Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет прибыли





Показатели Текущий год, тыс.руб. Плановый год, тыс.руб. Изменение, %
Выручка от реализации   12 000 +9,1
Переменные затраты 9 300 10 146,3 (9300+846,3) +9,1
Постоянные затраты 1 500 1 500 Остаются неизменными
Прибыль   353,7 [(12 000 – (10 146,3 + 1,500)] +76,8

Эффект действия операционного рычага состоит в том, что выручка от реализации увеличилась на 9,1%, а прибыль — на 76,8%.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отноше-ние валовой маржи к прибыли.

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на один процент. По данным нашего примера сила операционного рычага составляет: (11 000 руб. - 9300 руб.): 200 руб. = 8,5. Это означает, что при росте выручки на 9,1% прибыль возрастет на 77,3% (9,1% х 8,5). При сни­жении выручки от реализации на 10% прибыль снизится на 85% (10% х 8,5).

Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема ре­ализации, можно определить, в каких размерах возрастет сумма при­были при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на предприятиях будут определять­ся различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.

Понимание механизма действия операционного рычага позво­ляет целенаправленно управлять соотношением постоянных и пере­менных затрат в целях повышения эффективности текущей деятель­ности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнкту­ры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия его политика долж­на быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии постоянных затрат. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности экономия постоян­ных затрат может быть существенно ослаблена. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Поскольку по­стоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому измене­нию, предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Основной принцип управления переменными затратами заклю­чается в их постоянной экономии.

Запас финансовой прочности — это уровень безопасности пред­приятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в гра­ницах точки безубыточности. Запас финансовой прочности — это разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выраже­нии, либо в процентах к выручке от реализации продукции.

По данным предыдущего примера порог рентабельности равен 9709 тыс. руб. [1500 руб.: (1700 руб.: 11 000 руб.)].

Запас финансовой прочности составляет 1291 тыс. руб. (11 000 руб. — 9709 руб.), или 12%.

12.3. Оценка взаимодействия финансового и операционного рычагов

Сила операционного рычага зависит от доли постоянных затрат в общей их сумме и предопределяет степень гибкости предприятия, обусловливая появление предпринимательского риска.

Увеличение постоянных затрат за счет возрастания процентов по кредиту в структуре капитала способствует наращиванию эффекта финансового рычага.

Одновременно операционный рычаг генерирует более сильный рост прибыли по сравнению с ростом объема реализации продукции (выручки), повышая величину прибыли на одну акцию и способ­ствуя усилению действия силы финансового рычага. Таким образом, финансовый и операционный рычаги тесно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга.

Совокупное действие операционного и финансового рычагов выражается в сопряженном эффекте действия обоих рычагов при их взаимном умножении.

Уровень сопряженного эффекта действия обоих рычагов свиде­тельствует об уровне совокупного риска предприятия и показывает, на сколько процентов изменяется прибыль на одну акцию при изме­нении выручки от реализации на 1%.

Сочетание этих мощных рычагов может оказаться губительным для предприятия, так как предпринимательский и финансовый рис­ки взаимно умножаются, мультиплицируя неблагоприятные эффек­ты. Взаимодействие операционного и финансового рычагов усугуб­ляет негативное воздействие сокращающейся выручки на величину чистой прибыли.

Задача снижения совокупного риска предприятия сводится к выбору одного из трех вариантов:

1) сочетание высокого уровня эффекта финансового рычага со слабой силой воздействия операционного рычага;

2) сочетание низкого уровня эффекта финансового рычага с сильным операционным рычагом;

3) сочетание умеренных уровней эффектов финансового и опе­рационного рычагов.

В самом общем виде критерием выбора того или иного варианта служит максимально возможная курсовая стоимость акции предпри­ятия при минимальном риске, что достигается за счет компромисса между риском и доходностью.

Уровень сопряженного эффекта действия операционного и фи­нансового рычагов позволяет делать плановые расчеты величины прибыли на одну акцию в зависимости от планируемого объема ре­ализации (выручки), обеспечивая возможность реализации дивиденд­ной политики предприятия.

 

Глава 13. Управление оборотными активами

13.1. Принципы управления оборотными активами

Активы предприятия делятся на основные (фиксированные, постоянные — землю, здания, сооружения, оборудование, немате­риальные активы, другие основные средства и вложения) и оборот­ные (текущие, т.е. все остальные активы баланса). Основные акти­вы трудно реализуемы, поскольку требуется значительное время и даже дополнительные затраты для их реализации в случае необхо­димости.

Оборотные активы в зависимости от способности превращаться в деньги делятся на медленно реализуемые (запасы готовой продук­ции, сырья и материалов), быстро реализуемые (дебиторскую задол­женность, средства на депозитах) и наиболее ликвидные (денежные средства и краткосрочные ценные бумаги).

Часто используемое понятие «оборотные средства» означает обычно денежную стоимость оборотных активов. Сами же оборот­ные активы при своей классификации обладают натуральной формой выражения.

Виды оборотных активов в зависимости от их физической при­роды классифицируются следующим образом:

1) запасы сырья, материалов и полуфабрикатов характеризуют объем входящих материальных потоков, обеспечивающих производ­ственную деятельность предприятия;

2) запасы готовой продукции представляют текущий объем вы­ходящих материальных потоков произведенной продукции, предназ­наченной для реализации;

3) дебиторская задолженность представляет сумму задолженно­сти в пользу предприятия, оформленную как финансовые обязательства юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы, услуги, авансы и т.п.;

4) денежные активы включают остатки денежных средств в наци­ональной и иностранной валюте, а также сумму краткосрочных финан­совых вложений, которые рассматриваются как форма инвестиционного использования временно свободного остатка денежных активов;

5) прочие виды оборотных активов включают оборотные акти­вы, не перечисленные ранее, если они отражены в общей их сумме (расходы будущих периодов и т.п.).

Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финанси­рования.

Политика управления оборотными активами предприятия раз­рабатывается по следующим основным этапам.

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

На первом этапе анализа рассматриваются динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием,— темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема и реализации продукции и средней суммы всех активов, ди­намика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

На втором этапе анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов: запа­сов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продук­ции; дебиторской задолженности; остатков денежных активов; рас­считываются и изучаются темпы изменения суммы каждого вида оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

На третьем этапе анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы с использованием пока­зателей — коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборот­ных активов; устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприя­тия; исследуются основные факторы, определяющие продолжитель­ность этих циклов.

На четвертом этапе анализа определяется рентабельность обо­ротных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных ак­тивов, а также модель Дюпона, которая для этого вида активов имеет вид:

Роа = Ррп X Ооа, (89)

где Роа — рентабельность оборотных активов;

Ррп — рентабельность реализации продукции;

Ооа — оборачиваемость оборотных активов.

На пятом этапе анализа рассматриваются состав основных ис­точников финансирования оборотных активов, динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестиро­ванных в эти активы; определяется уровень финансового риска, обус­ловленный структурой источников финансирования оборотных ак­тивов.

Результаты анализа позволяют определить общий уровень эф­фективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его совершенствования в предстоя­щем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.

Эти принципы отражают общую идеологию финансового управ­ления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности, содействуют выбору политики их формирования.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принци­пиальных подхода к формированию оборотных активов предприя­тия: консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход предусматривает не только полное удов­летворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и ма­териалами, ухудшения внутренних условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса поку­пателей и т.п. Такой подход гарантирует минимизацию операцион­ных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффек­тивности использования оборотных активов — оборачиваемости и уровне рентабельности.

Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлет­ворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, соз­дание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов.

Агрессивный подход заключается в минимизации всех форм стра­ховых резервов по отдельным видам оборотных активов. При отсут­ствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к форми­рованию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования, однако любые сбои, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существен­ным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Избранные принципиальные подходы к формированию оборот­ных активов предприятия отражают различные соотношения уровня эффективности их использования и риска и определяют сумму и уровень этих активов по отношению к объему операционной дея­тельности.

Как видно на рис. 9, при альтернативных подходах к формиро­ванию оборотных активов предприятия их сумма и уровень варьиру­ют по отношению к объему операционной деятельности в широком диапазоне.

3. Оптимизация объема оборотных активов.

Такая оптимизация должна исходить из принятого типа полити­ки формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уро­вень соотношения эффективности их использования и риска. Про­цесс оптимизации объема оборотных активов состоит их трех основ­ных этапов.

На первом этапе с учетом результатов анализа оборотных акти­вов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по сокращению продолжительности операционного, производственного и финансового циклов предприятия. Сокращение продолжи­тельности отдельных циклов не должно приводить к снижению объе­мов производства и реализации продукции.

Объем производства и реализации продукции

Рис. 9. Зависимость суммы оборотных активов от альтернативных подходов формирования:

1 — при консервативном подходе; 2 — при умеренном подходе; 3 — при агрессивном подходе

На втором этапе оптимизируются объем и уровень отдельных видов этих активов путем нормирования периода их оборота и суммы.

На третьем этапе определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период:

ОАП = ЗСП + ЗГП + ДЗП + ДАП+ ПП, (90)

где ОАП — общий объем оборотных активов на конец предстоящего периода;

ЗСП — сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего пе­риода;

ЗГП — сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода с учетом пересчи- танного объема незавершенного производства;

ДЗП — сумма дебиторской задолженности на конец предстоящего пе­риода;

ДАП — сумма денежных активов на конец предстоящего периода;

ПП — сумма прочих видов оборотных активов на конец предстоящего периода.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов.

Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно меняются в зависимости от сезонных особенно­стей операционной деятельности. Например, на предприятиях агропромышленного комплекса закупки сырья осуществляются лишь в течение определенных сезонов, что обусловливает повышенный раз­мер оборотных активов в этот период. На предприятиях переработки сырья в течение определенного сезона и последующей равномерной реализации продукции отмечается повышенный размер оборотных активов в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. В связи с этим при управлении оборотными активами следует определять их сезонную или иную цик­лическую составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностями на протяжении года.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе по результатам анализа ежемесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота (или за ряд предшествую­щих лет) строится график средней сезонной волны на протяжении года (рис. 10).

 

 

Уровень оборотных активов в днях оборота

 

 


Месяцы

Рис.10. Динамика сезонной волны уровня оборотных активов

На втором этапе по результатам графика сезонной волны рас­считываются коэффициенты неравномерности (минимального и мак­симального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.

На третьем этапе определяется сумма постоянной части оборот­ных активов:

ОАпост = ОАп х Кмин, (91)

где ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;

ОА п – средняя сумма оборотных активов в предстоящем периоде;

Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов.

На четвертом этапе определяются максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде:

ОА п макс = ОА п х (К макс – Кмин); (92)

ОА псред = [ОАп х (Кмакс – Кмин)]: 2 = (ОАп макс – ОА пост):2, (93)

где ОА п макс – максимальная сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде;

ОА пост – сумма постоянной части оборотных активов в предстоящем периоде;

Кмакс – коэффициент максимального уровня оборотных активов;

Кмин – коэффициент минимального уровня оборотных активов.

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных ак­тивов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников финансирования.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов.
Поскольку все виды оборотных активов являются ликвидными(кроме расходов будущих периодов и безнадежной дебиторской за­долженности), общий уровень их срочной ликвидности должен обес­печивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определе­на доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

6. Повышение рентабельности оборотных активов.
Оборотные активы должны обеспечивать определенную прибыльпри их использовании в деятельности предприятия. Отдельные виды оборотных активов предназначены для того, чтобы приносить пред­приятию прямой доход в форме процентов и дивидендов (кратко­срочные финансовые вложения). Составной частью разрабатываемой политики является обязательное использование временно свободного остатка денежных активов для формирования портфеля краткосроч­ных финансовых вложений.

7. Обеспечение минимизации потерь оборотных активов в процессе их использования.

Все виды оборотных активов подвержены риску потерь. Денеж­ные активы в значительной мере подвержены риску инфляционных потерь: краткосрочные финансовые вложения — риску потерь части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рын­ка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность — риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску по­терь от инфляции; запасы товарно-материальных ценностей — риску потерь от естественной убыли и т.п. Поэтому политика управления оборотными активами должна быть направлена на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных фак­торов.

8. Формирование принципов финансирования отдельных видов оборотных активов.

Исходя из общих принципов финансирования активов, опреде­ляющих формирование структуры и стоимости капитала, следует конкретизировать принципы финансирования отдельных видов и составных частей оборотных активов. В зависимости от финансового менталитета менеджеров сформированные принципы могут опреде­лять широкий диапазон подходов к финансированию оборотных активов — от крайне консервативного до крайне агрессивного.

9. Формирование оптимальной структуры источников финансирования оборотных активов.

В соответствии с избранными принципами финансирования оборотных активов формируются подходы к выбору конкретной структуры источников финансирования их прироста с учетом про­должительности отдельных стадий финансового цикла и оценки сто­имости привлечения капитала.

Политика управления оборотными активами находит отражение в системе разработанных на предприятии финансовых нормативов. Основными нормативами являются:

• норматив собственных оборотных активов предприятия;

• система нормативов оборачиваемости основных видов оборот­ных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

• система коэффициентов ликвидности оборотных активов;

• нормативное соотношение отдельных источников финансиро­вания оборотных активов.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличия, поэтому на предприятиях с большим объемом оборотных активов разрабатывается самостоя­тельная политика управления отдельными их видами, например:

• запасами товарно-материальных ценностей;

• дебиторской задолженностью;

• денежными активами.

Для этих групп оборотных активов конкретизируется политика управления, которая подчинена общей политике управления оборот­ными активами предприятия.

13.2. Управление запасами

Определение необходимого объема финансовых средств для формирования запасов товарно-материальных ценностей осуществ­ляется путем выявления потребности в них, для чего их предвари­тельно группируют как:

• производственные запасы (запасы сырья и материалов);

• запасы готовой продукции.

Потребность каждого вида определяется раздельно как запасы:

• текущего хранения (постоянно обновляемая часть запасов, рав­номерно потребляемых в производстве);

• сезонного хранения (в связи с сезонными особенностями производства и закупки сырья, а также потребления готовой продукции);

• целевого назначения (определены специфическими целями деятельности предприятия).

Основное внимание уделяется определению потребности в запа­сах текущего хранения, так как на большинстве предприятий они представляют единственный вид запасов товарно-материальных цен­ностей.

Необходимый объем финансовых средств, авансируемых на фор­мирование запасов товарно-материальных ценностей, определяется по формуле

ФСз = СР х Н3 - КЗ, (94)

где ФСз — объем финансовых средств, авансируемых в запасы;

СР — среднедневной объем расхода запасов в сумме;

Н3 — норматив хранения запасов в днях (при отсутствии нормативов может быть использован показатель средней продолжительно­сти оборота запасов в днях);

КЗ —средняя сумма кредиторской задолженности за приобретенные товарно- материальные ценности (включается в расчет только по производственным запасам; при реализации продукции вклю­чается лишь при установившейся практике предоплаты).

Расчет ведется по каждому из видов запасов. Суммирование резуль­татов расчетов позволяет получить показатель общей потребности в финансовых ресурсах, авансируемых на формирование запасов, т.е. определить размер оборотных активов, обслуживающих эту стадию производственно-коммерческого цикла.

Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов пред­ставляет собой оптимизационную задачу, решаемую в процессе их нормирования. Для производственных запасов она состоит в опреде­лении оптимального размера партии поставляемого сырья и матери­алов. Чем выше размер партии, тем ниже размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке. Однако высокий размер партии поставки определяет высокий средний размер запаса: если закупать сырье один раз в два месяца, то средний размер запаса составит 30 дней, а если размер партии сократить вдвое, т.е. закупать сырье один раз в месяц, то средний размер запаса составит 15 дней. В этих условиях снизится размер текущих затрат по хранению за­пасов.

Расчет оптимального размера партии поставки, при котором минимизируются совокупные текущие затраты по обслуживанию запасов, осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона:

Орпп = (2 х Зг х ТЗ,): Т32, (95)

где ОРпп - оптимальный размер партии поставки;

Зг — необходимый объем закупки товаров (сырья и материалов) в год(квартал);

ТЗ, — размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их приемке в расчете на одну партию;

Т32 — размер текущих затрат по хранению единицы запасов.

Рассмотрим пример расчета оптимального размера партии по­ставки.

Годовая потребность в определенном виде сырья, определяющая объем его закупки, составляет 1000 тыс. руб. Размер текущих затрат по размещению заказа, доставке товаров и их хранению в расчете на одну поставляемую партию составляет 12 тыс. руб. Размер текущих затрат по хранению единицы запаса составляет 6 тыс. руб. в год. Согласно формуле (95):

 

ОПпп = √(2 х 1000 х 12): 6 = √4000 = 63 тыс.руб.

 

Следовательно, на протяжении года товар должен доставляться 16 раз (1000: 63), или каждые 22 дня (360: 16). При таких показате­лях размера партии и частоты поставки совокупные текущие затраты по обслуживанию товарных запасов будут минимальными.

Для запасов готовой продукции задача минимизации текущих затрат по их обслуживанию состоит в определении оптимального размера партии производимой продукции. Если производить опре­деленный товар мелкими партиями, то затраты по хранению его за­пасов в виде готовой продукции будут минимальными. В то же время существенно возрастут текущие затраты предприятия, связанные с частой переналадкой оборудования, подготовкой производства и т.п. Минимизация совокупного размера текущих затрат по обслужива­нию запасов готовой продукции также может быть осуществлена на основе модели Уилсона (с иным содержанием показателей ТЗ, и Т32). В этом случае вместо необходимого объема закупки товаров исполь­зуется планируемый объем производства или продажи готовой про­дукции.

Как в первом, так и во втором случае расчеты могут быть уточ­нены с учетом минимальной нормы отгрузки (железнодорожным или автомобильным транспортом), создания на предприятии определен­ного размера страхового запаса, альтернатив в выборе средств транс­портирования и других условий.

Своевременное вовлечение в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей осуществляется на основе мониторинга текущей финансовой деятельности (сопоставления нор­мативного и фактического размера запасов). Мероприятия в этом случае разрабатываются совместно со службой производственного менеджмента (при нормализации запасов сырья и материалов) или со службой маркетинга (при нормализации запасов готовой продук­ции). Основная цель этих мероприятий — высвобождение части финансовых средств, омертвленных в сверхнормативных запасах.

Размер высвобождаемых финансовых средств в этом случае опре­деляется по формуле

ФСв = Зн - Зф = (ЗДн - ЗДф) х СР, (96)

где ФСВ — сумма высвобождаемых финансовых средств в процессе норма­лизации запасов;

ЗДн — норматив запасов в днях;

ЗД. — фактические запасы в днях;

СР — среднедневной объем расходования запасов;

Зн — норматив запасов;

Зф — фактические затраты.

В практике финансового менеджмента для отражения реальной стоимости запасов может быть использован метод LIFO (последний пришел — первый ушел). В соответствии с ним запасы направляются в производственное потребление или на реализацию по ценам, по которым было зафиксировано их последнее поступление. В отличие от метода FIFO (первый пришел — первый ушел), когда использова­ние запасов осуществляется по ценам их первоначального формиро­вания, метод LIFO позволяет получить реальную оценку этих резуль­татов в условиях инфляции и эффективней управлять стоимостной формой движения запасов.

В практике зарубежных фирм при решении задач управления запасами используются логистические подходы. Построить управле­ние предприятием в соответствии с моделью децентрализованной логистики можно путем использования программных продуктов; например LS LIPRO SYSTEMS, — интегрированного решения плани­рования ресурсов предприятия. Эта система представляет собой гиб­кое и масштабируемое решение для управления средними предпри­ятиями, состоящее из сети модулей с различной функциональностью (для сбыта, закупок, основных производственных данных, централизованного управления материалами, управления складами, производственной логистики и др.), в которой осуществлены принципы де­централизованной логистики.

С применением этой системы сложная деятельность предприя­тия разворачивается в простую структуру децентрализованных моду­лей производственной логистики (PL). Точное планирование и управ­ление запасами подчиняется производящей структурной единице.Планирование изготовления, управление материалами с учетом брут­то- и нетто-факторов, контроль наличия на складе и обратная связь находятся под контролем соответствующих модулей PL.

Таким образом, модуль PL, являясь ядром системы точного управ­ления, выполняет задачи планирования и точного управления зака­зом, материального менеджмента на складах, управления производ­ственными данными и передачи данных потребности в материалах.

Для дорогостоящих материалов при незначительной или редкой величине расхода применяется способ управления потребностями, при котором инициируются специфические заказ-требования на материалы для модуля закупок или для других Pi-сегментов. Для этого PL определяет индивидуальный для заказа объем потребности, гарантирующий реально необходимое количество и таким образом минимизирующий складские запасы.

Модуль PL содержит обширный объем функций, предназначен­ных для управления складскими запасами отдельно в каждом сегмен­те. В результате постоянного отслеживания текущего объема запасов в любой момент времени можно получить реальные данные по запа­сам. Основными компонентами функций управления складскими запасами являются:

• управление основными данными складских запасов;

• управление местами складирования;

• учет складских запасов и управление ими;

• перемещение со склада на склад;

• перманентная инвентаризация.

13.3. Управление дебиторской задолженностью

Под дебиторской задолженностью понимаются обязательства клиентов (дебиторов) перед предприятием по выплате денег за пре­доставление товаров или услуг.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие фак­торы:

• оценка и классификация клиентов в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности, истории кредитных отношений и условий оплаты;

• контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

• анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффици­ентов инкассации.

Управление дебиторской задолженностью основано на двух под­ходах:

1) сравнении дополнительной прибыли, связанной со схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникаю­щими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнении и оптимизации величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей по уровню кредитоспособности, вре­мени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т.е. оценка вероятности безнадежных долгов, — один из важнейших во­просов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдель­но по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер должен использовать накоп­ленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов. Пример оценки реального состояния де­биторской задолженности приведен в табл. 10.

Таблица 10

Оценка реального состояния дебиторской задолженности*

 

Классификация дебиторов по срокам возникновения задолженности, дн. Сумма дебиторской задолжен­ности, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме, % Вероятность безнадеж­ных долгов, % Сумма безнадеж­ных долгов, тыс. руб. Реальная величина задолжен­ности, тыс. руб.
0—30 1 000 43,82      
30—60   26,29      
60—90   21,91      
90—120   4,38      
120—150   2,19   12,5 37,5
150—180   0,88      
180—360   0,44   7,5 2,5
свыше 360   0,09   1,9 0,1
Итого 2 282 100,00 5,52 125,9 2 156,1

* Рассчитывается на основе экспертных оценок или по данным статистики предприятия.

Как видно из данных табл. 10, предприятие не получит 125,9 тыс. руб. дебиторской задолженности (5,52% от общей ее суммы). Имен­но на эту сумму целесообразно сформировать резерв по сомнительным долгам.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Предложение скидок оправдано в трех основных ситуациях:

1) если снижение цены приводит к расширению продаж, а струк­тура затрат такова, что реализация данной продукции отражается на увеличении общей прибыли, товар высокоэластичен и имеет доста­точно высокую долю постоянных затрат;

2) если система скидок интенсифицирует приток денежных средств (ДС) в условиях дефицита на предприятии, возможно кратко­срочное критическое снижение цен вплоть до отрицательного финан­сового результата от проведения конкретных сделок;

3) система скидок за ускорение оплаты более эффективна, чем система штрафных санкций за просроченную оплату.

Во всех случаях можно говорить о спонтанном финансировании, которое при инфляции ведет к уменьшению текущей стоимости ре­ализованной продукции, поэтому следует точно оценить возможность предоставления скидки по досрочной оплате.

Проведем сравнительную оценку двух вариантов (табл. 11) крат­косрочного финансирования предприятием-продавцом:

1) с предоставлением скидки для скорейшего покрытия потребности в ДС;

2) с получением кредита без предоставления скидки.

Таблица 11

 

 

Date: 2015-04-23; view: 677; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию