Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды форм права





В юридической литературе выделяют следующие четыре основные формы права: правовой обычай, правовой прецедент, нормативный правовой договор, нормативный правовой акт.

1. Правовой обычай сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством. Следовательно, не каждый обычай является правовым и выступает в качестве источника права. Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством, получают его одобрение и защиту.

Именно государство придает таким обычаям юридическую силу, значение правового регулятора. Правовой обычай – исторически первый источник права. Так, «Русская правда» - важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике.

В настоящее время обычаи в качестве формы права имеют место в гражданском и морском праве. Примером одобренного государством обычая является обычай делового оборота, закрепленного в ст. 5 ГК РФ. Это правило предоставляет возможность договаривающимся сторонам самостоятельно определить условия заключаемой сделки, если это не противоречит действующему законодательству. Итак, правовой обычай не создается, но признается государством и поддерживается соответствующими правовыми средствами.

2. Правовой прецедент - решение суда или административного органа по конкретному юридическому делу, используемое в качестве образца при рассмотрении аналогичных дел, как правило, того же уровня либо нижестоящими органами. Судебные прецеденты, включенные в сборники, являются существующей формой права для государств с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада и др.)

В Российской Федерации на официальном уровне прецедент не признается источником права. Вместе с тем, в юридической литературе высказываются убедительные суждения о целесообразности признания прецедентными акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда. При этом приводится следующий аргумент: соответствующие постановления названных судебных инстанций, по сути, обязательны для нижестоящих судов. К тому же, правовые положения, выработанные Верховным Судом РФ, нередко компенсируют отставание норм права от развивающихся общественных отношений.

3. Нормативный правовой договор - соглашения различных субъектов права, заключаемые для решения определенных задач, имеющие юридическое значение для договаривающихся субъектов. Нормативное значение такого договора должно быть закреплено на законодательном уровне. Рассматриваемые договоры характерны, прежде всего, для государственного, административного и трудового права. К таким договорам относятся, например, Федеральный договор от 31 марта 1992 г. между федеральным центром и субъектами федерации по ключевым вопросам их взаимодействия, хозяйственные договоры между госорганами субъектов федерации. К числу нормативных относится коллективный договор, регулирующий социально-трудовые отношения, заключенный между работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), а также соответствующие соглашения (ст. 45 ТК РФ).

По-видимому, здесь обязателен элемент добровольности в принятии на себя обязанности следовать установленным в договоре правовым нормам. В отличие от обычая, который складывается исторически, договор нормативного содержания представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Признаки нормативного договора:

- содержат нормы общего характера, рассчитанные на определенный круг лиц, предусмотренных договором и неоднократное применение;

- заключен его сторонами добровольно, основываясь на правовом равенстве сторон и общности их интересов;

- предусматривает взаимную ответственность сторон и наличие правового обеспечения.

В международном публичном праве – такими договорами определяются отношения между государствами.

4. Нормативный правовой акт: понятие признаки, система. Нормативный правовой акт – наиболее значимая разновидность юридического акта, содержащего нормы права. В основе его особенностей то, что – это письменный официальный документ уполномоченного органа, выражающий государственную волю в виде юридических норм. Или: нормативный правовой акт – это правовой документ, изданный в особом процедурном порядке компетентным органом (органом государственной власти, органом местного самоуправления и др.), содержащий нормы права.

Признаки нормативного правового акта:

а) создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов – законодательных, исполнительных, иногда судебных, а также органов местного самоуправления; в особых случаях – в результате прямого волеизъявления народа (референдума);

б) отличается волевым содержанием. Независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства;

в) содержит нормы права - общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Именно наличие в таких актах норм права позволяет относить их к группе нормативных правовых актов;

г) занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. Здесь существенно положение органа, издающего такие акты в системе государственных органов;

д) принимается в четко установленном порядке, имеет письменную форму, что позволяет определенно и доступно выражать (фиксировать) правовые предписания;

е) отличается особой структурой, определенным порядком подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу;

ж) рассчитаны на многократное применение в отличие от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания (приказ о назначении на должность);

з) отличаются возможностью охвата широких сфер общественной жизни, относительно быстрой процедурой их принятия, изменения или отмены;

и) имеют временные, пространственные пределы действия.

Отметим и то, что нормативные правовые акты, в отличие от других форм права, наиболее полно способствуют задачам укрепления законности и обновления законодательства, обеспечивают обозримость и доступность правовых требований, их согласование.

Названные свойства нормативных правовых актов раскрывают их юридические особенности, объясняют то, почему эти акты имеют преимущества перед другими источниками права в современной России.

Нормативные правовые акты следует отличать от актов применения права. Заметим, и нормативные правовые акты, и акты применения права – юридические официальные документы, с ними связаны определенные юридические последствия. Вместе с тем им свойственны существенные различия. Нормативные правовые акты содержат общие предписания в виде норм права, т.е. правила общего характера, рассчитанные на многократное применение. К их числу относятся Конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

Акты применения права содержат лишь предписания индивидуального характера, обращены к строго определенным лицам или кругу лиц и издаются по определенному поводу (например, решение суда о разделе имущества, приказ о приеме на работу, увольнении и т.д.).

Все нормативные правовые акты в Российской Федерации образуют единую систему, отличающуюся определенной иерархичностью. Система этих актов включает нормативные правовые акты общефедеральных органов, акты субъектов Федерации, местного самоуправления. Такое их разнообразие обусловлено федеративным строением государства, своеобразием правотворческих органов, спецификой регулируемых отношений, другими обстоятельствами, служащими основаниями для их классификации

В этом контексте, прежде всего назовем федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и др.

Далее. Все субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ) осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты субъектов РФ действуют лишь в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

В республиках, входящих в состав РФ, принимаются такие нормативные правовые акты, как конституции соответствующих республик, законы, акты главы исполнительной власти в республике, постановления республиканского правительства, акты республиканских министерств и ведомств.

В иных субъектах РФ (краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах) принимаются следующие нормативные правовые акты: уставы соответствующих субъектов РФ, законы, акты главы администрации и других органов исполнительной власти в этих субъектах РФ.

В круг нормативных актов как источников права входят и нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издаваемые ими в соответствии с действующим законодательством. Органы местного самоуправления, согласно Конституции РФ (ст. 12), не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, они наделены законодательно (в порядке делегированного государством нормотворчества) отдельными государственными правомочиями, в том числе и правом на издание ряда нормативных правовых актов по вопросам местного значения. Так, представительным органом местного самоуправления или непосредственно населением, проживающим на данной территории, принимается устав муниципального образования. В нем, в частности, определяются виды, порядок принятия и вступления в силу других нормативных правовых актов органов местного самоуправления – актов представительного органа и должностных лиц местного самоуправления.

По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты, которым свойственны существенные особенности.

 

Date: 2015-06-06; view: 2264; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию