Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потенциальность





 

Потенциальность или множественная субсистенция возникает, когда, по меньшей мере, две сходные триады имеют общий член в начальной позиции. Следовательно, она требует системы из не менее, чем пяти независимых терминов

 

Поскольку мы отождествляем знание с чувственным восприятием, мы вынуждены говорить, что то, что мы воспринимаем, существует, а то, чего мы не можем воспринять, не существует. Тем не менее, статус актуального и потенциального не может быть сведет к простому противопоставлению существования и несуществования, Существование как поле возможных актуализаций – это не "пустое существование" Гегеля, которое есть "абсолютное безразличие", но скорее "бытие определенным".

Утверждать, что В и С потенциально существуют в А, эквивалентно тому, чтобы сказать, что есть две триады ApB и AqC, одинаково реальные, где p и q события, имеющие А своим начальным моментом.

В соответствии с нашими обычными представлениями о пространстве и времени, сочетание АрВ и АqС невозможны, потому что два события В и С должны произойти в одно и то же время в одном и том же месте. Следовательно, если утверждение "В и С потенциально содержатся в А" имеет значение, то это значение должно быть отнесено к рамке более широкой, нежели только пространственно-временная. Эти соображения приводят нас к представлению о пятимерном пространстве, а также к заключению, что потенциальность требует как минимум пяти независимых терминов. Наши чувственные восприятия ограничены актуально представленным. Это может быть, например, триада АрВ. Неактуализированная возможность, данная триадой AqC, остается невоспринятой, и, в соответствии с обычной точкой зрения, должна рассматриваться как несуществующая.

Рассуждение, основанное на предположении, что потенциальное не существует, ведет к серьезным ошибкам. В конце концов, оно приводит нас к тому, что весь наш опыт необъясним. Простого соображения, что неактуализированные потенциальности могут в любой момент стать актуальными, достаточно, чтобы убедить нас, что они не могут рассматриваться как несуществующие. Принципа сохранения энергии можно придерживаться, только если признать, что потенциальная энергия по статусу существования полностью равноправна с энергией движения.

Будучи первым условием независимости, потенциальность наделяет опыт тем, что отсутствовало в предыдущих категориях. Два отношения АрВ и АqС могут, хотя не обязательно должны представлять для А ситуацию выбора, в котором одно или другое становится актуальным посредством того, что есть А, а не как результат предшествующей причины. Из этого следует, что, чтобы дать значение понятию независимости, необходимо не менее пяти терминов.

Потенциальность – всегда нечто большее, чем субсистенция. Все, что существует, имеет потенциальности для актуализации, выходящие за пределы отношений, которые оно может поддерживать в любой конкретной ситуации. Это справедливо как для неодушевленных объектов, так и для живых существ. Все существование заключено в зерне, несущем в своем генетическом паттерне потенцию разнообразия, которое никогда не может быть полностью реализовано. Бредлиевскую критику "танца бескровных категорий" нельзя считать направленной против потенциальности, ибо в ней течет полнокровный поток существования, все время пополняя источник, которым поддерживается процесс. Потенциальность – вечностный элемент всего опыта.

 

1.2.8. ПОВТОРЕНИЕ[20]

 

Опыт учит нас, что слова "такой же" и "иной" - взаимозависимы в том смысле, что мы не можем говорить ни об одном из них, не привнося значение обоих. В первых пяти принципах нет ничего, что требовало бы связывания "такого же" и "иного" воедино. таким образом, следовательно, мы должны найти новую характеристику нашего опыта. Если мы рассмотрим систему ABCDEF, мы увидим, что она может рассматриваться как две независимые триады ABC и DEF, или как две тетрады ABCD и CDEF, у которых половина членов – общие. Такая система дает возможность установить сочетание сходности и инакости, и, следовательно, может быть названа повторением. Не слишком сильным будет сказать, что принцип повторения – основа эпистемологии, потому что без него не может быть узнавания, и, следовательно, ни знания, ни возможности понимания.

 

Повторение – это свойство, благодаря которому тождество, различие и соотнесенность соединяются в одной системе, для чего необходимо, по крайней мере, шесть элементов.

 

Рассматривая минимум терминов, который должна иметь система, чтобы эксплицировать принцип повторения, мы можем увидеть, что недостаточно различать актуальное и потенциальное, потому что это различие может возникнуть в статической системе, где ничто не происходит. Потенциальная энергия может храниться неопределенно долго, но она не обновляется. Повторение требует действия двух сил – возмущающей и возвращающей – как при колебаниях. Из этого следует, что для того, чтобы перейти от потенциальности к повторению, в ситуации должны присутствовать шесть независимых элементов, потому что возмущающая и восстанавливающая силы – это понятия, не имеющие никакого значения в терминах первых пяти принципов.

Один из аспектов шестого принципа можно оценить, если мы вспомним, что все точное знание, все измерения возможны только посредством наблюдения повторяющихся процессов. Измерение времени, определение длины, обнаружение пропорций – все это требует инструментов, основанных на повторении, таких, как часы или измерительные линейки и распознавания сходств и различий в том, что мы наблюдаем. Тем не менее, эпистемологическая значимость повторения – это лишь побочная его черта. Повторение не только дает нам то, что мы знаем, оно делает нас тем, что мы есть. Мы бы не могли ничего понимать и ничего делать, если бы жизнь не повторялась. Потенциальности могли бы реально существовать, но без повторения мы никак не могли бы их использовать.

Древние принимали цикличность как аксиому. Она для них настолько сама собой разумелась, что они не видели ее места в системе взглядов. Жан Баттисто Вико был, возможно, последним из философов, кто видел в повторении космический принцип. В дальнейшем представление о круговороте сменилось идеей секулярности (идеей, что события развиваются в некотором направлении). Но понятие цикличности остается важным, как категория, без которой полноценное мышление невозможно.[21]

Date: 2015-05-18; view: 562; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию