Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Дыхание. Выразительное чтение — это процесс устной речи





Выразительное чтение — это процесс устной речи. Для устной речи огромное значение имеет дыхание. По­этому, чтобы научиться владеть своим голосом, надо прежде всего научиться правильно дышать.

Дыхание при чтении отличается от обычного, физио­логического дыхания. Когда мы дышим, наше дыхание происходит ритмически: вдох — выдох — пауза, вдох — выдох — пауза и т. д.

При дыхании во время чтения характер его меняется: вдох — пауза — выдох. Такое дыхание имеет большое значение для слушателя и для читающего. Слушателю оно обеспечивает быстрое восприятие текста; так как при нем речь ясна, звонка и хорошо слышна. Читающе­му сохраняет здоровье, потому что воздух в полости рта и носа согревается, увлажняется; голосовые связки не сохнут и могут работать длительное время без напряже­ния и затруднения.

Правильным дыханием ори чтении считается реберно-диафрагматическое. При таком дыхании воздух за­полняет все легкие, грудная клетка расширяется, брюш­ной пресс выдвигается вперед, плечи не поднимаются. Чтобы понять и освоить этот тип дыхания, рекомен­дуется встать прямо, одну руку положить на переднюю стенку живота, другую — сбоку, чуть выше талии, с тем чтобы можно было контролировать движение ребер и брюшного пресса, затем глубоко и сильно втянуть воздух через нос (как бы понюхать). При этом передняя стенка живота должна выдвинуться вперед, а ребра раздви­нуться, После этого на мгновение задержать воздух в легких и сделать плавный, медленный выдох так, чтобы передняя стенка живота втянулась, а ребра сдвинулись.

Во время чтения вдох должен быть неслышным и спокойным, иначе он будет отвлекать внимание слуша­теля от восприятия текста. Воздух следует набирать соразмерению с длиной фразы, расходовать экономно, не выдыхая до конца. Это даст возможность свободно про­износить фразу любой длины, без перенапряжения голо­совых связок.

Количество вдыхаемого воздуха не должно быть чрезмерным, иначе его трудно удержать в легких и он при чтении вырывается полчками, нарушая плавность речи.

Вдох необходимо делать только во время пауз, строго соблюдая смысловую связь слов, в противном случае смысл фразы может быть искажен и не понят слушате­лем. Например, при неправильно сделанном вдохе от­рывок из «Сказки о рыбке и рыбке» А. Пушкина может звучать так:

Глядь: (вдох) опять перед ним землянка;

На пороге (вдох) сидит его старуха,

(вдох) А перед нею разбитое корыто.

 

При правильном дыхании он прозвучит иначе:

(Вдох) Глядь: опять перед нем землянка;

(вдох) На пороге сидит его старуха,

(добор) А перед нею разбитое корыто.

 

Для речи наибольшее значение имеет выдох, так как он происходит на звуке. Выдох должен быть спокойным, плавным и медленным.

Особенно надо следить за дыханием при чтении длин­ных фраз. Сделав глубокий вдох перед началам чтения, во время пауз следует произвести добор воздуха — дополнительный вдох, чтобы спокойно и без напряжения дочитать начатую фразу. Добор воздуха рекомендуется делать быстро, коротко, неслышно, чтобы он не нарушал смысловой структуры фразы.

Перед началом чтения и во время длительных оста­новок воздух надо вдыхать через нос, так как при этом он очищается и согревается. Во время коротких пауз вдох приходится делать и через рот. Это диктуется необ­ходимостью дать лешим предельно быстро и бесшумно больше воздуха.

В воспитании правильного дыхания существенную помощь могут оказать специальные упражнения. Их на­до проводить в хорошо проветренном помещении, спустя 30—40 минут после еды. В случае появления головокру­жения упражнение надо прекратить. После каждого упражнения необходим отдых. На каждое упражнение следует отводить 3—5 минут.

Упражнение 1. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую — на ребра (для контроля). Глубокий вдох на счет «раз» (про себя), задерж­ка дыхания и выдох с плавным счетом вслух от 1 до 5.

Упражнение 2. Исходное положение то же. Глубокий вдох на счет 1—5 (про себя), задержка воздуха па счет 1—3 (про себя), плавный выдох на счет 1—5 (вслух).

Упражнение 3. Исходное положение то же. На счет 1—2 (про себя) — глубокий вдох, на счет «раз» (про себя) — задержка дыхания и на выдохе плавный счет от 1 до 10 (вслух). Затем доби­рать воздух и продолжать счет до 15, опять добирать и считать до 20, затем до 25 и 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая го­лоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

Упражнение 4. Исходное положение то же. Глубокий вдох па счет 1—3 (про себя), задержка воздуха на счет «раз» (про се­бя), медленный плавный выдох на звуках ф, с, ш (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все подряд). Упражнение 5. Исходное положение то же. Глубокий вдох на 1—3 (про себя), короткая задержка воздуха и па выдохе чтение пословицы (скороговорки). Длинные скороговорки произносятся с добором воздуха.

 

Раз дрова, два дрова, три дрова.

От топота копыт пыль по полю летит.

Голова без ума, что фонарь без свечей.

 

Упражнение 6. Исходное положение то же. Чтение скоро­говорки с добором воздуха:

Как у горки, на пригорке,

(добор) жили тридцать три Егорки.

 

Ребенок не грибок, (добор) в год не вырастишь.

 

Не тот глуп, кто на слова скуп,

(добор) а тот глуп, кто на деле туи.

 

После того как будут освоены вышеуказанные уп­ражнения, следует приступать к тренировке дыхания на связных текстах.

Тексты должны быть простые, с небольшими пред­ложениями, тогда они дадут возможность быстро уло­вить смысл каждой фразы и правильно сделать вдох на месте смысловой паузы.

 

Упражнение 7.

(Вдох). Заяц-русак жил зимою подле деревни. (Вдох). Когда пришла ночь, он поднял ухо, послушал, (добор) дотом поднял другое, поводил усами, понюхал (добор) и сел на задние лапы. (Вдох) Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу (добор) и опять сел на задние лапы и стал оглядываться.

(Л. Толстой)

Задания

1. Произнести пословицы и скороговорки, делая правильно вдох в указанных местах:

(Вдох) Подальше положишь, поближе возьмешь.

(Вдох) Не суйся в воду, (пауза, новый вдох) не узнавши броду.

(Вдох) Семь раз отмерь, (пауза, новый вдох) один отрежь.

(Вдох) Как аукнется, (пауза, новый вдох) так и откликнется.

(Вдох) На всякое чиханье не наздравствуешься. (Вдох) Лучше с умным потерять, (пауза, новый вдох) чем с дураком найти.

(Вдох) Свинья тупорыла весь двор перерыла.

(Вдох) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

(Вдох) Весна красна цветами, (пауза, новый вдох) а осень — плодами.

 

2. Подобрать пять скороговорок и пословиц, написать в тет­радь, определить места вдохов и выдохов и произвести соответст­вующие упражнения по дыханию.

 

3. Прочитать стихотворение, делая вдох в указанных местах:

 

(Вдох) Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

(вдох) Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

(вдох) Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

(вдох) Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

(Вдох) Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучкупосадив,
Себя в коня преобразив;

(вдох) Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему и окно...

(А. Пушнин)

4. Внимательно прочитать про себя приведенные ниже отрывки, сделать разметку вдохов, исходя из содержания текста, и прочитать вслух, соблюдая правильное дыхание:

 








Date: 2016-02-19; view: 721; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.007 sec.) - Пожаловаться на публикацию