Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 16. Правовая защита информации и государственной тайны
Понятие государственной тайны и информации. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Правовые основы защиты государственной тайны. Нормативно-правовые акты в области защиты государственной тайны и информации.
Сбор, хранение, распространение и предоставление информации. Защита информации. Права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Таблица 2
Виды СРС
| Формируемые компетенции
| Форма контроля
| ОК – 1 – 12; ПК – 7; ПК – 13; ПК – 16; ПК – 24; ПК – 24; ПК - 42
| Подготовка к тестовым заданиям и контрольным работам
| +
| Рейтинговая оценка (промежуточный контроль)
| Подготовка к практическому занятию
| ОК – 1 – 12; ПК – 7; ПК – 13; ПК – 16; ПК – 24; ПК – 24; ПК - 42
| Рейтинговая оценка за устный ответ и выполнение практического задания (текущий контроль)
| Изучение научной и учебной литературы
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка доклада и научного сообщения
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
| Подготовка научной статьи
| +
| Рейтинговая оценка (текущий контроль)
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Интерактивные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Таблица 3
Наименование темы дисциплины
| Перечень вопросов рассматриваемых на практическом занятии
| Тема 1. Государство: понятие, признаки, функции, форма.
| Понимание феномена «государство»: государство – страна, государство – социальная организация, государство – институт публичной политической власти.
Понятие и признаки государства: многообразие подходов и определений.
Территория государства. Политико-правовой характер взаимосвязи населения и государства. Институт гражданства (подданства). Государственный суверенитет: понятие, признаки, формы. Понятие государственной власти. Соотношение политической и государственной власти.
Форма государства: форма правления, форма территориального устройства, форма политического режима.
Понятие и виды функции государства.
Организационные и правовые формы осуществления функций государства.
| Тема 2. Место и роль права в системе социального регулирования
| Понятие и структура системы социального регулирования. Социальные нормы: понятие, признаки, виды. Нормы права и другие социальные нормы (нормы религии, обычаев, морали, этики, эстетики, корпоративные, внутрисемейные, политические). Соотношение норм права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречие. Понятие и признаки технических норм. Соотношение норм права с техническими нормами.
Понятие и признаки права: общезначимость, нормативность, публичность, формальная определенность, непосредственная связь с государством, системность.
Понятие и классификация принципов права.
Понятие и классификация функций права.
| Тема 3. Нормы права.
| Понятие нормы права. Признаки правовой нормы: общезначимость, предоставительно-обязывающий характер, нормативность, формальная и структурная определенность. Отличие норм права от индивидуальных правовых предписаний.
Логическая структура нормы права. Гипотеза, диспозиция, санкция.
Классификация правовых норм.
| Тема 4. Источники (форма) права
| Формальные источники права.
Виды формальных источников права.
Правовой обычай: понятие и признаки.
Юридический прецедент: понятие, признаки, виды.
Нормативный договор: понятие, признаки, виды.
Неформальные источники права: правовая доктрина, правовые традиции, общие принципы права.
Нормативно-правовой акт: понятие, признаки, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Правотворчество: понятие, принципы, виды. Законотворчество как вид правотворчества. Стадии законотворческого процесса.
| Тема 5. Теория правоотношений.
| Понятие и признаки правоотношений. Классификация правоотношений.
Структура правоотношения: субъекты, содержание и объект правоотношения.
Понятие субъекта правоотношения.
Понятие и структура правосубъектности. Правоспособность: понятие, порядок приобретения и утраты. Дееспособность: понятие, порядок приобретения и утраты. Виды дееспособности.
Субъективные права и обязанности как элементы содержания правоотношений.
Понятие объекта правоотношения. Основные подходы к пониманию объекта правоотношения: монистический и плюралистический.
Предпосылки возникновения правоотношений. Факторы, инициирующие правоотношения. Юридический факт: понятие, признаки, виды. Фактический состав: понятие, признаки, виды. Юридические презумпции и фикции.
| Тема 6. Реализация норм права.
| Понятие и формы реализации права. Непосредственная и опосредованная реализация правовых норм. Формы непосредственной реализации: соблюдение, исполнение, использование.
Применение как форма опосредованной реализации права. Правоприменительная деятельность: понятие и стадии.
Акты применения права: понятие и виды. Соотношение правоприменительных и нормативно-правовых актов. Формы выражения правоприменительных актов: письменная, устная, конклюдентная.
| Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность.
| Понятие и признаки правомерного поведения. Виды правомерного поведения: социально-активное, традиционное, конформистское, маргинальное.
Правонарушение как антипод правомерного поведения. Понятие и признаки правонарушения.
Юридический состав правонарушения. Объект правонарушения: понятие и виды. Понятие и элементы объективной стороны правонарушения. Субъект правонарушения. Понятие и элементы субъективной стороны правонарушения. Понятие и формы вины.
Классификация правонарушений. Преступления и проступки. Виды проступков.
Понятие и признаки юридической ответственности. Цели и функции юридической ответственности. Основания юридической ответственности. Виды юридической ответственности.
Принципы реализации юридической ответственности. Юридическая ответственность специальных субъектов. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
| Тема 8. Система права: понятие и характеристика ее элементов.
| Понятие, признаки и элементы системы права. Понятие отрасли права и отраслевой общности. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Общая характеристика основных отраслей российского права. Подотрасль права: понятие и признаки. Институт права: понятие, признаки.
Критерии отраслевого деления: предмет и метод правового регулирования. Соотношение предмета и метода правового регулирования. Способы правового регулирования: дозволения, обязывания, запреты, поощрения и рекомендации.
| Тема 9. Отрасли публичного права: Конституционное право.
| Понятие и источники конституционного права. Понятие и юридические свойства конституции.
Конституция Российской Федерации 1993 г. как основной закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации.
Особенности федеративного устройства России. Основы конституционного статуса Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
Система органов государственной власти в Российской Федерации. Принцип разделения властей. Президент Российской Федерации. Законодательная власть в Российской Федерации. Особенности формирования и полномочия палат Федерального Собрания. Исполнительная власть в Российской Федерации. Правительство Российской Федерации. Министерства, агентства, службы Российской Федерации. Судебная власть в Российской Федерации. Основные принципы судопроизводства. Особенности формирования и компетенция высших судов Российской Федерации (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды). Статус судей.
Местное самоуправление в Российской Федерации.
| Тема 10. Отрасли публичного права: Административное право.
| Понятие и источники административного права. Принципы административного права. Субъекты административного права. Источники административного права. Административные правоотношения. Механизм государственного управления: лицензирование, контроль и надзор.
Административные правонарушения административная ответственность. Цели и виды административных наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
| Тема 11. Отрасли публичного права: Уголовное право.
| Понятие и источники уголовного права.
Понятие преступления и его признаки. Виды преступлений. Состав преступления. Соучастие в преступлении и виды соучастников. Обстоятельства, исключающие преступность деяния.
Уголовная ответственность за совершение преступлений. Виды уголовных наказаний. Назначение наказаний. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие уголовную ответственность. Применение принудительных мер медицинского характера. Судимость, сроки ее погашения.
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
| Тема 12. Отрасли частного права: Гражданское право.
| Понятие и источники гражданского права. Основные принципы гражданского права.
Понятие гражданского правоотношения. Основания возникновения гражданских правоотношений.
Сделки: понятие, классификация. Договоры. Заключение и расторжение сделок. Признание сделки недействительной.
Право собственности. Формы собственности (общественная, коллективная, частная).
Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Способы обеспечения исполнения обязательств.
Наследственное право. Наследование по завещанию и по закону. Порядок принятия наследства.
| Тема 13. Отрасли частного права: Семейное право.
| Понятие и источники семейного права. Принципы семейного права.
Брачно-семейные отношения. Понятие брака и семьи. Заключение брака. Признание брака недействительным. Расторжение брака. Взаимные права и обязанности супругов. Брачный договор: понятие, порядок заключения.
Взаимные права и обязанности родителей и детей. Конвенция о правах ребенка 1989 г. Порядок установления материнства и отцовства.
Ответственность по семейному праву. Алиментные обязательства членов семьи. Размер алиментов и порядок их предоставления.
| Тема 14. Отрасли частного права: Трудовое право.
| Понятие и источники трудового права. Принципы трудового права.
Социальное партнерство и его принципы. Коллективный договор, его стороны, структура и содержание.
Прием на работу. Трудовой договор (контракт): понятие, его стороны, порядок заключения. Виды трудовых договоров. Основания прекращения трудового договора. Увольнение работника. Правовой статус безработного. Трудоустройство граждан.
Рабочее время: понятие, виды.
Заработная плата.
Трудовые обязанности работника и работодателя. Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Порядок применения мер дисциплинарного взыскания. Меры поощрения за успехи в труде. Материальная ответственность работника и работодателя.
Охрана труда.
| Тема 15. Экологическое право.
| Экологическое право: понятие и источники. Принципы и объекты охраны окружающей среды. Специфика экологических правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения. Экологических правоотношений. Экологическое нормирование. Нормативы качества окружающей среды: понятие и виды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: понятие и виды. Лицензирование. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза. Экологический мониторинг. Контроль и надзор за деятельностью хозяйствующих субъектов. Экологический аудит. Ведение государственных реестров.
Экологические правонарушения и их состав. Ответственность за нарушения экологического законодательства. Гражданско-правовая, дисциплинарная, административная, уголовная ответственность.
Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. Формы собственности на природные ресурсы. Виды разрешительной документации в области природопользования.
| Тема 16. Правовая защита информации и государственной тайны.
| Понятие государственной тайны и информации. Принципы отнесения сведений к государственной тайне и засекречивания этих сведений. Правовые основы защиты государственной тайны. Нормативно-правовые акты в области защиты государственной тайны и информации.
Сбор, хранение, распространение и предоставление информации. Защита информации. Права субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.
|
- ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
Лабораторные занятия рабочим учебным планом не предусмотрены.
- ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа рабочим учебным планом не предусмотрена.
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
10.1. Использование информационных технологий
Использование персонального компьютера (ПК) с установленными информационно-правовыми системами «Консультант-Плюс» и «Гарант», а также прямой доступ к Интернет-ресурсу «Право.ру».
10.2. Применение активных методов обучения
Эффективное усвоение учебного материала осуществляется в рамках самостоятельной работы студентов. Для подготовки к интерактивному занятию обучаемые должны:
1. Проанализировать научную, учебную литературу, нормативные правовые акты.
2. Сделать краткие записи.
Для наилучшего усвоения вопросов, рекомендуется следующие формы записей:
Заметки на полях, которые делаются только на собственных книгах и представляют собой систему подчеркивания и условных обозначений.
План прочитанного, представляет собой краткий или подробный перечень вопросов, раскрывающих внутреннюю логику прочитанного текста.
Выписки, делаются либо в тетрадях, либо на отдельных листах или карточках и представляют собой в одном случае изложение, в другом - дословное воспроизведение наиболее важных цитат изучаемой книги, с обязательной ссылкой на источник.
Тезисы – это вид записи, который представляет собой краткую формулировку того или иного теоретического положения книги. Тезисы, как форма записи особенно удобна, в случае необходимости выступления на семинарском занятии, конференции.
Конспект - представляет собой подробное и обстоятельное изложение материала книги, согласно ее внутренней логической структуре. В конспекте дается не только перечень вопросов и подвопросов, раскрывающих взаимосвязь идей книги, но и последовательное изложение прочитанного материала с отдельными выписками и цитатами, схемами и таблицами и пр. Конспектирование способствует глубокому пониманию и прочному усвоению материала, помогает выработать навыки правильного изложения мысли в письменной форме, способствует развитию стиля речи.
3. Сформулировать выводы по изученным вопросам, указать проблемы и пути их решения.
Таблица 4
Раздел и тема дисциплины
| Наименование или содержание интерактивных занятий
| Тема 1. Государство: понятие, признаки, функции, форма.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 2. Место и роль права в системе социального регулирования
| Определение вида нормы права в статьях НПА
| Тема 3. Нормы права.
| Определение вида источника права
| Тема 4. Источники (форма) права
| Разбор конкретных ситуаций.
| Тема 5. Теория правоотношений.
| Разбор конкретных ситуаций.
| Тема 6. Реализация норм права.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 8. Система права: понятие и характеристика ее элементов.
| Разбор конкретных ситуаций
| Тема 9. Отрасли публичного права: Конституционное право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 10. Отрасли публичного права: Административное право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 11. Отрасли публичного права: Уголовное право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 12. Отрасли частного права: Гражданское право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 13. Отрасли частного права: Семейное право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 14. Отрасли частного права: Трудовое право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 15. Экологическое право.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
| Тема 16. Правовая защита информации и государственной тайны.
| Студент и преподаватель обмениваются своим мнением.
|
11. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Мультимедийный комплекс, в составе которого:
1. персональный компьютер;
2. интерактивная доска ActivBord;
3. проектор.
12. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
12.1 Формы текущего контроля
Формы текущего контроля составляют:
Устный опрос – контроль, проводимый после изучения материала по одному или нескольким темам (разделам) дисциплины в виде ответов на вопросы и обсуждения ситуаций.
Письменный контроль – контроль, предполагающий работу с поставленными вопросами, решением задач, анализом ситуаций, выполнением практических заданий по отдельным темам (разделам) курса.
12.2. Форма промежуточного контроля по дисциплине
Форма промежуточного контроля по дисциплине осуществляется в форме экзамена.
12.3. Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов
Таблица5
Наименование темы дисциплины
| Работа на занятиях[1]
| Выполнение контрольных работ[2]
| Тема 1. Государство: понятие, признаки, функции, форма.
|
|
| Тема 2. Место и роль права в системе социального регулирования
|
|
| Тема 3. Нормы права.
|
|
| Тема 4. Источники (форма) права
|
|
| Тема 5. Теория правоотношений.
|
|
| Тема 6. Реализация норм права.
|
|
| Тема 7. Правонарушения и юридическая ответственность.
|
|
| Тема 8. Система права: понятие и характеристика ее элементов.
|
|
| Тема 9. Отрасли публичного права: Конституционное право.
|
|
| Тема 10. Отрасли публичного права: Административное право.
|
|
| Тема 11. Отрасли публичного права: Уголовное право.
|
|
| Тема 12. Отрасли частного права: Гражданское право.
|
|
| Тема 13. Отрасли частного права: Семейное право.
|
|
| Тема 14. Отрасли частного права: Трудовое право.
|
|
| Тема 15. Экологическое право.
|
|
| Тема 16. Правовая защита информации и государственной тайны.
|
|
| Итого
|
|
| Общий балл текущей успеваемости складывается из следующих составляющих:
- посещаемость – студенту, посетившему все занятия, начисляется 15 баллов;
- выполнение заданий по дисциплине в течение семестра в соответствии с учебным планом. Студенту, выполнившему в срок и с высоким качеством все требуемые задания, начисляется 20 баллов;
- контрольные мероприятия (решение задач, тестирование, подготовка докладов) – максимальная оценка 25 баллов;
- устный ответ на экзамене – максимально 40 баллов.
Перевод балльных оценок в академические отметки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» по дисциплине производится по следующей шкале:
- «Отлично» - от 81 до 100 баллов — теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов необходимые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество их выполнения оценено числом баллов, близким к максимальному.
- «Хорошо» - от 61 до 80 баллов - теоретическое содержание курса освоено полностью, без пробелов, некоторые практические навыки работы с освоенным материалом сформированы недостаточно, все предусмотренные программой обучения учебные задания выполнены, качество выполнения ни одного из них не оценено минимальным числом баллов, некоторые виды заданий выполнены с ошибками.
- «Удовлетворительно» - от 40 до 60 баллов - теоретическое содержание курса освоено частично, но пробелы не носят существенного характера, необходимые практические навыки работы с освоенным материалом в основном сформированы, большинство предусмотренных программой обучения учебных заданий выполнено, некоторые из выполненных заданий, возможно, содержат ошибки.
- «Неудовлетворительно» - менее 40 баллов - теоретическое содержание курса не освоено, необходимые практические навыки работы не сформированы, выполненные учебные задания содержат грубые ошибки, дополнительная самостоятельная работа над материалом курса не приведет к существенному повышению качества выполнения учебных заданий.
Текущий контроль[3] успеваемости осуществляется в первой половине семестра (первая аттестация) и во второй половине семестра (второая аттестация – по состоянию на последний день занятий семестра).
13. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Список литературы составлен таким образом, чтобы дать студентам возможность самостоятельной ознакомиться с различными позициями и подходами известных ученых по наиболее актуальным проблемам дисциплины и после их изучения излагать свою точку зрения.
|