Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Формы и разновидности культуры





Культуру можно классифицировать по происхождению, характеру и уровню развития. Выделяю три формы: элитарную, народную и массовую.

1) Элитарная (или высокая) включает классическую музыку, высокохудожественную литературу, поэзию, изящное искусство и т.д. Эта культура ориентированна на избранный круг ценителей и знатоков искусства. (В этот круг могут входить не только занимающиеся профессионально искусством и культурой, но и те, кто получает от общения с искусством эстетическое наслаждение).

2) Народная культура возникает стихийно и чаще всего не имеет конкретных авторов. В ее состав входят мифы, легенды, песни, танцы, пословицы, ремесла, т.е. все то, что принято называть фольклором. (Можно выделить две характерные особенности фольклора: он локализован, т.е. связан с определенной местностью и демократичен, поскольку в его создании принимают участие все желающие.)

3) Массовая культура возникает в ХХ веке в условиях коммерциализации искусства и развития технологий массовой коммуникации. Продукция массовой культуры распространяется среди всех слоев общества и ориентирована на удовлетворение сиюминутных запросов людей. Главная функция массовой культуры – компенсаторно-развлекательная. Типичные примеры – шлягеры, сериалы, боевики, реклама и т.д. (В настоящее время массовая культура все больше превращается в особый вид бизнеса).

 

Наряду с формами культуры социологи выделяют разновидности культуры: доминирующая культура, субкультура и контркультура.

- Доминирующая культура. Совокупность убеждений, ценностей, норм, которые принимаются большинством членов общества. Данное понятие отражает культурную основу общества (без нее не может существовать ни одно общество).

Однако в обществе существует множество групп, каждая из которых может иметь свою особую систему ценностей, в зависимости от возраста, рода занятий, профессии, национальности и т.д. Культурная специфика этих групп выражается понятием субкультура.

- Субкультура – это особая система культурных ценностей и норм, присущая определенной социальной группе и отличающаяся в той или иной степени от доминирующей культуры. (Любая субкультура предполагает свои правила поведения, свой стиль одежды, манеру общения.)

Социологами отдельно оценивается активность индивида в субкультуре. Так, например, субкультурная активность молодежи зависит от уровня образования (чем ниже уровень образования, тем выше активность); от возраста (пик активности приходится на 16-17 лет, спад – 21-22 г.); от места жительства (в городе выше активность, чем в сельской местности). Субкультурные группы молодежи также характеризуются многообразием. Например, музыкальные, спортивные фанаты, металлисты, культуристы и т.п.

- Под контркультурой понимается такая субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но и находится по отношению к ней в состоянии открытого конфликта. Ярким проявлением контркультуры было движение «хиппи». Это движение труд объявляло нежелательным, семью – пережитком, патриотизм – ненормальностью, стремление к приобретению материальных благ – недостойностью. Тем самым под сомнения ставились основные культурные ценности общества.

 

 

Роль культуры как фактора социальных изменений особо возрастает в периоды общественных реформ. Это особо видно в современной России, где идет процесс смены доминирующей ценностной системы общества.

Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – что культурные процессы влияют на реформы. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку. Т.е. через культуру принимаются и одобряются общественные реформы. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, институты культуры зачастую находятся в противоречии с ходом социальных реформ. У большинства членов общества сохраняются прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам. С другой стороны, возникли новые субкультуры, входящие в противоречие с прежними ценностями. (предприниматели, шоу-бизнес, финансовая элита).

До сих пор не выработана система ценностей, норм, необходимых для развития общества. Автоматическое перенесение ценностей западной цивилизации на почву России вызвало или полное неприятие большинством населения или искаженное их понимание (конкуренция понимается как криминальное разбирательство). Поэтому сейчас существует большая потребность в создании новой культурной модели и культурной политики, которая могла бы объединить общечеловеческие ценности (такие как гуманизм, сопереживание, патриотизм) с ценностями рыночной экономики (такими как конкуренция, опора на собственные силы, достижение успеха).

В этом плане культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной деятельности общества.

 

 


Лекция.

Тема: Социология личности

1. Социологические концепции личности

2. Социальная типология личности

3. Социализация личности.

(4. Девиантное поведение

5. Социальный контроль)

 

Date: 2015-05-08; view: 503; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию