Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отечественные теории изучения психических состояний





В отечественной психологии состояния начали изучаться в рамках психологии спорта с середины 30-х годов. Первой публикацией по состояниям была статья О.А.Черниковой "Стартовая лихорадка" (1937). В общей психологии состояния начали изучаться со статьи Н.Д.Левитова "Проблема психических состояний" (1955) и его же монографии "О психических состояниях" (1964). Левитов определял состояние как целостную характеристику психической деятельности и поведения за некоторый период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. И.П. Павлов считал, что состояния - единственно возможный предмет исследования психологии. П.С. Купалов рассматривал состояние как условный рефлекс на внешние воздействия. Д.Н. Узнадзе рассматривал установку как состояние. В.Н. Мясищев рассматривал состояние как один из элементов структуры личности, в одном ряду с проессами, свойствами и отношениями.
Эмпирическое исследование отношений проводилось, в основном, в двух направлениях: исследование эмоциональных состояний (обычно понимаемых как довольно долго длящиеся эмоции) и исследование функциональных состояний, обязанных своим появлением привнесению в психологию понятия "функциональная система" П.К. Анохина. Определение состояния, данное Е.П.Ильиным, также базируется на понятии "функциональная система": состояние - это реакция функциональных систем на внешние и внутренние воздействия, направленная на получение полезного результата". Примером другого определения можно привести определение состояния А.О. Прохорова: "Психическое состояние - это отражение личностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома (совокупности) в динамике психической деятельности, выражающегося в единстве поведения и переживания в континууме времени".
Ряд авторов предлагает классификации состояний. Так В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. А.А.Генкин и В.И.Медведев предложили делить состояния на интенсивные (для сравнения которых возможна единая шкала) и экстенсивные (такое сопоставление невозможно). Примерами интенсивных характеристик могут быть уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрешения-напряжения. Примерами экстенсивных характеристик состояния могут выступать соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики и т.д.
Одним из наиболее полных перечней причин возниковения состояний является перечень, предложенный юридическими психологами А.Д.Глоточкиным и В.Ф.Пирожковым (1968):
1. Факты общественной жизни (макросоциальные факторы),
2. Конкретные факты жизни (микросоциальные факторы),
3. Личные особенности,
4. Взаимоотношения с семьей, коллективом,
5. Воздействие групповых настроений (индукция),
6. Здоровье,
7. Предыдущие состояния.

5.Теория отношений В.Н. Мясищева. Мясищев считал, что личность это система отношений человека. Отношения – это активная, сознательная, интегральная, избирательная, основанная на опыте связь личности с различными сторонами окружающей действительности.

Три уровня отношений:

1. Отношение к самому себе.

2. Отношения к окружающим людям

3. Отношение к окружающему миру в целом (к вещам, культуре, ценностям)

С точки зрения Мясищева у ребенка до 2-х – 3-х лет выделяется отношение, оно характеризуется неосознаваемой мотивацией поведения и отсутствием сознательного компонента в переработке опыта. В отношении Месяцев выделял следующие компоненты: эмоциональный аффективный этот компонент способствует формированию эмоционального отношения личности к себе, окружающим людям и миру. Может выражаться негативными(неприязнь, ненависть) и позитивными(любовь, дружба) эмоциями. Познавательный компонент(когнитивный) способствует восприятию и оценке(осознание, объяснения и понимание). Выражается в моральных ценностях, убеждениях, вкусах, идеалах. Могут быть как позитивные так и негативные.Поведенческий – компонент(конативный), он способствует осуществлению выбора стратегий и тактик поведения личности по отношению к самому себе, окружающим людям и миру в целом. Выражается компонент через потребностную сферу личности. Материальная, социальная, духовная идентификация личности.

 

6.Классификация психических состояний по В.А. Ганзену. Он выделил не только группы психических состояний, но и перечислил входящие в них конкретные состояния. В.А. Ганзен предлагает деление состояний на волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на праксические и мотивационные, на аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные, на состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. А.И.Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. Самый нижний уровень, физиологический, включает нейрофизиологические характеристики, морфологические и биохимические изменения, сдвиги физиологических функций; психофизиологический уровень – вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики; психологический уровень – изменения психических функций и настроения; социально-психологический уровень – характеристики поведения, деятельности, отношения человека. Ганзен считает необходимым выделять субъективные и объективные характеристики состояния, которые должны проявляться на всех указанных уровнях и, кроме того, делиться на общие, особенные и единичные (индивидуальные).

 

Date: 2015-05-22; view: 1819; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию