Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 1. История древней цивилизации майя ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Спустя годы после того, как Христофор Колумб впервые пристал к берегам Западной Индии, — из Гаванского порта вышли корабли во главе с Кортесом и взяли курс на запад. Суда были подготовлены для долгого путешествия по морю: трюмы были набиты припасами, бочками с водой и снаряжением, хрустальными шариками и прочими побрякушками для случайной встречи с аборигенами. Дежуривший на палубе матрос спустя несколько недель плавания возвестил: «Земля, земля!». Вскоре корабли испанцев были окружены каноэ с индейцами, взволнованными нежданными гостями. То были первые из юкатанских индейцев майя, с которыми повстречались более поздние завоеватели Мексики. Испанцы сошли на берег и начали расспрашивать местное население, пользуясь языком жестов, есть ли у них золото, ведь это было главнейшей целью морской экспедиции, но золота у туземцев не оказалось. И когда белые люди начали понимать что разноцветными перьями, хрустальными шариками и прочими безделушками их уже не занять, и они идут на конфликт, испанцам пришлось поспешно грузиться на корабли и отдать якорь. После нескольких часов плавания мореплаватели еще не раз видели каноэ с индейцами, но не решались подойти к берегу. Но спустя некоторое время они снова бросили якорь и отправились в ближайшую деревушку на поиски золота. В центре этого селения испанцы с изумлением обнаружили три каменных здания, построенных по всем архитектурных правилам; это опять-таки свидетельствовало, что мореплаватели имеют дело отнюдь не с дикарями. Внутри зданий было нечто вроде алтарей и идолы из обожженной глины. Солдаты не могли похвастаться добычей, они обнаружили лишь пару монет с изображением птицы и металлические шкатулки, никакого золота. В это время из храмов вышли длинноволосые, в белых туниках жрецы с сосудами, в которых горели ароматические смолы; знаками они объяснили, что чужестранцы должны покинуть город раньше, чем потухнет костер. И испанцы сочли, что благоразумнее, подчиниться. Кортес понял, что, несмотря на величественные каменные храмы и громадные статуи, на Юкатане нет золота. Так, сами того не ведая, испанцы впервые открыли миру цивилизацию майя. На сегодняшний день около трети территории Латинской Америки между южной границей США и мысом Горн на Огненной Земле, территория проживания индейцев, которые живут по своим обычаям и говорят на своих языках, отличающихся от языков другой части населения. Долгое время происхождение американских индейцев вызывало научные споры. Сейчас подавляющее большинство ученых принимают гипотезу об азиатском происхождении туземного населения Америки и считают что эти люди, занимаясь в основном охотой, преследуя дичь, через Берингов пролив добрались до самой Аляски, но они осуществляли передвижение небольшими группами, и это привело к физическому и речевому разнообразию в дальнейшем. Люди оседали на новых землях, продолжая охотиться или же занимаясь выращиванием фасоли и кукурузы т.к. земли были очень обширные и весьма плодородные. Эти факты датированы находками, возраст которых достигает 5 тыс. лет до н. Это кости мамонтов, на которых имеются многочисленные порезы, нанесенные искусственным способом. Так же останки других животных с резанами ранами. В период испанского завоевания в конце XV и начале XVI веков майя населяли Гватемалу, западную часть Сальвадора и Гондураса, весь Британский Гондурас, а в Мексике — штаты Юкатан и Кампучии, территорию Кинтана-Роо. Все населяемые майя земли образуют, таким образом, трапецию, ось которой, проходящая с севера на юг, растягивается примерно на 900 км; большое основание трапеции, проходящее с запада на восток, — 550 км, а малое основание, проходящее через оконечность Юкатана, — около 400 км. Вся территория эта расположена в субтропической зоне, самая крайняя точка которой лежит почти на четырнадцатом градусе северной широты. Период расцвета культуры майя связан с другими культурами, которые оказывали на нее значительно влияние т.к. были соседними с майя племенами. На Севере трапеции это были родственны племена укатки, или ужастей. Южная сторона «трапеции» - гористая местность с множеством вершин, с городами по долинам рек. Земли плодородные, климат влажный, тропический, что обеспечивает высокий урожай благодаря обилию дождей. В наши дни на возвышенных местах выращивается пшеница и картофель, а на западе и юге тянутся крупные плантации сахарного тростника, кофе и банановых деревьев, культуры которых были введены здесь позднее, уже европейцами. В период расцвета цивилизации майя главными культурами были кукуруза, фасоль, тыква и сладкие бататы. В наши дни территории, населенные майя, являются излюбленным местом туризма в Северной Америке. Для местности Гватемалы была благоприятна и в других отношениях: вулканические породы использовались для постройки жилых и культовых зданий, а также при изготовлении орудий труда. Но, несмотря на климат южная часть «трапеции» внесла не такой уж важный вклад в культуру майя. В скульптуре и архитектуре юг сильно отставал от центральных и северных районов, например, там не найдено ни одной стелы с иероглифическим текстом. Ученые предполагают, что отставание связано с частыми землетрясениями, так что древняя цивилизация майя использовала южные земли скорее как источник снабжения, а большие города создавались в центральных районах и на севере. Своего наиболее полного расцвета цивилизация майя достигла в центре «трапеции», охватывающем территории равнины на севере и северо-востоке горного района. Он испещрен холмами и в значительной части покрыт тропическими лесами, его орошает множество рек и озер, а также имеются высокие плато Чипсах, где иероглифических текстов встречается больше всего, о чем свидетельствуют многочисленные археологические открытия. Именно в таких местах дождевая вода просачивалась сквозь известняковую породу, образуя подземные озера, а когда своды над ними обрушивались, получались, такие естественные колодцы, как раз на них-то и вырастали поселения майя. Первые упоминания майя относятся приблизительно к 500 г. до н. э., когда майя отделились от мастаков. Они не принимали участия в развитии, иероглифического письма и календаря и не использовали типичные для архитектуры майя элементы. Лишь в искусстве они создали собственный стиль, но он оставался почти неизменным в течение трех тысячелетий. Самые последние исследования свидетельствуют о том, что майя были на порядок выше развитая цивилизация, нежели участки. Первый исторический период населения майя продолжался более восьми столетий – период формирования. О данной ступени развития есть очень мало свидетельств, такие как фигурки, из керамики со сплюснутыми носами и длинными ушами, разбросанные по всей территории проживания майя, что доказывает, что жителями этих территорий были именно майя, потому что у фигурок руки и ноги изображены в манере, предвещавшей будущее развитие скульптуры, майя. Первая эпоха расцвета культуры майя — 320— 987 гг. н. э. — названная историками Древним царством, начинается даты, высеченной на табличке, найденной около города Пуэрто-Барии, а заканчивается период тем, что майя покинули свои крупнейшие города по причинам, до сих пор не совсем ясным. Самые величественные памятники Древнего царства - пирамиды, сохранившиеся в большей сохранности на равнинных местах. Они и на данный момент привлекают внимание археологов. Несколько обнаруженных здесь погребений дают представление о похоронном обряде в период формирования майя и в начальный период Древнего царства. Стелы с высеченными на них иероглифическими знаками, каменные храмы и многоцветная керамика этой эпохи обнаружены также в и других местах. В строительстве огромные вмурованные в стены камни уступают место каменным плитам меньших размеров, которые гладко отшлифованы и наложены на основании стен. Изменения эти происходят не везде в одно время, но мало-помалу распространяются на всю территорию майя. Красноречивые иероглифические знаки показывают, что очень много времени майя уделяли астрономическим и математическим познаниям и особенно календарю, что наложило глубокий отпечаток на всю их культуру. На стелах, этих каменных документах, жрецы отмечали свои успехи в изучении звезд, а самые лучшие художники вырезали на них изображения божеств. Каменным стелам отводились самые важные места в городах, перед культовыми пирамидами и дворцами. Пока еще не разгадано, почему в строительном деле произошел значительный спад, но тот факт, что при его возобновлении искусство и архитектура майя претерпели сильные изменения, очень многозначителен. Древнее царство – название не совсем удачное т.к. речь шла в основном об отдельных городах, живших своей независимой жизнью, но взаимно влиявших друг на друга и поддерживавших торговые связи. Управление было двойным: во главе каждого города стоял вождь и жрец. В поселениях вокруг городов набирали рабочую силу для строительства храмов, пирамид, дворцов и стел. Работы всегда велись после сбора кукурузы. В один из последних периодов Древнего царства-темпы строительства оживились, начинается отстройка храмов и дворцов, изменяется и качество работ: здания просторнее, керамика тоньше, стелы изящнее, а в скульптуре чувствуется больше восприимчивости и вдохновения. К концу этой эпохи расцвета города майя стали приходить в упадок, и процесс этот местами начался резко и неожиданно. В некоторых случаях работы заканчивались так неожиданно, что уже законченные фундаменты остались без стен, а в Вашактуне стены последнего дворца были выложены лишь наполовину. Вырезанные на последних стелах даты указывают, что в некоторых городах этот застой начался довольно рано, и к 987 году строительство прекратилось уже повсюду. Теории о причинах застоя очень разнообразны. Есть мнение, что майя сжигали под пашню леса, сеяли на ней 2—3 года, а затем снова бросали, отдавая во власть лесов, такой метода требовал слишком много усилий, рост населения вызывал нехватку провизии и хроническое недоедание, и люди вынуждены были покинуть родные места. Другие ученые считают, что процветавшие города Древнего царства майя опустели вследствие какой-нибудь эпидемии малярии. Так же бытует мнение, что произошел целый ряд крестьянских восстаний против правящей верхушки. Крестьяне изгнали или перебили городских вождей, и пожар восстания перекидывался из одного' города в другой. Большие стройки, таким образом, внезапно остановились и постепенно старые здания, не получавшие должного ухода, развалились и заросли растительностью. Несмотря на множество теорий, загадка заброшенных городов Древнего царства майя не разгадана. Природная катастрофа в этом активном сейсмическом районе исключается, потому что города были покинуты постепенно и следов катаклизма в них нет. Когда был, покинут последний город, завершился период Древнего царства и наступил новый период, отмеченный значительными переменами в общественной и культурной структуре. После того как были покинуты города, являющиеся главными центрами цивилизация майя переместилась на края «трапеции», где зародились новые поселения. Вначале культура майя пережила период упадка, под влияниями соседних цивилизаций, в частности под воздействием племени толстяков, которые свыше двух столетий установили свою власть над поселениями майя. Итак, начинает, период Нового царства имайся, переносит центр к северу и начинает, впитывает некоторые тольтекские элементы, важнейшими из которых было поклонение «Пернатой Змее, которая изображается с удивительно большой головой и открытой готовой укусить пастью, в кольцо телом, покрытым хвостовыми перьями птицы коваль. В городах майя теократия утратила свое влияние, теперь в обществе здесь господствует воин. На фризах пирамид и платформ изображаются ягуары и орлы, символы военных орденов, а так же многочисленны становятся изображения жертвоприношений. Прошел тот классический период, когда человеческие жертвоприношения совершались лишь по определенным праздникам, а главными занятиями были- строительство дворцов и изучение наук, связанных с календарем. В период Нового царства «Пернатой Змеи» города майя становятся настоящими крепостями. Они строятся уже не на открытых равнинах, а на островах, в центре озер, в холмистых районах или в лесах и окружены частоколом или же живым заслоном из буйно растущей агавы. В своем знаменитом походе Эрнандо Кортес встретил в северо-восточных районах Петина немало таких, укрепленных городов. В жизни майя произошли решительные перемены: пришлая руководящая верхушка, навязала древним племенам майя чужой культ и новый образ жизни. Простые люди, производители кукурузы и ремесленники, вынуждены содержать теперь новых хозяев, считавших войну главным средством управления. Юкатанские города, еще не попавшие под тольтекское господство, в своих заботах о том, чтобы устоять, тоже вынуждены были принять меры для обороны. По-видимому, лишь центральные районы «трапеции» не претерпели в этом отношении слишком больших изменений, потому что эти районы были изолированы природой и для завоевателей не представляли особого интереса, так как были труднодоступны. В период тольтекското влияния, а позже и при ацтекском господстве несколько раз вспыхивали восстания, и начиналось движение за независимость некоторых городов майя. Как раз во времена Нового царства последний период цивилизации майя, в период упадка, когда совершился переход от миролюбивой теократии к теократии военной, города были расположены в бесплодных, скалистых, лесных или болотистых районах, наиболее удобных для обороны. Это уже не были прежние земледельческие общества, теперь майя добывали провизию из покоренных силой оружия близлежащих районов. Начинается деградация в архитектуре, отсутствие монументальных построек. Хотя в эпоху Нового царства поражает величием своих монументов Дворец жриц, Астрономическая обсерватория в форме здания-улитки и Пирамида Солнца. Но это последнее из эпохи расцвета культуры майя, порабощенной ацтеками и истерзанной внутренними междоусобицами. Свободный захват главных городов ускорил политический и культурный распад крепостей майя. Строительство почти совсем прекратилось, а города начали враждовать, только в горных районах еще совсем недолгое время существовал мир. Затем последовали ацтекские нашествия, когда городские центры майя превратились в данников живого товара, поставляя рабов для жертвоприношений, и испанская колонизация, нанесшая древней цивилизации последний удар, после которого она уже не могла подняться. Следующим периодом цивилизации майя является испанская колонизация - мрачная для них майя страница истории-конкистадор кие походы. В 1502 году, спустя несколько лет после величайшего открытия Нового Света по ошибке, Колумб снаряжает очередную экспедицию для поиска путей в Индию. На пути своего следования мореплаватели встречаются с индейцами, которые плыли на каноэ. В ней сидело 25 человек одетых как рабы, она была наполнена кувшинами, цветными тканями, разноцветными предметами утвари и множеством изделий из бронзы. В центре каноэ сидел человек в пестрых богатых одеждах. Колумб не придали этому никакого значения и не обратили никакого внимания на слово «майя», часто повторяемое аборигенами, хотя это была встреча с явно высокоразвитой цивилизаций с высокой культурой, резко отличающейся от индейцев, встречающихся Колумбу раньше. Все это свидетельствовало о наличии в глубине материка высокоразвитой цивилизации. Покорение «трапеции» майя заняло довольно большой промежуток времени. В упомянутой четвертой экспедиции Колумб исследовал побережье Центральной Америки от Юкатана до Панамского перешейка. Он встречал индейцев родственных майя, но в отличие от майя у них был свой язык, не относящийся к ветке, и они занимались исключительно рыболовством. Индейцы были довольно дружелюбные, как известно из записей Колумба, и явно на ступень ниже в общекультурном развитии, чем цивилизация майя. Следующая экспедиция была снаряжена и, которые встретили на своем пути уже менее миролюбивых туземцев и имеются записи о стачках с индейцами, в результате которых бал ранен и скончался по возвращению домой на Кубу. Но жажда наживы, золота заставляла людей снаряжать все новые экспедиции и уже в 1518 году к Юкатану отправляется новая флотилия возглавляемая Хуаном де и тем же. В своем походе им удалось встретиться с многочисленным народом майя. В ходе переговоров испанцам удалось обменяться немногочисленными товарами, среди которых были золотые изделия, но они были очень малы и низкопробные. Экспедиции удалось выяснить у туземцев, что мол золото есть на Западе и незамедлительно отправился на поиски городов вверх по течению реки, с отправился с частью офицеров на Юг. В ходе переговоров индейцы не раз повторяли слово «Мехико», эта страна и была так названа — Мехико. Уже через несколько дней плавания достиг устья большой реки, где его ждали посланцы ацтекского правителя, с которыми у них были проблемы, приостановил поход т.к. ацтеки создавали серьезную угрозу в отличие от цивилизации майя. И лишь в 1524 году Педро де пустился на юго-восток вдоль берега к горной стране Гватемале. Достойный ученик своего начальника - ловко воспользовался враждой туземных племен и, заручившись поддержкой равнинного населения, подчинил жителей горного плато. А на два года раньше в 1522 году экспедиция Гиль Гонсалеса де, прокладывая свой путь с противоположного конца от Панамского перешейка, покорила город Никарагуа, добравшись до южного края «трапеции», таким образом из всей населяемой древними майя территории остались независимы только восточные районы, куда входили долина реки и Гондурас. Кортес слышал от туземцев, что где-то там лежит богатая золотом й серебром страна, что якобы майя использую золото, как грузила ну удочках. И экспедиция отправилась в октябре 1524 из Мексики через Гватемалу. Поход оказался исключительно тяжелым. Сотни мирных индейцев и испанцев сгинули в болотах, где им пришлось, стоя по пояс в воде, пилить деревья и вбивать сваи для мостов. А золота так и не было. Кортес заболел тропической лихорадкой и был вынужден вернуться в Мексику,а уже оттуда назад в Испанию. Все эти более или менее успешные походы теоретически завершили завоевание населенных майя районов, но весьма обширные территории еще так и не были исследованы испанцами. Юкатан покорили полностью лишь в 1541 году, а вглубь северо-восточных земель завоеватели проникли лишь через столетие, потому что через болота и тропические леса было практически невозможно пробраться, а так же скудость природных ресурсов этих районов не привлекала солдат королевского величества. Окончательным пристанищем индейцев с севера полуострова Юкатан был - это маленький остров на озере. Там укрылись народы майя, избежавшие смерти при Чичен-Ице. Туземцам удалось остаться нетронутыми вплоть до 1697 года, когда их остров был захвачен испанцами. На порабощенных территориях устанавливалась испанская власть. Войдя в селение, наемники в центре селения устанавливали испанский флаг, писарь составлял документ о том, что эта земля и ее жители принадлежат испанскому королю, а священник крестил индейцев, служил мессу и приказывал уничтожить языческих идолов. Потом отряд отправлялся дальше, а индейцы возвращались к своей повседневной жизни и поклонялись своим старым божествам. Но начиная с 1540—1560 годов, испанцы начали оставлять в крупных поселениях майя свои гарнизоны и управленческий аппарат, который собирал с местного населения налоги. С этих времен активно начинают возводиться церкви, широко развернулась работорговля. Но в 1623 году самовольные действия наемников положили конец терпению туземного населения, и оно восстало, перебив всех испанцев. Испанцы пошли на уступки и покинули некоторые районы. С восстаниями встречались и мирные племена, которые признавали власть испанского короля и свободно обращались в христианство. Но восстания происходили повсеместно и доставляли испанцам много хлопот в течение свыше многих лет т.к. индейцы освоили военную тактику наемников и запаслись огнестрельным оружием, а так же лошадьми. Поселения, не поддававшиеся, испанцам оставались, в так называемых пределах владения неверных. В Гватемале восстания не прекращались даже после падения. В 1697 г. было разрушено множество зданий и на их месте построены церкви. Последние вольные майя ушли в труднодоступные глубинные районы, бродя небольшими группами по тропическим лесам и болотам. Случайно такие группы бродячих индейцев – индейцы обнаруживаются даже в наши дни. Таким образом, в истории цивилизации древних майя можно выделить несколько основных периодов. (Табл.1)
|