряд, ритуал связан в нашем сознании с определенным цветовым символом- образом. Но у разных народов символика цвета различна.

Например, у русских желтый цвет — символ измены, а у японцев — символ верности. Символика цвета широко используется в различных видах искусства: театре, живописи, народном творчестве, традициях, религии и массовой культуре. Ученые убеждены, что система цветовых символов родного языка каким-то образом вмонтирована в нервную систему человека, а поэтому незнание образно-цветовой символики при межкультурном диалоге может принести значительный вред и даже прямое оскорбление там, где человек надеялся достичь успеха. Родной язык — это система, которую человек усваивает с младенчества параллельно с развитием сознания. Поэтому мыслительная и языковая системы и связанные с ними установки культуры осознаются человеком и этносом как единственно правильные. Это обстоятельство создает иногда существенные преграды в межэтническом, межкультурном диалоге. Для гармоничного диалога культур требуется поверить во «множественность истин», принять то, что факты иной культуры не менее правильны, особенно если эти факты не соответствуют или даже противоречат принятому в родном языке, родной культуре. «Если мы представим человека субъектом диалога культур, то речь неизбежно пойдет о конкретных языках. Они отражают схемы, передающиеся из поколения в поколение, управляющие категоризацией мира, национальным видением вещей и событий, детерминирующие сознание каждого носителя данного языка и задающие его поведение», — считает исследователь В. Г. Костомаров. — Императивным условием для межкультурного диалога следует признать готовность встретиться с необычным для себя, и чтобы уберечься от удивления, досады, раздражения, даже издевательской насмешки над партнером, по возможности заранее узнать, что в его вербальном и невербальном поведении может казаться экзотическим, неожиданно смущать». В языковой культуре различают «базовую языковую культуру» и «вторичную языковую культуру». Базовая формируется в родной языковой среде, под воздействием семейного воспитания, а вторичная создается в условиях изучения иностранного языка. В смешанных семьях, когда родители различаются по языковой принадлежности и каждый из них общается с ребенком на своем родном языке, возможно формирование билингвистической, двуязычной культуры.

Методические основы страноведческого изучения религии Стран, одинаковых в религиозном отношении, не существует, так как народные традиции, особенности менталитета, политического и общественного устройства оказывают большое влияние на религиозные особенности стран и народов, существует и обратное воздействие. Само понятие религия также неоднозначно. Во-первых, это определенное мировоззрение и мироощущение — вероучение. Во-вторых, это особая область духовной жизни людей — вера в Бога (богов). В-третьих, это комплекс ритуалов, обрядов, традиций — культ. В-четвертых, это организации и сообщества людей, придерживающихся той или иной религиозной традиции, — конфессии, деноминации. В-пятых, это — церковь; в том числе здания, сооружения, произведения живописи и скульптуры культового назначения, церковная одежда и утварь, которые также в массе своей имеют большую художественную ценность. Все эти аспекты религии, особенно второй, третий и пятый, превращают ее в важный компонент художественной культуры. Основные аспекты религии определяют план характеристики религии как предпосылки развития туризма в любой стране. Краткая характеристика традиционных и современных религий и верований включает все элементы. Любой из них, во всех странах, любой религии представляет большое значение для туризма.

Рассмотрение или характеристику религий в любой стране следует давать по определенному плану. В большинстве стран различные части населения исповедуют разные религии, поэтому необходимо назвать все религии и верования, встречающиеся на территории данной страны, указав их в порядке, соответствующем количеству людей, принадлежащих к данной конфессии. Необходимо указать, какие религии в данной стране имеют статус государственных. Далее следует обратить внимание на особенности размещения религий по территории страны. Особый интерес представляют те из них, которые имеют достаточно четко выраженные районы локализации. Часто они совпадают с этническими границами, т.е. районами расселения определенных народов. Это позволяет показать разнообразие религиозных и этнических традиций и обычаев населения страны, что повышает ценность маршрута в глазах туристов. Если религий несколько и каждая из них 96 имеет свой район локализации, то, назвав их, следует выбрать тот, который имеет наиболее яркие и привлекательные черты с точки зрения туризма. При этом следует помнить, что традиционные религии практически у всех групп туристов вызывают непосредственный интерес. Затем целесообразно дать краткую характеристику вероучения, которое в туристском страноведении понимается не как пересказ основ содержания, а как ответы на три вопроса: что лежит в основе учения, каковы главные объекты культового поклонения, каков символ веры? Следующим важным аспектом является рассмотрение вопроса о том, как вера влияет на другие компоненты и явления художественной культуры. В данном разделе туристской характеристики не может содержаться изложение догматов, положений любой веры (образование в России имеет светский характер). Но любая вера как система убеждений человека проявляется, отражается во всех видах, сферах его жизни и деятельности как в настоящем, так, тем более, в историческом прошлом. Отражение религиозных убеждений наиболее ярко проявляется в языке, искусстве, народном творчестве, традициях и массовой культуре. Влияние религиозных убеждений в историческом прошлом рассматривается в главе «История страны». В данном разделе отражено воздействие веры на современную художественную деятельность в стране, если такое влияние существует.

Изучая особенности религиозного культа, целесообразно охарактеризовать все его стороны в общем, обратив внимание на церковные ритуалы (таинства), большую группу массовых, религиозных ритуалов и праздников и наличие религиозных (мистических) практик. Следует также обратить внимание на красочность внешней атрибутики религиозного культа, зрелищность культовых ритуалов и церемоний. В конце надо описать наиболее интересный ритуал или праздник (один или несколько). Последним в характеристике является понятие «церковь», имеющееся не во всех религиях, но там, где оно есть, оно играет важную роль в системе религиозных воззрений. Понятие «церковь» в данном случае рассматривается как собрание верующих, как храм, как наглядное, образное выражение вероучения, но не как организация или конфессия. Но для того чтобы организовать ознакомительные туры, а тем более для участия в религиозных или церковных мероприятиях, такой краткой характеристики недостаточно. Поэтому введен специальный курс «Религиозно-паломнический туризм», программа которого предусматривает подробное изучение всех составляющих. Цель же данного раздела — дать краткую характеристику наиболее значимых черт религии, важные для понимания общих черт изучаемой страны, ее народа. Основные понятия Слово «религия» у разных народов переводится и объясняется по- разному. Считается, что оно происходит от латинского глагола «relegere» — «опять связывать, снова соединять, воссоединять». Сначала вера, затем религия возникают на определенных этапах развития человека. Появление религии, вероятно, связано с тем, что некоторые люди в любой стране стремились постичь неведомую силу, лежащую в основе существующего мира, и установить связь с ней. Таких людей у разных народов называли по-разному: пророки, прорицатели, шаманы, волхвы, жрецы, оракулы, маги и т.д.

Послания из неведомого, сверхъестественного мира или личные прозрения и духовный опыт этих людей составляют основу большинства вероучений. Духовная сила и деяния этих людей привлекали учеников и последователей, которые составляли писания. Рассказы об этих людях и совершенных ими поступках превращались в предания и легенды. В честь этих людей и прославляемых ими богов или духов-покровителей строились святилища и храмы. При культовых сооружениях возникали группы профессиональных служителей. Они создавали систему правил и положений, регламентирующих жизнь и поведение верующих, систему вероучения, в том числе канон, символ веры и культ. Так возникала религия — организованное поклонение высшим силам (С.Н.Трубецкой, русский богослов). Религия — это: 1) особое отношение человека к высшему Существу или высшим силам, которым он поклоняется; это поклонение (будь оно чувственным или духовным) предполагает несомненную для верующего сознания реальность того высшего Существа или высших сил, которые он чтит, а также веру и вероучение; 2) мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование Бога или богов, сверхъестественного. Вероучение — это совокупность представлений о происхождении и природе Вселенной в результате творческого акта высшего Существа или высших сил. Основу вероучения могут составлять: - набор сведений, представлений об окружающем мире и сверхчеловеческих (божественных, духовных) силах, управляющих этим миром; - логос — духовное первоначало, божественный разум; система знаний, основанных на эмпирических представлениях и понятиях, выведенных путем логических рассуждений; - теология и теософия — наука о Божестве и вере и богопо-знание путем мистического восприятия, через непосредственное общение (в состоянии экстаза) с божеством. Первый уровень — это верования и культы, основанные на мифах, легендах, преданиях, так называемая естественная ре- 98 лигия. Она типична для народов на уровне племени. Второй уровень — религия разума, отрицающая сверхъестественное откровение. Она характерна для ряда национальных религий, соответствующих традиционному типу мышления и культуры народов на стадии народности. Третий уровень — религия откровения, или позитивная, признает сверхъестественное откровение и строит свое учение в виде твердо установленных положений (догматов). Она типична для мировых и некоторых национальных религий, соответствует стадии нации. Для третьего уровня в отличие от первого и второго наиболее характерной чертой является широкое распространение индивидуальных религиозных практик, связанное с актуализацией понятия «личности» на этом уровне.

Вера - признание чего-либо истинным, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах; совокупность убеждений, религиозное настроение и возможность воздействовать на высшее Существо или высшие силы путем молитв, жертвоприношений и других форм культа. Вера как совокупность убеждений мощно воздействует на все стороны жизни и творчества человека. Наиболее полно это выражается в языке, произведениях искусства и народного творчества. Культ — формы общественного или личного поклонения, почитания высшего Существа или высших сил, формы богослужений или религиозных практик. Церковь — многоплановое понятие, означающее: - организованное общество людей, соединенных единством вероучения и управления; - собрание верующих для молитвы или других видов религиозного культа; Храм — внутренние помещения культового сооружения, используемые для религиозного культа, в оформлении интерьера которых ярко и образно отражены основные положения и элементы вероучения; - культовое сооружение соборного характера; - символический образ, имеющий закодированный религиозный смысл (например, в католичестве и православии — это ковчег, устремленный к небесам). Религии различаются между собой особенностями вероучений, церковной (конфессиональной) организации, внешней стороной культов, спецификой атрибутики во внешнем и внутреннем оформлении храмов и пр. Внешние проявления культа — первое, что бросается в глаза при знакомстве с той или иной религией. Религиозные обряды и ритуалы сопровождают человека на всем протяжении его жизни, начинаясь иногда еще до рождения, и про- 99 должаются определенное время после смерти человека.

В некоторых религиях такое посмертное сопровождение длительно и ритуалы призваны сопровождать душу умершего человека вплоть до его нового воплощения (реинкарнация). Религиозный культ может представлять коллективное или индивидуальное богослужение, медитацию или молитву. Формы отправления культа также разнообразны: литургия, месса, ритуальные шествия, танцы, песнопения, спектакли, трапезы. Желание соединить свою обычную жизнь и священное подвигает людей совершать паломничества к святым местам или беседы со святыми людьми (наставниками, учителями, гуру). Иногда это особые обряды, таинства и церемонии, на которые допускается только узкий круг непосредственных участников церемонии. Во время таких особых обрядов совершаются мистерии, шаманские камлания, уединенные аскетические практики (у йогов) и жертвоприношения. Большинство ритуалов и церемоний проходят как грандиозные празднества.

Их проведение предусматривает красочное оформление храмов и особую праздничную одежду священнослужителей, что оказывает глубокое воздействие на любого человека. Главными факторами, привлекающими внимание, являются: во-первых, зрелищность ритуалов и обрядов религиозного культа, во-вторых, возможность личного участия в наиболее таинственной стороне культов (мистических и других религиозных практиках). Большая зрелищность культа (близкая к современному понятию «шоу») характерна для католицизма, индуизма, буддизма, у других религий она значительно меньше. Большая группа ритуалов и обрядов во всех религиях связана с различными датами: определенные дни календаря посвящены каким-либо богам, святым или особо значимым религиозным событиям, в такие дни совершаются особо торжественные церемонии. Особый интерес представляют ритуальные игры, которые в наши дни утратили свое сакральное значение, но по-прежнему занимают в нашей жизни значительное место. К таким некогда «священным» играм относятся, например, олимпийские игры и коррида. Некоторые из основных положений содержатся во всех религиях, определяя духовную, культурную сущность понятия. Сходство этих положений приводит ученых к мысли о том, что существуют основные мировые этические принципы и положения, выраженные в религиозной форме. Все религии, но каждая по-своему, ставят и решают главный вопрос — о смысле жизни. Другим важным положением является утверждение, что человек — любимое творение Бога, созданное им по своему образу и подобию, и одухотворен искрой божества или духа, которая не может быть разрушена. Конечное предназначение человека связывается с идеей спасения или бессмертия.

В мире известно несколько десятков тысяч религиозных традиций и верований. Пестрота и разнообразие существующих религиозных традиций в сочетании с особенностями вероучения и церковной организации представляют собой естественные границы, разделяющие мир религий на группы: политеистические и монотеистические. Политеизм («многобожие») предполагает поклонение нескольким богам. Политеизм присущ традиционным, а также современным религиям, например, индуизму, синтоизму, даосизму и др. Монотеизм («единобожие») — это поклонение одному Богу. Монотеизм характерен для иудаизма, христианства, ислама. Но это деление весьма условно. Известны другие группировки религий: по региональному признаку — западные и восточные, связанные с различиями в менталитете, культуре, мировосприятии и мировоззрении представителей Востока и Запада. Традиционно считается, что восточный человек более созерцателен, а западный более импульсивен и деятелен. Но реалии конца XX — начала XXI в. опровергают это утверждение. Религии Востока находят в странах Запада множество приверженцев. Не так значительно, но проявляется и противоположная тенденция: религии Запада также находят на Востоке своих адептов. Все религии подразделяются на современные, традиционные и древние. К современным и традиционным относятся религии, которые в настоящее время имеют приверженцев, т. е. людей, исповедующих данную веру и соблюдающих все религиозные догматы и традиции данной конфессии. К древним религиям относятся те, «боги которых умерли», т.е. в настоящее время у этих религий нет приверженцев, нет людей, желающих соблюдать данные догматы и традиции.

Date: 2016-02-19; view: 767; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию