Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности мышления и речи у детей с нарушением интеллекта





У умственно отсталых детей дошкольного возраста имеет место недоста­ точность всех уровней мыслительной деятельности. Их затрудняет решение даже простейших, наглядно-действенных задач. Дети выполняют подобные задания с большим количеством ошибок после ряда попыток. Причем одни и те же ошибки многократно повторяются, поскольку умственно отсталые дети, не достигнув успеха, обычно не изменяют способа действия.Задания, требующие наглядно образного мышления, вызывают у дошколь­ ников еще большие трудности. Они не могут сохранить в своей памяти пока­ занный им образец и действуют ошибочно.Мыслительные процессы у умственно отсталых младших школьников про­ текают весьма своеобразно. Так, выполняемый ими мысленный анализ зри­ тельно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью. Еще большие трудности представляет для учащихся младших классов сравнение двух, а тем более нескольких объектов. Сравнение предполагает со­ поставительное установление черт сходства и различия между предметами или явлениями. В ряде случаев школьники заменяют сложную для них задачу более лег­ кой, привычной и, вместо того чтобы сравнивать два или несколько объектов, начинают анализировать один из них, т.е. выполняют в какой-то мере сходное, но иное задание. Ребенок как бы не удерживает­ ся в русле сложного для него задания и непроизвольно заменяет его более простым, тем самым облегчая свою умственную деятельность.Еще более сложной задачей для умственно отсталых учащихся является обобщение наблюдений, например объединение предметов или явлений на основе выявленной общей, существенной для этого ряда объектов черты.

Таким образом, обобщения олигофренов оказываются слишком широкими, недостаточно дифференцированными. Особенно затрудняет учеников измене­ ние однажды выделенного принципа обобщения, т.е. объединение объектов по новому основанию. Так, если они могут отобрать в одну группу геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники и круги, ориентируясь на их величину, то затем детей трудно побудить к объединению этих фигур по дру­ гим признакам – по цвету или по форме.

Ученики даже старших классов спе­ циальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида недостаточ­ но критично относятся к результатам своей деятельности, далеко не всегда за­ мечают даже явные противоречия. У них редко возникают сомнения, стремле­ ние проверить себя. Они вполне удовлетворяются достигнутыми успехами, не выражают желания самостоятельно улучшить их.

Характеризуя мышление умственно отсталых детей, следует еще раз ак­ центировать стереотипность, тугоподвижность этого процесса, его совершенно недостаточную гибкость.

Речь.

Орудием человеческого мышления, средством общения, выражения мыс­ лей, чувств, эмоций, средством регуляции деятельности служит речь.

Становление речи умственно отсталого ребенка осуществляется своеоб­ разно и с большим запозданием. Он позднее и менее активно вступает в эмо­ циональный контакт с матерью. Исследователи отмечают, что в возрасте около года звуковые комплексы, произносимые детьми, бедны и характеризуются сниженной эмоциональной окрашенностью. У них слабо выражено стремление подражать речи взрослого. Они не реагируют на простейшие ситуативные ко­ манды, улавливают лишь интонацию, но не содержание обращенной к ним речи.

Многие умственно отсталые дошкольники произносят первые слова в 2–3 года или даже в 5 лет. Это преимущественно имена существительные – назва­ ния предметов ближайшего окружения и глаголы, обозначающие часто выпол­ няемые действия.

Направленность на речевое общение с окружающими у умственно отста­ лых дошкольников снижена. Там, где это возможно, они предпочитают пользо­ ваться не речью, но указательными жестами, мимикой.

Наблюдается такая закономерность: чем в большей мере выражено у ре­ бенка недоразвитие речи, тем существеннее оказываются у него отклонения в различных видах познавательной деятельности.

Определенную роль играют также отклонения, которые отмечаются в мо­ торной сфере умственно отсталых детей, в том числе и в движении их речевых органов. Не следует забывать и то, что у учеников вспомогательной школы чаще, чем у нормально развивающихся детей, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношени­ ем. В речи учащихся младших классов специальной (коррекцион-ной) школы VIII вида можно встретить замены одних звуков другими, сходными по звуча­ нию или артикуляции.

Для речи умственно отсталых детей свойственно существенное преобла­ дание пассивного словаря над активным. Другими словами, они понимают бо­ лее или менее правильно значительно большее количество слов, чем употреб­ ляют. Предложения, которыми пользуются ученики, являются преимущественно простыми, состоящими из 1–4 слов. Построены они бывают не только прими­ тивно, но и часто неправильно. В них наблюдаются различные отклонения от норм родного языка – нарушения согласования, управления, пропуски второ­ степенных и даже главных членов. Сложные, особенно сложноподчиненные, предложения начинают употребляться учениками обычно на старших годах обучения, что свидетельствует о затруднениях в плане понимания и отражения различных взаимозависимостей между объектами и явлениями окружающей действительности и служит еще одним свидетельством грубого недоразвития мышления учащихся.

Тугоухость — стойкое понижение слуха, при котором возможны самостоятельное накопление минимального речевого запаса на основе сохранившихся остатков слуха, восприятие обращенной речи хотя бы на самом близком расстоянии от ушной раковины.

Date: 2015-05-19; view: 1289; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию