Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Оценка рентабельности малого предприятия





Относительными характеристиками финансовых результатов малого предприятия являются показатели рентабельности.

Показатели рентабельно­сти характеризуют эффективность малого предприятия в целом, доходность раз­личных направлений деятельности (производственной, предпринима­тельской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельно­сти малого предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценооб­разовании.

Рентабельность – один из основных стоимостных качественных пока­зателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень средств в процессе производства и реа­лизации продукции (работ, услуг).

Основные показатели рентабельности можно объединить в следую­щие группы:

1) показатели доходности продукции – они рассчитываются на основе выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) и затрат на производство и реализацию:

- рентабельность продаж;

- рентабельность основной деятельности (окупаемость затрат);

2) показатели доходности имущества и его частей:

- рентабельность всего капитала (активов);

- рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов;

3) показатели доходности используемого капитала – рассчитываются на базе инвестированного капитала:

- рентабельность собственного капитала;

- рентабельность перманентного капитала.

Характеристика показателей рентабельности, а также порядок их рас­чета представлены ниже и в приложении 10.

Следует отметить, что в странах с развитыми рыночными отноше­ниями обычно ежегодно торговая палата, промышленные ассоциации или правительство публикуют информацию о «нормальных» значениях показателей рентабельности. Сопоставление своих показателей с их до­пустимыми величинами позволяет сделать вывод о состоянии финансо­вого положения малого предприятия.

В России эта практика пока отсутствует, поэтому единой базой для сравнения является информация о величине показателей в предыдущие годы.

Рентабельность продаж показывает, сколько прибы­ли приходится на единицу реа­лизованной продукции, т.е. отражает удельный вес прибыли в каждом рубле выручки от продажи.

В зарубежной практике этот показатель на­зывается маржой прибыли (коммерческой маржой).

Re1 = Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) / Выручка от реализации 100 (%) (9.2)

Общая рента­бельность отчетного периода (эко­номическая рентабель­ность) – это синтетический показатель экономической деятельности организации в целом и показывает, сколько денеж­ных единиц затрачено малое предприятием для получения рубля прибыли незави­симо от источ­ников привлече­ния средств.

Это самый общий пока­затель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли хозяйствующий субъект получает в расчете на 1 руб. своего имущества. От его уровня, в частно­сти, зависит размер дивидендов на акции в акционерных обществах.

Re2 = Балансовая прибыль / Средняя за период стоимость активов 100 (%) (7.3)

Рентабель­ность собст­венного капи­тала (СК) показывает эффективность использования собственного капитала. Дина­мика рентабельности СК ока­зывает влияние на уровень котировки акций.

Re3= Чистая прибыль /Средняя за период величина собственного капитала 100 (9.4)

Рентабельность активов измеряет вели­чину чистой прибыли, при­ходящейся на единицу стоимости всех активов малого предприятия.

Re4 = Чистая прибыль/ Баланс активов 100 (%) (9.5)

Чтобы оценить результаты деятельности организации в целом и про­анализировать ее сильные и слабые стороны, необходимо синтезиро­вать показатели, причем таким образом, чтобы выявить причинно-следственные связи, влияющие на финансовое положение и его компо­ненты.

В показателе рентабельности активов результат текущей деятельности анализируемого периода (прибыль) сопоставляется с имеющимися в организации основными и оборотными средствами (активами). С помо­щью тех же активов малое предприятие будет получать прибыль и в последую­щие периоды деятельности.

Прибыль же является главным образом (почти на 98%) результатом от продажи продукции (работ, услуг).

Вы­ручка от продажи – показатель, напрямую связанный со стоимостью активов: он складывается из натурального объема и цен реализации, а натуральный объем производства и реализации определяется стоимо­стью имущества.

Если преобразовать формулу рентабельности активов, она примет следующий вид:

Re4 = прибыль отчетного периода * выручка от продажи * 100%

выручка от продажи средняя стоимость активов

 

или Re4 = рентабельность продаж * оборачиваемость активов (9.6)

Таким образом, можно сказать, что рентабельность активов – показа­тель, производный от выручки от продажи.

Рентабель­ность внеобо­ротных акти­вов показывает эффективность использования основных средств и про­чих внеоборот­ных активов, измеряет вели­чину чистой прибыли, при­ходящейся на единицу стоимости внеоборот­ных активов.

Re5 = Чистая прибыль /Средняя за период стоимость внеоборотных активов 100 (9.7)

Рентабельность оборотного капитала показывает эффективность использования наиболее мобильных активов, измеряет вели­чину чистой прибыли, при­ходящейся на единицу стоимости оборот­ных активов.

Re6 = Чистая прибыль/ Средняя за период стоимость оборотных активов 100 (9.8)

Рентабель­ность основ­ной деятель­ности (оку­паемость издержек) показывает, сколько прибы­ли от продажи или чистой при­были приходит­ся на 1 руб. затрат.

Re7= Прибыль от продажи или чистая прибыль/ Себестоимость реализованной продукции 100 (%) (9.9)

Рентабельность реализованной продукции определяется только как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованной продукции.

Re8 = Прибыль от продаж/ себестоимость продукции 100 (9.10)

Рентабель­ность перма­нентного (постоянного) капитала, рентабель­ность инве­стиций показывает эффективность использования капитала, вло­женного (инве­стированного) в деятельность организации на длительный срок.

Re9= Валовая прибыль /Средняя за период величина перманентного капитала 100 (9.11)

Фондорентабельность показывает эффективность использования основных активов (основных средств).

Re10 = Балансовая прибыль /Средняя за период стоимость основных средств 100 (9.12)

Более ин­формативным является анализ рентабельности активов и рентабельно­сти собственного капитала.

Для того чтобы анализ рентабельности был более полным, нельзя ока­нчиваться только расчетом показателей рентабельности, следует изу­чить их динамику, выполнение плана по их уровню и провести межхо­зяйственные сравнения с малого предприятиями – конкурентами.

Вопросы и задания для самоконтроля

Задание 1.Заполнить таблицу. По данным таблицы провести анализ финансовых результатов малого предприятия. Рассчитать рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции.








Date: 2015-05-23; view: 679; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.005 sec.) - Пожаловаться на публикацию