Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы свободомыслия в средние века





Свободомыслие в средние века в Европе и на арабском Востоке развивалось в условиях господства христианства и ислама. Критика христианства со стороны образованных

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109) полемизировал с неверу-ющими, "которые издеваются над христианской простотой, называя ее глупой", и задают теологам вопросы, например, такие: откуда изве-

стно, что Бог стал человеком? почему Бог дал миру вновь жизнь своейсмертью, хотя он мог сделать это простым волевым актом? Они воз- ражают, говорит Ансельм, против учения о спасительной смерти

Христа, о его борьбе против дьявола. "Неверующие принимают за фан- тазии факты, в которые мы верим"2, - пишет он. О наличии вольнодумцев на Востоке свидетельствует мусуль- майский философ аль-Газали, указывавший на "неверие и безбожие",

распространенные в среде образованных людей: математиков, естест- воиспытателей, философов ("метафизиков")3. Свидетельства неверия или, во всяком случае, достаточно прох- ладного отношения к вере и исполнению обрядов заключены и в

обличительной церковной литературе Древней Руси начиная уже с XII в. В многочисленных "Поучениях", "Словах" церковные авторы

призывают посещать храмы и соблюдать обряды.

В духовной культуре средневековья можно обнаружить самые различные проявления свободомыслия, кроме атеизма. Ереси - это учения, вступавшие в противоречие с господствующим вероучением. Как правило, в средние века они не выходили за рамки религиозного мировоззрения Они нередко содержали пантеистические идеи, поз-

волявшие провозгласить возможность слияния человека с Богом независимо от церкви и даже возможность становления человека Бо- гом. Пантеизм по-особому трактует понятие Бога: по существу, он

исключает его участие в творении мира и в делах человека.. В конце XII - начале XIII в. в Европе появилась

секта амальрикан, руководимых преподавателями Парижского университета. Их идеолог, преподаватель философии и теологии Амальрик (Амори) Бенский (ум. 1206), утверждал, что все в мире едино, ибо все - Бог; творец и тварь - одно и то же. Амальрикане не признавали авторитета церкви и духовенства, отвергали папу- "антихриста", католические обряды, аскетизм; они понимали под адом невежество, а под раем - обладание их учением. Церковь публично сожгла руководителей ереси (1210).

Ф.Ассизский (XIII в.), демонстрировавший презрение к богатству, про- возгласил королевой нищету; образ жизни Франциска и его последо- вателей соответствовал идеалу Нищеты. Вместе с тем Франциск выступал против церковного аскетизма: вериг, власяниц, постов, умер- щвления плоти. Природа в его трактовке выступает не как дьявольское искушение, а как источник творческого вдохновения. Идеи и жизнь Франциска способствовали возникновению такого направления в евро- пейской культуре, как францисканская поэзия. Религиозные сюжеты

в ней нередко трактовались как земные, подчеркивалось человеческое начало в Богоматери, в Христе и других религиозных персонажах. Рост научных знании в Европе особенно заметен в XI - XII вв. Расширяется область ма-

тематических, астрономических, медицинских

знаний Деятельность переводчиков ведет к

открытию не только греческой, но и арабской науки. Появляются университеты, в которых осуществляется система образования, обо- собившаяся от церкви. Значительным шагом вперед была концепция

опытного познания природы, разработанная английским философом XIII в. Р. Бэконом (ок. 1214 - 1292), методом познания природы онпровозгласил опыт и наблюдение. Этот метод отличался от теологиче-

ского познания, связанного с поиском символических сверхчувствен- ных значений в явлениях природы. Бэкон был уверен в способности человека не только познать природу, но и создать немыслимые для того времени вещи: колесницы без коней, летательные аппараты, суда, управляемые одним человеком, микроскоп и телескоп.

Свободомыслие В средние века теология и философия тесно в философии переплетались, в значительной мере философия была служанкой теологии Не всякая философия удовлетворялась

ролью служанки теологии. Свободомыслящие

философы искали пути освобождения философии от безраздельной власти теологии, это проявилось в теории двойственной истины. Суть

ее наиболее отчетливо выражена в тезисе: существуют две не- зависимые друг от друга истины - божественная и человеческая, религиозная и философская, которые могут не только не совпадать друг с другом, но и противоречить друг другу. Философская истина

признавалась равноправной с теологической. Эта теория восходит еще к Ибн Сине (980- 1037), затем через Ибн Рушда (1126- 1198) в разных формах распространяется в Европе. О препятствиях на пути

этой теории свидетельствует тот факт, что в 1270 г. в Парижском университете был открыт артистический факультет (от ars - искус- ство), но философии было запрещено оспаривать теологические поло-

жения.Арабский Восток в это время был неоднородным в этническом, конфессиональном и культурном плане, в городах шел интенсивный взаимообмен культур. Именно в городах распространялись светские

знания; мечеть выполняла нередко светские функции: здесь помеща- лась библиотека, проводились дискуссии. В государственных и частных

библиотеках было немало книг из разных областей знаний. Уже через несколько десятилетий после возникновения ислама развернулась острая дискуссия вокруг его основных догм: о несотворенности Корана,

о божественном предопределении, о личности Бога и т. Д

Весьма колоритна фигура П. Абеляра (1079 - 1142). В автобиографическом сочинении "История моих бедствии" он талантливо описал не только трагическую историю своей любви к Элоизе, но и свои фило-

софские убеждения, конфликты с церковью и правоверными схола- стами Католическая церковь дважды осудила его учение как ересь. Принцип П. Абеляра - "понимать, чтобы верить". Абеляр про-

водил четкую границу между верой и знанием. Он усматривает в за- блуждениях веры "величайшие опасности", не видит в ней никакого движения вперед. Философы, по мнению П. Абеляра, используют

разумные доказательства; в отличие от веры, человеческие знания о вещах со временем возрастают; в любом философском обсуждении ав- торитет ставится на последнее место или совсем не принимается во

внимание. П. Абеляр считает самым главным для философа - исследовать истину при помощи разума и следовать во всем его доводам. П. Абеляр пола-

гал, что в Евангелиях кое-что кажется несогласным с истиной, значит, даже в христианстве заключено немало заблуждений. Тенденция к обособлению философии от теологии нашла выра- жение у аверроиста, сторонника теории двойственной истины, препо-

давателя Парижского университета Сигера Брабантского (ок. 1235 -

ок. 1282). Для Сигера Бог - это некая безличная абстракция, которая

Date: 2015-05-09; view: 567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию