Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 5. Исламский мир права 3 page





Примечательно, что в период правления Омейядов ослабевает роль халифа как знатока права, халиф занимается сугубо делами государства. А знание права как такового, отмечено Л.В.С. Ван ден Бергом, "становится отдельной наукой" <1>. Омейядская династия уделяла значительное влияние созданию практической юриспруденции в Халифате, а различного рода размышления относились к научным исканиям права. Лишь последний из халифов династии Омейядов, правивший в начале VIII в., Омар Ибн Абдаль Азиз серьезно занимался вопросами правового регулирования и применения исламского права на практике. При правлении этого халифа общая совокупность вынесенных решений судьями представляла целый массив судебных прецедентов, на основе которого исламские ученые разрабатывали правовые нормы, опираясь на Коран и сунну пророка.

--------------------------------

<1> Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. М., 2005. С. 21.

 

При правлении династии Омейядов было полностью сформировано Центральное государственное казначейство исламского государства, кроме того, были организованы его дополнительные отделения в провинциальных районах. Примечательным является то, что при правлении этой династии были выделены финансовое и военное ведомства, создан административно-управленческий аппарат, в частности должность визиря или министра финансов.

В период с 750 по 1258 г. к власти приходит династия Аббасидов, при правлении которой халифат приобретает черты теократической монархии. Представители аббасидской династии обвиняли предыдущих властителей - Омейядов - в недостаточном стремлении распространения ислама, а также в финансовой растрате денежных средств казны халифата, в связи с этим стали проводить собственную политику в укреплении исламского государства и права. Многие исследователи именуют данную смену власти Аббасидской революцией.

При правлении династии Аббасидов столицей исламского мира становится Багдад, что привело к доминированию в большей части персов в мусульманском обществе. Соответственно, исламская умма представлена не только арабским народом, а уже полиэтническим составом.

Во время прихода к власти аббасидской династии произошло слияние религиозного толкования и правовой практики, что привело к тому, что представители школ права становились судьями, а также советниками халифов по правовым вопросам. Таковым являлся Абу Юсуф: будучи советником и верховным судьей, составил по требованию халифа Харуна уложения по финансовому и уголовному праву, где были расписаны механизмы налогового администрирования, детализирован общий порядок исчисления денежных средств в казну Арабского халифата. Период правления династии Аббасидов характерен усилением центральной власти, созданием различных управленческих структур, в частности диванов, и, соответственно, значительным развитием чиновничьего аппарата. Впервые в исламской цивилизации при правлении династии Аббасидов создается один из фискальных органов - Высшая счетная палата. Кроме этого на фоне данных событий произошло выделение из общей казны государства персональной казны халифа.

Золотой век Кордовского халифата. Своей вершины Кордовский эмират достиг в правление Абдурахмана III (912 - 961 гг.), который сумел не только восстановить единство государства, раздробленное в междоусобных войнах, но и преобразовать его в халифат, которым он управлял как праведный халиф.

Его политика изумляла современников, давно смирившихся со всеобщим одичанием людей. Ее основным содержанием было милосердие. Даже в войнах с мятежниками Абдурахман III использовал по возможности мирные средства. А если применялась сила, он требовал самого мягкого обхождения с побежденными - не только с мусульманами, но и с христианами. По его мнению, "восстановить тишину не значило обратить покоренную местность в сплошное кладбище" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 654.

 

Во время большого голода 915 г. он использовал все средства казны, чтобы организовать бесплатные раздачи хлеба для всех вне зависимости от их этнической или религиозной принадлежности. Для Абдурахмана III была драгоценна жизнь каждого из них, ведь все они были его подданными.

Для них, как отметил А. Мюллер, такая политика воспринималась как "переход от черной ночи к ясному светлому дню" <1>. В ответ они платили ему не только верностью, но и, что не менее важно, доверием и любовью.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 644.

 

Эти чувства поддерживались не только щедростью, но и постоянной заботой Абдурахмана III о развитии сельского хозяйства, торговли и ремесел. При нем были организованы общественные работы по строительству дорог и ирригационных систем, возведению дворцов и мечетей, сооружению крепостей и военных кораблей. Правительство Абдурахмана III содействовало введению новых культур (риса, сахарного тростника, цитрусовых и т.д.) и технологий земледелия; направляло посольства и торговые караваны во многие, даже самые отдаленные, страны.

О том, какими были плоды этой политики, можно судить по следующим фактам. К середине X столетия в столице государства - Кордове проживали около полумиллиона человек. В ней было 113 тыс. домов, 3000 мечетей, 300 общественных бань, 80455 торговых лавок <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кудрявцев А.Е. Испания в Средние века. М., 1937. С. 82; The Encyclopedia of World History. Muslim Spain. 2001 // http://www.bartleby.com.

 

В Кордове действовали крупнейший в мире университет и около 70 публичных библиотек, в которых хранились сотни тысяч рукописей и книг. В личной библиотеке Хакама II, сына и наследника Абдурахмана III, их было около 400 тыс.

По описанию ал-Идриси, великого средневекового географа, Кордова состояла из пяти основных кварталов, обнесенных крепостными стенами. Ее улицы, простиравшиеся с востока на запад на 5 км, были вымощены булыжником и освещались по ночам <1>.

--------------------------------

<1> См.: Tor Eigeland. The Golden Caliphate // Aramco World Magazine. Sept.-Oct. 1976; http://muweb.millersville.edu.

 

Она была одним из самых красивых городов того времени. Ее восторженно описывали современники. Так, саксонская монахиня Гротсвита из Галдерсгейма посвятила ей в 960 г. следующие строки: "Кордова, блестящая краса вселенной, юная чудная столица, гордая своей военной силой, знаменитая находящимися в ней прелестями, сияющая в изобилии всех благ земных" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 657.

 

Бурному экономическому развитию Кордовы в немалой степени способствовало наведение порядка в финансах. Было установлено твердое правило: одна треть доходов поступала на покрытие текущих государственных расходов; вторая - на общественные работы; третья - на создание финансовых резервов, которые достигли невиданной для того времени суммы - 20 млн. золотых <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мюллер А. Указ. соч. С. 658.

 

Обращаясь к этой теме, А. Мюллер отмечал: "Это были порядки, при одной мысли о которых у современного министра финансов должны выступить слезы на глазах. Но они не поражают, если мы узнаем, что при том образцовом порядке и той безопасности, которые были восстановлены и поддерживались при Абдурахмане, земледельческому труду был дан полный простор, и развитие промышленности и торговли достигло высоты, до сих пор невиданной на всем Западе, как по количеству товаров, так и по их дешевизне, причем все слои населения пользовались всеобщим благосостоянием" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 658, 659.

 

Одним из главных составляющих расцвета Кордовы было мирное существование. Оно позволило укрепить силы государства. Об этом в одном из своих стихов Абдурахман III писал:

"Царь, славы жаждущий, пусть строит зданья,

И о делах его переживут преданья,

Смотри, пирамиды незыблемо стоят,

Строители же их давно сном вечным спят.

Большое здание на твердом основанье

Ума большого - лучшее созданье" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 701.

 

Вторым условием ее расцвета стало укрепление всех институтов власти, прежде всего судебной. В этом отношении показательна история назначения на должность главного судьи Ахмада ибн Абдаллаха, которая была описана одним из современников тех событий: Абдурахман III "велел позвать его к себе и заповедовал ему о том же самом, о чем он обычно заповедует должностным лицам, которым вменяется в обязанность поступать по справедливости и воздавать по закону; возвеличивать должность, охранять ее; стремиться к истине, претворять ее; приводить в исполнение дела, когда они ясны, но неспешно обдумывать их, когда они сомнительны" <1>.

--------------------------------

<1> Мухаммад ал-Хушани. Книга о судьях. М., 1992. С. 153.

 

Наконец, третьим условием расцвета Кордовы был "тот дух, которым было проникнуто все правление Абдурахмана, опередившего свое столетие в просвещенном понимании необходимых условий всякого благоустроенного общежития, дух серьезного признания равного права всех подданных, без различия вероисповедания и происхождения на защиту и покровительство со стороны государства" <1>.

--------------------------------

<1> Мюллер А. Указ. соч. С. 659.

 

Конечно, в Кордовском халифате не было полного равенства прав мусульман, христиан и иудеев. Но христиане и иудеи имели возможность не только исповедовать свою религию, но и заниматься любыми видами ремесел и торговли. Они принимались на государственную службу и нередко занимали самые высокие должности. Так, личная гвардия Абдурахмана III формировалась в основном из славян. К концу его царствования, согласно данным арабского историка XVII в. ал-Макари, ее численность составила 13750 человек <1>.

--------------------------------

<1> См.: Slavs of Muslim Spain // htpp://michalw.narod.ru.

 

Абдурахман III неизменно подчеркивал свое уважение к представителям других религий и требовал того же от своих подданных. Так, однажды один из его ближайших сподвижников - Бадр направил судье Асламу ибн Абд ал-Азизу следующее послание: "Романцев, которых мы принудили к сдаче в плен единственно на основании договора, нельзя унижать. А ты ведь лучше всех знаешь, как надобно выполнять договоры". На это судья ответил, что ему не нужно об этом напоминать, но при этом добавил, что судить он будет по праву <1>.

--------------------------------

<1> См.: Мухаммад ал-Хушани. Указ. соч. С. 141, 142.

 

Так формировалась новая нация, чье влияние будет ощущаться на протяжении многих веков не только в Испании, но и далеко за ее пределами.

В начале 929 г. Абдурахман III принял титул халифа и спасителя (Ан-Насира) правоверных. Этим шагом он подчеркнул силу и значение своего государства, которое не уступало Багдадскому халифату. Он восстановил за династией Омейядов право на престол халифов, утраченное в VIII в. Вместе с тем, как отметил Г.Э. Грюнебаум, он "не желал ни уничтожить прежний (Багдадский. - В.Л.) халифат, ни расколоть умму" <1>. В этом он был так же последователен, как и в своей политике умиротворения Иберийского полуострова.

--------------------------------

<1> См.: Грюнебаум Г.Э. Указ. соч. С. 115.

 

Абдурахман III царствовал около 50 лет (912 - 961 гг.). За эти годы Кордовский халифат превратился в одно из самых мощных государств того времени. Казалось, судьба дарила ему все: славу, богатство, уважение, любовь. Но счастье, по его собственному признанию, приходило к нему очень редко. В записках, оставшихся после его смерти, он сетовал на это, скрупулезно подсчитывая те дни, когда был счастлив. Но таких дней за свою долгую жизнь он смог насчитать только 14...

Безусловно, одной из причин, которая постоянно омрачала его жизнь, был страх за судьбу Кордовского халифата. И этот страх, как показали дальнейшие события, был оправдан.

Сам Абдурахман III успел подготовить себе достойного преемника. Его сын Хакам был не только одним из самых образованных людей того времени, но и талантливым правителем. При нем (961 - 976 гг.) халифат еще более упрочил свои позиции, став общепризнанным центром науки и искусств. При нем современники называли Кордову новыми Афинами <1>. Но Хакам ушел из жизни, когда его сын был еще слишком мал. Этим обстоятельством воспользовался фаворит матери наследника престола - Мухаммед ибн Абу Амир, впоследствии вошедший в историю под именем Альманзора (или Аль-Мансура, т.е. победоносного). Номинально власть оставалась за халифами, но фактически была установлена военная диктатура. Все повеления исходили только от Альманзора. Ему подчинялись армия, тайная полиция, иные государственные службы и ведомства. Этот переворот был совершен при опоре на фанатичных ревнителей ислама - факихов.

--------------------------------

<1> Catholic Encyclopedia // http//www.newadvent.org.

 

Великая библиотека Хакама II была разгромлена и сожжена. Христиане и иудеи подверглись гонениям. Многие из них были обращены в рабство. Джихад - священная война против неверных - вновь стал основной целью политики государства. При этом, в отличие от времен Абдурахмана III и Хакама II, она велась с предельной жестокостью.

Но на таком основании государство долго не могло существовать. Бесконечные войны истощили его ресурсы. Религиозный фанатизм расколол общество. Деспотичное правление Альманзора извратило нравы. После его смерти (1002 г.) наступил период бесконечных междоусобных войн, которые окончательно раскололи великий Кордовский халифат на множество мелких княжеств. Так завершилась его история, блистательная и вместе с тем грустная, как и жизнь того, кто его создал...

Искусство правления и права Тамерлана. Амир Тимур, больше известный как Тимур Хромой (Тамерлан), был последним исламским правителем, который попытался осуществить вековую мечту об объединении всех мусульман. К этой цели он шел долго, сперва основав на обломках Чагатайского улуса <1> новое государство и впоследствии неустанно расширяя его границы.

--------------------------------

<1> Улуса одного из сыновей Чингисхана.

 

Он родился в 1336 г. в семье мелкого землевладельца недалеко от города Шахрисабз на юге современного Узбекистана. В юности он получил хорошее образование. Впрочем, больше его привлекала вольная жизнь, полная опасностей и приключений. Он был предводителем шайки разбойников, служил у разных амиров. Потом стал владетелем города Кеша и Кашкадарьинского вилайета. В 1370 г. под его власть перешел весь Мавереннахр - древняя, овеянная многими легендами, волшебно красивая земля в долине двух когда-то великих рек - Амударьи и Сырдарьи. Центром нового государства стал Самарканд.

Укрепив государство, Тамерлан завоевывает Туркестан, Персию, земли Золотой Орды, Кавказа и северо-западной Индии. Перед натиском его войск не устояла даже блистательная Османская империя. В битве под Анкарой (1402 г.) армия Баязида I была разгромлена, а сам султан попал в плен. Под властью Тамерлана оказались практически все исламские земли Азии - от берегов Ганга до берегов Средиземного моря. Они были завоеваны силой оружия. Но удержать их только силой было нельзя. Единство новой исламской империи необходимо было скрепить иными средствами.

И Тамерлан пытался познать их, беседуя с учеными, изучая трактаты по истории и оценивая собственный опыт. Плодом этих трудов стало Уложение - трактат по истории его жизни и искусству правления, который был продиктован, а возможно, написан им самим <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура цит. по изд.: Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. Ташкент, 1999. Есть также переводы с французского, которые менее точны. См.: Тамерлан. Автобиография. Уложение / Пер. В. Панов, Н. Остроумов. М., 2005.

 

Основную цель своей жизни Тамерлан не скрывал. Он мечтал об объединении всего мира под своей властью. Ее он обосновывал так: "Раз Аллах един и нет у него сотоварища, то и священным достоянием Всевышнего Творца, то есть миром, должен владеть один человек". В этом намерении его укрепило и гадание на Коране. Открыв наугад страницу, он прочитал слова: "Мы сделали тебя наместником на земле" <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 47.

 

Он основывал созданное им царство на 12 принципах правления. В тексте Уложения они изложены так:

"Первое из уложений, кои я оставил в своем государстве, заключается в том, что всячески содействовал процветанию религии Всевышнего и шариата пророка Мухаммада. Всюду и всегда поддерживал ислам.

Второе состоит в том, что я покорил страны и управлял ими при помощи людей из двенадцати сословий и племен, укреплял устои моего государства при их помощи и украсил ими свои собрания.

Третье состоит в том, что я одолевал вражьи полчища и подчинял себе страны советом, благоразумием, предприимчивостью, энергичными действиями и осторожностью. Государственные дела я вел учтиво, великодушно и терпеливо. Зная о многом из сокрытого и скрываемого, я вел себя как несведущий. И с врагами, и с друзьями пытался прийти к согласию.

Четвертое - государственные дела вел, основываясь на установленных законах и обычаях, чем настолько укрепил свой авторитет, что эмиры, визири, рать и простолюдины довольствовались своим положением и чином и не претендовали на большее.

Пятое - оказывал благоволение моим эмирам и ратникам, одаривая их достаточным количеством злата и драгоценностей. Отводил им места на пиршествах, и они в благодарность за это на поле брани не щадили жизни своей...

Шестое - действуя по совести и справедливости, ублаготворял рабов божьих. Простирал милость свою как над провинившимися, так и над безвинными; вершил суд по справедливости... Притесняемого вызволял из-под гнета тирана. Доказав вещественный урон и телесный вред, причиненный притеснителями, гласно вершил над ними суд по шариату и вину одного не перекладывал на плечи другого...

Седьмое - почитал сайидов, ученых, шейхов, умудренных мухаддисов и рассказчиков (историков), считал их избранными и достойными мужами; оказывал им всяческое благоволение. Дружил с отважными людьми, ибо сам Всевышний любит отважных... Склочников и необузданных на язык сплетников не подпускал к своим собраниям, не внимал их наущениям и не прислушивался к их злословию.

Восьмое - действовал решительно и твердо. Вознамерившись свершить что-либо, подчинял себя этому и не останавливался, покуда не исполнял задуманное. Слово свое подкреплял делом и ни к кому не проявлял черствости, ни в каком деле не выказывал суровости, дабы не подвергнуться Божьему гневу и не впасть в стесненное положение... Постоянно выспрашивал у мудрецов правила, деяния и изречения султанов, правивших начиная от Адама до Мухаммада и от него до наших дней. Запечатлевал в памяти их образ поведения и жизни, деяния и изречения. Следовал их достохвальному нраву и наилучшим качествам; выспрашивал причины, повлекшие распад их государств, и воздерживался от действий, приводящих к упадку царства; взял себе в правило остерегаться гнета и разврата, ведущих к вырождению потомства, сеющих голод и заразу.

Девятое - осведомлялся о положении подданных... Учитывал обычаи и нравы каждой страны и города, старался сдружиться с народом, вельможами и благородными людьми и сообразно их образу жизни и склонностям назначал им правителя...

Десятое - оказывал почет и уважение старейшинам различных сословий и племен из среды тюрок и таджиков, арабов и персов, нашедших убежище под моей сенью...

Одиннадцатое - достигнув престола и благосостояния, не забыл никого из сыновей, родственников, друзей, сподвижников и некогда дружественных ко мне людей и воздал им должное. Не угасли во мне и родственные чувства к моим сыновьям, соплеменникам и сородичам; запретил казнить их или заточать в темницу...

Двенадцатое - невзирая на дружбу или вражду ко мне ратников, я дорожил ими, ибо они отдают свою бесценную жизнь за мимолетные мирские блага и жертвуют жизнь свою, ввергаясь в ристалища и сечи. Ежели кто из вражеского войска преданно служил своему благодетелю и обнажал свой меч против меня, я оказывал ему благоволение, и когда он переходил ко мне, то ценил его и оказывал доверие, ибо верил в его беззаветную преданность. Но если кто из воинов забывал долг чести и преданности и во время битвы переходил ко мне, предав своего покровителя, я считал его своим заклятым врагом" <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 67 - 71.

 

Особое значение Амир Тимур придавал защите веры и поддержанию правопорядка. Он утверждал, что, если "государство не основано на религии и обычном праве, не укреплено законом и уложениями, такое царство утрачивает величие, мощь и блеск" и становится подобным "дому без крыши, без дверей и засовов, куда вхож всякий проходимец" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 71.

 

Правопорядок поддерживала хорошо организованная система управления духовными и светскими, гражданскими и военными делами. В каждую из стран и провинций своей империи Тамерлан назначал наместников, осуществлявших общие функции правления, шейхулисламов (руководителей исламских общин), судей, сборщиков налогов и других чиновников. Сложно разветвленную систему управления скрепляли специально учрежденные надзорные органы. Так, во все края и города были направлены амиры правосудия, которые информировали Тамерлана о тяжбах среди войска и подданных <1>.

--------------------------------

<1> Уложение Тимура / Пер. с перс. Х. Караматова, под науч. ред. Б. Ахмедова. С. 73.

 

Он пытался усилить государство не только укреплением основ веры, поддержанием правопорядка и совершенствованием государственного управления, но и преобразованием социальной структуры. Подобно тому как зодиак состоит из 12 знаков, а год - из 12 месяцев, подвластное ему общество должно было состоять из 12 сословий. Примечательно, что к первому сословию он отнес не только потомков пророка Мухаммада (сайидов), но и духовных учителей (щейхов), богословов (улемов) и ученых. Второе сословие составили советники, дальновидные и умудренные опытом старцы. Третье сословие - благочестивые люди. И только потом следовали амиры, полководцы и военачальники, воины, визири и чиновники, купцы и земледельцы, ремесленники и путешественники из дальних стран <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 82.

 

Укрепляя социальную структуру и государство в целом, Тамерлан проводил хорошо продуманную экономическую политику. Строились новые города и крепости, мечети и медресе, дороги и мосты. Каждый в его империи должен был заниматься делом. И каждому из них он был готов прийти на помощь. С этой целью он повелел: "Каждому купцу, упустившему из рук свой капитал, выдавать из казны достаточно денег для восстановления своего положения; земледельцу и подданному, у коих нет возможности и сил заниматься земледелием, необходимо предоставить средства и семена для сева; если у кого развалился дом и он не в состоянии построить нового, предоставлять строительный материал и необходимую помощь" <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 85.

 

Увы, расцвет империи Тамерлана был недолгим. Едва он умер (в феврале 1405 г. в походе на Китай), как тут же начались междоусобные войны и смуты, предопределившие распад империи. На какое-то время его приостановил сын Тамерлана Шахрух. Но при его преемнике Улугбеке <1> она окончательно распалась. Сам же Улугбек был убит во время дворцового переворота собственным сыном.

--------------------------------

<1> Улугбек (1394 - 1449 гг.) - великий математик и астроном, внук Тамерлана.

 

Так завершилась история империи Тамерлана. Вновь наступило время одичания. Нормы и заповеди Уложения были забыты, уступив место безверию либо фанатизму, произволу либо скудоумию, апатии либо порочным страстям правителей раздробленных исламских земель.

 

§ 3. Народное право ислама

 

Родники аравийской поэзии. В истории ислама, как, впрочем, и любой цивилизации, крайне редко появлялись мудрые и справедливые правители, подобные Абу Бакру, Абдурахману III и Тамерлану. И чем меньше их было, тем чаще о них писали богословы, историки и философы, поэты и народные сказители.

Нередко они вкладывали в их уста свои собственные мысли, в которых отражались чаяния простых людей о праведном правлении. Так было, в частности, с речью Зийада ибн Абихи, вступавшего на должность наместника Басры:

"Темное невежество, слепое заблуждение и разврат, разжигающие жар вечного пламени для совершающих это... являются тяжкими грехами, в них вырастают малые, и не избегают их старые...

Вы... впервые совершили дела, которых не было прежде в исламе: кабаки напоказ, и грабят женщин у вас в присутствии многих людей. Неужели нет среди вас того, кто помешал бы нечестивцу нападать ночью и грабить днем?

Вы приближаете к себе родню и отдаляете религию, вы извиняете неизвиняемое и укрываете грабителя. Каждый из вас защищает своих безумцев, так поступает не боящийся наказания, а не надеющийся на вечную жизнь. Нет, вы неразумны, вы следуете за своими безумцами, и они не останавливаются, видя ваше заступничество за них, они нарушают запреты ислама, а потом укрываются в сомнительных норах. Запретны для меня еда и питье, пока я не сровняю их с землей и не сожгу!

Я вижу, что исправить это дело до конца можно только тем же, чем следует начать: мягкостью без слабости и жесткостью без жестокости и насилия. Я клянусь Аллахом, что буду требовать с опекающего за опекаемого, остающегося за уезжающего, приехавшего за приезжающего, здорового за больного...

Вы придумали небывалые преступления, а мы введем для каждого преступления соответствующее наказание: кто кого-то подожжет - того сожжем, кто кого-то утопит - того утопим, кто сделает пролом в стене дома - тому проломлю сердце, кто ограбит могилу - того закопаю в нее живым. Если вы уберете от меня свои руки и языки, то и я удержу мою руку от наказаний. Как только кто-то из вас окажет противодействие тому, на чем стоит большинство, так отрублю ему голову...

Люди! Мы стали вашими правителями и защитниками, мы управляем вами властью, данной нам Аллахом, и защищаем вас средствами (фай), предоставленными нам Аллахом. Вы обязаны слушаться и повиноваться нам в том, что нам угодно, а мы обязаны обеспечивать вам справедливость в том, чем нам поручено управлять. Отвечайте же на нашу справедливость и наши деньги (фай'ана) своей верностью. И знайте, что я могу в чем-то совершить упущения, но в трех делах я не сделаю упущения: не укроюсь от того из вас, у кого будет нужда, даже если он постучится ночью; не задержу выплату вам содержания (ризк) и жалованья позже положенного срока и не затяну вашего пребывания в походе. Молите Аллаха о праведности ваших предстоятелей (а'шшатукум), ведь они - ваши правители и воспитатели и ваше прибежище, в котором вы ищете укрытия, и если они будут праведны, то и вы будете праведны. Не напаивайте ваши сердца ненавистью к нам: этим вы только усилите вашу злобу и продлите печали, но не достигнете нужного вам. И к тому же исполнение ваших желаний было бы злом для вас.

Молю Аллаха, чтобы он помог всем во всем. И если вы увидите, что я отдаю вам приказ, то исполняйте его, даже если он унижает вас. Клянусь Аллахом, многие из вас будут повергнуты мертвыми. Пусть каждый из вас постарается не оказаться среди поверженных" <1>.

--------------------------------

<1> Большаков О.Г. Указ. соч. М., 1993. Т. 2.

 

Одной из главных тем в поэзии арабского Востока стал протест против социального неравенства. В стихах Абу Нубаса (762 - 813 гг.) он отражен в следующих строках:

"Жизнь - это пир, где для одних - веселье и утеха,

А для других - утехи нет, другим уж не до смеха.

Один богатством окружен - что делать с ним не знает,

Другой, промаявшись весь день, голодным засыпает.

И так издревле повелось: одним нужна лишь малость,

А у других - желаний нет: им в жизни все досталось" <1>.

--------------------------------

<1> Арабская поэзия средних веков. М., 1975. С. 266.

 

Попытки изменить основы социального устройства, предпринятые Мухаммадом и первыми праведными халифами, успехом не увенчались. Общество осталось расколотым, а зло - безнаказанным, что ярко отражено в стихах другого арабского поэта - Абу-Ль-Атахии (748 - 825 гг.):

"Плачь ислам! Нечестивы твои богословы,

Date: 2016-02-19; view: 428; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию