Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российская Федерация





Татьяна Костантиновна Варламова

Все страны мира

 

 

Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=311832

«Все страны мира / [авт. – сост. Т. К. Варламова].»: РИПОЛ классик; Москва; 2008

ISBN 978‑5‑386‑00967‑0

Аннотация

 

В этой книге вы найдете важнейшую информацию по каждой из 193 (включая Косово) стран мира: о высших органах государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), о порядке избрания (назначения) первых лиц государства, о ведущих политических партиях и организациях, определяющих лицо современного мира.

Книга адресована широкому кругу читателей, но в первую очередь тем, кто всерьез увлечен политической историей человечества.

Издание выходит также в серии «Библиотека энциклопедических словарей».

 

Татьяна Константиновна Варламова

Все страны мира

 

Предисловие

 

В Библии сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 2). Всевышний неплохо потрудился. В первый день Он отделил свет от тьмы – чтобы был вечер и чтобы было утро; во второй создал «небесную твердь»; в третий позаботился о суше и о том, чтобы на Земле была зелень, «сеющая семя по роду»; затем, на четвертый день, Он окружил Землю планетами; в пятый произвел всякую живность и, наконец, в шестой – сотворил человека по образу и подобию Своему. Всевышний прекрасно знал, что человек не может жить в одиночестве, поэтому рядом с Адамом появилась Ева, и, надо сказать, не только появилась, но и блестяще справилась со своей задачей, определенной замыслом Божьим, – родила Каина и Авеля. Так началась история человечества, которая отнюдь не была безоблачной – скорее кровавой и беспощадной, ибо с самого начала была связана с борьбой за власть. Каин убил Авеля – и Бог сделал его скитальцем на Земле, отвратив от лица Своего, иными словами – живи как знаешь, или, если хотите, – учись выживать. Каин научился – построил первый на земле город, Енох, который, за отсутствием других на тот момент, вполне можно рассматривать и как первое государство, чья деятельность («наполнилась земля злодеяниями» – Быт. 6, 11) привела к гневу Всевышнего, вызвавшему Всемирный потоп, а за ним – новый виток истории человечества.

С течением времени государства (продукт человеческой деятельности) появлялись и распадались, у них были свои отличительные признаки, но были и общие черты. Каждое государство имело (и будет иметь всегда) своего верховного правителя (вождя, монарха, президента, ets), свой устав (Конституцию, или Основной закон), свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти и, разумеется, свои границы. В любом государстве, как бы хорошо оно ни было устроено, существуют разные группировки – поддерживающие и не поддерживающие вождя (монарха, президента, ets), добивающиеся принятия того или иного закона или, наоборот, готовые жизнь положить, чтобы все оставить по‑старому, – так создаются партии, которые могут вдохновиться любой задачей, вплоть до создания нового государства, и повести за собой массы. Первые государства именно так и появились – на основе размежевания племен, которые, разрастаясь, ставили перед собой, в сущности, одинаковые цели – создать, укрепить, удержать. И расширить, если позволяли средства.

На сегодняшний день в мире существует сто девяносто два государства. И это число нельзя считать некой константой. Все меняется, и меняется очень быстро. Совсем недавно незыблемым казался Советский Союз, и вот уже вместо него – пятнадцать суверенных образований, выстраивающих свою политику по независимому сценарию, в котором дружелюбие по отношению к бывшему сюзерену иногда бывает лишь общим местом – дань дипломатии, не более. Развалилась на части и социалистическая Югославия. Теперь это шесть независимых государств – Босния и Герцеговина, Македония, Сербия, Словения, Хорватия и Черногория, а если считать Косово, которое в одностороннем порядке объявило о своей независимости 17 февраля 2008 г., то даже не шесть, а семь – на относительно маленьком европейском пятачке, площадь которого измеряется 256 тысячами квадратных километров. Независимость Косова признали ведущие державы мира, поэтому краю будет посвящена отдельная статья, хотя в Конституции Сербии по‑прежнему говорится, что Косово является неотъемлемой частью этой маленькой страны, и, похоже, своего мнения сербские политики, даже при всем своем стремлении в Европейский Союз, менять не собираются.

В мире есть и другие непризнанные республики (государства). Это Абхазия и Южная Осетия (обе – в составе Грузии); это Приднестровье (в составе Молдавии); это преимущественно армянский Нагорный Карабах, контролируемый азербайджанскими властями; это Турецкая Республика Северного Кипра; это Тайвань, в составе Китая, и там же, в Китае, – Тибетский автономный район, долго и пока безуспешно настаивающий на отделении; это Курдистан, горная область на западе Азии, за которую борются курды четырех стран – Турции, Ирака, Ирана и Сирии; это некоторые территории в Африке, в том числе Западная Сахара, виды на которую после деколонизации (ранее эта область принадлежала Испании) имеет Марокко; это Палестинская автономия, которая с 1948 г. бьется за выполнение резолюции ООН № 181 о создании независимой Палестины на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа (правда, если уж соблюдать историческую точность, конфликт начался гораздо раньше, в XIII в. до н. э., когда территория Палестины была завоевана древнееврейскими племенами).

Кроме непризнанных республик (государств) существуют также зависимые территории, имеющие, как правило, статус заморских владений. Такие владения есть у США, Великобритании, Франции, Нидерландов, Австралии и Новой Зеландии.

Однако цель данной книги – рассказать о реально существующих государствах, о системах законодательной и исполнительной власти, о третьей ветви власти – судебной, о партиях и движениях, которые своей деятельностью непосредственно влияют на политику той или иной страны. Книга создана на новейшем материале, но политическая ситуация в странах меняется очень быстро. В результате выборов к власти приходят другие партии, другие президенты и другие премьер‑министры, реалии нового времени заставляют изменять действующие конституции или принимать новые. Ни разу не изменялась только Конституция Японии, вступившая в силу 3 мая 1947 г., да и то не факт, что она не изменится никогда. Древние говорили: Nil permanent sub sol (Ничто не вечно под солнцем») – и это действительно так. Самый свежий пример – монархия в Непале казалась нерушимой, и вот уже король, а вернее, экс‑король Гьянендра покидает дворец – к власти пришла Коммунистическая партия Непала (маоистская, ибо есть и другая – марксистско‑ленинская), и на политической карте мира появилась Федеративная Демократическая Республика Непал. В скором времени новую Конституцию примет Боливия – инициатором изменения Основного закона выступил индеец аймара Эво Моралес, избранный президентом в декабре 2005 г. Но какой будет Боливия, пока не известно. Сейчас это унитарное государство, возможно, оно станет федеративным, так как наиболее благополучные в экономическом отношении провинции настаивают на автономии. А если осуществится самый смелый проект, из состава Боливии выделится независимое государство Нация равнин. Ожидается новая Конституция на Соломоновых Островах, которая тоже, возможно, изменит форму государственного устройства и форму правления. Еще неоднократно будут переделывать свои конституции страны молодой демократии, появившиеся в конце 1990‑х – начале 2000‑х гг. Следовательно, задача читателя – следить за изменениями, происходящими в мире, и в конечном счете стать коллективным соавтором этой книги, которая лишь показывает, что мы имеем на сегодняшний день, но при этом «сегодняшний день» может быть очень и очень длинным. Все зависит от того, как устроена власть, насколько она удовлетворяет потребности человека.

Сохранится ли государство как форма организации жизни общества навсегда? Скорее всего да, поскольку различия между людьми (религиозные и этнические в первую очередь) вряд ли когда‑нибудь сотрутся. А раз так – будут и границы, будет и вражда, будут свои каины и авели и будет, к сожалению, новое 11 сентября.

Но умение договариваться – все же неотъемлемое свойство современного человека. С этой целью – договориться – создаются международные и межрегиональные организации. Старейшая из них – Организация Объединенных Наций (United Nations Organization; ООН), которая официально существует с июня 1945 г., когда на конференции в Сан‑Франциско представители пятидесяти государств подписали Устав, вступивший в силу через четыре месяца. Главными органами ООН являются Генеральная

Ассамблея ООН, Совет Безопасности, Экономический и Социальный советы, Совет по опеке, Международный суд ООН и Секретариат ООН. При ООН действуют также специализированные учреждения, например Организация по вопросам образования, науки и культуры (United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization; ЮНЕСКО). С 1 января 2007 г. Генеральным секретарем ООН является южнокорейский дипломат Пан Ги Мун.

Нельзя обойти вниманием и Организацию Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization; НАТО), военно‑политический союз, объединивший в апреле 1949 г. двенадцать стран: США, Великобританию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, Канаду, Италию, Португалию, Норвегию, Данию и Исландию. В 1952 г. к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ. В 1966 г. из Военной организации НАТО вышла Франция, но при этом осталась его членом, в 1982 г. примеру Франции последовала Испания. В 1974–1980 гг. из‑за напряженных отношений с Турцией членство в НАТО прерывала Греция, в настоящее время эта страна блокирует вступление в организацию Македонии – из‑за названия бывшей югославской республики, совпадающего с названием области в самой Греции. Начиная с 1999 г. в НАТО стали вступать восточноевропейские страны, отказавшиеся от социалистического прошлого. Сегодня организация объединяет двадцать шесть стран. Членами НАТО являются три прибалтийские республики – Латвия, Литва и Эстония, вступления добиваются Украина и Грузия. Организацию возглавляет Совет НАТО, Генеральный секретарь с 2004 г. – Якоб Гийсберт (Яап) де Хооп Схеффер, ранее председатель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (Organization for Security and Cooperation in Europe; ОБСЕ).

К общим экономическими организациям относятся Международный валютный фонд (International Monetary Fund; МВФ), с которым тесно взаимодействуют Международный банк реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development; МБРР), а также Всемирная торговая организация (World Trade Organization; ВТО). МВФ создан за год до окончания Второй мировой войны. В 1944 г. в его деятельности участвовали сорок четыре страны, в начале 2008 г. МВФ объединял около ста восьмидесяти стран. Основная цель организации – содействие международному сотрудничеству в денежно‑кредитной сфере. Россия стала членом МВФ 1 июня 1992 г. ВТО, главное назначение которой – налаживание эффективно действующих механизмов торговли между странами‑участницами (на май 2008 г. в ВТО состояло сто пятьдесят одно государство; Россия членом ВТО не является), появилась гораздо позже – в 1995 г.

Краткие сведения об основных межрегиональных организациях вы найдете ниже, в статьях, предваряющих разделы. Всего в книге восемь разделов, каждый из которых посвящен отдельному региону.

 

Россия

Российская Федерация

 

Дата создания независимого государства: 12 июня 1990 г. (принятие Декларации о государственном суверенитете); 12 декабря 1991 г. (провозглашение независимости)

 

Площадь: 17 075,4 тыс. кв. км

Административно‑территориальное деление: 7 федеральных округов, в том числе 21 республика, 9 краев, 1 автономная область, 4 автономных округа, 48 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт‑Петербург)

Столица: Москва

Официальный язык: русский

Денежная единица: рубль

 

Население: 142,2 млн (2007)

Плотность населения на кв. км: 8,3 чел.

Доля городского населения: ок. 74 %

Этнический состав населения: более 160 народов (русские – ок. 80 %)

Религия: доминирует православное христианство

 

Основа экономики: промышленное производство

Занятость населения: в сфере услуг – ок. 50 %; в промышленности – ок. 35 % (по другим данным – ок. 23 %); в сельском хозяйстве – ок. 15 %

ВВП: 1,6 трлн. USD (32 трлн 987,4 млрд руб.) (2007)

ВВП на душу населения: 11,2 тыс. USD

 

Форма государственного устройства: федерализм

Форма правления: республика

Законодательный орган: двухпалатный парламент

Глава государства: президент

Глава правительства: председатель правительства (премьер‑министр)

 

Партийные структуры: многопартийность

Россия – самое большое государство мира, расположенное сразу в двух частях света: Европе (17 % всей территории) и Азии (83 % территории). Протяженность ее сухопутных границ превышает 22 тыс. километров, а морских – 38 тыс. километров. Берега России омывают воды двенадцати морей, принадлежащих бассейнам трех океанов: Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого. В состав России входит третье по величине озеро в мире – Байкал, в котором сосредоточена пятая часть мировых запасов пресной воды. Самая длинная река России – Лена (4400 км), на втором месте – Енисей (4102 км), на третьем – Обь (3650 км) и, наконец, – полноводная красавица Волга (3531 км), впадающая в замкнутое Каспийское море, северо‑западная часть которого также принадлежит России. Ближайшие соседи России – Норвегия и Финляндия (на северо‑западе), Польша, Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия (на западе), Украина (на юго‑западе), Грузия, Азербайджан, Казахстан, Китай, Монголия и Северная Корея (на юге).

Отсчет новой государственности России фактически начинается 12 июня 1990 г., с принятием на Первом съезде народных депутатов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) Декларации о государственном суверенитете. Согласно Декларации вся полнота власти, за исключением добровольно отданных в союзное ведение вопросов государственной и общественной жизни, перешла в непосредственное ведение Федерации. Однако большинство населения на тот момент все же поддерживало СССР, пусть и в иной, соответствующей времени форме. (Аналогичные декларации о суверенитете были приняты всеми союзными республиками.) На вопрос мартовского референдума 1991 г.: «Считаете ли вы необходимым сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?» – 76,4 % ответили утвердительно и лишь 21,7 % высказались против. Латвия, Литва, Эстония, Армения, Грузия и Молдавия участвовать в референдуме отказались. Обсуждение проекта нового союзного договора началось 23 апреля 1991 г. («новоогаревский процесс»). В ходе переговоров был создан проект «Договора о Союзе Суверенных Государств», подписать который планировалось 20 августа. Однако за день до этого, 19 августа 1991 г., в Москве произошел всем памятный путч, ознаменовавший конец эры инициатора перестройки М. С. Горбачева: взять власть попытался Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), члены которого не без оснований полагали, что принятие новоогаревского документа означает одно – крах СССР как единого государства. После подавления путча бывшие союзные республики, одна за другой, стали провозглашать независимость: 20 августа 1991 г. – Эстония, 21 августа 1991 г. – Латвия, 24 августа 1991 г. – Украина, 25 августа 1991 г. – Белоруссия, 27 августа 1991 г. – Молдавия, 30 августа 1991 г. – Азербайджан, 31 августа 1991 г. – Киргизия и Узбекистан, 9 сентября 1991 г. – Таджикистан, 23 сентября 1991 г. – Армения, 27 октября 1991 г. – Туркмения, 16 декабря 1991 г. – Казахстан; Литва и Грузия сделали это еще раньше, 11 марта 1990 г. и 9 апреля 1991 г. соответственно. 8 декабря 1991 г. в Белоруссии было подписано так называемое Беловежское соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), согласно которому СССР «как субъект международного права и геополитическая реальность» прекратил свое существование; этот же день считается днем создания независимой России (День независимости, или, по новому определению, День России, официально отмечается 12 июня, поскольку именно 12 июня была принята Декларация о суверенитете и именно 12 июня (в 1991 г.) большинство граждан Российской Федерации на выборах первого президента РФ подтвердили свое доверие главному инициатору развала СССР Б. Н. Ельцину). В СНГ входят Россия, Белоруссия и Украина (с 8 декабря 1991 г.), Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан (с 21 декабря 1991 г.). Позже других государств в состав СНГ вошла Грузия (2003 г.); в настоящее время все чаще муссируются слухи о возможном выходе Грузии из числа действительных членов Содружества. В 2005 г. подобное произошло с Туркменией, которая теперь имеет статус ассоциированного члена. Устав СНГ принят в 1993 г. Поскольку, кроме Туркмении, к нему не присоединись Украина и Молдавия, эти два государства формально не являются членами Содружества, хотя и участвуют в его работе на равных с другими странами условиях.

Уставными органами СНГ являются:

• Совет глав государств;

• Совет глав правительств;

• Совет министров иностранных дел;

• Совет министров обороны;

• Совет командующих пограничными войсками;

• Межпарламентская ассамблея;

• Экономический суд.

К исполнительным органам относятся:

• Экономический совет;

• Совет постоянных полномочных представителей государств – участников Содружества при уставных и других органах Содружества;

• Исполнительный комитет.

 

Государства – члены СНГ вправе заключать соглашения, направленные на осуществление общих интересов в различных сферах жизни. Назовем самые важные из них. В октябре 2000 г. Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В настоящее время статусом наблюдателя при ЕврА‑зЭС обладают Армения, Молдавия и Украина. 25 декабря 2005 г. к организации присоединился Узбекистан. В сентябре 2003 г. было подписано соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП). Это интеграция четырех государств: Белоруссии, Казахстана, России и Украины. 23 мая 2006 г. был подписан Устав Организации за демократию и экономическое развитие – ГУАМ, объединившей Азербайджан, Грузию, Молдавию и Украину. Согласно Уставу ГУАМ, основными целями организации являются утверждение демократических ценностей, в том числе обеспечение верховенства права и уважения прав человека; укрепление международной и региональной безопасности и стабильности; расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; активизация политического взаимодействия и прямого сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес.

В период своего становления Российская Федерация (это название официально закреплено 25 декабря 1991 г.) пережила ряд сложных моментов, связанных со стремлением некоторых автономных образований к самостоятельности. Достаточно назвать переворот, совершенный генералом Джохаром Дудаевым в августе 1991 г. Именно он стал отправной точкой затянувшегося на долгие годы военного конфликта между Россией и Чечней. Внутри многих автономий возникали самопровозглашенные республики (Балкария, Нохчи‑Чо и др.). С 31 марта 1992 г. все бывшие автономии, края и области стали называться субъектами Федерации. В настоящее время в России существуют семь федеральных округов. В том числе:

Центральный федеральный округ, в состав которого входят Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. Столица Центрального федерального округа – г. Москва;

Северо‑западный федеральный округ, объединяющий Республику Карелию, Республику Коми, Архангельскую, Вологодскую, Калининградскую, Ленинградскую, Мурманскую, Новгородскую, Псковскую области и Ненецкий автономный округ. Столица Северо‑Западного федерального округа – г. Санкт‑Петербург;

Южный федеральный округ, представленный восемью республиками (Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино‑Балкарская, Калмыкия, Карачаево‑Черкесская, Северная Осетия – Алания, Чеченская), двумя краями (Краснодарским и Ставропольским) и тремя областями – Астраханской, Волгоградской и Ростовской. Административным центром Южного федерального округа является г. Ростов‑на‑Дону;

Приволжский федеральный округ, в составе которого шесть республик (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртия, Чувашия), один край (Пермский) и семь областей – Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская. Административный центр – г. Нижний Новгород;

Уральский федеральный округ, включающий два автономных округа (Ханты‑Мансийский – Югра и Ямало‑Ненецкий) и четыре области – Курганскую, Свердловскую, Тюменскую и Челябинскую. Административный центр – г. Екатеринбург;

Сибирский федеральный округ, объединяющий четыре республики (Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия), два края (Алтайский и Красноярский), один автономный округ (Агинский Бурятский) и шесть областей – Иркутскую, Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую, Томскую, Читинскую. Административный центр округа – г. Новосибирск;

Дальневосточный федеральный округ, представленный Республикой Саха (Якутия), Приморским и Хабаровским краями, Еврейской автономной областью, Корякским и Чукотским автономными округами, Амурской, Камчатской, Магаданской и Сахалинской областями. Столица округа – г. Хабаровск.

Два города – Москва и Санкт‑Петербург – имеют статус федерального значения.

Субъекты Российской Федерации юридически обладают широкой политической самостоятельностью. Население больших и малых административно‑территориальных единиц вправе выражать свою волю. Так, в декабре 2003 г. жители Коми‑Пермяцкого автономного округа и Пермской области высказались за объединение этих двух субъектов, в результате чего была создана новая административно‑территориальная единица – Пермский край (официально существует с 2005 г.). Таймырский (Долгано‑Ненецкий) и Эвенкийский автономные округа с 1 января 2007 г. вошли в состав объединенного Красноярского края, 1 января 2008 г. в состав Иркутской области был включен Усть‑Ордынский Бурятский автономный округ.

С целью укрепления вертикали власти 13 мая 2000 г. В. В. Путин подписал указ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», согласно которому реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа осуществляют лица, назначаемые на должность и освобождаемые от должности главой государства. Полномочные представители непосредственно подчиняются Президенту РФ и подотчетны ему. Важнейшей задачей полномочных представителей является создание эффективного механизма взаимодействия между президентом и народом, а если шире – государством и обществом в целом. Изменилась и процедура назначения высших должностных лиц отдельных субъектов Федерации – кандидатуру губернатора предлагает глава государства, а голосование по кандидатуре проводит местное Законодательное собрание. В июне 2007 г. В. В. Путин подписал указ, в соответствии с которым губернаторам надлежит отчитываться перед Администрацией президента по десяткам критериев, главный из которых – сравнительное изменение уровня жизни населения (как в лучшую, так и в худшую сторону) в контексте общего развития региона. Вопрос о продлении полномочий глав регионов решается в зависимости от того, насколько успешно работает тот или иной губернатор. В свою очередь, перед губернаторами должны отчитываться главы муниципальных районов и городских округов.

Республики в составе Российской Федерации на своей территории обладают всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти, кроме тех полномочий, которые отнесены к ведению федеральных органов власти Российской Федерации. Президенты республик избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Каждая республика имеет свою Конституцию или Устав.

На Европейской части территории России проживает примерно 74 % населения. Больше всего народу в Центральном федеральном округе (26,3 % общей численности населения), меньше всего – в Дальневосточном федеральном округе (4,6 %). Неравномерно распределяется и плотность населения. Самая большая – в Северной Осетии – 84,8 человека на квадратный километр, самая маленькая – в Восточной Сибири, на территории бывшего Эвенкийского автономного округа: 0,02 человека. Трудоспособного (экономически активного) населения в возрасте от пятнадцати до семидесяти лет в России около 65 %, из них в экономике занято 60 %. Распределение по отраслям экономики примерно одинаково: около 50 % населения занято в отраслях нематериальной сферы, чуть больше – в промышленности и сельском хозяйстве, включая фермерское. С 2000 по 2007 г. ВВП России вырос на 72 %.

Большинство населения Российской Федерации составляют русские, поэтому именно русский язык является языком межнационального общения, тем не менее Конституция гарантирует народам Российской Федерации право на сохранение родного языка.

Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый в 1997 г., защищает неотчуждаемое право граждан на свободу мировоззренческого выбора, «в том числе права исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Традиционно в России больше всего последователей православия, меньше – католиков и протестантов. К четырем официальным религиям России относятся ислам и иудаизм. Не возбраняется быть буддистом, последователем даосизма либо любой внеконфессиональной «альтернативной религии», например Сайентологической церкви. Всего в Министерстве юстиции РФ на сегодняшний день зарегистрировано более двадцати тысяч религиозных организаций.

Конституция Российской Федерации, одобренная на референдуме 12 декабря 1993 г., вступила в силу 25 декабря того же года. Принятию Конституции предшествовали драматические события. В сентябре 1993 г. Б. Н. Ельцин, при всей своей внешней демократичности, стремившийся к неограниченной президентской власти, издал указ о поэтапной конституционной реформе, согласно которому Съезд народных депутатов – высший властный орган в период перестройки, полномочный решать любые вопросы внутренней и внешней политики государства, – подлежал роспуску. Однако Верховный Совет РФ (легитимный, избираемый Съездом парламент) отказался признать этот документ. Квалифицировав действия Ельцина как государственный переворот, депутаты Верховного Совета назначили исполняющим обязанности главы государства участника боевых действий в Афганистане генерала А. В. Руцкого. Со своей стороны Ельцин отклонил компромиссное предложение Конституционного Суда об одновременном проведении парламентских и президентских выборов, ориентировочно намеченных на декабрь 1993 г. 2–3 октября в Москве начались вооруженные столкновения, повлекшие за собой многочисленные жертвы. Пылающие этажи Белого дома, в котором держали оборону сторонники Руцкого, для многих стали символом завершения демократических реформ переходного периода. Тем не менее Основной закон, действующий еще с советских времен, несмотря на многочисленные поправки, для нового государственного образования в лице Российской Федерации явно не годился. Поэтому Ельцин продолжал добиваться принятия новой Конституции. В референдуме 12 декабря 1993 г. участвовали 54,8 % избирателей. В Татарстане, Чечне и Челябинской области голосование не проводилось. За новую Конституцию высказались 58,4 %. Это примерно четверть взрослого населения России.

 

Конституция состоит из двух разделов: «Основные положения» и «Заключительные и переходные положения». Всего в ее составе сто тридцать семь статей (плюс девять пунктов второй части). Открывает Конституцию преамбула. Предложения о пересмотре положений Конституции Российской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, федеральное правительство, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы. Поправки к Конституции принимаются обеими палатами парламента – при одобрении не менее двух третей состава Государственной Думы и трех четвертей состава Совета Федерации. Для изменения глав «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» требуется созыв Конституционного собрания.

 

Date: 2015-06-05; view: 330; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию