Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Концентрация производства





План

1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации.

2. Преимущества и недостатки крупного производства.

3. Оптимизация размеров предприятия.

4. Современные направления развития концентрации в Республике Беларусь.

 

1. Сущность, формы и показатели уровня концентрации.

Концентрация — это форма организации производства, на­правленная на увеличение выпуска продукции или оказание услуг на одном предприятии.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путём:

■ увеличения количества машин, оборудования, технологи­ческих линий на прежнем техническом уровне;

■ применения машин и оборудования с большей единич­ной мощностью;

■ одновременного увеличения количества машин, оборудова­ния как прежнего технического уровня, так и более современного;

■ развития комбинирования взаимосвязанных производств.

Концентрация производства имеет четыре формы: укрупне­ние предприятий, концентрация специализированного, коопе­рированного или комбинированного производства.

Укрупнение предприятий - сосредоточение производства на крупных предприятиях - определяется научно-техническим прогрессом (ростом производительности машин, агрегатов, ап­паратов, совершенствованием техники, управления и т.п.) и ростом объемов выпускаемой продукции.

Концентрация специализированного производства — сосредото­чение (концентрация) однородного производства, которое по своему типу является, например, массовым или крупносерийным.

Концентрация кооперированного производства — расшире­ние прямых производственных связей между предприятиями (объединениями), участвующими в совместном изготовлении определенной продукции.

Концентрация комбинированных производств - соединение разных производств, представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, комплексную переработку сырья или использование отходов производства на одном предпри­ятии (комбинате).

Одной из самых сложных и перспективных форм развития концентрации в рыночных условиях является диверсификация производства. Она означает одновременное развитие других видов производства, расширение номенклатуры и ассортимен­та производимой продукции в рамках одного предприятия. Ди­версификация как метод хозяйствования направлена на сниже­ние риска путем распределения его между несколькими риско­выми товарами таким образом, что повышение риска от прода­жи одного товара означает снижение риска от продажи другого. Диверсификация выражает процесс расширения ак­тивности предприятия, которое использует собственные на­копления не только для поддержания и развития традиционно­го производства, но и на освоение новых видов продукции, со­здание новых производств продукции и услуг. Диверсифициро­ванным считается предприятие, когда более 30% общего объема продаж приходится на товары и услуги, не связанные с традиционной деятельностью предприятия.

В условиях перехода страны на рыночные отношения акту­альность диверсификации производства на предприятиях рез­ко возрастает. Это связано со стремлением хозяйствующих субъектов обезопасить себя от критического риска, банкрот­ства и получить максимальную прибыль.

Диверсификация производства наиболее эффективна, если она осуществляется на основе комбинирования производства, что способствует:

■ большей выживаемости хозяйственного субъекта в усло­виях рынка;

■ более полному и эффективному использованию ресурсов предприятия;

■ наиболее полному насыщению рынка необходимыми то­варами и услугами;

■ проведению антимонопольной политики.

Формы организации производства часто дополняют одна другую, и только системный подход к их рассмотрению может обеспечивать эффективные решения по их использованию. Од­нако наиболее целесообразным направлением развития кон­центрации является интенсивный путь, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощнос­ти машин и оборудования.

Различают абсолютную и относительную концентрацию. Абсолютная концентрация характеризует размеры производ­ства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следую­щие показатели: объем выпуска продукции (основной показа­тель); среднегодовая стоимость основных производственных средств; среднесписочная численность работающих.

Относительная концентрация характеризуется распределе­нием общего объема производства или определенного ресурса в отрасли между предприятиями различных размеров. Относи­тельная концентрация определяется следующими показателя­ми: доля выпуска продукции отдельного предприятия (или группы предприятий) (Vnp) в объеме ее выпуска в отрасли (dv), доля среднесписочной численности работающих на предпри­ятии (или группе предприятий) ЧППП в отрасли (dp); доля ос­новных производственных фондов (ОПФ) (dф) и их активной части (ОПФакт) отдельного предприятия (или группы предпри­ятий) в отрасли (dФакт); доля предприятий (или группы пред­приятий) на рынке продаж d прод). Эти показатели определя­ются по формулам:

; ; ;

;

Основными показателями уровня концентрации производ­ства являются размеры предприятий, определяемые: годовым выпуском продукции; среднегодовой численностью работаю­щих; среднегодовой стоимостью основных фондов; потребле­нием электроэнергии за год; удельным весом крупных предприятий в выпуске продукции всей отраслью в сопоставлении со средним размером предприятия в отрасли. Для характерис­тики уровня концентрации производства в отраслях, произ­водящих один вид продукции, используются натуральные по­казатели.

В отраслях промышленности (машиностроение, химиче­ская, легкая, пищевая и другие отрасли), в которых выпускает­ся разнообразная продукция, уровень концентрации произ­водства определяется в стоимостных показателях. Например, удельным весом крупных производств в общем выпуске про­дукции за год по реализованной продукции в сопоставимых це­нах или удельным весом основных производственных фондов крупных предприятий в отрасли. Высокий уровень концентрации производства отмечается в топливной промышленности, черной и цветной металлургии, химической и нефтехимической, стекольной и фарфорофаянсовой промышленности.

В некоторых отраслях с многономенклатурной продукцией уровень концентрации может определяться также в натураль­ных или условно-натуральных измерителях, например сахар-песок — в тоннах, консервы — в условных банках, минеральные удобрения — в условных единицах (в пересчете на 100% пита­тельных веществ), тракторы — в штуках и по мощности двигате­ля — в лошадиных силах и т.п.

 

2. Преимущества и недостатки крупного производства.

При определении уровней концентрации производства учиты­вается влияние внутрипроизводственных и внешних факторов.

К внешним факторам относятся транспортная инфраструк­тура, размеры сырьевой базы, наличие или возможность привле­чения рабочей силы, водные ресурсы, климатические условия.

Внутрипроизводственные факторы определяются оптималь­ными размерами производства продукции и предприятий с точки зрения максимального использования производствен­ных ресурсов.

К числу как внутрипроизводственных, так и внешних фак­торов концентрации производства относится научно-техниче­ский прогресс.

Крупные предприятия по сравнению со средними и мелки­ми имеют определенные преимущества и недостатки.

Преимущества крупных предприятий:

■ они являются проводниками научно-технического про­гресса, так как обеспечивают возможность осуществления все­го цикла наука—производство;

■ на них легче создаются условия для внедрения и исполь­зования современного и высокопроизводительного оборудова­ния, более совершенной технологии, что приводит к снижению себестоимости единицы выпускаемой продукции, обеспече­нию экономического эффекта;

■ на них достигается наибольший эффект от применения современных информационных технологий и ЭВМ;

■ они обеспечивают концентрацию капитала в целях исполь­зования его для инвестиций и расширенного воспроизводства;

■ они создают лучшие предпосылки для применения более совершенных форм и методов организации производства и труда;

■ они имеют больше возможностей для углубления разделе­ния и кооперации труда;

■ на них с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к сниже­нию издержек производства.

Недостатки крупных предприятий:

■ увеличение транспортных расходов по доставке сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и от­правке готовой продукции потребителям вследствие возраста­ния радиуса транспортировки;

■ необходимость больших инвестиций на сооружение круп­ных предприятий и продолжительный срок их строительства;

■ усложнение процесса управления;

■ повышение нагрузки на природную среду;

■ потенциально они способствуют нарушению принципа равномерного территориального размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;

■ возможность монополизации производства.

Соответственно малые предприятия и малый бизнес имеют следующие преимущества:

■ малый бизнес позволяет оперативно заполнить имеющи­еся ниши рынка и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;

■ для создания малых предприятий не требуются крупные инвестиции с длительным сроком их использования;

■ развитие малого бизнеса — действенное направление ан­тимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

■ малыми предприятиями проще управлять;

■ малые предприятия могут быстрее апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производ­ства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;

■ развитие малого бизнеса позволяет в значительной степе­ни решить или смягчить проблему безработицы;

■ с развитием малого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилиза­ции экономики.

3. Оптимизация размеров предприятия.

Концентрация предприятии должна, во-первых, не разру­шать конкуренцию и, во-вторых, приводить к достижению ми­нимальных затрат на выпуск единицы продукции. Эти задачи связаны с определением выпуска оптимального объема продук­ции. Оптимальным считается такой размер предприятия, при котором достигается наилучшее значение по критериальному показателю. Основными критериями эффективности концент­рации являются эффективность использования факторов производства, рентабельность продукции и капитала. В качестве частных показателей могут выступать: минимум приведенных затрат, максимум прибыли, максимальный социальный или экологический эффект. Оптимальный размер производства данной продукции зависит от конкретной рыночной ситуации, специализации, межпроизводственных связей и условий транс­портировки, что предполагает для данной продукции наличие нескольких оптимумов.

Минимально допустимый размер производственной мощ­ности предприятия должен обеспечивать:

■ применение прогрессивной техники и передовой техно­логии;

■ использование новых методов организации труда и про­изводства;

■ достаточный уровень загрузки оборудования;

■ необходимый уровень производительности труда и себе­стоимости продукции;

■ быструю окупаемость инвестиций.

На предприятиях с массовым и крупносерийным производством минимально допустимый размер предприятия опре­деляется исходя из показателя мощности ведущей группы оборудования или поточных линий. Минимально допустимый размер предприятий с индивидуальным и мелкосерийным про­изводством определяется:

а) при широкой номенклатуре выпускаемых изделий по пропускной способности ведущего комплекта технологическо­го оборудования специализированного цеха, по каждому из основных цехов и по предприятию в целом;

б) при выпуске однородной продукции - по пропускной способности ведущего цеха.

Оптимальный — это такой размер предприятия, который при данном уровне развития техники и технологии, а также конкретных условиях местоположения предприятия обеспечивает производство и транспортировку продукции в места потребления с минимальными затратами труда.

Совокупность технических и социально-экономических факторов, влияющих на размер предприятия, можно подразде­лить на две группы: внутрипроизводственные (отраслевые) и непроизводственные (внешние).

Внутрипроизводственные факторы определяют технические и организационные условия работы предприятий и, как правило, содействуют их укрупнению и росту эффективности. К ним отно­сятся: характер применяемой техники (ее мощность, производи­тельность), прогрессивность технологии, комплексность (сопря­женность) оборудования, формы организации производства.

Внутрипроизводственные факторы обусловливают мини­мальный и максимальный размеры предприятия.

Минимальный размер предприятия — это такой размер, ко­торый обеспечивает возможность применения современной для данной отрасли техники и наиболее полное, эффективное ее использование. Если размер предприятия не позволяет этого сделать, значит он ниже минимально допустимого, и строи­тельство такого предприятия нецелесообразно.

Размеры предприятия сверх минимального расширяются (при неизменной производительности техники) за счет количе­ственного увеличения числа однотипных агрегатов, т.е. экстен­сивным путем. Но на том или ином этапе укрупнение приводит к снижению эффективности. Это значит, что возможности даль­нейшего увеличения размера предприятий и повышения эффек­тивности концентрации производства ограничены. Однако по мере роста единичной мощности оборудования на новой техни­ческой основе, т. е. в связи с научно-техническим прогрессом, размер предприятий расширяется, но до строго ограниченного значения, сверх которого расширение неэффективно.

В диапазоне между минимальным и максимальным лежит оптимальный размер предприятия. На его величину помимо производственных оказывают влияние и внешние факторы — внепроизводственные. В отличие от первых они всегда снижа­ют эффективность концентрации и ограничивают размер предприятия. Если бы они не действовали, то оптимальный размер предприятия совпал с максимальным.

Внепроизводственные факторы порождаются в основном особенностями экономики того района, где размещены пред­приятия. К важнейшим из них относятся: уровень индустриаль­ного развития района, обеспеченность его трудовыми, топлив­но-энергетическими, сырьевыми и водными ресурсами, при­родно-климатические и транспортные условия, фактор време­ни, социальные и политические факторы и др.

Существенное влияние на размер предприятия оказывает обеспеченность района рабочей силой. Недостаток рабочей силы может вызвать дополнительные затраты на ее переселение, жилищное и культурно-бытовое строительство. Это обстоятельствo может обусловить целесообразность создания в отдельных районах предприятий таких размеров, которые отличаются от оптимальных.

Обеспеченность района сырьем, топливно-энергетическими и другими природными ресурсами также влияет на размер пред­приятия, как и районные различия в транспортных условиях. Транспортный фактор ограничивает экономическую эффектив­ность концентрации производства. Влияние этого фактора на размер предприятий особенно ощутимо в отраслях, выпускаю­щих дешевую и малотранспортабельную продукцию, а также в отраслях, использующих малотранспортабельное и скоропортя­щееся первичное сырье (промышленность строительных мате­риалов, производство серной кислоты, молочная, мясная, сахар­ная, винодельческая, спиртовая промышленность и др.).

При определении размера предприятия учитываются и вне-производственные факторы социального и политического ха­рактера — условия жизни людей, необходимость сохранения окружающей среды, ускоренного развития соответствующих экономических районов и др. В отдельных случаях они требуют создания предприятий таких размеров, которые значитель­но отличаются от оптимальных.

При определении размера предприятия необходимо учитывать не только общие, но и специфические факторы, которые порождаются технико-экономическими особенностями соответствующих отраслей. В числе их такие, как степень зависимос­ти от природных условий, характер выпускаемой продукции (сложная или простая) и масштабы ее потребления, транспорта-бельность сырья и готовой продукции, преобладающий тип обо­рудования (агрегатный или станочный), характер технологии (прерывная или непрерывная), господствующий в отрасли тип предприятий (комбинированный, специализированный), фондо-, трудо-, материалоемкость производства и др. С учетом этих особенностей все отрасли промышленности по размеру пред­приятий целесообразно классифицировать на ряд групп.

В первую группу входят отрасли добывающей промышленности, тесно связанные с природными факторами. Размеры предприятий добывающей промышленности зависят, во-первых, от величины соответствующих месторождений полезных ископаемых, во-вторых, от геологических и горно-технических условий эксплуатации. Эти факторы обусловливают различные способы добычи полезных ископаемых (открытый или шахт­ный), сроки эксплуатации предприятий и как следствие — их размер. Например, при открытом способе, который позволяет применять высокопроизводительное горное оборудование, размер предприятия (карьера), как правило, больше, чем при подземной добыче.

В отраслях добывающей промышленности оптимальными надо считать размеры предприятий (шахт, карьеров, рудни­ков), приближающиеся к максимальным. Здесь целесообразно строительство крупных предприятий, если этому не препят­ствуют запасы месторождений и перспективная потребность в продукции, тем более, что транспортный фактор слабо ограни­чивает эффективность концентрации и, следовательно, рост размеров предприятий.

Отрасли первой группы относятся к числу фондо- и трудо­емких. Поэтому укрупнение предприятий будет сопровождать­ся существенным улучшением технико-экономических показа­телей, снижением капитальных вложений и затрат живого тру­да на единицу продукции.

Вторую группу составляют отрасли обрабатывающей про­мышленности, производящие относительно простую и однооб­разную продукцию (электроэнергетика, металлургия, химиче­ская, цементная и др.). В этих отраслях преобладают непрерыв­ные, в основном тепловые и химические процессы производ­ства, агрегатные виды оборудования и комбинированные связи. Исходным фактором, влияющим на размер предприятия, явля­ется единичная мощность, т.е. производительность основных аг­регатов. Оптимальный размер предприятия устанавливается в зависимости от возможностей увеличения единичной мощности агрегатов и целесообразного их числа. Последнее зависит от вне­шних факторов — потребности района в соответствующей про­дукции и обеспеченности его сырьем. С изменением конкрет­ных условий района меняется и величина оптимального размера предприятия.

Отрасли рассматриваемой группы характеризуются высоки­ми материалоемкостью и фондоемкостью. Поэтому рост агре­гатной и заводской концентрации (особенно на комбиниро­ванных связях) приводит к существенной экономии за счет снижения материало- и фондоемкости продукции и обуславливает целесообразность создания крупных предприятий, если не противодействуют сырьевой и потребительский факторы.

Третью группу составляют отрасли обрабатывающей промышленности, производящие сложную, многодетальную про­дукцию. Типичным ее представителем является машинострое­ние, а также родственные ему по технологии и организации производства отрасли — мебельная, обувная, швейная и др.

Для отраслей этой группы характерны: расчлененность процессca на относительно узкие операции, механические (прерывные) методы технологии, разнообразная система машин, транс­портабельность сырья и готовой продукции, широкая возмож­ность выделения производства в самостоятельные предприятия на основе их специализации, преобладание кооперированных связей, благодаря чему проблема концентрации принимает форму специализации выпуска однородной продукции, а про­блема оптимизации размера предприятия сводится к обоснова­нию вида его специализации, кооперирования и структуры.

Оптимальный размер предприятий устанавливается для строго определенной номенклатуры продукции. Для этого необходи­мо: во-первых, обосновать рациональные кооперированные связи предприятия с существующими в данном районе или за его пределами; во-вторых, отобрать цехи, которые войдут в состав предприятия, и определить их оптимальный размер, обеспечива­ющий количественное соответствие между ними по мощности.

В рассматриваемой группе отраслей могут создаваться пред­приятия различных размеров. В единичном и мелкосерийном машиностроении, например, изготовление крупных машин (турбин, генераторов, прокатных станов, универсального оборудова­ния) концентрируется на крупных предприятиях. Массовый вы­пуск машин (автомобили, тракторы, сельхозмашины) основыва­ется на широкой кооперации, при которой головные (механосборочные и сборочные) предметно-специализированные предприятия характеризуются крупным размером, а подетально- и технологически специализированные предприятия-смежники имеют относительно небольшой (по числу занятых работников и стоимости основных фондов) размер.

В четвертую группу входят предприятия, перерабаты­вающие первичное сельскохозяйственное сырье (мясная, мо­лочная, сахарная, консервно-плодоовощная и др.). Особен­ность этих отраслей состоит в том, что они материалоемки и потребляют малотранспортабельное и скоропортящееся сы­рье. В связи с этим при выборе оптимального размера предпри­ятия транспортный фактор здесь является решающим.

Укрупнение предприятий этой группы приводит к увеличе­нию зон заготовки сырья, потерь и удорожанию его перевозки. Здесь наиболее выгодны средние и небольшие предприятия. Их строительство улучшает занятость трудовых ресурсов малых го­родов, приближает их к местам потребления, сокращает потери и затраты при транспортировке сырья и готовой продукции.

Оптимальный размер предприятий в этой группе отраслей устанавливается с учетом объемов заготовки сырья в соответ­ствующем районе и возможного радиуса его перевозки. Местные особенности района — плотность сырьевой базы, перспективы ее изменения, транспортные условия и некоторые другие — главное при расчете оптимума предприятия в этой группе отраслей.

4. Современные направления развития концентрации в Республике Беларусь.

Концентрация производства тесно связана с монополизаци­ей. На Западе сложилась следующая система показателей монопольной концентрации. В Германии принято, что монопольное положение предприятия или группы предпри­ятий на рынке возникает, если на предприятие приходится свы­ше 1/3 всего оборота на рынке, либо на три и менее предпри­ятий — 1/2 общего оборота, либо на пять и менее предприятий — свыше 2/3 оборота. В США для оценки концентрации производства в течение нескольких десятилетий применялся показатель: доля четырех крупнейших предприятий в общем объеме производства в отрасли. Так как эти показатели являются дис­кретными и не отражают в полной мере положение предприятия на рынке, то в последние годы широкое распространение получает комплексный подход, который базируется на учете коэффициентов концентрации (например, CR3 — доля на то­варном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов) и индекса Герфиндаля — Гиршмана (HHI), который рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов по формуле:

где п — число хозяйствующих субъектов, действующих на рын­ке (в отрасли); Xi — доля i -го хозяйствующего субъекта (%) в объеме реализованной продукции на рынке (в отрасли). Так, величина НHI при X =100 будет равна 10 000, что соответствует абсолютной монополии.

Сочетание показателей CR3 и НHI позволяет дать оценку концентрации производства и его монополизации на рынке. Так, показатели:

1) CR 3 < 45%, НHI < 1000 характеризуют нормальную кон­центрацию производства (неконцентрированный рынок);

2) 45% < CR3 < 70%, 1000 <НHI <2000 характеризуют сред­нюю степень концентрации производства (умеренно концен­трированный рынок);

3) CR3 > 70%, НHI > 2000 характеризуют высокую степень концентрации производства (слабую конкурентную среду).

Другой важнейшей характеристикой концентрации произ­водства являются коэффициенты концентрации в продукто­вом разрезе. Подобные показатели в отличие от отраслевых не содержат погрешностей, связанных с учетом непрофильной продукции в общих отраслевых объемах производства.

Основные направления антимонопольного регулирования экономики определяется антимонопольной политикой государства, которая представляет собой деятельность государства, выражающуюся в принятии соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализации, разгосу­дарствления и приватизации собственности, поощрительных мер по созданию малого и среднего бизнеса, направленных против монополизации производства и на развитие конкурен­ции среди товаропроизводителей.

Исходя из антимонопольной политики государства, основу антимонопольного регулирования составляют меры, направлен­ные, с одной стороны, на предупреждение, ограничение и пресе­чение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рын­ках, и с другой - на создание благоприятных условий для разви-1ин конкурентной среды, привлечение на монополизированные рынки новых товаропроизводителей. К таким мерам относят: го­сударственное регулирование цен, объемов производства пред­приятий-монополистов, постоянный контроль за соблюдением ими антимонопольного законодательства, выявление и пресече­ние злоупотреблений, контроль за созданием, слиянием, присо­единением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, административные и экономические санкции, меры по демонополизации, по содействию развитию малого и среднего бизнеса и др.

Особое место в системе антимонопольного регулирования занимает регулирование цен, прежде всего предприятий-монополистов, которые устанавливают монопольно высокие (или низ­кие) цены и заключают антиконкурентные ценовые соглаше­ния. Под монопольной ценой понимается цена, устойчиво откло­няемая от ее возможного уровня на конкурентном рынке и устанавливаемая доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом или вступившими в сговор предприятиями в целях удовлетворения своих экономических интересов за счет зло­употребления монопольной властью.

Антимонопольное регулирование экономики в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с законом «О противо­действии монополистической деятельности и развитии конку­ренции», принятым в 1992 г. В соответствии с этим законом за­прещается и признается неправомерной деятельность хозяй­ствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, в том числе совместно с другими хозяй­ствующими субъектами, если эта деятельность имеет своим ре­зультатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствую­щих субъектов или потребителей посредством:

■ создания препятствий для доступа на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам или ограничений их свобо­ды на рынке;

■ изъятия товаров из обращения, ограничения производ­ства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке, необоснованного и преднамеренного повы­шения (или снижения) цен;

■ установления (поддержания) цены для получения моно­польно высокой прибыли или устранения конкурентов;

■ заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и условия поста­вок товаров в договорах с третьими лицами;

■ заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта то­варов или развитием технического прогресса;

■ субъективного отношения к хозяйственным партнерам, находящимся в одинаковых положениях, что создает для них неравные условия конкуренции.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению моно­полистической деятельности хозяйствующих субъектов, а так­же по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков по­средством:

■ осуществления государственного контроля за деятель­ностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирую­щее положение на товарном рынке;

■ принятия в установленном порядке мер по реорганиза­ции и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих до­минирующее положение на товарном рынке;

■ осуществления государственного контроля за реоргани­зацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

■ осуществления государственного контроля за сделками с пкциями, имущественными паевыми взносами, долями устав­ных фондов хозяйствующих субъектов;

■ оказания содействия осуществлению общественного кон­троля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Доминирующее положение — это исключительное положение хозяйствующего субъекта на рынке, которое дает ему возмож­ность самостоятельно или действуя совместно с другими хо­зяйствующими субъектами диктовать свои условия потребите­лям и конкурентам, затруднять доступ на рынок другим хозяй­ствующим субъектам или иным образом ограничивать конку­ренцию.

Доминирующее положение само по себе не является предо­судительным, речь идет о злоупотреблении доминирующим по­ложением, когда оно обеспечивает хозяйствующему субъекту возможность препятствовать эффективной конкуренции. Ис­пользуя силу своей власти на соответствующем рынке, монопо­лист может вести себя совершенно независимо от конкурентов, а также покупателей и потребителей: завышать цены, устра­нять конкурента, препятствовать вхождению на рынок новых конкурентов, ограничивать поставки и т.д.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов), доля которого на товарном рынке превышает предельную величину, устанавливаемую соответствующими органами государственного управления. Факт доминирования устанавливается применительно к конкретному товарному рынку, на котором анализируется по­ложение хозяйствующего субъекта. При этом изучаются грани­цы товарного рынка и способность хозяйствующего субъекта (или группы хозяйствующих субъектов) злоупотреблять доми­нирующим положением.

В соответствии с рекомендациями по определению домини­рующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь при его установлении основывают­ся на следующих характеристиках хозяйствующего субъекта:

■ отсутствие конкурента на рынке соответствующего товара;

■ способность хозяйствующего субъекта, не являющегося единственным производителем (продавцом) или потребителем (покупателем) данного товара, навязывать неприемлемые для одного покупателя или продавца условия при продаже или покупке то­вара, при заключении договора о поставках;

■ способность ограничивать конкуренцию других хозяй­ствующих субъектов на рынке материально-технических ресур­сов (сырье, материалы, оборудование, энергоресурсы и др.);

■ способность сокращать или ограничивать поставку товаров на рынок сбыта с целью получения односторонних выгод при про­даже товаров, заключении договоров и соглашений о поставках.

Наличие одного или нескольких из перечисленных призна­ков является условием для признания доминирующего положе­ния на рынке. Достаточным же условием для признания доми­нирующего положения является установление факта, что доля хозяйствующего субъекта (группы хозяйствующих субъектов) на данном товарном рынке определенного товара превышает установленную предельную величину.

В целях содействия развитию товарных рынков и конкурен­ции антимонопольный орган может направлять соответствую­щим государственным органам и хозяйствующим субъектам предложения:

■ по изменению сфер применения свободных или регулиру­емых цен, в том числе об установлении предельных цен, пре­дельного норматива рентабельности продукции, производимой или реализуемой хозяйствующими субъектами, злоупотребляю­щими своим доминирующим положением на товарном рынке;

■ созданию параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;

■ привлечению иностранных инвестиций;

■ финансированию расширения выпуска дефицитных то­варов в целях устранения доминирующего положения на товар­ном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и др.;

■ лицензированию экспортно-импортных операций.

 

Date: 2015-05-08; view: 3084; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию