Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика и основные направления современной зарубежной философии





Классическую Ф можно охарактеризовать как философию самосознания. Философы классического времени составляли элиту общества. В 20 веке они стали служащими государственного аппарата и получили возможность реализовывать свои идеи в той мере, в какой этого хочет государство. Особенности современного общества – массовая культура, промывание мозгов через СМИ. Современный философ имеет дело не с непросвещённой массой, а с людьми, чьи мозги уже с самого детства обработаны идеологией. Современная философия – антиидеологична. Считает, что есть только один путь изменения – человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства, стереотипов. Мыслителям 20 века свойственно трагическое мироощущение.

Аксиологический кризис – предсказанный Ницше и подтвержденный Шпенглером. Вереница революций и войн, уничтожение миллионов людей, ускорение возможностей уничтожения, тоталитарные режимы, крушение Европеоцентризма, кризис христианства. Неверие в благодать, добро и возможность Воскресения. Вопрос о подлинности бытия – идея иллюзорности. Иллюзии – невозможность говорить утвердительно и без слов «кажется», «как бы». Даже самая фундаментальная наука теперь сомневается в возможности объективностью учета данных на минимальном уровне – квантовая физика, теория относительности. Фундаментальные научные данные – только антропоморфная проекция. Мы знаем только те законы, которые касаются нас непосредственно, которые мы способны хоть в какой-то степени отследить.

Неопозитивизм – философия как наука неточных определений может существовать лишь как наука логики, либо как наука структуры языка /структурная лингвистика/. Проблема значения слов – освобождения слов от культурных слоев. Теория смысла и интерпретации. Способы правильного мышления, эффективное использование нервной системы. Литературоведение + философия + наука = наконец, искусствоведение получило статус равноправной науки. Язык как помеха для мысли. Язык – совокупность произвольных знаков. Причина и законы организации языка. Формальная логика. Любое знание частично, фрагментарно, недостоверно. Вера в знание нужна, иначе будешь сомневаться в знании, в истинности факта. Вера и знание.

Подлинно или неподлинно бытие – что мы видим?

Переживание субъектом своего бытия получило название экзистенции. Трагическое восприятие мира – и путь к относительному оптимизму. Любовь к жизни. Желание быть самим собой и любить жизнь как единственный непреходящий дар. Бытие для себя. Свободный выбор – ни чего иного человеку не остается. Определение человека – в свободном выборе. Ярче всего это проявляется в кульминационных моментах бытия, когда, как кажется либо выбора вообще нет, либо выбор глобален – либо добро, либо зло. Экзистенциализм – широкое движение от религиозности /Ясперс, неотомисты / до позитивизма /Сартр/. Скука правит миром, социальная жизнь структурирует природу человека слишком жестоко, возникает вопрос, зачем жить. Люди не ощущают жизнь как таковую, момент между жизнью и смертью. Страх перед жизнью как таковой (Хайдегер) – метафизический ужас, который нужно преодолевать риском, асоциальностью. Только момент кризисов, катастроф, потрясений, прозрений – вгрызание в жизнь. Именно тогда мы по-настоящему свободны, ощущаем «Я». Сознание свободно. Экзистенциальная диалектика: усилить страдание, чтобы меньше страдать. Психологический парадокс. Признать страдание необходимой принадлежностью бытия (Хемингуэй). Экзистенциализм – пограничные ситуации – переход от экзистенции к трансценденции (болезнь, страдание, любовь, смятение духа) – здесь и только здесь есть свобода выбора. Именно здесь люди истинно существуют, остро ощущая свою свободу. Реакция на ситуацию. Дар Трансценденции человек должен обнаружить в себе. Человек – это всегда неудачник – но эта трагическая маска его благородство.

Начало космизма – гипотезы об Атлантиде. Ацтеки и Египет. Солнце. Кроманьонцы. Космизм – мы как информационный сгусток. Возник из идеи «Большого взрыва». Земля как часть Вселенной, подчиняется еще неведомым нам законам. Появление человека во Вселенной – программа, а не случайность. Деятельность человечества – путь к полному осознанию этой программы, замысла Вселенной. Космическая эволюция – человек как часть ее. Стадия «сверхжизни» – слияние Вселенной. Код эволюции – некий. Код человека. Жизнь в иных мирах таким образом оправдывается. «Любовь к ближнему» – «любовь к далдьнему» /XX век/.

Фрейд: сознательное /запрет, разумное Я/, бессознательное /желание разрядиться, вытесненные желания/, предсознательное. Если не удается разрядиться, то желания переходят на низший уровень и проявляются внешне. Всадник – сознательное, конь – бессознательное. Две комнаты – страх не пускает сознание в бессознательную комнату. Культура – есть развитие подавленных желаний, сексуальная аномалия.

Юнг – термин «коллективно-бессознательное», «образ души», «эго» /интеграция Я, «масок», «теней»/. «Маска» - социальная роль. «Тень» – темные стороны души. «Образ души» - соединяет созн и бессо в снах, грезах. Архетипы.

Процесс становления личности – интеграция архетипов, борьба с маленькими личностями.

Фромм – наряду с сексуальными комплексами – есть и социальные комплексы, агрессия, деструктивность. Конфликт с обществом - детство. Вымещается в дегуманизации личности, агрессии, обезличивании. Межличностное общение. Идея глобального эволюционизма. Принцип целостности всего материально-духовного процесса. В субстанции есть потенции – которые актуализируются по мере развития мира. Деление устарело – познание и человечество неделимо. Современность требует глобально интеграции познания.

Неотомизм становится теологической формой современного объективного идеализма. Объективно-идеалистической философией признается независимый от субъекта внешний мир. Неотомизм претендует на то, что он является "третьим путем" в философии, стоящим выше идеализма и материализма. С точки зрения неотомизма быть объективно-реальным совсем не значит быть материальным, объективно существовать значит нечто большее, чем существовать чувственно. Именно реально-нематериальное бытие и является, по мнению неотомистов, первичным. Материя же, будучи реальной, но лишенной характера субстанции (т.е. самостоятельного бытия), охватывается нематериальным бытием. Существование есть воплощение сущности в действительность, а все сущности содержатся изначально в божественном разуме как отражение его природы. Значительное место в неотомизме занимает истолкование современных естественнонаучных теорий. Начиная с начала XX века неотомизм переходит к признанию эволюционной теории при условии ее телеологизации. Отождествляя понятие "информация" с формой вещей, с одной стороны, и с сообщением, действием цели - с другой, современные телеологи утверждают, что наука сама, оказывается, возвращается к Аристотелю и Аквинату, открыв, что организация, структура вещей есть информация. Рассуждения о всеобщих циклах регуляции, обратных связях в самом фундаменте материи определяется как "кибернетическое доказательство бытия Бога". Неосхоласты видят в "синтропических процессах", связанных с уменьшением энтропии, обратном течении времени при распаде элементарных частиц и в морфогенезе организмов проявление божественной целенаправленности в природе. Сомнение в познаваемости мира, с точки зрения неотомизма, недопустимо, оно расшатывает основы философии и знания. Характеристика истины превращается во взаимосоответствие интеллекта и вещей, которое может образовывать истины двух видов: онтологическую - соответствие вещи мыслям, и логическую - соответствие человеческой мысли вещам, приближенное, частичное знание о истине бытия. Философия - мост, который должен, по мысли неотомистов, соединить науки с теологией.

Философию последователи Фомы подразделяют на метафизику (онтологию) и философию природы. Объект первой - чистое бытие. Эта часть философии не зависит от наук, но должна использовать их как свои инструменты. Философия природы - это промежуточная наука между метафизикой и естествознанием, изучающая то, что присуще материи как таковой, ее всеобщие характеристики, тогда как естественные науки исследуют конечные, относительные свойства материальных тел.

Хайдеггер – человек вмонтирован, включен в бытие и может его знать только испытывая реальность на опыте. БЫТИЕ СУЩНОСТИ.

Неотомизм – любовь к естествознанию. Религия и наука – вот цель.

Экзистенциалисты наоборот всячески унижают значение науки в истории цивилизации (руссоизм) – опасна для человечества. Научный прогресс чудовищен. Фома Аквинский – у природы есть законы, которые изучать полезно, так как так выявляется провидение Божие.

Антропный принцип – был выработан как принцип объяснения мира. Идея эволюции Вселенной ХХ века. Изменчивость Вселенной как целого. Поэтому возникает философия космизма – экологическая теория. Человечество как закономерная ступень космической эволюции, как кристаллизацию сил космоса, творческих сил Природы – сокровенный тайны природы открываются постепенно. Психотерапевтическая функция теории.

Системотехника. Автоматизация и компьютеризация производства освобождает человека для творческого подхода к делу, состовлению программ; для досуга, для большей экспансии труда в область быта, социальных услуг, культуры. Домашняя работа. Возрастание творческой роли человека. «Новая душа» техники. Таким образом от техники уходит демонические характеристики. Компьютер не обвинишь в демонизме.

 

Date: 2015-05-23; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию