Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельностиСтр 1 из 26Следующая ⇒
(подготовлена профессором Л. В. Байбородовой) Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности. Ход проведения. Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 2 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает слабо; О — не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности: 1. Интересное дело. 2. Общение с разными людьми. 3. Помощь товарищам. 4. Возможность передать свои знания. 5. Творчество. 6. Приобретение новых знаний, умений. 7. Возможность руководить другими. 8. Участие в делах своего коллектива. 9. Вероятность заслужить уважение товарищей. 10. Сделать доброе дело для других. 11. Выделиться среди других. 12. Выработать у себя определенные черты характера. Обработка и интерпретация результатов. Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки: а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10); б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12); в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11). Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
3. Методика «Ситуация выбора» (разработана профессором Л. В. Байбородовой) Цель: выяснить направленность личности учащихся. Ход проведения. В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня следующих занятий: • разработка программы вечера; • изготовление подарков для детей детского дома; • подготовка сюрприза для учащихся младших классов; • овладение навыками самообороны; • изготовление украшений для вечернего платья и т.д. При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением: • проявить свои таланты; • сделать приятный сюрприз для друзей; • весело провести время; • оказать помощь детскому дому или его воспитанникам; • приобрести умение устанавливать контакт с людьми и т.д. Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент. Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы: а) преобладание общественных мотивов; б) преобладание личностных мотивов; в) преобладание престижных мотивов. При изучении направленности личности учащихся можно определить устремленность: I) на себя; 2 ) на других людей; 3) неопределенную направленность.
Данная графическая методика может иметь разнообразие в схематическом вычерчивании: рисуется геометрическая фигура и по отношению к ней располагается «Я» респондента. Например, если коллектив обозначить кругом, то позиции «Я» могут иметь варианты, представленные на рис. 3. Этим же графическим способом можно предложить детям обозначить свое отношение к учебным предметам (определить «Я» по отношению к окружностям с надписями «литература», «география», «математика» и т. д.). Дистанционное расположение выявит учебно-познавательные интересы школьников. (Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. пособие. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 286; Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – С. 44.)
Рис. 3. Варианты обозначения «Я» – позиции Date: 2015-05-19; view: 2692; Нарушение авторских прав |