Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания для самостоятельной подготовки к полевой практике





 

1. Ознакомьтесь с топографическими и географическими картами района КМВ. Запомните названия и местоположение основных орографи­ческих и гидрографических элементов территории практики.

2. Изучите по указанным в списке литературным источникам физи­ко-географические условия и геологическое строение района. Обратите внимание на связь рельефа с геологическим строением, выделите в нем основные морфоструктуры.

3. Ознакомьтесь с экологическими проблемами района КМВ и влия­нием состояния природной среды на режим и состав минеральных вод, с мерами по охране природы и водно-минеральных ресурсов.

4. Изучите коллекцию горных пород и минералов района практики.

5. Повторите формы ископаемой фауны, распространенные в отло­жениях мела.

6. Повторите методику палеогеографического анализа.

 

Вопросы для самостоятельной подготовки к практике

 

1. Где расположен район КМВ, в чем заключаются особенности его рельефа, гидросети, растительного и животного мира, полезных иско­паемых и хозяйственного освоения?

2. Какие тектонические структуры выделяются в районе практики и какова их связь с рельефом?

3. Какими горными породами сложены палеозойский фундамент, осадочный чехол мезозоя и палеогена и вулкано-плутонический кавказ­ский комплекс неогена?

4. Какие методы используются для восстановления физико-геогра­фических условий прошлого?

5. Какие горные породы характеризуют условия прибрежной, мелководной и глубоководной фаций?

6. Какие горные породы отражают фациальные условия суши?

7. Какая фауна была распространена в мезозойском и палеогеновом морях Предкавказья?

8. В какой гидрогеологической обстановке формируются кавказ­ские минеральные воды, чем обусловлено их химическое разнообразие?

 

Литература

 

1. Атлас Ставропольского края. ГУГК. - М., 1968.

2. Бодылевский В.И. Малый атлас руководящих ископаемых. ГНТИ. - Л., 1982.

3. Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь, I976.

4. Короновский Н.В. Краткий курс региональной геологии СССР. - М.: изд-во МГУ, 1984.

5. Савельева В.В., Магомедов К.А. География Ставропольского края. - Ставрополь, 1987.

6. Савельева В.В. (составитель). Кавказские Минеральные Воды. - М.: Профиздат, 1987.

7. Сафронов И.Н. Вулканический ландшафт Пятигорья // Материалы по изучению Ставропольского края. - 1953. Вып. 5.

8. Смирнов-Каменский Е.А., Павлов М.К. Край целебных вод. - Ставрополь, 1987.

9. Соболев Н.Д. и др. Неогеновые интрузивы и домезозойский фундамент района Кавказских Минеральных Вод. ГНТИ. - М., 1959.

10. Триско В. КМВ: сигнал бедствия // Ставропольская правда. 1988. 14 сент.

 

II. ПОЛЕВОЙ ЭТАП

 

Этот этап включает учебные маршруты.

 

1. Методика проведения учебных геологических маршрутов

В геологических маршрутах (на них отводится четыре дня) сту­денты обучаются практическим навыкам изучения и описания геологических образований и восстановления по полученным данным физико-гео­графических условий прошлого исследуемой территории.

Маршруты проводятся группами по 10-15 студентов под руководст­вом преподавателя по заранее намеченным, изученным, легко доступным профилям, содержащим геологическую информацию, необходимую для ре­шения задач практики. Осадочные комплексы последовательно изучаются от древних образований к молодым, а магматические - от вмещающих пород к внутренним частям тел.

Маршруты разбиваются на точки наблюдения, где детально доку­ментируются геологические объекты и промежуточные отрезки, описы­ваемые схематично. Точками наблюдения являются представительные об­нажения (скальные выходы) горных пород, в которых четко видны структурно-текстурные и вещественные особенности геологических образова­ний, их контакты и формы залегания, а также фаунистические или фло­ристические остатки, способствующие палеогеографическому анализу. Точками наблюдения также могут быть пункты обзора четко выраженных в рельефе геологических структур и источники подземных вод. Такие точки должны отличаться по содержанию геологической информации. Они последовательно нумеруются в течение всей практики.

Работа в маршруте включает геологические наблюдения, их анализ и запись в полевом дневнике.

Геологические наблюдения заключаются в изучении и определении горных пород, содержащихся в них минеральных включений (конкреций, секреций, жил, стилолитов) и органических остатков; в выявлении фор­мы залегания и структуры геологических тел, а также тектонических нарушений; в изучении источников минеральных вод и гидрогеологичес­ких условий их образования. Обращается внимание на связь между гео­логической структурой и рельефом земной поверхности и на состояние геологической среды.

Изучение обнажения начинается с привязки его к элементам мест­ности и определения его размеров и ориентировки относительно сторон горизонта. Затем с использованием геологического молотка, лупы и эталонов твердости изучаются состав и текстурно-структурные особен­ности горных пород, форма и последовательность их залегания, выяв­ляется наличие в них минеральных включений и органических остатков. С помощью горного компаса замеряются элементы залегания плосткостных и линейных текстур и контактов горных пород, важных для анализа геологической структуры. По указанию преподавателя отбираются образцы горных пород, минералов и органических остатков. Следует пом­нить, что отбор образцов из обнажений, представляющих собой памят­ники природы, запрещен. Этот этап работы завершается визуальным про­слеживанием выходящей в нем толщи горных пород на местности с оцен­кой ее примерной мощности и роли в формировании морфоскульптуры.

Изучение минеральных источников включает выявление водоносного и водоупорного горизонтов, определение типа и дебита источника, а также цвета, вкуса, запаха, температуры вод и характера выпадающих из них осадков.

Состояние геологической среды изучается с позиции влияния тех­ногенных факторов на условия образования и режима минеральных вод. Обращается внимание на изменения статических нагрузок на грунты и нарушения сплошности пластов в результате строительных работ и до­бычи полезных ископаемых, а также на загрязнения бассейна питания подземных вод бытовыми, промышленными и сельскохозяйственными отхо­дами и сточными водами.

Анализ результатов геологических наблюдений включает восста­новление физико-географических условий образования горных пород, наблюдаемых в обнажении, и в выявлении закономерностей влияния литогенной основы на ландшафт.

Восстановление физико-географических условий образования гор­ных пород (палеогеографический анализ) основывается на знании палеофациальных и палеоклиматических критериев, запечатленных в вещест­венном составе, структуре, текстуре горных пород и в формах их за­легания (таблицы 1, 2).

При анализе влияния литогенной основы на ландшафт выявляются особенности выражения отдельных толщ, пачек и пластов в рельефе (в виде уступов, площадок, холмов и т.п.) и их влияние на профиль речных долин, развитие овражной сети, оползней и карста, а также на почвы и растительный мир.

Записи результатов геологических наблюдений и их анализа про­изводятся в полевом дневнике в следующем порядке:

1. Дата и место проведения маршрута.

2. Номер и привязка точки наблюдения.

3. Общая характеристика наблюдаемого геологического объекта (форма, размер и пространственная ориентация обнажения, слагающие его горные породы) и при необходимости его зарисовка в произвольном масштабе.

4. Последовательное описание формы залегания и состава различ­ныХ геологических образований (от древних к молодым) и взаимоотно­шений (контактов) между ними.

5. Результаты наблюдений и краткие выводы о палеогеографических условиях образования горных пород и их влиянии на современный ландшафт.

6. Результаты эколого-геологических наблюдений.

Записи ведутся мягким простым карандашом или шариковой авто­ручкой. Зарисовки делаются с использованием условных обозначений (рис. 2).

Геологические наблюдения и описания делятся на учебные и конт­рольные. Учебные наблюдения производятся студентами при изучении незнакомых образований. Они включают элементы обучения и самостоя­тельной работы и выполняются под непосредственным руководством пре­подавателя. Результаты наблюдений и анализа записываются в дневни­ки после проверки преподавателем правильности выполнения выданных • им заданий и ответов на вопросы.

 

Таблица 1.

Date: 2015-06-06; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию