Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВВЕДЕНИЕ. Ставропольского ордена Дружбы народов





Ставропольского ордена Дружбы народов

государственного педагогического института

 

 

Методические указания к полевой практике по исторической геологии. - Ставрополь: СГПИ, 1992. - 42 с.

 

 

Методические указания предназначены для студентов 2 курса естественно-географического факультета, проходящих учебную геологическую практику в районе Кавказских Минеральных Вод. Они содержат рекомендации, вопросы и задания студентам к подготовительному и полевому этапам практики, включая камераль­ную обработку материалов и составление отчета. В приложении приведена новейшая информация о геологическом и гидрогеологи­ческом строении района практики с иллюстрациями. Пособие со­ставлено с учетом современных тенденций повышения роли эколо­гических знаний и самостоятельных занятий в обучении студен­тов.

 

Составитель Б.Л. Годзевич, канд. геол.-минер, наук

Научный редактор В.В.Савельева, канд. геогр. наук, доцент

Рецензент В.А. Шальнев, канд. геогр, наук, доцент

 

 

Ставропольский государственный

педагогический институт, 1992


ВВЕДЕНИЕ

 

Предлагаемые методические указания составлены на основе обоб­щения многолетнего опыта проведения кафедрой физической географии СГПИ полевой практики по исторической геологии в районе Кавказских Минеральных вод. Этот район исключительно благоприятен для данной практики благодаря наличию разнообразных комплексов горных пород, включающих редкий по полноте разрез меловых отложений, хорошей об­наженности, детальной изученности и легкой доступности изучаемых объектов.

Методические указания разработаны в соответствии с «Програм­мами педагогических институтов» (сборник №20, 1985), с учетом со­временных тенденций повышения роли экологических знаний и самосто­ятельных занятий в обучении студентов. В них использованы новейшие данные о геолого-гидрологическом строении района, полученные в ре­зультате работ ПГО «Севкавгеология» и наблюдений автора.

Полевой практикой по исторической геологии и палеогеографии завершается изучение геологии студентами 2 курса отделения «геог­рафия – биология» естественно-географического факультета.

Цели практики: закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и лабораторных занятиях; научить студентов проводить самостоятельные геологические наблюде­ния и их палеогеографическую, историко-геологическую и ландшафтоведческую интерпретацию, что необходимо в работе учителя географии.

В задачи практики входит обучение студентов документированию обнажений горных пород, составлению геологических разрезов и коло­нок, сбору и определению с помощью справочников ископаемой фауны, палеогеографическому и историко-геологическому анализам изученных формаций и анализу литогенной основы и геологической среды как ком­понентов ландшафта и среды обитания человека.

Основными объектами изучения являются: а) позднепалеозойский складчатый фундамент, выходящий на поверхность в долине р. Аликоновки; б) верхнеюрские и меловые отложения платформенного чехла, сла­гающие район г. Кисловодска; в) интрузивные и вулканические неоге­новые образования горы Змейки и вмещающие их палеогеновые отложе­ния майкопской серии. Кроме того, изучаются условия формирования ми­неральных вод в Минераловодском артезианском бассейне и воздействие антропогенных факторов на их режим и состав.

Практика включает подготовительный и полевой этапы, камераль­ную обработку, составление отчета и проведение итоговой конферен­ции.

 

I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

До выезда на практику студенты изучают литературу и геологи­ческие коллекции, готовят полевое снаряжение и проходят инструктаж по правилам техники безопасности и внутреннего распорядка.

 

1. Изучение литературы

 

Студентам предлагается самостоятельно изучить литературу по геологии и географии района практики, список которой помещен в конце раздела, а также повторить по учебным пособиям классификации осадочных и магматических горных пород, руководящие формы ископае­мой фауны мезозоя и методы палеогеографических и историко-географических исследований. Для облегчения предполевой подготовки в при­ложении приводятся основные сведения о геологии района практики.

 

2. Изучение коллекций

 

При подготовке к полевой практике студенты изучают коллекции минералов, горных пород и ископаемой фауны района КМВ, имеющиеся на кафедре физической географии. Обязательным для повторения явля­ется следующий коллекционный материал.

а) Минералы: кварц, халцедон, опал, полевые шпаты (калиевый полевой шпат, кислый, средний и основной плагиоклазы), слюды (био­тит и мусковит), роговая обманка, пироксен, эпидот, хлорит, гема­тит, лимонит, пирит, марказит, кальцит, арагонит, гипс, флюорит.

б) Горные породы: интрузивные - граниты калиевый и плагиоклазовый, гранодиорит, диорит, габбро, пироксенит;

вулканические - риолиты и трахириолиты (порфировые, афировые и сферолитовые), вулканический туф;

осадочные - брекчия, конгломерат, песчаник, алевролит, аргил­лит (глинистый сланец), известняк, мергель, травертин.

в) Ископаемые остатки фауны (рис. 1.):

Рис. 1. Ископаемые остатки фауны района КМВ.

1 - аммонит, 2 - белемнит, 3 - ауцелла; 4, 5 - различные виды иноцерам, 6 - тригония, 7 - пектен; 8-9 - панцирь морского ежа ехинокорис со спинной и брюшной сторон.

 

головоногие моллюски (цефалоподы) - аммониты, белемниты;

пластинчатожаберные моллюски (пелециподы) - ауцеллы, иноцерамы, тригонии, пектены;

иглокожие - морские ежи.

 

3. Полевое снаряжение и его подготовка

 

Каждому отряду (подгруппе) на полевой практике необходимо иметь снаряжение: геологический молоток, горный компас, лупу, мер­ную ленту, фотоаппарат, средства для маркировки и упаковки образцов (лейкопластырь, этикетки, оберточная бумага, мешочки) и поход­ную аптечку.

Каждый студент должен иметь следующие предметы:

а) две общие тетради в клетку для полевого дневника и отчета;

б) набор простых и цветных карандашей и шариковых авторучек (фломастеров);

в) линейку или треугольник, резинку-эластик, лезвие бритвы или перочинный нож для заточки карандашей;

г) два-три листа миллиметровой бумаги для чертежей;

д) небольшой рюкзак и перекидную сумку с отделениями для тет­радей, карандашей и других принадлежностей.

Походная одежда должна быть удобной, легкой, предохраняющей от солнечных лучей, лучше всего спортивного типа; обувь - на низ­ком массивном каблуке, хорошо подогнанная к ноге (туристические бо­тинки, кроссовки); головные уборы - с полями или широким козырьком (легкие шляпы, панамы, кепи). Рекомендуется иметь при себе светоза­щитные очки, легкий плащ или штормовку, складной зонт от дождя, свитер и комплект сменной одежды. Не следует забывать о предметах личной гигиены.

До отъезда на практику необходимо проверить исправность снаря­жения и подготовить его к работе.

 

4. Инструктаж по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка

 

Перед выездом на практику студенты знакомятся с условиями ее организации и проведения, правилами техники безопасности и внутрен­него распорядка. Инструктаж проводит руководитель практики или группы. Основное внимание уделяется правилам безопасности при дви­жении на автомобильном и железнодорожном транспорте, при проведении маршрутов в горах и лесах, а также правилам оказания первой помощи пострадавшим от ушиба, теплового удара, укуса змей и действия ядовитых растений.

 

Date: 2015-06-06; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию