Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
II. О восстановлении мышления у больных с афазией ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Представления о механизмах нарушения мышления при разных синдромах афазии позволяют построить научно обоснованную программу восстановления этого психического процесса [33, 34]. Поскольку нарушения мышления у больных с афазией органически связаны с расстройствами речевой системы и системы оптико-пространственных функций, эта проблема должна разрешаться в общем комплексе мероприятий и в тесной взаимосвязи с восстановлением речи и других высших психических функций. Вместе с тем работа должна включать свои специфические приемы. Целесообразно проводить ее во взаимосвязанных направлениях восстановления: 1) вербальных компонентов мышления (возможности оперирования словами во всем многообразии их значений); 2) образных компонентов мышления (возможности целенаправленного анализа непосредственно воспринимаемых предметов и ситуаций, а также зрительных представлений); 3) взаимодействия вербальных и образных компонентов, планирующей и регулирующей роли речи в процессе мыслительной деятельности. Способность к актуализации слов, как показывает опыт практической работы, хорошо возрождается на основе активизации системных интравербальных связей, прежде всего контекстных. Имеющиеся в литературе данные свидетельствуют о том, что именно контекстные связи оказываются наиболее сохранными при афазии [19, 26]. Система упражнений, разработанная В.В. Оппель [25] и успешно применяемая для логотерапии афазии, базируется именно на этой относительной прочности контекстных связей. В соответствии с этой системой слова сначала актуализируются в автоматизированной речи, при договаривании речевых стереотипов: последнего слова в идиомах, фразеологизмах, пословицах и поговорках (Тише едешь — дальше... Глаза боятся, а руки... Попал под горячую...), в знакомых с детства считалках (Аты-баты шли...), стихах (Однажды в студеную зимнюю...), при допевании или договаривании слов песен, в названиях общеизвестных газет, журналов, литературных произведений, кинокартин, телепередач и т. п. На последующих этапах требуется дополнить более чем одно слово в отмеченных выше стереотипных выражениях, договаривать «жесткие», а затем менее «жесткие» контексты предложений при обыгрывании какой-либо ситуации. Например, в беседе обсуждается погода, больному предлагается вставить последнее слово в каждое из последовательно предъявляемых предложений: Ночью шел проливной... Дул сильный... К утру тучи... Выглянуло... В другом упражнении содержится задание описать ситуацию более подробно и самостоятельно (Я не поеду в Москву, потому что...). Используются упражнения с подбором словосочетаний к глаголам, которые обладают наиболее широким диапазоном потенциальных (валентных) связей с другими словами, например: Играет... (в куклы, в шахматы, в карты, на скрипке, с братом). Подобные словосочетания можно подбирать и к другим частям речи: существительным, прилагательным, наречиям. На следующем этапе полезно включить эти словосочетания в предложения, что оживляет, в частности, образные представления конкретных ситуаций. Для восстановления вербальных ассоциаций деривационного типа, а также для упрочения звукового состава слов полезны упражнения с подбором слов, производных от данного (включать, выключать, подключать, заключать, исключать, заключение и т. п.). Эти слова актуализируются в специально составленных сюжетных рассказах или в отдельных, не связанных друг с другом по смыслу фразах (например, Стало темно,..., пожалуйста, свет! Передача закончилась,... телевизор).
Специальными упражнениями достигается восстановление многозначности слов. В.В. Оппель предлагала одно и то же слово рассматривать в разных контекстах, ассоциирующих различные его значения. Например, в одном случае вызывается образ ключа от двери, в другом — ключа как источника; отдельно разбираются переносные значения этого слова: скрипичный ключ, телеграфный ключ; и т. п. В каждом таком контексте путем подбора пропущенных слов достигается восстановление четкого зрительного образа соответствующей ситуации, что, в свою очередь, обеспечивает упроченность разбираемого значения слова (например: Не мог попасть ключом в замочную... Ключ застрял в... С трудом, открыл ключом входную...). Аналогично с приведенным примером, обыгрываются значения слов колено (часть тела, деталь в сантехнике, в трубопроводе), кольцо (украшение, фигура, конечная остановка), утка (птица, газетная, медицинская) ит.д.1 Возможность адекватного употребления слова хорошо восстанавливается в упражнениях на припоминание слов с противоположным значением, поскольку связи по противоположности также остаются относительно сохранными при афазии (например, большой —... (маленький), близко — ...(далеко), бежать — ...(стоять), радость — ...(горе) и т. п.). Сначала рекомендуется использовать более частотную лексику, а затем — менее частотную (сумма — разность, океан — суша). В другом варианте этого вида работы предлагается выбрать слово с противоположным значением из представленного списка (начало: итог, конец, продолжение). Приведенные упражнения способствуют упрочению слова в активном и пассивном словаре во всей полноте связей и значений, возвращают слову способность выступать полноценным компонентом мыслительных операций. Восстановлению точности в использовании понятий служит также специальная серия упражнений на подбор слов по аналогиям [2]. В этих упражнениях тренируется возможность устанавливать логические связи между объектами по имплицитно заданным в образцах признакам: противоположности (крыша —■ фундамент, голова — ...(ноги)), родо-видовых отношений (яблоко — фрукты, платье — ...(одежда), хоккей — спорт, токарь — ...(рабочий)), отношений части и целого (грядка — огород, книги — ...(библиотека), зуб — челюсть, квартира — ...(дом), дерево — ветка, рука — ...(палец)), причины и следствия (дождь — зонтик, мороз — ...(шуба)) и т. д. Упражнения, подобные приведенным выше, хорошо восстанавливают и контекстные, и ассоциативные связи слов, что позволяет в значительной степени обеспечить возможность оперирования словами в мыслительных процессах. Вместе с этим они способствуют оживлению стоящих за словом (словосочетанием, фразой) чувственных образов. Эта работа важна для больных со всеми формами афазии, но особенно для больных с моторной и сенсорной афазией. Для больных, у которых речевые расстройства сочетаются с оптико-пространственными нарушениями, что наблюдается при поражении задних, теменно-височно-заты-лочных, областей мозговой коры, наибольшую актуальность приобретает восстановление самих образных представлений, являющихся структурным компонентом всякого мыслительного процесса, а также возможности их включения в процесс мышления. Такая работа содержит предварительные упражнения на анализ зрительно воспринимаемых предметов и ситуаций: а) расчленение объекта на составные части (пила: полотно, ручки, зубья); б) выделение и выражение посредством речи наиболее существенных для той или иной части объекта признаков (например, зубья должны быть острыми, полотно — ровным, ручки — гладкими и прочно сидящими в своих гнездах); в) выделение пространственных признаков: величины и формы предмета, его разновидностей (в данном примере — размеры пилы, разные виды пил и т. д.). Образцы подобных упражнений можно найти в работах Л.С. Цветковой [39, 40]. Там же рекомендуется и последовательность операций: сначала анализ реальных предметов, затем рисунков и, наконец, предметов по памяти. Обсуждение функционального назначения предметов, оживление образных представлений как самих предметов, так и ситуаций, в которых используются эти предметы, входит в систему восстановления речи, разработанную В.М. Коганом [14]. Чрезвычайно полезными в плане представлений о предметах, о композиции их пространственных признаков являются виды работ, внедренные в клинике московского Центра патологии речи и нейрореабилитации, где больные с афазией выполняют различные творческие работы: лепку, рисунок, вышивание, вязание. В русле разрабатываемого нами методического подхода с использованием резервных возможностей нарушенных функций [37] мы предпочитаем и при восстановлении образных представлений опираться на возможности относительно сохранной при семантической и амнестической афазии экспрессивной речи. Выделение тех или иных оптико-пространственных признаков активизируется в соответствующих беседах с привлечением собственного жизненного опыта больных, в упражнениях с подстановкой в контекст рассказа или набора фраз пропущенных частей, обозначающих предмет или его деталь. Широко используются упражнения с составлением словосочетаний типа: в доме...; над домом....; под домом...; за домом...; или: в дом...; из дома...; на дом...; от дома... и т.п. Таким образом достигается оживление образа ситуаций по заданной предложной конструкции [35]. У больных с задними поражениями мозга проводится работа не только по восстановлению оптико-пространственных представлений, но и возможности включения этих представлений в мыслительные операции. Серьезного внимания требуют операции сопоставления любых объектов или ситуаций, установления логических связей между ними. Восстановление возможности сравнения лучше всего начинать с сопоставления предметов или ситуаций, хорошо знакомых и упроченных в личном опыте. Например, для человека, который имел дело с письмом или рисованием, предлагается сравнить и описать, т. е. указать, что разного и что общего: у ручки и карандаша, у шариковой и у перьевой ручки; курящему больному можно предложить для срав нения папиросы и сигареты; можно сравнивать ключи от входной двери и от почтового ящика и т. п. Сначала сопоставляются предметы, находящиеся перед глазами больного, позже можно переходить к сопоставлению отсутствующих предметов (например, сравнение удобств и неудобств: новой и старой квартиры, дачи и городской квартиры, старого и нового места жительства: дома, улицы, района, города и т.д.). В этих упражнениях внимание больного фиксируется сначала на различительных признаках, а затем выделяются общие. У больных этой же группы особого внимания требует восстановление логической (пространственно-временной) связи событий, воспринимаемых наглядно: их последовательности, причинно-следственных отношений. Работу целесообразно начинать с упражнений на описание действий, последовательность которых жестко упрочена в жизненном опыте (например, женщинам можно предложить описать последовательность действий при варке картошки, макарон, изготовлении пирога и т. п.; мужчинам можно предложить описать процедуру бритья, починки электроприбора, обуви и т. п.). Полезно описывать и анализировать маршрут на работу, в театр, в поликлинику, используя при этом разные виды транспорта. В дальнейшем можно менять отправные точки: из дома, из магазина, с работы и т. д. Упражнения этого типа возвращают возможность актуализации зрительно-пространственных представлений, что облегчается включением их в контекст значимых событий личного опыта, анализа их пространственно-временной структуры. Это позволяет целенаправленно выделять нужные признаки и оперировать ими в процессе мышления. Во всех приведенных видах работы оживление образов или включение их в мыслительные операции производится с участием речи: в устной беседе или при чтении и записи соответствующих текстов. Это способствует координированному взаимодействию вербальных и образных компонентов в процессе мышления. Восстановление и речевой коммуникативной функции, и мышления при афазии строится с опорой на знания и умения, приобретенные в преморбиде. Оно направлено на оживление этих знаний и умений как с помощью речевых стереотипов, жестких и полужестких контекстных и смысловых связей, так и с опорой на пространственно-временные «жесткие контексты» практических навыков. При этом следует подчеркнуть, что для процесса восстановления мышления крайне важно отношение к больному как к интеллектуально сохранному человеку, вера в его потенциальные возможности.
-
|