Во всей реальности нет ничего, кроме «Творца» и «творения», «света» и «сосуда». Таким образом, действительность состоит из двух компонентов: высшего и низшего. Многочисленные названия и обозначения, содержащиеся в каббалистических трудах, призваны подчеркнуть различные стороны взаимоотношений двух этих факторов. Далее приводятся основные термины, которые их определяют.
● Высшая сила, высший свет, Творец, Бог, Божественность, свойство отдачи, сила отдачи, желание отдавать, желание наслаждать, желание давать, высшая природа, природа альтруизма, духовная природа, свойство бины, Дающий, Управляющий, Наделяющий.
● Кли, сосуд, творение, низший, душа, свойство получения, желание получать, желание наслаждаться, низшая природа, природа эгоизма, материальная природа, свойство малхут, получающий.
Каббалисты проводят различие между разнообразными проявлениями, обстоятельствами и действиями, характеризующими высшего и низшего. Каждое из них получает свое название. Таким образом, каббалисты помогают тем, кто раскрывает высший мир, разобраться в нем. Данная книга написана для читателей, еще не пребывающих в постижении высшего мира, а потому здесь не акцентируется внимание на этих деталях восприятия, и упоминающиеся названия, как правило, адекватны друг другу.
Каждый каббалистический термин сопровождается различными трактовками, которые обусловлены местом и действием рассматриваемого объекта, а также его взаимосвязями со всеми остальными компонентами реальности. Необходимо отметить, что определения данного словаря предназначены исключительно для понимания тем, затронутых в настоящей книге.
Абстрактная форма
| Форма отдачи без материала, в который она облачается.
|
Авиют
| Величина желания наслаждаться, присущего творению.
|
Адам Ришон
| Общая душа (или система), включающая все частные души, спускающиеся и облачающиеся в тела людей в этом мире.
|
Альтруизм
| Желание наслаждений, исправленное намерением наслаждать ближнего, не получая наслаждения для себя. Желание совершать отдачу ближнему.
|
Бог
| Общая сила отдачи, управляющая всеми душами с тем, чтобы они достигли уподобления ей. Излучает свойство Божественности получающим.
|
Божественность;
высший свет;
Высшая сила
| Свойство отдачи, управляющая всей реальностью. Включает в себя все частные законы высшего мира и нашего мира.
|
Вечность
| Включение желания наслаждений в свойство отдачи, благодаря чему в желании возникает ощущение неограниченного получения света.
|
Взаимовключение
| Соединение по внутренним свойствам.
|
Внутренние сосуды,
внешние сосуды
| Картина реальности воспринимается и ощущается в сосудах творения. Внутренние сосуды полностью исправлены и формируют ощущение внутренней реальности. Внешние сосуды, исправленные частично и неокончательно, формируют картину внешней реальности, удаленной в мере того, насколько они исправлены. Чем более исправлено кли, тем ближе ощущается в нем реальность. Чем менее исправлено кли, тем реальность ощущается в нем дальше.
|
Внутренний свет
| Раскрытие высшего света в творении согласно мере уподобления ему по свойствам.
|
Возникновение материального
мира
| Спуск желания наслаждений на последнюю ступень отдаления от Творца, от формы отдачи.
|
Высшая природа
| Желание совершать отдачу.
|
Высшая сила;
Высший свет; Божественность
| Свойство отдачи, управляющее всей реальностью. Включает в себя все частные законы высшего мира и нашего мира.
|
Высшая система
| Состояние, в котором желание наслаждений и наполняющий его свет пребывают в обоюдной отдаче, как это было решено замыслом творения.
|
Высший мир;
духовный мир
| Состояние, раскрывающееся человеку, который достигает какой-либо меры подобия по свойствам Высшей силе.
|
Десять сфирот
| Десять частей творения. Первые девять частей представляют собой свойства света, а десятая часть – это желание наслаждений.
|
Добрый и несущий добро
| Отношение Творца к творению.
|
Духовное кли
| Место приема наполнения ради отдачи ближнему. Средство для отдачи ближнему.
|
Духовное развитие
| Развитие намерения ради доставления удовольствия Творцу, т.е. развитие свойства отдачи.
|
Духовное рождение
| Обретение первого намерения ради отдачи (экрана) над свойством творения.
|
Духовность
| Свойство отдачи и все, что в нем ощущается.
|
Душа
| Желание отдавать.
|
Желание наслаждать
| Намерение доставить удовольствие кому-то постороннему, находящемуся вне желания. Желание совершать отдачу.
|
Желание наслаждаться
| Желание получать удовольствие и наслаждение.
|
Желание получать
| Человеческая природа. Естественное желание наполнить себя, созданное высшим светом.
|
Замысел творения о принесении блага созданиям Творца
| Причина сотворения, включающая его цель, т.е. конечную форму творения.
|
Зарождение,
малое состояние и
большое состояние
| Три состояния, которые проходит творение в духовном мире, пока не достигает полной меры исправления.
|
Исправление
| Преображение человеческого желания наслаждаться в желания отдавать.
|
Истинная наука
| Наука каббала.
|
Каббалист
| Создание, достигшее определенной меры подобия свойств с Творцом.
|
Картина Творца
| Сумма исправленных свойств в желании наслаждений ощущается им как картина Творца.
|
Кли; сосуд
| Место приема наполнения.
|
Конец исправления
| Финальное уподобление по свойствам между творением и Творцом.
|
Корень души
| Место души в системе Адам Ришон.
|
Кругообороты душ
| Состояния, которые души проходят, облачаясь в тела этого мира.
|
Любовь к ближнему
| Стремление удовлетворить все нужды ближнего без всякого личного расчета.
|
Любовь к Творцу
| Стремление творения доставить удовольствие Творцу всеми средствами и возможностями, имеющимися в его распоряжении.
|
Малхут
| Желание наслаждаться, присущее творению.
|
Малхут мира Бесконечности
| Общее желание всей реальности, созданной высшим светом.
|
Материал
| Желание наслаждаться.
|
Материальность
| Желание самонаслаждения.
|
Материальный мир
| Реальность, ощущаемая человеком в пяти физических органах чувств.
|
Махсом
| Граница между этим миром и миром духовным.
|
Мир Бесконечности
| Состояние, при котором душа неограниченна в своей способности совершать отдачу Творцу.
|
Миры
| Состояния, которые человек проходит в процессе уподобления собственных свойств свойству высшей силы, свойству отдачи.
|
Намерение
| Использование желания наслаждений на пользу себе или на пользу ближнего.
|
Наполнение
| Чувство удовлетворения в желании наслаждаться или в желании отдавать.
|
Наслаждение
| Результат наполнения желания наслаждений.
|
Наука каббала
| Раскрытие системы взаимосвязей между светом и кли на всех уровнях развития кли – с начала сотворения реальности и до конца ее исправления.
|
Наш мир
| Реальность, ощущаемая в желании наслаждений.
|
Низшая природа
| Желание получать наслаждение.
|
Облачение (облачившийся, облаченный)
| Процесс, по ходу которого одно свойство принимает на себя форму другого свойства, чтобы ее посредством выполнить определенное действие.
|
Общий закон
| Закон отдачи, охватывающий всю реальность и обязывающий все ее части уподобиться ему.
|
Осознание зла
| Постижение намерения получать для себя как вредоносного для духовного развития творения.
|
Отдача Творцу
| Получение наслаждения от Творца с намерением доставить Ему этим удовольствие.
|
Парса
| Граница, отделяющая систему высшего управления и провидения от творений, которых эта система приводит в действие. Парса располагается между миром Ацилут и мирами Брия, Ецира, Асия.
|
Парцуф
| Структура из десяти сфирот творения, действующих в уподоблении высшему свету по свойствам.
|
Постижение
| Итоговый уровень понимания (понимание всех деталей данного состояния).
|
Потребность
| Реакция желания наслаждений на наполнение до его получения.
|
Приближение к Творцу
| Возрастающее постижение свойства отдачи.
|
Принести благо Своим созданиям
| Действие Творца по отношению к творению.
|
Процесс творения
| Процесс, ощущаемый желанием наслаждений, развивающимся в подобии Творцу по свойствам.
|
Ради отдачи
| Намерение при выполнении действия, призванного доставить дополнительное удовольствие ближнему/Творцу.
|
Ради получения
| Намерение при выполнении действия, призванного доставить дополнительное удовольствие себе.
|
Разбиение
| Возникновение намерения наслаждаться светом, присутствующим в творении.
|
Развитие желания наслаждений
| Этот термин характеризует не само желание, а намерение, с которым оно используется. Все желания, от самого малого до самого большого, находятся в человеке. По мере того как человек постигает намерение на отдачу и хочет использовать свои позывы с намерением ради отдачи Творцу, – в нем пробуждаются желания. Таким образом, развивается именно намерение, которое и делает возможным использование дополнительных желаний.
|
Разделение души Адам Ришон
| Разделение общей души на частные души, т.е. на отдельные желания. Когда все желания души Адам Ришон обладали общим намерением ради отдачи Творцу, они были объединены в одно желание. Когда же намерение их обратилось на самонаслаждение, каждое желание почувствовало себя отделенным от других, что и привело к разделению общей души.
|
Раскрытие Творца
| Раскрытие свойства отдачи в желании наслаждений сообразно с величиной экрана, имеющегося над этим желанием.
|
Решимот
| Желания до их реализации посредством намерения. Ячейки информации о состояниях и формах, которые человеку предстоит реализовать.
|
Сверху вниз
| Возникновение желания наслаждений. Убавление силы отдачи в творении.
|
Свет
| Сила отдачи, приводящая в действие и наполняющая все души.
|
Свет, возвращающий к источнику; окружающий свет; свет исправления
| Сила, исправляющая эгоистическую природу и поднимающая ее к свойству отдачи.
|
Свойство творения
| Свойство получения
|
Свойство Творца
| Свойство отдачи.
|
Слияние
| Результат уподобления по свойствам между творением и Творцом.
|
Снизу вверх
| Возрастание силы отдачи в творении.
|
Совершенство
| Состояние творения, пребывающего в подобии Творцу по свойствам.
|
Сокращение
| Действие желания, ограничивающего себя от получения наслаждения.
|
Сосуд; кли
| Место приема наполнения.
|
Стремление
| Добавка к желанию наслаждений, пробуждающаяся в творении как следствие его усилий по достижению желаемого.
|
Ступени постижения
| Этапы исправления намерения, на которых ощущается форма свойства отдачи.
|
Суть
| Корень и основа всех форм.
|
Творение
| Желание наслаждений, раскрывающее свою связь с Творцом.
|
Творец
| Уровень, которого человек должен достичь в результате всех своих исправлений. Ступень, на которую человек должен взойти, чтобы увидеть ее, т.е. постигнуть самостоятельно.
|
Точка в сердце
| Пробуждение к тому, чтобы познать высшую силу.
|
Уподобление свойств
| Обретение человеком свойства отдачи вместо присущего ему свойства получения.
|
Усилия
| Старания желания приблизить к себе наслаждение.
|
Форма, облаченная в материал
| Форма отдачи, принимаемая желанием наслаждений.
|
Формы; шаблоны
| Виды получения или отдачи.
|
Цель творения
| Принести совершенное благо созданиям Творца, чтобы творение достигло Его статуса.
|
Человек
| Желание наслаждений, постигающее свойство отдачи и уподобляющееся Творцу, высшему свету.
|
Человек этого мира
| Желание наслаждений, находящееся в состоянии сокрытия от Творца и потому лишенное всякого намерения относительно Него, будь то намерение ради получения от Творца или ради отдачи Ему.
|
Шаблоны; формы
| Виды получения или отдачи.
|
Шестое чувство
| Душа, намерение ради отдачи, экран – духовное кли, получающее и ощущающее высшую силу согласно мере подобия ей по свойствам.
|
Эгоизм
| Желание наслаждений, представляющее собой материал творения. Не является ни хорошим, ни плохим, подвергается сознательному использованию с намерением насладить себя (ради получения). Намерение это причиняет зло ближнему косвенно или напрямую.
|
Экран
| Намерение ради отдачи ближнему, поставленное над желанием творения наслаждаться.
|
Этот мир
| Самое малое желание наслаждений, оставшееся без всякого намерения по отношению к высшему свету, будь то намерение наслаждаться им или наслаждать его.
|