Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. История древней цивилизации майя





Спустя годы после того, как Христофор Колумб впервые пристал к берегам Западной Индии, — из Гаванского порта вышли корабли во главе с Кортесом и взяли курс на запад. Суда были подготовлены для долгого путешествия по морю: трюмы были на­биты припасами, бочками с водой и сна­ряжением, хрустальными шариками и прочими побрякушками для случайной встречи с аборигенами.

Дежуривший на палубе матрос спустя несколько недель плавания возве­стил: «Земля, земля!». Вскоре корабли испанцев были окружены каноэ с индейцами, взволнованными нежданными гостями. То были первые из юкатанских индейцев майя, с которыми повстречались более поздние завоеватели Мексики. Испанцы сошли на берег и начали расспрашивать местное население, пользуясь языком жестов, есть ли у них золото, ведь это было главнейшей целью морской экспеди­ции, но золота у туземцев не оказалось. И когда белые люди начали понимать что разноцветными перьями, хрустальными шариками и прочими безделушками их уже не занять, и они идут на конфликт, испанцам пришлось поспешно грузиться на корабли и отдать якорь. После нескольких часов плавания мореплаватели еще не раз видели каноэ с индейцами, но не решались подойти к берегу. Но спустя некоторое время они снова бросили якорь и отправились в ближайшую деревушку на поиски золота. В центре этого селения испанцы с изумлением обнаружили три каменных здания, построенных по всем архитектурных правилам; это опять-таки свидетельствовало, что мореплава­тели имеют дело отнюдь не с дикарями. Внутри зданий было нечто вроде алтарей и идолы из обожженной глины. Солдаты не могли похвастаться добычей, они обнаружили лишь пару монет с изображением птицы и металлические шкатулки, никакого золота. В это время из храмов вышли длинноволосые, в белых туниках жрецы с сосудами, в которых горели ароматические смолы; знаками они объяснили, что чужестранцы должны покинуть город раньше, чем потухнет костер. И испанцы сочли, что благоразумнее, подчиниться. Кортес понял, что, несмотря на величественные каменные храмы и громадные статуи, на Юкатане нет золота. Так, сами того не ведая, испанцы впервые открыли миру цивилизацию майя.

На сегодняшний день около трети территории Латинской Америки между южной границей США и мысом Горн на Огненной Земле, территория проживания индейцев, которые живут по своим обычаям и говорят на своих языках, отличающихся от языков другой части населения. Долгое время происхождение американских ин­дейцев вызывало научные споры. Сейчас подавляющее большинство ученых принимают гипотезу об азиатском происхождении туземного населения Америки и считают что эти люди, занимаясь в основном охотой, преследуя дичь, через Берингов пролив добрались до самой Аляски, но они осуществляли передвижение небольшими группами, и это привело к физическому и речевому разнообразию в дальнейшем. Люди оседали на новых землях, продолжая охотиться или же занимаясь выращиванием фасоли и кукурузы т.к. земли были очень обширные и весьма плодородные. Эти факты датированы находками, возраст которых достигает 5 тыс. лет до н. Это кости мамонтов, на которых имеются многочисленные порезы, нанесенные искусственным способом. Так же останки других животных с резанами ранами.

В период испанского завоевания в конце XV и начале XVI веков майя населяли Гватемалу, западную часть Сальвадора и Гондураса, весь Британский Гондурас, а в Мек­сике — штаты Юкатан и Кампучии, территорию Кинтана-Роо. Все населяемые майя земли образуют, таким образом, трапецию, ось которой, проходя­щая с севера на юг, растягивается примерно на 900 км; большое основание трапеции, проходящее с запада на восток, — 550 км, а малое основание, проходящее через оконечность Юкатана, — около 400 км. Вся территория эта расположена в суб­тропической зоне, самая крайняя точка которой лежит почти на четырнадцатом градусе северной широты.

Период расцвета культуры майя связан с другими культу­рами, которые оказывали на нее значительно влияние т.к. были соседними с майя племенами. На Севере трапеции это были родственны племена укатки, или ужастей.

Южная сторона «трапеции» - гористая местность с множеством вершин, с горо­дами по долинам рек. Земли плодородные, климат влажный, тропический, что обеспечивает высокий урожай благодаря обилию дождей. В наши дни на возвышенных местах выращивается пшеница и картофель, а на западе и юге тянутся крупные плантации сахарного тростника, кофе и банановых деревьев, культуры которых были введены здесь позднее, уже европейцами. В период расцвета ци­вилизации майя главными культурами были куку­руза, фасоль, тыква и сладкие бататы. В наши дни территории, населенные майя, являются излюбленным местом туризма в Северной Америке. Для местности Гвате­малы была благоприятна и в других отношениях: вулканические породы использовались для по­стройки жилых и культовых зданий, а также при изготовлении орудий труда. Но, несмотря на климат южная часть «тра­пеции» внесла не такой уж важный вклад в культуру майя. В скульптур­е и архитектуре юг сильно отставал от центральных и северных районов, например, там не найдено ни одной стелы с иероглифическим текстом. Ученые предполагают, что отставание связано с частыми землетрясениями, так что древняя цивилизация майя использовала южные земли скорее как источник снабжения, а большие города создавались в центральных районах и на севере. Своего наиболее полного расцвета цивилизация майя до­стигла в центре «трапеции», охватывающем территории рав­нины на севере и северо-востоке горного района. Он испещрен холмами и в значительной части по­крыт тропическими лесами, его орошает множе­ство рек и озер, а также имеются высокие плато Чипсах, где иероглифи­ческих текстов встречается больше всего, о чем свидетельствуют многочисленные археологические открытия. Именно в таких местах дожде­вая вода просачивалась сквозь известняковую породу, образуя подземные озера, а когда своды над ними обрушивались, получались, такие есте­ственные колодцы, как раз на них-то и вырастали поселения майя.

Первые упоминания майя относятся приблизительно к 500 г. до н. э., когда майя отделились от мастаков. Они не принимали участия в развитии, иероглифического письма и календаря и не использовали типичные для архитектуры майя элементы. Лишь в искусстве они создали собственный стиль, но он оставался почти неизменным в течение трех тысячелетий. Самые по­следние исследования свидетельствуют о том, что майя были на порядок выше развитая цивилизация, нежели участки.

Первый исторический период населения майя продолжался более восьми столетий – период формирования. О данной ступени развития есть очень мало свидетельств, такие как фигурки, из керамики со сплюснутыми носами и длинными ушами, разбросанные по всей территории проживания майя, что доказывает, что жителями этих территорий были именно майя, потому что у фигурок руки и ноги изобра­жены в манере, предвещавшей будущее разви­тие скульптуры, майя. Первая эпоха расцвета культуры майя — 320— 987 гг. н. э. — названная историками Древним царством, начинается даты, высеченной на табличке, найденной около города Пуэрто-Барии, а заканчивается период тем, что майя покинули свои крупнейшие города по причинам, до сих пор не совсем ясным. Самые величественные памятники Древнего цар­ства - пирамиды, сохранившиеся в большей сохранности на равнинных местах. Они и на данный момент привлекают внимание археологов. Несколько обнаруженных здесь погре­бений дают представление о похоронном обряде в период формирования майя и в начальный пе­риод Древнего царства. Стелы с высеченными на них иероглифическими знаками, каменные храмы и многоцветная керамика этой эпохи обнаружены также в и других местах. В строительстве огромные вмурованные в стены камни уступают место каменным плитам меньших размеров, которые гладко отшлифованы и наложены на основании стен. Изменения эти происходят не везде в одно время, но мало-помалу распространяются на всю территорию майя. Красноречивые иероглифические знаки показывают, что очень много времени майя уделяли астро­номическим и математическим познаниям и осо­бенно календарю, что наложило глубокий отпе­чаток на всю их культуру. На стелах, этих ка­менных документах, жрецы отмечали свои успехи в изучении звезд, а самые лучшие художники вы­резали на них изображения божеств. Каменным стелам отводились самые важные места в горо­дах, перед культовыми пирамидами и дворцами.

Пока еще не разгадано, почему в строительном деле произошел значительный спад, но тот факт, что при его возобновлении искусство и архитек­тура майя претерпели сильные изменения, очень многозначителен. Древнее царство – название не совсем удачное т.к. речь шла в основном об отдельных городах, жив­ших своей независимой жизнью, но взаимно вли­явших друг на друга и поддерживавших торговые связи. Управление было двойным: во главе каждого города стоял вождь и жрец. В поселениях вокруг городов набирали рабочую силу для строительства храмов, пирамид, дворцов и стел. Работы всегда велись после сбора кукурузы. В один из последних периодов Древ­него царства-темпы строительства оживились, начинается отстройка храмов и дворцов, изменяется и качество работ: здания просторнее, керамика тоньше, стелы изящ­нее, а в скульптуре чувствуется больше воспри­имчивости и вдохновения.

К концу этой эпохи расцвета города майя стали приходить в упадок, и процесс этот местами на­чался резко и неожиданно. В некоторых случаях работы заканчивались так неожиданно, что уже законченные фундаменты остались без стен, а в Вашактуне стены последнего дворца были выло­жены лишь наполовину. Вырезанные на послед­них стелах даты указывают, что в не­которых городах этот застой начался довольно рано, и к 987 году строительство прекратилось уже повсюду.

Теории о причинах застоя очень разнообразны. Есть мнение, что майя сжигали под пашню леса, сеяли на ней 2—3 года, а затем снова бросали, отдавая во власть лесов, такой метода тре­бовал слишком много усилий, рост населения вы­зывал нехватку провизии и хроническое недоеда­ние, и люди вынуждены были покинуть родные места. Другие ученые считают, что процветавшие го­рода Древнего царства майя опустели вследствие какой-нибудь эпидемии малярии. Так же бытует мнение, что произошел целый ряд кре­стьянских восстаний против правящей верхушки. Крестьяне изгнали или перебили го­родских вождей, и пожар восстания перекиды­вался из одного' города в другой. Большие стройки, таким образом, вне­запно остановились и постепенно старые здания, не полу­чавшие должного ухода, развалились и заросли растительностью.

Несмотря на множество теорий, за­гадка заброшенных городов Древнего царства майя не разгадана. Природная катастрофа в этом активном сейсмическом районе исключа­ется, потому что города были покинуты постепенно и следов катаклизма в них нет. Когда был, покинут последний город, завершился период Древнего царства и наступил новый период, отмеченный значительными переменами в общественной и культурной струк­туре. После того как были покинуты города, являющиеся главными центрами циви­лизация майя переместилась на края «трапеции», где зародились новые поселения. Вначале культура майя пережила период упадка, под влияниями соседних цивилизаций, в частности под воздействием племени толстяков, которые свыше двух столетий установили свою власть над поселениями майя. Итак, начинает, период Нового царства имайся, переносит центр к северу и начинает, впитывает некоторые тольтекские элементы, важнейшими из которых было поклонение «Пернатой Змее, которая изображается с удивительно большой головой и открытой готовой укусить пастью, в кольцо телом, покрытым хвостовыми перьями птицы коваль.

В городах майя теократия утратила свое влияние, теперь в обществе здесь господствует воин. На фризах пирамид и платформ изображаются ягуа­ры и орлы, символы военных орденов, а так же многочи­сленны становятся изображения жертвоприноше­ний. Прошел тот классический период, когда человеческие жертво­приношения совершались лишь по определенным праздникам, а главными занятиями были- строи­тельство дворцов и изучение наук, связанных с ка­лендарем.

В период Нового царства «Пернатой Змеи» города майя становятся настоящими крепостями. Они строятся уже не на открытых равнинах, а на ос­тровах, в центре озер, в холмистых районах или в лесах и окружены частоколом или же живым заслоном из буйно растущей ага­вы. В своем знаменитом походе Эрнандо Кортес встретил в северо-восточных районах Петина не­мало таких, укрепленных городов.

В жизни майя произошли решительные перемены: пришлая руководящая верхушка, на­вязала древним племенам майя чужой культ и новый образ жизни. Простые люди, производители куку­рузы и ремесленники, вынуждены содержать те­перь новых хозяев, считавших войну главным сред­ством управления. Юкатанские города, еще не по­павшие под тольтекское господство, в своих забо­тах о том, чтобы устоять, тоже вынуждены были принять меры для обороны. По-видимому, лишь центральные районы «трапеции» не претерпели в этом отношении слишком больших изменений, потому что эти районы были изолированы природой и для завое­вателей не представляли особого интереса, так как были труднодоступны.

В период тольтекското влияния, а позже и при ацтекском господстве несколько раз вспыхивали восстания, и начиналось движение за независи­мость некоторых городов майя. Как раз во времена Нового царства последний период цивилизации майя, в период упадка, когда совершился переход от миролюбивой теократии к теократии военной, города были расположены в бесплодных, скалистых, лесных или боло­тистых районах, наиболее удобных для обороны. Это уже не были прежние земледельческие общества, теперь майя добывали провизию из покоренных си­лой оружия близлежащих районов. Начинается деградация в архитектуре, отсутствие монументальных построек. Хотя в эпоху Нового царства поражает величием своих монументов Дворец жриц, Астрономическая обсерватория в форме здания-улитки и Пирамида Солнца. Но это последнее из эпохи расцвета культуры майя, порабощенной ацтеками и истерзанной внутренними междоусобицами. Свободный захват главных городов ускорил политический и культурный распад крепостей майя. Строитель­ство почти совсем прекратилось, а города начали враж­довать, только в горных районах еще совсем недолгое время существовал мир. За­тем последовали ацтекские нашествия, когда го­родские центры майя превратились в данников живого товара, поставляя рабов для жертвоприно­шений, и испанская колонизация, нанесшая древ­ней цивилизации последний удар, после которого она уже не могла подняться.

Следующим периодом цивилизации майя является испанская колонизация - мрачная для них майя страница истории-конкистадор кие походы.

В 1502 году, спустя несколько лет после величайшего открытия Нового Света по ошибке, Колумб снаряжает очередную экспедицию для поиска путей в Индию. На пути своего следования мореплаватели встречаются с индейцами, которые плыли на каноэ. В ней сидело 25 человек одетых как рабы, она была наполнена кувшинами, цветными тканями, разноцветными предметами утвари и множеством изделий из бронзы. В центре каноэ сидел человек в пестрых богатых одеждах. Колумб не придали этому никакого значения и не обратили ника­кого внимания на слово «майя», часто повторяе­мое аборигенами, хотя это была встреча с явно высокоразвитой цивилизаций с высокой культурой, резко отличающейся от индейцев, встречающихся Колумбу раньше. Все это свидетельствовало о наличии в глубине материка высокоразвитой цивилизации. Покорение «трапеции» майя заняло довольно большой промежуток времени. В упомянутой четвертой экспедиции Колумб исследовал побережье Цен­тральной Америки от Юкатана до Панамского пе­решейка. Он встречал индейцев родственных майя, но в отличие от майя у них был свой язык, не относящийся к ветке, и они занимались исключительно рыболовством. Индейцы были довольно дружелюбные, как известно из записей Колумба, и явно на ступень ниже в общекультурном развитии, чем цивилизация майя.

Следующая экспедиция была снаряжена и, которые встретили на своем пути уже менее миролюбивых туземцев и имеются записи о стачках с индейцами, в результате которых бал ранен и скончался по возвращению домой на Кубу. Но жажда наживы, золота заставляла людей снаряжать все новые экспедиции и уже в 1518 году к Юкатану отправляется новая флотилия возглавляемая Хуаном де и тем же. В своем походе им удалось встретиться с многочисленным народом майя. В ходе переговоров испанцам удалось обменяться немногочисленными товарами, среди которых были золотые изделия, но они были очень малы и низкопробные. Экспедиции удалось выяснить у туземцев, что мол золото есть на Западе и незамедлительно отправился на поиски городов вверх по течению реки, с отправился с частью офицеров на Юг. В ходе переговоров индейцы не раз повторяли слово «Мехико», эта страна и была так названа — Мехико. Уже через несколько дней плавания достиг устья большой реки, где его ждали посланцы ацтекского правителя, с которыми у них были проблемы, приостановил поход т.к. ацтеки создавали серьезную угрозу в отличие от цивилизации майя. И лишь в 1524 году Педро де пустился на юго-восток вдоль берега к горной стране Гватемале. Достой­ный ученик своего начальника - ловко воспользовался враждой туземных племен и, за­ручившись поддержкой равнинного населения, подчинил жителей горного плато. А на два года раньше в 1522 году экспедиция Гиль Гонсалеса де, прокладывая свой путь с противоположного конца от Панам­ского перешейка, покорила город Никарагуа, добравшись до южного края «трапеции», таким образом из всей населяемой древними майя территории остались независимы только восточные районы, куда вхо­дили долина реки и Гондурас. Кортес слышал от туземцев, что где-то там лежит богатая золотом й серебром страна, что якобы майя использую золото, как грузила ну удочках. И экспедиция отправилась в октябре 1524 из Мексики через Гватемалу. Поход оказался исключительно тяжелым. Сотни мирных индейцев и испанцев сгинули в болотах, где им пришлось, стоя по пояс в воде, пилить деревья и вбивать сваи для мостов. А золота так и не было. Кортес заболел тропической лихорадкой и был вынужден вернуться в Мексику,а уже оттуда назад в Испанию.

Все эти более или менее успешные походы тео­ретически завершили завоевание населенных майя районов, но весьма обширные территории еще так и не были исследованы испанцами. Юкатан покорили полностью лишь в 1541 году, а вглубь северо-восточных земель завоеватели проникли лишь через столетие, потому что через болота и тропические леса было практически невозможно пробраться, а так же скудость природных ресурсов этих районов не привлекала солдат королевского величества. Окончательным пристанищем индейцев с севера полуострова Юкатан был - это маленький остров на озере. Там укрылись народы майя, избежавшие смерти при Чичен-Ице. Туземцам удалось остаться нетронутыми вплоть до 1697 года, когда их остров был захвачен испанцами. На порабощенных территориях устанавливалась испанская власть. Войдя в селение, наемники в центре селения устанавливали испанский флаг, писарь составлял документ о том, что эта земля и ее жители принадлежат испанскому ко­ролю, а священник крестил индейцев, служил мессу и приказывал уничтожить языческих идолов. Потом отряд отправлялся дальше, а индейцы возвращались к своей повседневной жизни и поклонялись своим ста­рым божествам. Но начиная с 1540—1560 годов, испанцы начали оставлять в крупных поселениях майя свои гарни­зоны и управленческий аппарат, который собирал с местного населения налоги. С этих времен активно начинают возводиться церкви, широко развернулась работорговля. Но в 1623 году самоволь­ные действия наемников положили конец терпе­нию туземного населения, и оно восстало, перебив всех испанцев. Испанцы пошли на уступки и покинули некоторые районы. С восстаниями встречались и мирные племена, которые признавали власть испанского короля и свободно обращались в христианство. Но восстания происходили повсеместно и доставляли испанцам много хлопот в те­чение свыше многих лет т.к. индейцы освоили военную тактику наемников и запаслись огне­стрельным оружием, а так же лошадьми. Поселения, не поддававшиеся, испанцам оставались, в так называемых пределах владения неверных. В Гватемале восстания не прекращались даже после падения. В 1697 г. было разрушено множество зданий и на их месте построены церкви. Последние вольные майя ушли в труднодоступные глубинные районы, бродя небольшими группами по тропическим лесам и болотам. Случайно такие группы бродя­чих индейцев – индейцы обнаружи­ваются даже в наши дни. Таким образом, в истории цивилизации древних майя можно выделить несколько основных периодов. (Табл.1)

 

Date: 2015-05-22; view: 412; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию