Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ВВЕДЕНИЕ. Ставропольского ордена Дружбы народовСтр 1 из 3Следующая ⇒ Ставропольского ордена Дружбы народов государственного педагогического института
Методические указания к полевой практике по исторической геологии. - Ставрополь: СГПИ, 1992. - 42 с.
Методические указания предназначены для студентов 2 курса естественно-географического факультета, проходящих учебную геологическую практику в районе Кавказских Минеральных Вод. Они содержат рекомендации, вопросы и задания студентам к подготовительному и полевому этапам практики, включая камеральную обработку материалов и составление отчета. В приложении приведена новейшая информация о геологическом и гидрогеологическом строении района практики с иллюстрациями. Пособие составлено с учетом современных тенденций повышения роли экологических знаний и самостоятельных занятий в обучении студентов.
Составитель Б.Л. Годзевич, канд. геол.-минер, наук Научный редактор В.В.Савельева, канд. геогр. наук, доцент Рецензент В.А. Шальнев, канд. геогр, наук, доцент
Ставропольский государственный педагогический институт, 1992 ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые методические указания составлены на основе обобщения многолетнего опыта проведения кафедрой физической географии СГПИ полевой практики по исторической геологии в районе Кавказских Минеральных вод. Этот район исключительно благоприятен для данной практики благодаря наличию разнообразных комплексов горных пород, включающих редкий по полноте разрез меловых отложений, хорошей обнаженности, детальной изученности и легкой доступности изучаемых объектов. Методические указания разработаны в соответствии с «Программами педагогических институтов» (сборник №20, 1985), с учетом современных тенденций повышения роли экологических знаний и самостоятельных занятий в обучении студентов. В них использованы новейшие данные о геолого-гидрологическом строении района, полученные в результате работ ПГО «Севкавгеология» и наблюдений автора. Полевой практикой по исторической геологии и палеогеографии завершается изучение геологии студентами 2 курса отделения «география – биология» естественно-географического факультета. Цели практики: закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях и лабораторных занятиях; научить студентов проводить самостоятельные геологические наблюдения и их палеогеографическую, историко-геологическую и ландшафтоведческую интерпретацию, что необходимо в работе учителя географии. В задачи практики входит обучение студентов документированию обнажений горных пород, составлению геологических разрезов и колонок, сбору и определению с помощью справочников ископаемой фауны, палеогеографическому и историко-геологическому анализам изученных формаций и анализу литогенной основы и геологической среды как компонентов ландшафта и среды обитания человека. Основными объектами изучения являются: а) позднепалеозойский складчатый фундамент, выходящий на поверхность в долине р. Аликоновки; б) верхнеюрские и меловые отложения платформенного чехла, слагающие район г. Кисловодска; в) интрузивные и вулканические неогеновые образования горы Змейки и вмещающие их палеогеновые отложения майкопской серии. Кроме того, изучаются условия формирования минеральных вод в Минераловодском артезианском бассейне и воздействие антропогенных факторов на их режим и состав. Практика включает подготовительный и полевой этапы, камеральную обработку, составление отчета и проведение итоговой конференции.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
До выезда на практику студенты изучают литературу и геологические коллекции, готовят полевое снаряжение и проходят инструктаж по правилам техники безопасности и внутреннего распорядка.
1. Изучение литературы
Студентам предлагается самостоятельно изучить литературу по геологии и географии района практики, список которой помещен в конце раздела, а также повторить по учебным пособиям классификации осадочных и магматических горных пород, руководящие формы ископаемой фауны мезозоя и методы палеогеографических и историко-географических исследований. Для облегчения предполевой подготовки в приложении приводятся основные сведения о геологии района практики.
2. Изучение коллекций
При подготовке к полевой практике студенты изучают коллекции минералов, горных пород и ископаемой фауны района КМВ, имеющиеся на кафедре физической географии. Обязательным для повторения является следующий коллекционный материал. а) Минералы: кварц, халцедон, опал, полевые шпаты (калиевый полевой шпат, кислый, средний и основной плагиоклазы), слюды (биотит и мусковит), роговая обманка, пироксен, эпидот, хлорит, гематит, лимонит, пирит, марказит, кальцит, арагонит, гипс, флюорит. б) Горные породы: интрузивные - граниты калиевый и плагиоклазовый, гранодиорит, диорит, габбро, пироксенит; вулканические - риолиты и трахириолиты (порфировые, афировые и сферолитовые), вулканический туф; осадочные - брекчия, конгломерат, песчаник, алевролит, аргиллит (глинистый сланец), известняк, мергель, травертин. в) Ископаемые остатки фауны (рис. 1.): Рис. 1. Ископаемые остатки фауны района КМВ. 1 - аммонит, 2 - белемнит, 3 - ауцелла; 4, 5 - различные виды иноцерам, 6 - тригония, 7 - пектен; 8-9 - панцирь морского ежа ехинокорис со спинной и брюшной сторон.
головоногие моллюски (цефалоподы) - аммониты, белемниты; пластинчатожаберные моллюски (пелециподы) - ауцеллы, иноцерамы, тригонии, пектены; иглокожие - морские ежи.
3. Полевое снаряжение и его подготовка
Каждому отряду (подгруппе) на полевой практике необходимо иметь снаряжение: геологический молоток, горный компас, лупу, мерную ленту, фотоаппарат, средства для маркировки и упаковки образцов (лейкопластырь, этикетки, оберточная бумага, мешочки) и походную аптечку. Каждый студент должен иметь следующие предметы: а) две общие тетради в клетку для полевого дневника и отчета; б) набор простых и цветных карандашей и шариковых авторучек (фломастеров); в) линейку или треугольник, резинку-эластик, лезвие бритвы или перочинный нож для заточки карандашей; г) два-три листа миллиметровой бумаги для чертежей; д) небольшой рюкзак и перекидную сумку с отделениями для тетрадей, карандашей и других принадлежностей. Походная одежда должна быть удобной, легкой, предохраняющей от солнечных лучей, лучше всего спортивного типа; обувь - на низком массивном каблуке, хорошо подогнанная к ноге (туристические ботинки, кроссовки); головные уборы - с полями или широким козырьком (легкие шляпы, панамы, кепи). Рекомендуется иметь при себе светозащитные очки, легкий плащ или штормовку, складной зонт от дождя, свитер и комплект сменной одежды. Не следует забывать о предметах личной гигиены. До отъезда на практику необходимо проверить исправность снаряжения и подготовить его к работе.
4. Инструктаж по технике безопасности и правилам внутреннего распорядка
Перед выездом на практику студенты знакомятся с условиями ее организации и проведения, правилами техники безопасности и внутреннего распорядка. Инструктаж проводит руководитель практики или группы. Основное внимание уделяется правилам безопасности при движении на автомобильном и железнодорожном транспорте, при проведении маршрутов в горах и лесах, а также правилам оказания первой помощи пострадавшим от ушиба, теплового удара, укуса змей и действия ядовитых растений.
|