Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые системы 6 page





Интегративным же показателем сформировавшейся этничес­кой общности служит этническое самосознание — чувство принад­лежности к определенному этносу. Видную роль в этническом само­сознании играет представление об общности происхождения и исто­рических судьбах входящих в этнос людей, опирающееся на общие генеалогические предания (в сказках, былинах, песнях), участие в исторических событиях (особенно в борьбе против иноземных вра­гов), на связь с «родной землей», с «родным языком».

Сформировавшийся этнос функционирует как целостный со­циальный организм и постепенно воспроизводится путем внутрен­них браков и через систему социализации. Для более устойчивого су­ществования этнос стремится к созданию своей социально-террито-риальной организации племенного или государственного типа. С течением времени отдельные части сформировавшегося этноса могут быть разделены политико-государственными границами. Но и в этих условиях они могут сохранять этническую идентичность. На-

Социальные общности как источник самодвижения 67


пример, сейчас, после распада СССР, существуют отдельно Россия, Украина, Белоруссия, но русские, украинцы и белорусы принадле­жат к одному русскому этносу.

Русский этнос формируется на базе славянского этноса. По­сылкой его формирования служит территория Северного Причерно­морья, куда в результате миграции переселилась значительная часть славянских племен. Формирование русского этноса подчиня­ется всем вышеописанным закономерностям.

Как отмечалось ранее, важнейшим элементом формирования и функционирования любого этноса является такой элемент духовной культуры, как мировоззренческий, включающий в себя мифологиче­ские и религиозные представления. В этих представлениях происхо­дило единение природного и духовного начала, природного и духов­но-нравственного мира человека. Мировоззрение русского этноса на­чало складываться на основе языческих верований славян, которые нашли свое отражение в мифах, сказаниях, былинах в догосударст-венный период его существования. Наиболее значительным в языче­ских верованиях древних славян был культ бога Рода, олицетворяю­щего начало жизни, продолжение рода. Род в этих верованиях пред­ставлялся в качестве вселенского божества, носящего космический характер. Наряду с Родом древние славяне выделяли три сферы: не­бесную, земную и подземную. Небесная сфера была представлена Даждь-богом — божеством света, солнца, подателем благ, родона­чальником русских людей, а также Перуном — богом грозы и молнии, покровителем волков. Земная сфера включала Мокошь — мать уро­жая, хозяйку «рога изобилия», и Ладу — покровительницу весенней, пробуждающей силы. Подземный мир, в котором покоятся предки, представлен богом елесом. Верования древних славян воплощались в обрядах, праздниках и т. д.

Коренной сдвиг в формировании русского этноса произо­шел в середине IX в. С этого времени начинает формироваться, считают исследователи, высшая форма русского этноса — рус­ская пация. Оригинальную концепцию основных черт и условий формирования русской нации предложил П. А. Сорокин. Соглас­но Сорокину, нация является многообразной (многофункцио­нальной) солидарной, организованной, полузакрытой социаль-покультурной группой, по крайней мере, отчасти осознающей факт своего существования и развития. Эта группа состоит из индивидов, которые: 1) являются гражданами одного государст­ва; 2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой исто­рии этих индивидов и их предшественников; 3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки. П. А. Со­рокин подчеркивает, что сами по себе государственные, языко­вые, культурные и территориальные общности еще не дают на­ции. Только тогда, когда группа индивидов принадлежит к едино­му государству, связана общим языком и территорией, она действительно образует нацию.


Русская нация в указанном смысле возникла как нация с момен­та образования Русского государства в середине IX в. Совокупность основных черт русской нации включает ее сравнительно длительное существование, огромную жизнеспособность, замечательное упорст­во, выдающуюся готовность ее представителей идти на жертвы, а так­же необычайное территориальное, демографическое, политическое, социальное и культурное развитие в течение ее исторической жизни.

Огромное влияние на формирование русской нации оказало принятие в конце X века православия в качестве государственной религии Киевской Руси (знаменитое крещение на Днепре в 988 г. князем Владимиром своих подданных). По мнению П. А. Сорокина, основные черты русского сознания и все компоненты русской куль­туры и социальной организации представляли собой идеологичес­кое, поведенческое и материальное воплощение установок право­славия с конца IX до XVIII века. Позднее на формирование русской нации начали оказывать влияние различные моменты светской сфе­ры жизни, в том числе и западной культуры.

Основополагающей идеей национальной духовности русской нации на протяжении многих веков ее существования была идея еди­нения русских земель. Первоначально эта идея рассматривалась как идея возвышения национально-государственного начала, преодоле­ния феодальной раздробленности. Эта идея слилась с идеей противо­борства иноземным захватчикам, татаро-монгольским завоевателям, ослаблявшим экономику, торговлю, разоряющим русские города и се­ла, уводившим в неволю родных и близких, оскорбляющих нравствен­ное достоинство русских людей. Позднее развитие духовно-нравст­венных основ русской нации тесно связано с собиранием русских зе­мель вокруг Москвы, преодолением зависимости от ига Золотой Орды, формированием могучего самостоятельного государства.

История свидетельствует, что становление и развитие рус­ской нации не было гладким. Случались подъемы и падения. В род­ной истории были периоды, когда она на время утрачивала свою го­сударственную самостоятельность (татаро-монгольское завоева­ние), переживала глубокий духовно-нравственный кризис, падение нравов, всеобщий разброд и шатание (как в «Смутное время» XVI в. или период революции и гражданской войны начала XX в.). Но все же русская нация находила в себе силы преодолеть эти трудности и выйти из них с честью. Имеющая более чем тысячелетнюю историю нация сохраняет высокий потенциал для своего развития.


 

тема 7

Личность как субъект и объект общественных отношений

1/ Понятие личности. Личность как субъект общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества

2/ Ролевые теории личности. Социальный статус

3/ Формирование личности в процессе социализации.

Отклоняющееся поведение личности

1

Понятие личности. Личность как субъект

общественных отношений. Взаимоотношение личности и общества

Первичным агентом социального взаимодействия и отношений явля­ется личность. Что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность». Понятие «человек» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и спо­собностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой ис­торически развивающейся общности, как человеческий род (homo sapiens), человечество, которое отличается от всех иных материаль­ных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Бла­годаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах ис­торического развития, во всех точках земного шара остается тождест­венным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус. Итак, существует человечество как специфическая матери­альная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества выражается понятием «ин­дивид». Индивид — это единичный представитель человеческого ро­да, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный че­ловек». При такой постановке вопроса не фиксируются как особенно­сти действия различных биологических факторов (возрастных осо­бенностей, пола, темперамента), так и различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью абстрагироваться от действия этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие различия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и более развитых истори­ческих эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и ис-


торического развития, наряду с понятием «индивид» используют и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состоя­ния для онто- и филогенеза человека, личность — итог развития ин­дивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук, прежде всего, философии, психологии и социологии. Филосо­фия рассматривает личность с точки зрения ее положения в мире как субъекта деятельности, познания и творчества. Психология изу­чает личность в качестве устойчивой целостности психических про­цессов, свойств и отношений: темперамента, характера, способнос­тей, волевых качеств и т. д.

Социологический же подход выделяет в личности социальнотипи-ческое. Основная проблематика социологической теории личности связа­на с процессом формирования личности и развития ее потребностей в не­разрывной связи с функционированием и развитием социальных общно­стей, изучением закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Здесь сформулированы некоторые наиболее общие принципы подхода к изучению личности в социологии. Однако социология содержит множест­во теорий личности, которые отличаются друг от друга кардинальными методологическими установками. Теория личности как субъекта и объ­екта деятельности и общения в марксистской социологии, ролевая тео­рия личности Ч. Кули, Р. Дарендорфа, Р. Минтона, Р. Мертона и др.

В марксистской теории личности главный акцент смещен в сто­рону взаимодействия личности и общества. Личность, с точки зрения этого подхода, рассматривается как целостность социальных качеств человека, как выражаются авторы учебника «Социология» под ред. Г. В. Осипова: «Определенным образом реализованная в индивиде ин­теграция социальных отношений данного общества», продукт истори­ческого развития, результат включения индивида в социальную систе­му посредством активной предметной деятельности и общения. На ри­сунке 2а. в детальном виде показана связь «общие социальные условия — личность как объект». Эта схема дана в монографии российского со­циолога В. А. Ядова «Социологические исследования: методология, программа, методы». Общие социальные условия, прежде всего, представлены экономическими отношениями, от которых зависит со­циальная структура общества, т. е. разделение на классы, социальная дифференциация, закрепление общественного разделения труда. Со­циальная структура общества - это основа социальных отношений.

Далее даны идеологические отношения как компонент общих социальных условий, а также духовная культура аккумулирующая исторически сложившиеся традиции и обычаи данного общества. Социальная структура и общественное разделение труда, по мне­нию марксистской социологии, является главным элементом обу­словливающим все социальные отношения и отношения в духовной сфере, ибо они определяют специфику интересов различных клас­сов и социальных слоев общества.

Личность в общественных отношениях 71


Личность


Пол


Объективные социальные функции,пред­писания, заданные соци­альным положением


Возраст:

стадия

жизненного

цикла


Социальное положение индивида: принадлежность к социальной группе и его место в системе социальных позиций и общественных связей

Ближайшее социальное окружение


Характер, содержание и условия труда


Условие быта как условие жизненной среды


Date: 2015-05-09; view: 622; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию