Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенная часть. § 8. Отрасли публичного права





 

§ 8. Отрасли публичного права

 

Конституционное право. Конституционное право сформировалось как отрасль российского права лишь в последние десятилетия; однако в российской правовой системе она является очевидной преемницей государственного права. Как совокупность правовых принципов, норм, институтов, определяющих устройство государства и государственной власти и регулирующих права и свободы человека и гражданина, конституционное право признается ведущей отраслью права, так как является основой формирования всех иных отраслей российского права, а закрепленным в Конституции РФ правовым и иным принципам не должны противоречить нормы отраслевого законодательства.

Конституция РФ как база конституционного права и основной закон государства определяет общественное и государственное устройство страны, порядок и принципы образования высших органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан; очерчивает круг функций государства; устанавливает наиболее важные правовые нормы и принципы. Она была принята по результатам всенародного голосования в ходе референдума 12 декабря 1993 г., когда за ее принятие высказались 58% проголосовавших избирателей. Конституция РФ закрепляет приоритет прав и свобод человека и гражданина, положенный в основу деятельности законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемый правосудием; устанавливает иерархическое соотношение принимаемых и действующих в России законодательных и иных нормативных правовых актов; закрепляет асимметричную структуру федеративных отношений, где за частью субъектов (республиками) признается статус государств; обеспечивает осуществление государственной власти и построение институтов государства на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власти с наделением главы государства (Президента РФ) полномочиями по руководству и координации деятельности федеральных, а также региональных органов власти; закрепляет за местным самоуправлением правомочия по решению вопросов местного значения, включая владение, пользование и распоряжение собственностью городских, сельских и других поселений и территорий. Конституция РФ структурно состоит из двух разделов, где первый содержит основной текст, второй - "заключительные и переходные положения". Основной текст Конституции РФ разбит на девять глав: "Основы конституционного строя" (гл. 1, ст. ст. 1 - 16), "Права и свободы человека и гражданина" (гл. 2, ст. ст. 17 - 64), "Федеративное устройство" (гл. 3, ст. ст. 65 - 79), "Президент Российской Федерации" (гл. 4, ст. ст. 80 - 93), "Федеральное Собрание" (гл. 5, ст. ст. 94 - 109), "Правительство Российской Федерации" (гл. 6, ст. ст. 110 - 117), "Судебная власть" (гл. 7, ст. ст. 118 - 129), "Местное самоуправление" (гл. 8, ст. ст. 130 - 133), "Конституционные поправки и пересмотр Конституции" (гл. 9, ст. ст. 134 - 137).

Юридически Конституция РФ - единый документ ("писаная" конституция), обладает высшей юридической силой; по процедурным особенностям внесения изменений в текст Конституция РФ относится к "жестким", изменяемым в усложненном порядке.

Система российского конституционного права формируется на базе его институтов: конституционно-правовой статус личности, непосредственная демократия, организация государственной власти, конституционное правосудие, местное самоуправление и др. Нормы конституционного права помимо Конституции РФ содержатся в федеральных конституционных законах, декларациях, в том числе декларациях Государственной Думы Федерального Собрания РФ, решениях Конституционного Суда РФ, положениях международных договоров Российской Федерации; их наличие возможно и в договорах между органами государственной власти (законодательной и исполнительной, федеральной и субъектов Федерации), между органами государственной власти и органами местного самоуправления о делегировании друг другу собственных полномочий.

Конституционное право Российской Федерации формирует двухуровневую систему правового регулирования в рамках федеративных отношений: федеральный уровень и уровень субъектов РФ. В этих условиях, когда система российского права формируется не на одном уровне правотворчества, важная роль в конституционном праве отводится формированию нормативного баланса при обеспечении верховенства федерального законодательства в соответствии с Конституцией РФ, исторически сложившимися правовыми обычаями и традициями, общепризнанными принципами и нормами международного права, для того чтобы избегать возможности возникновения противоречий между Российской Федерацией и ее субъектами, между различными правотворческими органами, между отраслями законодательства и их отдельными нормами. Конституционный механизм государства сформирован с той главной целью, чтобы законодательные органы Российской Федерации не вторгались в конституционно установленную компетенцию законодательных органов субъектов РФ и, напротив, чтобы законодательные действия субъектов РФ не вторгались в сферу полномочий законодательных органов Российской Федерации.

Конституционный контроль в Российской Федерации обеспечивает Конституционный Суд РФ (на который возложено разрешение дел о соблюдении Конституции РФ, о соответствии ей законов и иных нормативных актов, разрешение споров о компетенции, толкование Конституции РФ и некоторые другие), а также конституционные (уставные) суды, формируемые в субъектах РФ для рассмотрения аналогичных вопросов на уровне субъектов Федерации.

Административное право. Административное право относят к числу наиболее динамично развивающихся отраслей российского права. Это и понятно. Административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления, которые включают в себя отношения управленческого характера, возникающие не только в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, но и в сфере негосударственного управления (при осуществлении общественными объединениями и органами местного самоуправления переданных им функций органов исполнительной власти). Именно эта сфера в последние годы подверглась существенному реформированию. Поиск приемлемой формы сочетания механизмов государственного администрирования и самостоятельности участников хозяйственной деятельности еще не завершен.

Административное право подразделяют на общую и особенную части, первая из которых содержит нормы общерегулирующего характера для всей системы государственного управления (например, нормы о принципах государственного управления, об административно-правовом статусе субъектов, о системе органов государственного управления и формах и методах государственного управления, о государственной службе и правовом статусе государственных и муниципальных служащих). Особенная часть объединяет нормы об административно-правовых отношениях в конкретных сферах государственного и муниципального управления <1>. Возникающие в ходе реализации норм административного права отношения характеризуются "неравномерным" статусом: один из его обязательных участников - орган государственного управления - полномочен выступать с требованием вне зависимости от согласия другой стороны.

--------------------------------

<1> См.: Калмыкова А.В., Спектор Е.И. Административное право // Новая российская энциклопедия: В 12 т. М., 2005. Т. 2. С. 149.

 

Формирование административного законодательства как комплекса нормативных правовых актов для правового регулирования отношений, складывающихся в сфере исполнительной деятельности государства, отнесено к области совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, и также переживает период существенной модернизации.

Административными нормативными правовыми актами определяются порядок образования и деятельности органов исполнительной власти, их компетенция и полномочия, права и обязанности служащих таких органов, правовой статус исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований, органов общественных объединений, иных субъектов административных правоотношений; устанавливаются процессуальный порядок, формы и методы государственного управления и способы обеспечения законности в данной сфере; регламентируются отношения в области отраслевого и межотраслевого государственного управления; устанавливаются права и обязанности граждан в сфере государственного управления; регулируется порядок прохождения государственной службы и службы в органах местного самоуправления; устанавливаются основания, порядок и формы административно-правовой ответственности.

Нормы административного права содержатся в широком круге законодательных и подзаконных актов, в числе которых Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" <1>; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ; Федеральные законы от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <2> и от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" <3> и другие. В целом же основной объем административно-правовых норм содержится в положениях о полномочиях федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ разрозненных отраслевых законодательных актов. В то же время потребности законодательного урегулирования вопросов государственного управления сохраняются. Законодательного разрешения ожидают важные вопросы системы и структуры органов исполнительной власти, характера их компетенции, отправления государственной военной службы и некоторые другие. Часть этих вопросов еще ожидает и концептуального осмысления и научного обоснования, другая часть (например, несмотря на завершенную в целом кодификацию законодательства об административных правонарушениях, эта сфера административно-правового регулирования остается чрезвычайно мобильной) не позволяет говорить о полной доктринальной сформированности соответствующего институционального направления в административном праве.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.

<2> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.

<3> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

 

Еще один важный вопрос современного российского административного права - интенсификация правового регулирования разных областей административно-процессуальных отношений. В первую очередь это нормативное регулирование деятельности публичной администрации в интересах обеспечения реализации своих прав гражданами и организациями. Административные регламенты органов государственной власти, административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг, активная разработка и утверждение которых начаты в 2005 г., нацелены на создание правовой базы эффективной деятельности структурных подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ путем определения последовательности и фиксации их действий по реализации прав граждан и организации.

Нормативное регламентирование деятельности административных органов в настоящее время дополняется специфической задачей создания условий, уменьшающих уровень коррупции, создающих препятствия для коррупционного поведения должностных лиц. Противодействие коррупции предлагается рассматривать как одну из базисных позиций развития современного административного права, важнейшую задачу административного законодательства и основу деятельности публичной администрации.

В связи с активизацией работы по изданию административных регламентов снова возникает по-прежнему сохраняющий дискуссионный характер вопрос о систематизации административно-процессуального законодательства. Однако в настоящее время идея общей кодификации бесконечно многообразного, неравномерно развивающегося массива административно-процессуальных норм в целом отвергнута <1>.

--------------------------------

<1> См.: Цуканов Н.Н. О возможных направлениях систематизации административно-процессуального законодательства // Российская юстиция. 2010. N 4. С. 56 - 58.

 

Уголовное право. Важность в качестве традиционной отрасли в российской правовой системе, несмотря на коренной пересмотр принципов уголовной политики и юстиции, осуществленный в последние десятилетия, сохраняет российское уголовное право.

Системой уголовного права охватываются общая и особенная ее части, где в первой формулируются главные задачи, принципы, ключевые понятия уголовного права и формы уголовно-правового реагирования, особенности действия уголовного закона, а во второй - основания выделения конкретных видов преступлений и определяются критерии для определения пределов уголовного наказания за них. Уголовное законодательство представлено единым и единственным кодифицированным актом - Уголовным кодексом Российской Федерации (исключение сделано лишь для отдельной категории дел - военных преступлений в обстановке военного времени). Принятый в 1996 г. Уголовный кодекс РФ в настоящее время в целом адекватно отражает защиту социальных ценностей российского общества: конституционный строй России, права и свободы частных лиц, уважение человеческого достоинства, собственность, общественный порядок, нравственность, мир и безопасность человечества и другое. С опорой на исходные идеи законности, равенства граждан перед законом, справедливости, гуманизма санкция уголовного закона применяется лишь в отношении лиц, чья вина является установленной.

Развитие уголовного законодательства осуществляется в направлении ключевого процесса - изменения характера уголовных репрессий: усиления либо смягчения уголовных наказаний и криминализации общественно порицаемых деяний либо их декриминализации. Нужно отметить, что смягчение карательной функции уголовных репрессий объективно вызывается изменением политических и экономических отношений в стране. Замена лишения свободы штрафами или краткосрочным арестом, произведенная в 2003 г., была одним из подобных шагов, показавших обоснованность и правильность подобных изменений. Практическая целесообразность продолжения такой деятельности находит дальнейшее обоснование <1>. Однако и своевременное ужесточение уголовных наказаний за правонарушения, обнаруживавшие стойкую тенденцию к масштабному распространению, порой позволяет оказывать реально положительное влияние на пресечение той или иной правонарушающей ситуации. Один из последних примеров - усиление репрессивных мер в отношении лиц, занимающихся подделкой и распространением фальшивых денежных знаков.

--------------------------------

<1> См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы декриминализации // Журнал российского права. 2005. N 4. С. 103, 104.

 

Декриминализация также продиктована изменением социальной оценки опасности правонарушения вплоть до исключения соответствующего деяния из их числа и отнесения, например, к гражданско-правовым деликтам. Выведение из числа преступлений спекуляции или валютных операций - пример декриминализации в сфере экономической преступности; другой пример реализации современного запроса на изменение тяжести уголовного наказания за экономические преступления - с мер, связанных с лишением свободы, на применение штрафных санкций; на очереди - замена уголовно-правовых санкций за корыстные преступления гражданско-правовым возмещением причиненного ущерба. Ставка на уголовное принуждение как главную меру наказания сменяется, хотя и очень медленно, на разработку предупредительных мер, профилактику противоправного поведения <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Спивак С.Г. К вопросу о совершенствовании уголовного закона // Российский судья. 2010. N 6. С. 18.

 

Вместе с тем в общем область соотношения общественной опасности совершенных преступлений и вызываемых ими мер государственного принуждения остается крайне нуждающейся в корректировке существующего дисбаланса. Например, наказания за преступные деяния должностных лиц, совершенных из личной заинтересованности государственного служащего вопреки законным интересам граждан, повлекшие тяжкие последствия, крупный ущерб государству и обществу, в настоящее время, как правило, не обеспечивают ни одной из целей уголовного наказания: ни предупреждение совершения новых преступлений, ни исправление осужденного, ни других. Злоупотребление служебным положением, взяточничество и другие преступления, законодательно отнесенные к формам проявления коррупции, не влекут, вопреки интересам восстановления социальной справедливости и принципам права, конфискационных или иных пропорциональных уголовно-правовых санкций, реституцирующих допреступный status quo. Поэтому нормы уголовного права в нынешнем виде не вполне адекватно современным запросам затрудняют возможность коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих.

В последние годы в уголовном праве существенно изменяются акценты и в исследовательском плане. Если раньше предметом уголовно-правовых исследований становились преимущественно законодательные и иные решения, направленные на борьбу с преступностью, то в настоящее время исследуются пути совершенствования организационно-управленческих мер противодействия преступности, решение конкретных правовых проблем современной российской уголовной политики <1>.

--------------------------------

<1> См. некоторые примеры: Кашепов В.П. О противодействии уголовно-правовыми средствами вызовам и угрозам преступных посягательств на внутреннюю безопасность // Журнал российского права. 2010. N 3. С. 5 - 17.

 

Энергетическое право. Обеспечением эффективного функционирования всей топливно-энергетической системы на территории страны объясняется выделение энергетического права как комплекса норм в системе институтов гражданского, административного, экологического, уголовного законодательства.

Значение и роль энергетической отрасли экономики объясняются возрастающей зависимостью от энергообеспечения не только производственных процессов, но и повседневной жизнедеятельности людей. Кроме того, в последние годы топливно-энергетический комплекс как отрасль национального хозяйства становится определяющим фактором формирования основных финансово-экономических показателей, что служит основой функционирования всей экономики страны. От удовлетворительного уровня снабжения электрической, тепловой энергией, а также источниками их производства зависят результаты экономического развития: промышленного и сельскохозяйственного производства, транспортного сообщения и т.д.

Основная цель энергетического права - определение конкретных сфер правового регулирования средствами административно-правового и гражданско-правового воздействия и обеспечение их эффективного баланса для надежности снабжения энергоресурсами. В настоящее время в силу хозяйственной специфики в области энергетики в правовом регулировании заметно преобладание административно-правовой модели взаимодействия субъектов <1>; даже в формировании договорных связей заметен отход от гражданско-правового принципа свободы договоров.

--------------------------------

<1> См.: Свирков С.А. Договорные обязательства в электроэнергетике. М., 2006. С. 75.

 

Нормы энергетического права затрагивают вопросы организации управления нефтегазовой и электроэнергетической сферами энергетической отрасли экономики; устанавливают государственный надзор за безопасным ведением деятельности в энергетике, а также показатели качества поставляемых ресурсов, основы тарификации в энергетике, ограничения в части использования хозяйствующими субъектами монопольного положения на рынке, техническое регулирование и стандартизацию в области энергетики, правовой режим эксплуатации электрических сетей и магистральных трубопроводов, повышение эффективности регулирования деятельности оптовых рынков, введение институтов независимых финансовых операторов по регулированию деятельности оптовых рынков, пути оптимизации взаимодействия генерирующих компаний и территориальных сетевых организаций; регулируют обязательства по оказанию услуг. Международно-правовые нормы, оказывающее заметное влияние на формирование нормативного регулирования в энергетическом праве, ориентируют на привлечение в качестве альтернативных видов источников энергии геотермальных и солнечных установок, установок по сжиганию мусора.

Исключительно высокая значимость топливно-энергетической отрасли в экономическом развитии России требует совершенствования нормативных принципов взаимоотношений участников в этой сфере деятельности, формирования недискриминационных условий для совершенствования производственных связей в среде, сохраняющей признаки естественно-монопольной деятельности. В частности, юридическое опосредование требуется для создания конкурентных условий для деятельности нефте- и газодобывающих предприятий, стимулирования развития возобновляемых источников энергии, повышения эффективности использования природных ресурсов, энергоэффективности и энергосбережения, расширения нефте- и газотранспортной систем и путей электроснабжения, а в конечном счете - для реализации геополитических и коммерческих интересов России. Механизм правового регулирования ориентируется на использование топливно-энергетических ресурсов в целом и отдельных их видов - нефти, газового конденсата, природного газа, угля, энергии атома - в общегосударственных целях не в последнюю очередь как элемента обеспечения национальной безопасности, а также с учетом необходимости эффективного и рационального природопользования.

Формируется и новый круг вопросов, нуждающихся в правовом разрешении. Так, становится важным использование правовых средств для поддержания баланса между объемами добычи и приростом запасов (стимулирование поисково-разведочного бурения и сейсморазведки), восполнения минерально-сырьевой базы. В настоящее время эти вопросы - предмет федерального ведения, хотя контроль над этим процессом могли бы эффективно осуществлять и субъекты Федерации.

В качестве задачи для совершенствования нормативного урегулирования сферы энергетического права ставятся вопросы государственной регистрации договоров в секторе свободной торговли оптового рынка, ценообразования; требует уточнения международная договорно-правовая база режима совместной эксплуатации нефте- и газодобывающих установок, трубопроводов, поставки энергоресурсов зарубежным партнерам через территории третьих стран.

Другой важный вопрос, чрезвычайно нуждающийся в более обстоятельном правовом оформлении, - это обеспечение безопасной эксплуатации объектов ядерной энергетики. В настоящее время очевидной является возрастающая озабоченность потенциалом риска при использовании ядерной энергии: это и распространение радиоактивных материалов, и опасность аварийный ситуаций, связанных с утечкой радиации, и нерешенность вопросов захоронения радиоактивных отходов и другое. В российском законодательстве отсутствует нормативная система полноценного юридического сопровождения и приемлемой компенсации социальных и экологических рисков, нет таковой даже на случай техногенных аварий; не установлено правовых гарантий ненарушения технологического цикла использования, переработки, промежуточного и конечного захоронения радиоактивных отходов.

В последнее время особенно часто говорится об энергосбережении, экономии энергоресурсов и сокращении нагрузки на окружающую природную среду через оптимизацию энергопотребления. Речь идет о формировании государственной энергосберегающей политики как комплексной научной, правовой, организационной, финансово-экономической, производственно-технической деятельности органов государственной власти, юридических лиц и всего населения по разработке и применению мер по экономному использованию всех видов энергии, включая электрическую. В качестве первоочередных мер предполагается исключить непроизводительный расход энергетических ресурсов, сокращать их потери за счет постепенного (в течение пяти лет) выведения из эксплуатации ламп накаливания и повсеместной их замены энергосберегающими лампами. В рамках данной энергосберегающей кампании предстоит разработать юридический механизм обеспечения всеобщей доступности дорогостоящего энергосберегающего электрического оборудования, а также порядка его утилизации после выведения из эксплуатации (во избежание массового загрязнения окружающей среды ядовитыми продуктами, используемыми в некоторых энергосберегающих технологиях).

Экологическое право. Активное вмешательство человека в состояние экологической системы, не всегда позитивное воздействие в ходе его созидательной деятельности на природный комплекс определили необходимость формирования специальной отрасли законодательства, регулирующей интегрированную область общественных отношений, связанных с рационализацией использования природных ресурсов и природоохраной, обеспечивающей развитие гармоничных отношений между человеком и природой, формирующей такой статус природопользования, при котором удовлетворение потребностей человека в сырье природного происхождения сопровождалось бы не только ненарушением экологического баланса в природе, но и улучшением условий окружающей природной среды. Основной метод эколого-правового воздействия формируется как стимуляция интереса к ненарушению или защите экологического баланса, направление хозяйственной и иной деятельности человека в русло непричинения вреда природе как экологической системе. Поэтому одной из главных сфер регулирования в экологическом праве служит направление волевой деятельности человека на достижение экологического благополучия, рациональное и эффективное использование природных ресурсов, сохранение безвредных для здоровья человека экологических условий.

Сфера действия эколого-правовых норм распространяется на охрану окружающей природной среды, сохранение и восстановление природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия производственной деятельности человека на природу и ликвидацию ее последствий, в связи с чем нормированию подвергается деятельность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, общественных и иных структур, юридических лиц и граждан <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Статья С.А. Боголюбова "Право и единая государственная экологическая политика" включена в информационный банк согласно публикации - "Журнал российского права", 2011, N 3.

 

<1> См.: Боголюбов С.А. Право и единая государственная экологическая политика // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2010. N 5. С. 9 - 17.

 

Другая область эколого-правового воздействия на деятельность человека, имеющая происходящий из экологического права предмет, но несколько расширяющий его сферу включением иного рода общественных отношений, - экологизация общественной жизни: закрепление в российском законодательстве принципов и норм, обеспечивающих принципы экономии и рациональности при использовании природных объектов. Речь идет о повсеместном введении эколого-правового режима пользования объектами природной среды: землей, недрами, водным фондом, атмосферным воздухом, объектами животного мира и т.п.

Экологическое право обеспечивает закрепление специального статуса и, соответственно, режима охраны наиболее уязвимых с точки зрения подверженности неблагоприятным воздействиям объектов природы и природных территорий - природно-заповедных зон: ландшафтных парков, памятников природы, редких растений и животных, земель курортов, массового отдыха и туризма населения.

Формирование отрасли экологического законодательства идет по пути развития законодательства преимущественно тематической направленности: эколого-правовые нормы содержатся в законодательных и иных нормативных правовых актах об органах государственной власти (в части закрепления полномочий в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов), об экономических, социальных и иных правах граждан, о международных отношениях; содержатся они и в специальном законодательстве об охране природы. Поэтому в настоящее время, с одной стороны, обосновывается необходимость консолидации норм экологического права и проведения кодификации в сфере эколого-правового регулирования, а с другой - оценивается научная обоснованность своевременности ее постановки как современной задачи экологического права <1>.

--------------------------------

<1> См.: Хлуденева Н.И. Коллизии в экологическом законодательстве // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 75, 76.

 

В области эколого-правового опосредования человеческой деятельности в настоящее время возникают проблемы уже не только и не столько связанные с правовым регулированием рационального взаимодействия человека и природы; это, в первую очередь, доктринальное обоснование приоритетов российской экологической политики, обеспечение действенного организационного взаимодействия природопользователей в интересах сохранения окружающей природной среды, повышение отдачи от функционирования системы экологического мониторинга и контроля и усиление в ней общественной составляющей, а в конечном счете - повышение эффективности правоприменения в сфере экологического права.

 

§ 9. Отрасли частного права

 

Гражданское право. Гражданское право как отрасль российского права устанавливает регулирование отношений участников гражданского оборота преимущественно экономическими методами, следуя презумпции их самостоятельности, независимости, юридического равенства. В силу чрезвычайной важности предмета гражданского права из-за масштабности его влияния на социально-экономические отношения эта отрасль является ведущей отраслью в системе частноправового регулирования. Российским гражданским правом обеспечивается правовое регулирование исходя из признания и правовой охраны многообразия форм собственности, свободного волеизъявления участников гражданского оборота при заключении договоров и организации иных хозяйственных связей, охраны прав и интересов граждан, устранения необоснованных помех в развитии экономической деятельности.

Предметом гражданско-правовых отношений выступают имущественные (связанные с принадлежностью вещи (денег, ценных бумаг) определенному собственнику, производством работ и предоставлением услуг, произведением предметов искусства, художественного или научного творчества и т.п.) отношения, связанные с ними личные неимущественные (связанные с нематериальными благами - авторство на произведение науки, литературы; личная жизнь; честь, достоинство; деловая репутация) отношения, а также организационные отношения, выражающиеся главным образом в требованиях соблюдения порядка государственной регистрации (субъектов, вещных прав, сделок и т.п.).

Нормы гражданского права объединены преимущественно в Гражданском кодексе Российской Федерации. Гражданский кодекс РФ включает в упорядоченном по определенной системе (кодифицированном) виде значительную часть норм гражданско-правового характера. Состоящий из четырех частей - приняты 30 ноября 1994 г. (часть первая), 26 января 1996 г. (часть вторая), 22 ноября 2001 г. (часть третья), 18 декабря 2006 г. (часть четвертая) - Гражданский кодекс РФ выступает основным отраслевым актом. При этом не исключается существование и ряда иных нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение различных юридических лиц, а также порядок деятельности в ходе гражданского оборота, например, акционерных обществ, или приватизационные сделки, права потребителей и др. В одном только Гражданском кодексе РФ названы около 30 законов, призванных дополняя развивать положения Кодекса.

Вместе с тем многие институты гражданского права урегулированы подверженными, как показала практика, довольно частому изменению подзаконными (на уровне правительственного правотворчества и ведомственным) актами. В числе таких институтов оказались рынок ценных бумаг, расчеты, перевозка грузов и пассажиров, оказание отдельных видов услуг и продажа отдельных видов товаров и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Садиков О.Н. Концепция развития гражданского законодательства // Концепции развития российского законодательства / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Ю.А. Тихомирова, Ю.П. Орловского. М., 2004. С. 187, 190, 193, 194.

 

Массивность законодательства, объединенного в четырех частях ГК РФ, и общую обильность гражданско-правовых норм совершенно справедливо объясняют "широтой и сложностью" урегулированных отношений <1>.

--------------------------------

<1> См.: Гражданское право: В 4 т. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2008. Т. I. С. 93.

 

Принципиальная основа гражданско-правового регулирования в Российской Федерации состоит в базировании всего объема гражданско-правовых норм на идеях содействия развитию рыночной экономики: законодательное закрепление равенства форм собственности, свободы предпринимательской деятельности, свободы договора, запрещения недобросовестной конкуренции и монополизации рынка.

Систему гражданского права образуют правовые подотрасли и институты (группируемые в общей и особенной частях), такие как: лица (физические и юридические), объекты гражданских прав, представительство, право собственности, обязательства, наследственное право, гражданско-правовые отношения с участием иностранных лиц и др. Участниками гражданско-правовых отношений выступают граждане (физические лица), юридические лица, государство, а также субъекты РФ и муниципальные образования.

Нормы гражданского права посредством специальных правовых методов не только обеспечивают осуществление гражданских прав и исполнение обязанностей, но также устанавливают меры ответственности для их нарушителей. Сущность гражданско-правовой ответственности состоит преимущественно в компенсационном характере применяемых принудительных санкций: это - восстановление имущества потерпевшей стороны за счет правонарушителя, возмещение вознаграждения автору за неразрешенное им использование его произведения, компенсация морального вреда за ущерб, нанесенный деловой репутации и т.п. Одни нормы гражданского права имеют общее правовое значение и применяются во многих других отраслях права (например, исчисление сроков, исковая давность, представительство), другие - применяются к семейным, трудовым, природоресурсным и иным отношениям при отсутствии специальных норм. Новой тенденцией, обусловленной объективными факторами состояния общественных отношений современного российского социума, является повышение ответственности предпринимателей, оказывающих разного рода услуги, за результаты своей деятельности.

В последние годы сложившаяся модель гражданско-правового регулирования, при общей ее положительной оценке, порождает потребность в констатации преодоления условий неустойчивого экономического развития, завершения перехода к рыночным отношениям (обстоятельств, которые объективно влияли на формирование новой концепции гражданско-правового регулирования в России в середине 90-х гг. XX в.). Высказываются предложения о мерах комплексного обновления путем "завершения кодификации" гражданского права "по основным разделам гражданского права: общее положение, юридические лица, вещные права, обязательственное право, ценные бумаги" <1>. Предлагается, к примеру, расширить предметный состав гражданско-правового регулирования включением регулирования оборота земельных участков, за которыми в период принятия ГК РФ не признавалось свойства полноценных объектов гражданско-правового воздействия <2>. Несмотря на то что данная точка зрения в настоящее время признана превалирующей, она не препятствует дискуссии по проблеме будущего насыщения объектного состава гражданско-правового регулирования <3>.

--------------------------------

<1> См., например: интернет-конференция Советника Президента Российской Федерации В.Ф. Яковлева на тему "Концепция развития гражданского законодательства", состоявшаяся 30 марта 2010 г. // http://www.garant.ru/action/conference/236915/ (5 апреля 2010 г.).

<2> Там же.

<3> См., например: Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского права // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 32, 33.

 

Торговое право. В системе российского гражданского законодательства в качестве обособленного направления можно выделить развитие такого комплекса норм, как торговое право <1>. Применительно к российской правовой системе, учитывая в том числе ее исторический опыт, очень проблематично заявлять о сколько-нибудь самостоятельном значении торгового права как отрасли или даже института. Поэтому необходимой представляется специальная оговорка о том, что, говоря о торговом праве, в первую очередь принимается во внимание определенный круг сделок, обеспечивающих и (или) составляющих торговую деятельность, но никак не специальная законодательная сфера, которую в условиях рынка определяет исключительно гражданское законодательство <2>. Одновременно необходимо отметить и принципиальную невозможность исходя из предмета регулирования кодификации торгового права в виде законодательного акта: потенциал обособления норм торгового права от норм ГК РФ в России оценивается отрицательно по меньшей мере не одно столетие <3>.

--------------------------------

<1> Существенное расширение нормативной базы в условиях введения частной собственности и свободного рыночного оборота за счет развития ранее известных отечественному гражданскому праву институтов или появления новых неоднократно отмечали исследователи (см., например: Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс Российской Федерации: развитие общих положений гражданского права // Кодификация российского частного права / Под ред. Д.А. Медведева. М., 2008. С. 43 и след.

<2> См.: Маковский А.Л. О кодификации гражданского права (1922 - 2006). М., 2010. С. 385.

<3> Там же. С. 299.

 

В том смысле, что торговое право выступает как совокупность норм частного права, регулирующая торговый (коммерческий) оборот, возникает возможность оценивать торговое право в той части, в которой эта совокупность норм нацелена на "посредничество в обороте хозяйственных благ от производителя к потребителю" <1>. Но вместе с тем для торгового оборота небезразлично своеобразие правового статуса участников торговой деятельности, ее фискальное сопровождение и контролирующее обеспечение. Поэтому необходимым видится хотя бы умозрительное отграничение в сфере торгового права его частноправового содержания от публично-правового <2>.

--------------------------------

<1> Каминка А.И. Очерки торгового права. М., 2002. С. 34.

<2> См.: Суханов Е.А. Предисловие // Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). М., 1994. С. 13.

 

Принимая во внимание всю условность выделения торгового права как сферы регулирования всей совокупности отношений, связанных с законодательным обеспечением торговой деятельности, включающей регламентацию государственного участия в сопровождении законности коммерческого оборота (от определения основ финансовой, налоговой, таможенной и т.п. политики до применения мер карательного воздействия к злостным нарушителям правовых норм о коммерческой деятельности), отметим главные черты торгово-правового регулирования товарной деятельности.

Развитие торгового права происходит главным образом путем расширения сферы правового регулирования вопросов, связанных с подготовкой и осуществлением товарной сделки: в целом развитой институт гражданско-правового товарного оборота в последние годы подвергся серьезным модификациям, в значительной степени под влиянием интернационализации экономических связей, гомогенизации форм, условий, состава участников гражданско-правового оборота в их коммерческом взаимодействии.

Торговое право в Российской Федерации в рамках публично-правовых и частноправовых отношений выступает сферой разработки и приложения гражданско-правовых и иных норм для целей обеспечения продвижения товара от производителей к покупателю. Поэтому к сфере торгового права следует относить нормы о договорном обеспечении купли-продажи (или поставки), о договорах кредитования и расчетов, связанных с выполнением обязательств по условиям договоров, сопровождающих движение товаров от производителей к потребителям, о транспортировке, хранении товаров, страховании рисков и других сделках, направленных на реализацию товара покупателю, а также нормы о государственном администрировании в области ценообразования, технического регулирования, банковского обеспечения товарных сделок, защиты потребителей товаров.

Движение товаров - инструмент товарного рынка, поэтому нормальный режим его функционирования зависит от множества факторов <1>. Правовому регулированию в системе рыночных экономических отношений в настоящее время в России отводится значительная роль. Порой государственно-правовое регулирование может оказываться чрезмерным, если его сравнивать с уровнем регулирования в других промышленно развитых странах, однако в целом его развитие не нарушает общей тенденции к обеспечению свободного движения товаров.

--------------------------------

<1> См.: Путинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2000. С. 48, 49.

 

Основной круг вопросов, связанных с правовым регламентированием товарных сделок, урегулирован в ГК РФ, а условия их регулирования представляются традиционными для российской правовой практики. Но есть часть вопросов, такие, например, как регулирование качества товара, оптовые продажи и торговое посредничество, биржевая и аукционная торговля и обращение капиталов непроизводственного происхождения, которые в настоящее время проходят стадию реформирования в рамках пересмотра праворегулирующих параметров их сопровождения с ориентацией на унифицированное с другими государствами регулирование, позволяющее преодолевать современную мировую геоэкономическую разобщенность производства и потребления.

В настоящее время в российском законодательстве решены многие вопросы из числа тех, необходимость правового опосредования которых возникла только в последние десятилетия: выбор формы расчетов; использование заемных средств; хранение товаров, их доставка и использование отдельных транспортных путей и видов транспорта; экспедиционное сопровождение, особенности установления связанных с ними конкретных видов договорных отношений. Наряду с ГК РФ в сфере регулирования товарных сделок принимаются тематические Федеральные законы, например: от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" <1>, от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле" <2>; значительную роль в нормативном урегулировании вопросов гражданского товарооборота играют акты Правительства РФ, Минфина России, Банка России, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (до ее упразднения), Федеральной службы по финансовым рынкам и др. Законодательное регулирование отдельных гражданско-правовых вопросов заключения товарных сделок допускает применение обычных норм, обычаев делового оборота <3>. Поскольку единообразие судебной практики пока формируется неустойчиво, в сфере судебного разрешения экономических споров довольно велико значение разъяснений высших судебных инстанций, главным образом Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Развитие норм торгового права в России испытывает заметное влияние международно-правовых норм, в частности, подготовленных в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1990. N 27. Ст. 357.

<2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

<3> См., например, ст. ст. 5, 6 Гражданского кодекса РФ.

 

Если частноправовая сфера торгового права базируется на диспозитивности как способе обеспечения гражданско-правовых отношений, то в некоторых отношениях публичной сферы торгового права, фактически относящихся собственно к договорным, не исключается участие государства в решении отдельных вопросов торговых сделок. В качестве примера можно назвать определяемые в императивном порядке некоторые из параметров условий сделок. Один из таковых - цена товара и ценообразование. Вообще цена сделки - ключевой вопрос торгового права, позволяющий содействовать или, наоборот, препятствовать товарообороту, повышению или, в зависимости от ситуации, сокращению потребительского спроса и объемов продаж и, как следствие, определять затратность или, наоборот, рентабельность торговых сделок <1>. В связи с радикальным преобразованием экономической сферы государства в 90-е гг. XX в. вопросы оптимального соотношения централизованного и рыночного ценообразования, формирования оптимальной цены в условиях свободных рыночных отношений, без спекулятивного давления пользующихся доминирующим положением на рынке, продолжают сохранять остроту. Особенно это заметно в отсутствие законодательной нормативной регуляции обеспечения конституционного положения о централизованном закреплении "основ ценовой политики" (п. "ж" ст. 71 Конституции РФ), которая в некоторой степени снимается утверждением специальных правил регулирования тарифов на отдельные виды товаров, перечней продукции, регулирование цен на которую осуществляет государство (например, продукция оборонного назначения, алкогольная продукция повышенной крепости, реализуемая населению электрическая и тепловая энергия и газ, лекарственные средства, продукты детского питания и др.), установлением предельных уровней тарифов на определенную продукцию и т.п. <2> Ценообразование как сфера публично-правового регулирования сохраняет значимость и в связи с наличием в структуре производственно-экономических отношений естественным образом выделившихся производителей, например доступом к уникальным природным ресурсам или особо крупным производствам, либо наделенных государством привилегированным статусом (субъектов естественных и иных монополий).

--------------------------------

<1> См.: Метелева Ю.А. Товарный оборот. Право. Практика. Тенденции регулирования. М., 2008 // СПС "КонсультантПлюс".

<2> См., например Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36; Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859; Постановление Правительства РФ от 22 августа 2003 г. N 516 "О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию" // СЗ РФ. 2003. N 34. Ст. 3377.

 

Отдельные современные вопросы из сферы торговых сделок еще не обрели достаточно разработанной правовой базы. Так, нуждаются в нормативном уточнении такие сферы торговли, как торговля с использованием электронных технологий, компьютерных и телекоммуникационных сетей, торговля продукцией монопольных видов деятельности, расчеты с использованием залога или по аккредитивам и др.

Трудовое право. Возникновение трудового права как самостоятельной отрасли российского права ведет свою историю со времени отделения от гражданско-правовой отрасли в связи с необходимостью придания деятельности по реализации человеческой способности к труду в качестве не только социально значимой, но и требующей специфических условий для ее охраны, социальной защиты работников, обеспечения в процессе труда подчинения внутреннему трудовому распорядку, дисциплины.

На развитии этой отрасли сказываются экономические и иные условия. Например, с появлением на рубеже 90-х гг. XX в. новых организационно-правовых форм предприятий, допущением частной собственности как признака, обеспечивающего вариативность объема и содержания правомочий обладающего им лица, расширился круг работников: наряду с наемными работниками специфическую трудовую функцию стали выполнять совладельцы организаций.

Предметом отрасли трудового права помимо собственно трудовых отношений как соглашения о личном выполнении работником за плату работодателя работы по определенной квалификации, являются и производные от них отношения: социально-экономические и производственно-управленческие, по переподготовке и повышению квалификации, по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства, содержащего нормы трудового права, а также отношения ответственности и по рассмотрению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Сочетание диспозитивного метода регулирования трудовых отношений главным образом посредством трудового договора с установлением властных методов при руководстве процессом труда в трудовом праве компенсируется предоставлением работникам гарантий и компенсаций, обеспечением условий труда и его охраны.

Основными направлениями правового регулирования в сфере труда является создание условий для формирования согласованных отношений в сфере организации труда и управления трудом, трудоустройства и профессиональной реализации, социального партнерства и поддержания социальной значимости труда, а также создание благоприятных условий для его приложения.

Нормативный массив трудового права в настоящее время проходит этап постепенного обновления: вносятся изменения в головной акт отрасли трудового права - Трудовой кодекс Российской Федерации (2001 г.), формируется подзаконная база трудового законодательства, на которую отсылочно опираются многие нормы Кодекса. Кроме того, обеспечивается единообразная практика применения норм трудового права под влиянием возрастающего опыта судебной практики применения норм трудового законодательства. Известный потенциал правового регулирования в трудовом праве несут локальные акты: коллективный договор между администрацией и профсоюзным органом организации (учреждения), правила внутреннего трудового распорядка и др.

Весьма важными для правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации являются акты Международной организации труда (МОТ), регулирующие вопросы, например, безопасности и гигиены труда, минимального уровня оплаты труда или трудовой миграции, формирующие стандарт трудовых отношений для государств, ратифицировавших соответствующие конвенции. Целеориентирующее значение имеют и рекомендации МОТ, ратификация которых не предусмотрена, но которые являются обязательными для использования Россией в ее национальном законодательстве. МОТ рассматривает и жалобы в случае нарушения этих актов.

Судебная система и процессуальное право. Политико-правовая концепция статуса суда в российской правовой системе формирует деятельность органов правосудия как независимой правоохранительной и правозащитной судебной власти. Самостоятельное значение судебной власти, равновеликой законодательной и исполнительной, подчеркивается в Конституции РФ путем определения органов судебной власти как осуществляющих (на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную) государственную власть в Российской Федерации.

Деятельность судов подчинена общей задаче охраны и защиты прав и свобод граждан, исходя из постановки которой органы судебной власти функционируют, осуществляя конституционный контроль, правосудие и судебную защиту прав и свобод граждан.

Непосредственным источником норм о судоустройстве и судопроизводстве являются Конституция РФ, а также Федеральные конституционные законы: от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" <1>, от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <2>, от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <3>, а также Гражданский процессуальный (2002 г.), Арбитражный процессуальный (2002 г.) и Уголовно-процессуальный (2001 г.) кодексы, Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" <4> и иные федеральные законы и законы субъектов РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1997. Ст. 1.

<2> СЗ РФ. 1994. Ст. 1447.

<3> СЗ РФ. 1995. Ст. 1589.

<4> СЗ РФ. 1998. Ст. 6270.

 

Система федеральных судов представлена Конституционным Судом РФ, системой судов общей юрисдикции, в которую входят районные суды и суды областного уровня, военные суды, Верховный Суд РФ, системой арбитражных судов. В субъектах РФ создаются конституционные (уставные) суды, суды мировых судей.

В сферу деятельности Конституционного Суда РФ входит контроль за соответствием Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных актов органов власти субъектов РФ.

Суды общей юрисдикции наряду с разрешением уголовных и гражданских дел по существу, контролем за арестами, за обоснованностью решений прокуроров об отказе в уголовном преследовании, рассмотрением жалоб на действия и решения должностных лиц, нарушающих права граждан, проверяют в пределах своей подведомственности соответствие федеральным законам актов более низкого уровня. Последнее полномочие судов общей юрисдикции - судебный нормоконтроль - обеспечивает реализацию права граждан на участие в управлении делами государства посредством контроля за публичной властью.

Подсудностью мировых судей как судей общей юрисдикции субъектов РФ охватываются дела частного обвинения, уголовных дел, по которым предусмотрена мера наказания до двух лет лишения свободы, часть гражданских дел (о выдаче судебного приказа, об имущественных спорах при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб. и др.) <1> и - значительная - дел об административных правонарушениях.

--------------------------------

<1> См.: ст. 23 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 

Основной сферой деятельности арбитражных судов в России является защита нарушенных либо оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов в процессе их экономической деятельности. Систему федеральных арбитражных судов составляют арбитражные суды субъектов РФ как первая инстанция, федеральные апелляционные суды, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и Высший Арбитражный Суд РФ. В качестве органов судебной власти - федеральных судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, - арбитражные суды содействуют предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской деятельности и формированию дисциплины договорных отношений, обеспечивают законность реализации правовых норм о несостоятельности (банкротстве). Значительным в практике рассмотрения является массив дел об административных правонарушениях, рассматриваемых арбитражными судами, например о взысканиях по налоговым и иным платежам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Яковлев В.Ф. Конституция и законодательство об арбитражных судах в Российской Федерации // Конституция и законодательство: II книга (По материалам международной научно-практической конференции, Москва, 29 октября 2003 г.). М., 2004. С. 36 - 38.

 

В Российской Федерации предусмотрена возможность создания третейских судов - негосударственных судебных органов, исполнение решений которых тем не менее гарантируется государством <1>. В настоящее время такие суды созданы и действуют, например, при Ассоциации российских банков, Московской межбанковской валютной бирже, Российском союзе юристов; создаются такие суды и в субъектах РФ. Законодательством РФ не исключается право создавать квазисудебные органы на принципе морального авторитета разрешающих спор судей. В настоящее время получает апробацию опыт морального принуждения в рамках казачьих "судов", религиозных "судов", "судов", учреждаемых в производственных структурах, для рассмотрения дел о соблюдении требований "кодексов корпоративной чести".

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3019.

 

Рассмотрение судами дел осуществляется в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Нормами гражданского процессуального права урегулирован порядок судебного разбирательства, вынесения судом решения и исполнения решений и постановлений суда, обеспечивающих защиту гражданских, семейных, трудовых, административных, земельных, экологических и иных прав граждан. Рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства подлежат дела: по искам о защите нарушенных или оспариваемых прав; возникающие из публичных правоотношений (об оспаривании действий (бездействия) и решений должностных лиц; о защите избирательных прав или права на участие в референдуме; о признании недействующими нормативных правовых актов и др.) и рассматриваемые в порядке особого производства (об усыновлении; о принудительной госпитализации и принудительном психиатрическом освидетельствовании; об установлении фактов, имеющих юридическое значение и др.).

В порядке административного судопроизводства осуществляется рассмотрение и разрешение судами, судьями единолично, а также коллегиями судей и мировыми судьями административных дел. В Российской Федерации предусмотрена возможность учреждения специализированных федеральных судов для рассмотрения административных дел. Началом практической реализации этой возможности стал подготовленный в 2003 г. проект Федерального закона "Об административном судопроизводстве в Российской Федерации", однако в настоящее время учреждение новой судебной структуры отложено.

Уголовная юстиция - сфера применения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных норм, закрепленных в российских Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах РФ, правоохранительными органами - органами прокуратуры, Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, отдельных структурных подразделений Министерства юстиции и др.

Нужно отметить, что в настоящее время сфера уголовного судопроизводства испытывает серьезное влияние международно-правовых норм о защите прав и свобод человека и гражданина. С распространением с 5 мая 1998 г. юрисдикции Европейского суда по правам человека на Российскую Федерацию совершенствование сферы уголовного правоприменения определяется с учетом стандартов по защите прав человека Совета Европы. Кроме того, на единообразное применение судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права ориентируют и внутригосударственные правила, например, предусмотренные Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров" <1>. Уголовное судопроизводство в значительной мере отвечает современным международно-правовым нормам о защите участников уголовного судопроизводства (потерпевших, свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, оправданных, законных представителей, экспертов и др.), о порядке досудебного и судебного производства по уголовному делу и др. Однако в сфере уголовного процесса сохраняют актуальность некоторые "наболевшие" вопросы, например сокращение сроков предварительного расследования или упрощения некоторых процедур.

--------------------------------

<1> См.: БВС РФ. 2003. N 12.

 

Социальное назначение судебного производства в России - это защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов лиц, организаций, муниципальных образований, субъектов Российской Федерации или Российской Федерации, в том числе потерпевших от правонарушений. Важным участником в российском судебном процессе (и системе государственных институтов в целом) является прокуратура, чья роль определяется главным образом ее базовой функцией - надзором. Прокуратура в Российской Федерации действует как система органов, осуществляющих для обеспечения верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства надзор за соблюдением и исполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О Прокуратуре Российской Федерации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 8. Ст. 366.

 

Функция надзора отличает российские органы прокуратуры от зарубежных тем, что данная функция совмещается с государственным обвинением в судах, тогда как в большинстве стран обвинение в судах по уголовным делам является главной функцией прокурорских органов. До недавнего времени на прокурорские органы было также возложено предварительное расследование некоторых категорий тяжких уголовных дел, но с 2007 г. в органах прокуратуры в связи с обособлением деятельности следственных органов сосредотачиваются преимущественно надзорные полномочия. В настоящее время серьезно дискутируются вопросы об усилении роли прокуратуры в судебном процессе, в частности о снятии ограничений полномочий прокурора в гражданском судопроизводстве, наделении прокурора полномочиями на обращение с любыми исками или заявлениями в арбитражный суд и др. <1>.

--------------------------------

<1> См.: Материалы парламентский слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о роли и месте органов прокуратуры в России, 30 мая 2008 г. // http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2008/05/item7666.html (2008, 20 декабря).

 

Современное судопроизводство - это одновременно и защита от необоснованного ограничения прав и свобод, включая осуждение. Поэтому известная роль в судопроизводстве, а также в обеспечении доступа к правосудию отводится профессиональным представителям интересов и защитникам - адвокатам <1>. Статус адвоката позволяет ему полноценно представлять интересы доверителя или участвовать в конституционном, гражданском, административном судопроизводстве, выступать защитником в судопроизводстве по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, участвовать при рассмотрении дел иными органами, разрешающими конфликты, включая третейские и международные судебные органы. Статус адвоката в судопроизводственном процессе как независимого профессионального советника, самоуправление адвокатских образований - факторы, обеспечивающие высокий уровень их независимости, а также потенциальные свидетельства квалифицированности и профессионализма лиц, осуществляющих адвокатскую деятельность как подготовленных и способных честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы лиц, обращающихся за юридической помощью к представителю пока еще сохраняющей социальный и профессиональный авторитет правозащитной корпорации российских юристов.

--------------------------------

<1> См.: Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" / Под общ. ред. А.Г. Кучерены. М., 2009 // СПС "Гарант".

 

Потребности, в том числе возможно более широкого доступа граждан к правосудию, призван обеспечить новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <1>, предусматривающий правила: об организации оказания бесплатной юридической помощи, о формах, круге лиц, имеющих право на ее получение в рамках государственной и негосударственной систем бесплатной юридической помощи; о порядке осуществления социального партнерства при ее оказании. Этот закон, введенный с 15 января 2012 г., позволяет гражданам Российской Федерации (а также иностранным гражданам и лицам без гражданства) пользоваться юридической помощью, предоставляемой бесплатно в соответствии с гарантией, предусмотренной ч. 1 ст. 48 Конституции РФ.

--------------------------------

<

Date: 2016-02-19; view: 607; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию