Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мировые системы 3 page





Становление и основные этапы исторического развития социологии 35


В этой работе автор обобщил значительный статистический матери­ал в личные наблюдения, касающиеся социального и экономического положения рабочих и крестьян в различных губерниях России. За­метным событием в развитии социальной мысли России была двух­томная работа Ю. Янсона «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств (1878 - 1880 гг.)», в которой автор представил богатый фактический материал о социальных процессах в послереформной деревне. Большое влияние на развитие социоло­гии в России оказала опубликованная в 1899 году книга В. И. Ленина «Развитие капитализма в России». В первый период появляются также крупные работы российских социологов А. Богданова, В. Шу-лятикова, П. Сорокина, К. Тахтарева, посвященные проблемам соци­альной стратификации, теории классов.

Второй период развития социологической мысли в России ха­рактеризуется нарастанием процесса институционализации, при­обретением социологической наукой статуса социального института. В1918-1919гг. в Петроградском и Ярославском университетах были созданы кафедры социологии, введена ученая степень по социоло­гии. В 1919 г. был учрежден Социологический институт. В 1920 г. в Пе­троградском университете при факультете общественных наук бы­ло создано социологическое отделение, во главе которого стал Пити-рим Александрович Сорокин (1889 - 1968) — крупный ученый и общественный деятель, внесший существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. П. А. Сорокин — один из лиде­ров правого крыла партии эсеров, после Февральской революции 1917 года — секретарь Керенского, с 1920 г. — профессор Петроград­ского университета, в 1922 г. в числе большой группы российской ин­теллигенции по решению ЦК ВКП(б) выслан из России за границу. Жил и работал в США, где и опубликовал ряд крупных работ. Один из родоначальников теории социальной стратификации и социаль­ной мобильности (об этих теориях речь пойдет позже в соответству­ющих разделах). На втором этапе продолжается развитие теорети­ческой социологии. В 20-х годах издается обширная социологичес­кая литература: Сорокин П. А. «Основы социологии» (в 2-хтт., 1922 г.), Хвостов В. М. «Основы социологии. Учение о закономерностях об­щественного процесса» (1928 г.), Бухарин Н. А. «Теория историчес­кого материализма. Популярный учебник марксистской социоло­гии» (1922 г.), Салынский М. С. «Социальная жизнь людей. Введение в марксистскую социологию» (1923 г.) и др. Основная направлен­ность этих работ состояла в выявлении соотношения истории рус­ской социологической мысли и социологии марксизма, в стремлении сформулировать оригинальную социологию марксизма и опреде­лить ее место в системе марксизма.

Наряду с разработкой теоретических вопросов разворачивались эмпирические социологические исследования. Центральное место в них занимают исследования по социальным и социально-психологическим проблемам труда и быта рабочих и крестьян. В этой области наиболее пло­дотворно работали А. К Гастев, С. Г. Струмилин, А. Ф. Журавский и др. В тот


же период активно разрабатывались социальные проблемы города, наро­донаселения и миграции (Н. Анцифиров, А. Годулов, Б. Смулевич и др.), со­циальные проблемы культуры (И. Загорский, Н. Трояновский, Р.Елизаров).

В 30-х годах марксизм окончательно утвердился в качестве идеологической основы общества, социология была объявлена фило­софской наукой. Было провозглашено, что «исторический материа­лизм — это и есть социология марксизма», и, следовательно, эмпири­ческие конкретно-социологические исследования, как несовмести­мые со спецификой философской теории, выводились за пределы социологии. Это была теоретическая предпосылка разгрома социоло­гии и ее полного упадка в СССР. Практическая же предпосылка упад­ка связана с идеологией тоталитаризма. Социологические исследова­ния, как научные исследования, опирающиеся на точные факты, бы­ли не нужны тоталитарному режиму, так как они вступали в противоречия с пропагандой так называемых «социалистических за­воеваний». Начиная с этого времени, осуществляется идеологизация всей общественной жизни, в том числе и науки. Социология как соци­альный институт полностью прекращает свое существование. От­дельные ее проблемы развиваются в рамках смежных дисциплин: ис­торического материализма, демографии, статистики, психологии.

Возрождение социологии как науки начинается в конце 50-х—на­чале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессио­нальную структуру работников, их отношение к труду. Большое распро­странение получило«социальное планирование», составление планов со­циального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики со­циологического исследования, приобретены навыки проведения социо­логических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология вновь восстанавливает статус соци­ального института. В середине 1960 года было создано первое социо­логическое учреждение — отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических ис­следований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на фи­лософском факультете МГУ — кафедра конкретно-социологических исследований. В 1969 году был создан институт конкретно-социоло­гических исследований АН СССР с отделениями в союзных респуб­ликах и крупных региональных центрах: Свердловске, Новосибир­ске, Ленинграде. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». С 1988 г. образованы соци­ологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердлов­ском, Киевском университетах. В настоящее время существует ряд академических, вузовских и независимых социологических центров, проводящих широкие эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.


тема 3

Общество как целостная система

1/ Понятия общества и системы, социальных связей,

социального взаимодействия, социальных отношений.

Системный анализ общественной жизни

2/ Общество с позиций социального детерминизма и функционализма

3/ Концепция общества в индивидуализме.

Индивидуалистические

теории социального взаимодействия

1

Понятия общества и системы, социальных связей,

социального взаимодействия, социальных отношений.

Системный анализ общественной жизни

На протяжении всей истории социологии одной из важнейших ее проблем была проблема: что представляет собой общество? Социо­логия всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как воз­можно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огром­ному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Рас­смотрение этой проблемы и является нашей задачей в этой теме.

Начнем с того, как социология трактует понятие «общество». Э. Дюркгейм рассматривал общество как надындивидуальную духов­ную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М. Веберу, общество — это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей, действий. Крупный американский социолог Т. Парсонс определял об­щество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К. Маркса, общест­во — это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Очевидно, что во всех этих определениях в той или иной степе­ни выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обще­ству называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать тео­рией общества.

Рассмотрим основные принципы системного подхода к обще­ству. Для этого необходимо определить основные понятия. Система — это определенным образом упорядоченное множество элементов,


взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной системы, материальную основу ее организации определя­ют состав, набор элементов.

Социальная система — это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчи­вый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь — это набор фактов, обусловливающих сов­местную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавлива­ются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т. д.

Социальное взаимодействие — это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм со­циального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к станов­лению новых социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индиви­дами и социальными группами.

Итак, общество складывается из множества индивидов, их со­циальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рас­сматривать общество как простую сумму индивидов, их связей, вза­имодействий и отношений? Сторонники системного подхода к анали­зу общества отвечают: «Нет». С их точки зрения, общество — это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне об­щества индивидуальные действия, связи и отношения образуют но­вое, системное качество. Системное качество — это особое качест­венное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные взаимодействия и отношения носят на­дындивидуальный, надличностный характер, то есть общество — это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застает опреде­ленную структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в нее. За счет чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными являются коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и суб­ординацию элементов. Координация — это определенная согласован-

Общество как целостная система 39


ность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, кото­рый обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация —это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфиче­ское место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, в результате общество становится целостной системой с качествами, которых нет ни у одного из включенных в него элемен­тов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социаль­ная система приобретает определенную самостоятельность по отно­шению к составляющим ее элементам, относительно самостоятель­ный способ своего развития.

Общество с позиций социального детерминизма

и функционализма

Системный подход к обществу дополняется в социологии детерми­нистским и функционалистским. Детерминистский подход ярче все­го выражен в марксизме. С точки зрения этого учения, общество как целостная система состоит из следующих подсистем: экономической, социальной, политической и идеологической, каждую из которых, в свою очередь, можно рассматривать как систему. Чтобы отличить эти подсистемы от собственно социальной, их называют социетальными. Во взаимоотношении между этими системами главенствующую роль играют причинно-следственные связи. Это означает, что каждая из этих систем существует не сама по себе, а, согласно марксизму, нахо­дится в причинно-следственной зависимости от других систем. Все эти системы представляют собой иерархичную структуру, то есть на­ходятся в соотношении субординации, подчиненности в том порядке, как они перечислены. В марксизме четко указывается на зависи­мость и обусловленность всех систем от особенностей экономической системы, в основе которой лежит материальное производство, бази­рующееся на определенном характере отношений собственности.

Однако марксизм — противник упрощенной трактовки соци­ального детерминизма. Он не стремится свести все богатство общест­венных отношений к экономической обусловленности. С точки зре­ния марксизма, экономическая система является лишь главной при­чиной, она лишь «в конечном счете» определяет развитие других систем общественной жизни. В марксизме подчеркивается обратная связь всех социентальных систем. Каждая последующая система оказывает обратное воздействие на предыдущие. Взаимное воздей­ствие непосредственно связанных между собой социентальных сис­тем носит диалектический характер. В результате такого подхода общество рассматривается в марксизме как живой, находящийся в постоянном движении и развитии организм, в изучении которого ве­дущую роль играет анализ производственных отношений.

Детерминистский подход дополняется в социологии функци­ональным. Марксизм также является сторонником функциональ­ного подхода. В марксизме принято различать суммативные, орга-


нические и целостные системы. Общество как система складывает­ся при переходе от органической к целостной системе. Развитие ор­ганической системы состоит в саморасчленении, дифференциации, которую можно охарактеризовать, как процесс формирования но­вых функций или соответствующих элементов системы. В общест­венной системе формирование новых функций происходит на осно­ве разделения труда. Движущей силой этого процесса являются об­щественные потребности. Производство средств, необходимых для удовлетворения потребностей, и непрерывное порождение новых потребностей К. Маркс и Ф. Энгельс называли первой предпосылкой человеческого существования. Итак, на основе этого развития по­требностей и способов их удовлетворения общество порождает из­вестные функции, без которых оно не может обойтись. Предназна­ченные для выполнения этих функций люди образуют новую от­расль разделения труда. Тем самым эти люди приобретают особые интересы, в том числе и по отношению к тем, кто «уполномочил» их на этот вид деятельности, т. е. они становятся относительно самосто­ятельными по отношению к ним. Так, по мнению марксистов, над сферой материального производства надстраиваются социальная, политическая и духовная сферы, выполняющие свои специфичес­кие функции.

Однако, как отмечалось выше, для марксизма более характе­рен детерминистский подход к объяснению общественной жизни. Идеи функционализма в большей мере присущи англо-американ­ской социологии. Основные положения функционализма были сфор­мулированы английским социологом Г. Спенсером (1820 - 1903) в его трехтомном труде «Основание социологии» и развиты английским этнографом А. Рэдклифф-Брауном и американскими социологами Р. Мертоном, Т. Парсонсом.

Рассмотрим же вкратце, в чем состоят основные принципы функционального подхода по Г. Спенсеру:

1) Так же, как сторонники системного подхода, функционали­сты рассматривали общество как целостный, единый организм, со­стоящий из множества частей: экономической, политической, воен­ной, религиозной и т. д.

2) Но при этом подчеркивали, что каждая часть может сущест­вовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции.

3) Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же вместе они направлены на поддержание устойчивости общества и воспроизводство человечес­кого рода.

4) Поскольку каждая из частей общества выполняет только ей присущую функцию, то в случае нарушения деятельности этой час­ти, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее дру­гим частям восполнить нарушенные функции.

5) Спенсер придавал большое значение социальному контро­лю. Социальная система, по его мнению, сохраняет стабильность,

Общество как целостная система 41


главным образом, потому, что она содержит в себе элементы контро­ля. Сюда входят политическое управление, органы правопорядка, религиозные институты и моральные нормы.

По мнению Г. Спенсера, социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми» создает государство, «страх перед мертвыми» — церковь. Главным же условием сохранения общественной целостности явля­ется согласие большинства общества с принятой в нем системой цен­ностей.

Функционализм в социологии получил свое развитие в рабо­тах Р. Мертона. Разделяя основные принципы функционализма, сформулированные Г. Спенсером, Р. Мертон внес в эту концепцию ряд уточнений:

1) Как одно явление может иметь различные функции, так и одна и та же функция может выполняться различными явлениями.

2) Р. Мертон вводит понятие дисфункции, то есть разрушаю­щей функции. Он утверждает, что одни и те же элементы могут быть функциональными по отношению к одним системам и дисфункцио­нальны по отношению к другим.

3) Р. Мертон вводит различия между явными и скрытыми (ла­тентными) функциями. Явная функция — это то следствие, которое вызвано намеренно и признано в качестве такового. Латентная функция — это то следствие, вызвать которое не входило в намере­ние действующего лица, и оно не знает, что вызвало его.

Значительным этапом в развитии методологии функциона­лизма является структурный функционализм Т. Парсонса. По Пар-сонсу, любая общественная система имеет две основные ориента­ции, которые он называл «осями ориентации». Первая ось — внеш­нее-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось - инструментальное-консумоторное. Это оз­начает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, ак­туальными, либо с долговременными, потенциальными потребнос­тями и целями.

Из положения этих осей в крестообразных таблицах возника­ет набор из четырех основных функциональных категорий: адапта­ции, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функ­цию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения — политическая подсистема, функцию интеграции — правовые институты и обычай, функцию воспроизводства струк­туры — система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.

Функционализм широко используется в эмпирических науч­ных исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся иных методологических установок, подчеркивают три главных недостат­ка функционализма:


1) Внеисторический подход к изучению общества. Общество в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.

2) Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеоло­гическую ориентацию на стабильность, в то время, как в современ­ном обществе происходит масса социальных конфликтов.

3) Неспособность должным образом отразить в социальном ин­дивидуальное.

3

Концепция общества в индивидуализме.

Индивидуалистические теории социального взаимодействия

Решение последней проблемы, зафиксированной критиками функ­ционализма, взяли на себя представители методологии индивидуа­лизма Дж. Хоманс, Дж. Линд, Г. Блумер и др. Основная идея методо­логии индивидуализма сводится к следующему: всякое социальное явление, в том числе и общественная жизнь, может быть объяснено через совокупность индивидуальных действий. Следовательно, за­дача социологической науки состоит, прежде всего, в объяснении, что такое индивидуальное действие и что такое совокупность инди­видуальных действий.

С точки зрения представителей индивидуализма, схема дей­ствия включает в себя следующие элементы:

1) действующее лицо, т. е. индивида или группу;

2) вовлеченность в ситуацию, которая характеризуется нали­чием определенной доли принуждения;

3) преследование какой-либо цели через действие;

4) манипулирование ресурсами для достижения цели;

5) более или менее четко обозначенное поведение.

Что же такое совокупность индивидуальных действий? Объ­яснение этому явлению предлагает ряд теорий социального взаимо­действия. Одной из таких теорий является, теория социального об­мена американского социолога Дж. Хоманса. Джордж Хоманс делает упор на влияние на поведение людей вознаграждений и затрат. Он сформулировал следующие положения своей теории:

1) Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.

2) Если в прошлом получение вознаграждения происходило в оп­ределенной ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию.

3) Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.

4) Когда потребности человека почти полностью удовлетворе­ны, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удов­летворения.

Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде системы постулатов:

1) Индивиды всегда стремятся к максимализации личных вы­год, что вытекает из эгоистической природы человека.

Общество как целостная система 43


2) Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.

3) Индивиды, обнаруживающие свое участие в «несправедли­вых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.

4) Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем
сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справед­
ливые» отношения.

Таким образом, центральное место в этой теории занимает ка­тегория «справедливое отношение», определяемая как пропорцио­нальность вкладов и результатов участников взаимодействия. До­стижение социальной справедливости преподносится сторонника­ми этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. Другой теорией, базирующейся на методологии индивидуализма, является символический интеракционизм (от англ. interaction — взаимодействие). Наиболее видные представители символического интеракционизма — Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид утверждал, что поведение индивида — это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаи­модействия. Различные социальные группы вырабатывают различ­ные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют свое значение.

Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в про­цессе которого люди прослеживают, интерпретируют намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключа­ется в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление соци­альной связи, коммуникация становятся возможными благодаря то­му, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж. Миду, социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» — это индивидуальное сознание. «Мы» — это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я» — это всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Со­циальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндиви­дуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символиче­ских содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимо­действия, в которых она участвует.

Таким образом, в объяснении вопроса, что собой представляет общество, каковы механизмы его образования и функционирования, социология располагает рядом методологических подходов, которые нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоре­чие. Однако все концепции общества придают важнейшее значение в формировании его как целостной системы роли культуры. В чем же конкретно состоит эта роль, предстоит рассмотреть в следующей теме.


 

тема 4 К улътура в общественной системе

1/ Культура как объект социального познания

2/ Основные элементы культуры. Понятие и виды субкультур

3/ Взаимодействие культуры и экономики.

Социальные функции культуры

1 Культура как объект социального познания

Термин «культура» латинского происхождения и первоначально оз­начал возделывание почвы, ее обрабатывание. Первоначально под культурой понимались все изменения в природном объекте, проис­ходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. В дальнейшем слово «культура» получило обобщенное значение и им стали называть все созданное человеком. При таком подходе культура предстает как со­творенная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естественной природой, как весь созданный человеком мир. Культу­ра включает в себя результаты материального и духовного произ­водства. Это общефилософский подход к культуре.

В социологии под культурой в широком смысле этого слова пони­мают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия лю­дей со средой существования, которые они вырабатывают в совмест­ной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения. В узком смысле культура трактуется в социологии как систе­ма коллективно разделяемых ценностей, убеждений, образцов и норм поведения, присущих определенной группе людей. Можно сказать, что «культура — это коллективное программирование человеческого разу­ма, которое отличает членов данной группы людей от другой».

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамич­ное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, со­хранение и распространение предметов, идей, ценностных представ­лений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных соци­альных ситуациях. Объектом социологического исследования явля­ются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры,


устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы. В этом кон­тексте социология изучает широко распространенные, устойчивые и повторяющиеся во времени многообразные формы отношений членов социальных общностей, групп и общества в целом с природным и соци­альным окружением, динамику развития культуры, которая позво­ляет определить уровень развития культуры сообществ и, следова­тельно, говорить об их культурном прогрессе или регрессе.

Каждое конкретное сообщество (цивилизация, государство, народность и т. д.) создает на протяжении многих веков свою собст­венную гигантскую суперкультуру, которая сопровождает индиви­да на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поко­ление. В результате в историческом процессе возникает множество культур. Перед социологами встает проблема определить, сущест­вует ли что-то общее в человеческой культуре или, выражаясь науч­ным языком, существуют ли культурные универсалии. Американ­ский социолог и этнограф Джордж Мердок выделил более 60 куль­турных универсалий, свойственных всем обществам: язык, религию, символы, изготовление орудий труда, сексуальные ограничения, обычай дарить подарки, спорт, нательные украшения и т. д. Эти уни­версалии существуют потому, что они удовлетворяют наиболее важные биологические, психологические и социальные потребности.

Важной проблемой социологии является оценка людьми другой культуры. Зачастую люди склонны оценивать другие культуры через призму своей собственной. Такая позиция называется этноцентриз­мом. Этноцентризм - весьма широко распространенное явление. Яр­ким проявлением этноцентризма является всякого рода миссионер­ская деятельность, начиная от попыток насадить свои верования, свою религию покоренным народам в период колонизации и кончая совре­менными устремлениями навязать «американский образ жизни» в Европе, или «советский образ жизни» в других странах мира.

Date: 2015-05-09; view: 608; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию