Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство и время. Физическое и культурное (А.Я.Гуревич). Время и пространство экзистенциальное (М.Хайдегер, Сартр) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Для начала следует различить время и пространство физические, то есть характеризующие действительность саму по себе, от культурных представлений о времени и пространстве, которые определяют переживание этих феноменов на уровне устойчивых исторических общностей, а также от времени и пространства экзистенциального, взятых на уровне личного бытия. Теории физического времени и пространства.
Физическим пространству и времени приписываются определенные характеристики. Общими и для пространства, и для времени являются свойства объективности и всеобщности. Пространство и время объективны, так как существуют независимо от сознания. Всеобщность означает, что эти формы присущи всем без исключения формам материи на любом уровне ее существования. Помимо этого, у пространства и времени есть ряд специфических характеристик. Пространству приписываются свойства протяженности, изотропности, однородности, трехмерности. Протяженность предполагает наличие у каждого материального объекта определенного местоположения, изотропность означает равномерность всех возможных направлений, однородность пространства характеризует отсутствие в нем каких-либо выделенных точек, а трехмерность описывает тот факт, что положение любого объекта в пространстве может быть определено с помощью трех независимых величин. В математике существует понятие многомерного пространства, но ему не найдено физического наглядного примера. Физическому времени приписываются свойства длительности, одномерности, необратимости и однородности. Длительность интерпретируется как продолжительность существования любого материального объекта или процесса. Одномерность означает, что положение объекта во времени описывается единственной величиной. Однородность времени, как и в случае с пространством, означает отсутствие каких-либо выделенных фрагментов. Необратимость времени, т.е. его однонаправленность от прошлого к будущему, скорее всего, связана с необратимостью некоторых фундаментальных процессов и характером законов в квантовой механике. Кроме того, существует причинная концепция обоснования необратимости времени, согласно которой если бы время было обратимо, то причинная связь оказалась бы невозможной. (Из учебника).
Культурное время и пространство. Необходимость введения этого понятия обусловлена тем, что физического пространства и времени научного мышления недостаточно для того, чтобы объяснить различные к ним отношения и особенности их переживания, а вместе с тем – это ключевые для бытия человека феномены. То пространство и время, в каких живет человек не совпадают с научными понятиями. Эти понятия абстрактны и появились достаточно поздно. Историк А.Я.Гуревич писал: «Человек не рождается с "чувством времени", его временные и пространственные понятия всегда определены той культурой, к которой он принадлежит, …пространство и время … субъективно переживаются и осознаются людьми, причем в разных цивилизациях и обществах, на различных стадиях общественного развития, в разных слоях одного и того же общества и даже отдельными индивидами эти категории воспринимаются и применяются неодинаково». Изначальный способ переживания времени: круговорот. Это связано, конечно, с природными циклами, от которых зависело само существование человека. В первобытном обществе время и пространство не есть абстракции. Человек понимает себя как часть природы, подчиненная ее циклу, а поскольку в природе все повторяется то, в общем-то, невозможно выделить четко прошедшее, настоящее и будущее. Идет сезон дождей – это настоящее? Но это было пять лун назад и будет через пять лун. Это и прошедшее и будущее. Три временных состояния для первобытности зачастую смешаны. События недифференцированы и нет сознания их необратимости. Умер вождь племени. Также умерли цветы с наступлением осени и умер медведь убитый охотником. Но цветы умирали всегда и всегда возрождались. Также возродятся вождь и медведь, которые в виде духов будут участвовать в жизни племени. Вождь будет помогать, а медведь – мстить за себя. Хронологии в первобытности не существует. Четко различались только самые близкие участки прошлого и будущего. Время и пространство не являются однородными. Они ценностно и эмоционально окрашены. Есть хорошие места и есть плохие места. Есть хорошее и есть плохое время. За каждым моментом времени и за каждым участком пространства мыслилась сакральная сущность – бог, демон, дух, предок. Подобное отношение к времени и пространству существуют и сейчас. Для нас тоже есть хорошее время – праздник, и плохое – будни. Есть хорошие места в пространстве и есть плохие. Это ценностное отношение неискоренимо. В античности сохраняется, в целом, циклическое отношение к времени. Средневековье, с учетом христианской мысли, предлагает иную концепцию: линейное время. Но и здесь нет абстрактного отношения. У времени есть начало – сотворение, кульминация – пришествие Христа, конец – Апокалипсис. Бог непосредственно участвует в мире, и, - как всезнающий, - есть вечность. Поэтому, образно говоря, в средневековом времени есть настоящее, прошедшее, будущее – и есть Вечность как некое особое измерение. Только в Новое время утверждается то представление о времени и пространстве, которое характерно для современности. Но и здесь культурное время и пространство не тождественны физическим. «Современный человек легко оперирует понятиями времени, без особых затруднений осознавая самое отдаленное прошлое. Он способен предвидеть будущее, планировать свою деятельность и предопределять развитие науки, техники, производства, общества надолго вперед. Эта способность объясняется высокой степенью упорядоченности временных систем, которыми мы пользуемся. Время и пространство мыслятся как абстракции, при посредстве которых только и возможно построение картины унифицированного космоса, выработка идеи единой и закономерно-упорядоченной вселенной. Эти категории приобрели для нас автономный характер, ими можно свободно инструментально оперировать, не ссылаясь на определенные события, безотносительно к ним. И в древности, и в средние века, и в эпоху Возрождения были люди, задумывавшиеся над проблемой невозвратности быстротекущего времени, и все же, по-видимому, справедливо утверждение, что если взять общество в целом, то никогда в предшествовавшие эпохи время не ценилось столь высоко, как ныне, и не занимало такого места в сознании человека. Современный человек - "торопящийся человек", его сознание определяется отношением ко времени. Время порабощает человека, вся его жизнь развертывается sub specie temporis. Сложился своего рода "культ времени" [1]. Самое соперничество между социальными системами понимается теперь как соревнование во времени: кто выиграет в темпах развития, на кого "работает" время? Циферблат со спешащей секундной стрелкой вполне мог бы стать символом нашей цивилизации. Точно так же изменилось в современном мире и понятие пространства: оно оказалось способным к сжатию. Новые средства сообщения и передвижения сделали возможным покрывать за единицу времени несравненно большие расстояния, нежели несколько десятков лет назад, не говоря уже о более отдаленном прошлом. В результате мир стал гораздо меньшим. В человеческой деятельности огромное значение приобрела категория скорости, объединяющая понятия пространства и времени. Коренным образом изменился весь ритм жизни. Он представляется нам привычным. Но ничего подобного не знало человечество за всю свою историю» (Гуревич А.Я) А вот еще пример культурного времени и пространства. Советское общество создало свою пространственно-временную модель, которая значительно отличалась от физической. Время: у исторического процесса есть переломный, ключевой момент – Октябрьская революция, которая понималась как кульминация мировой истории. Все время делится на «до» и «после» революции. Эта идея неуклонно воплощалась в официальной концепции истории, в литературе, в детских книжках (были очень популярны рассказы о том, что до революции народ страдал, мучился, терпел бедствия, а «после» все кардинально изменилось). В соответствии с этой узловой точкой люди должны были воспринимать свое местоположение в историческом процессе. «После» начался процесс развития и прогресса, который приведет к коммунизму (конец истории). Те шаги, которые мы прошли к коммунизму – есть маркеры нашего временного положения. Мы называем заводы «именем пятой пятилетки», присоединяя сюда «имени Ильича». Мы все должны понимать что участвуем в этом процессе, в отличии от буржуазного общества, которое хоть и одновременно нам в физическом времени, но безнадежно отстало во времени абсолютном. Все капстраны – еще «до». Мы взрослые, а они – отсталые. Наш долг доказать им, что мы правы, подтянуть их до нашего временного уровня. Советский человек, воспринявший эту систему ценностей (не все ее принимали сердцем) должен был относится к капиталистическому миру так, как образованный и культурный человек относится к неразвитому, но агрессивному и упрямому дитяти. Его надо воспитать, а если не хочет, то и силой заставить. Пространство: Четко делится на «свое», и «чужое». Свое пространство в широком смысле – это советский союз, чужое – вся заграница. Как для первобытного человека земли за пределами родных угодий населены демонами и табуированы, то есть запрещены к посещению, так и «забугор» есть место жизни злых капиталистов, фашистов и ку-клукс-клановцев, эксплуатирующих пролетариат и вешающих негров. Одновременно запретная заграница для советского человека выступает как недостижимый объект желания. Вырваться на отдых хотя бы в советскую Болгарию – непомерное счастье. Тот, кто был в США – герой, рассказы которого затмевают все повести о странствиях Одиссея, обладание заграничной вещью – предел мечтаний. Слова «адидас» и «модерн толкинг» для среднего советского человека 80-х годов – символ. Примером «сакрального» пространства можно счесть мавзолей Ленина и красную площадь. Свое пространство – города, деревни, улицы, дороги – связываются с узловым событием (революцией) – площадь Революции, улица Ленина, Сталинград, Свердловск, или с каким то событием на пути к коммунизму. В целом Советская мифология развалилась в годы перестройки и многие люди, отказавшись от обожествления ключевого временного факта – Революции, стали предлагать вернуться к тому, что было «до». Каждое общество обладает своей культурной пространственно-временной сеткой. Она позволяет жить в мире осмысленно.
Экзистенциальное время и пространство. 11) Детерминизм и индетерминизм. Закономерности: динамические и статистические.
|