Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Свободомыслие как отрасль знаний





Исследования этнографов и историков показывают,

что наивно-реалистические взгляды на мир зародились уже на раннихэтапах развития общества. Постепенно накапливались положительные

знания о природе, о человеческом теле и способах его врачевания,о психической деятельности человека. Наивный реализм, здравый

смысл были основой первых попыток внерелигиозного подхода ктрадиционным верованиям. В дальнейшем развитие свободомыслия во

многом обусловливалось прогрессом в области философии, науки, обра-

зования и т.д.Накопление знаний о мире приводило в те или иные периоды

жизни человечества к духовным революциям, в процессе которыхпоявлялись и укреплялись новаторские формы духовной деятельности.

Первой такой революцией было появление философских учений древ-ности, начавших вытеснять мифологическое мышление. Философская

революция в древнем мире позволила впервые в истории человечествапоставить вопрос о природе религии и критически ее осмыслить. В

период длительного господства религии в средние века процесс поз-нания, начиная с небесных тел и кончая историей общества, внут-

реннего мира человека, не прекращался. Но, пожалуй, наиболееглубокой революцией в мышлении, во взгляде на мир в целом сталоразвитие знаний в области механики, математики, астрономии, гео-

графии, истории, социологии и других наук в XVII - XX вв.Связь свободомыслия с процессом познания выражается не тольков том, что оно питается, обогащается добытыми человечеством

положительными знаниями, но и в том, что оно содействует ихразвитию. Формируя на протяжении веков в противовес догматиче-

скому критический стиль мышления, оно содействовало разрушениюстереотипов в сознании.

Свободомыслие в отношении религия проявляется в многообразных формах. Они имеют

разную степень последовательности, разныецели, социальные основания, нравственное содержание. Критика религии осуществлялась в явных и скрытых, аргументированных и неаргументированных, безрелигиозных и несвободных от религиозных

наслоений формах, выражалась в переоценке традиционныхрелигиозных представлений, безразличии к ним, в критике с позиций

здравого смысла, общественной практики, науки, философии и т. д.

Разновидности свободомыслия - богоборчество, скептицизм,

антиклерикализм, индифферентизм, нигилизм, гуманизм, пантеизм,

деизм, атеизм и т. д. Они занимают разное место в духовной жизни

общества и играют неодинаковую роль в процессе его эволюции.

Антиклерикализм (лат. anti - против, clericalis - церковный) -

идейное и социальное движение, направленное против притязаний

церкви и духовенства на господство в обществе. По своей направлен-

ности и результатам антиклерикализм неоднозначен, он может быть

светским и религиозным. Светский характер антиклерикализма не га-

рантирует его прогрессивности; примером может служить борьба

Бисмарка против католической церкви в Германии в XIX в. или же

борьба против церкви и духовенства в нашей стране в 20 - 30-е годы.

В средние же века религиозный антиклерикализм сыграл положитель-

ную роль. Антиклерикальные крестьянские движения преследовали

прежде всего экономические цели, хотя получали религиозное обос-

нование. Обличения социальной политики церкви расшатывали пред-

ставления о незыблемости порядков, поддерживаемых духовенством,

вели к сомнениям в верности церковного учения. Осуждение пороков

служителей церкви, особенно монашества, - явление обычное для

средневековья и нового времени. Светское обоснование

антиклерикализм получает начиная с эпохи Возрождения. В новое вре-

мя борьба с клерикализмом, как правило, связана с идеей веро-

терпимости, свободы совести. Ныне антиклерикализм играет заметную

роль во всемирном движении свободомыслящих, выступающих против

попыток религиозных организаций установить монополию на духов-

ную жизнь - на образование, моральные предписания, трактовку

социальных процессов и т. д.

Пантеизм (греч. pan - все, theos - бог) сближает Бога и мир,

признает их единство, вплоть до тождества. Истоком пантеизма явля-

ется учение стоиков и неоплатоников. Наиболее распространенной раз-

новидностью пантеизма в средние века был пантеизм мистический:

природа и человеческие души растворяются в Боге. На мистический

пантеизм опирались средневековые ереси. Другой разновидностью пан-

теизма является пантеизм натуралистический, сливающий природу и

Бога в единое целое, в единую субстанцию. Устраняется идея

первичности Бога по отношению к природе, Бог растворяется в

природе, рассматривается как безличный дух, внутренне присущий

природе. Такой взгляд характерен для ряда философов эпохи Возрож-

дения и нового времени. С пантеизмом связаны положения о несот-

воренности мира Богом во времени (антикреационизм), о

бесконечности Вселенной, о естественной закономерности в природе.

Деизм (лат. deus - бог) дает иную трактовку Бога: это некий

безличный разум, перводвигатель, находящийся вне природы. Дав тол-

чок, движение, законы миру (одни деисты считали, что материя сот-

ворена была Богом, другие полагали ее несотворенной), Бог не

оказывает с того момента никакого воздействия на земные дела, будь

то природа или человек. Мир развивается по строгим законам, которые

познаваемы человеческим разумом. Человек не зависит от божьей

воли, он обладает правом на самостоятельность и активность. Деизм

обнаруживается еще в средние века, но наивысший его расцвет

приходится на XVII - XVIII вв. в связи с развитием механики, ко-

торая как бы подтверждала наличие первотолчка, двинувшего ме-

ханизм Вселенной. Деистическая позиция позволяла отказаться от

идей Божественного откровения, провидения, чуда, от религиозной

догматики и обрядности; деисты выступали за веротерпимость и сво-

боду совести.

Формой свободомыслия по отношению к религии является атеизм

(греч. а - отрицат. частица и theos - бог, букв, "безбожие"). Атеизм

- это сторона мировоззрения, совокупность взглядов, характеризу-

ющихся непринятием религиозных представлений о мире.

Атеистические идеи находили выражение в искусстве, художественной

литературе, народном творчестве, в научных, этических, философских

и других сочинениях. Эти идеи и тенденции в определенные эпохи

систематизировались и обобщались в теоретическом атеизме, содер-

жавшем концептуальное обоснование критики религии

Ересь-это учение, вступавшее в противоречие с господствующим вероучением.

Date: 2015-05-09; view: 514; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию