Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основополагающим инструментом реализации государственно-информационной политики является законодательство, регулирующее информационные отношения





Основы государственной политики сформулированы в Конституции РФ. В ней закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной. В соответствии с Конституцией, «каждому гарантируется свобода мысли и слова» и «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». При этом «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Деятельность СМИ регулируется рядом законодательных документов. Основным законодательным актом является Закон РФ «О средствах массовой информации». Существует ряд положений, принятых постановлением Правительства РФ.

Деятельность журналистов регулируется законами «О телевидении и радиовещании», «О праве на информацию», «Об авторском праве и смежных правах», «Об участии в международном информационном обмене», «О рекламе», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», и др. Функционирования журналистики касаются и нормы, зафиксированные в «Уголовном кодексе», «Гражданском кодексе» и ряде других законоположений, актов, постановлений, касающихся отдельных сторон функционирования СМИ.

Еще одним федеральным нормативным актом, в котором край­не заинтересованы местные печатные СМИ, является ФЗ «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (1995). Значение районных газет традиционно недооценивается, хотя совокупный тираж газет этой типологической группы в общероссийском масштабе перекрывает все остальные тиражи печатных изданий России. Практически лишенные рекламных доходов, живущие на скудные поступле­ния от частных объявлений и на средства, время от времени вы­деляемые местными властями, они медленно умирали. Однако именно они наряду с эфирным телевидением и проводным ра­дио служат основным источником информации для жителей рос­сийской глубинки, давно переставших подписываться на цент­ральную прессу.

В сентябре 2000 года Президентом РФ была утверждена Доктрина информационной безопасности. В ней представлена совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Рос­сийской Федерации. Доктрина служит основой для формирова­ния национальной политики, подготовки предложений по совер­шенствованию правового, методического, научно-технического и организационного обеспечения информационной безопаснос­ти государства, а также разработки целевых программ её обеспе­чения.

В структуре Правительства Российской Федерации создано Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) - федеральный орган исполнительной власти, который занимется выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием в следующих сферах:

· сфере информационных технологий (включая использование информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним),

· сфере электросвязи (включая использование и конверсию радиочастотного спектра) и почтовой связи,

· сфере массовых коммуникаций и СМИ, в том числе электронных (включая развитие сети Интернет, систем телевизионного (в т.ч.цифрового) вещания и радиовещания и новых технологий в этих областях),

· сфере печати, издательской и полиграфической деятельности,

· сфере обработки персональных данных.

Минкомсвязь России выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи.

Министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, Федерального агентства связи, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Глава Минкомсвязи России - Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

На территории России ведут свою деятельность территориальные управления

Регистрация СМИ;

Лицензирование телерадиовещания;

Лицензирование производства аудио - видеопроизведений на любых видах носителей;

Лицензирование деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

1. Выдача разрешений на распространение зарубежных печатных изданий на территории Российской Федерации.

В функции территориальных управлений входит регистрация СМИ, если территория распространения СМИ ограничивается одним субъектом РФ. Также территориальное управление осуществляет надзор во всех сферах деятельности, которые находятся в компетенции Федеральной службы. В структуре Федеральной службы есть управление государственной инспекции, которое работает по результатам проведения мониторинга, поступления информации от территориальных управлений. Оно проводит проверки по факту нарушения законодательства, проводит экспертизу и принимает соответствующее решение.

Законодательство позволяет регулировать определенные виды отношений, возникающие при функционировании СМИ.

Внутрижурналистские отношения. Они возникают между учредителем- главным редактором – журналистами. Это тип отношений, которые в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования. Учредитель как собственник, создавая СМИ и принимая на работу журналистов, справедливо рассчитывает на то, что работники СМИ будут руководствоваться его интересами и целями. Но нанятые сотрудники на определенном этапе в силу своего собственного осмысления явлений жизни и своеобразия творческого облика могут разойтись в своих суждениях с позицией учредителя. И если это рассматривать как неподчинение руководителю, то существует два выхода - либо возвращение к позиции исполнителя, либо расставание со СМИ.

Но такое жесткое управление не может быть свойственно журналистике демократического общества. Учредитель СМИ не может не считаться с другими частными позициями и общими нуждами общества. Кроме того, для учредителя и сотрудников СМИ общими оказываются задачи по информационному обеспечению демократии и забота об информированности аудитории. Это требует диалога между СМИ и диалога внутриредакционного, что приводит к подвижкам в позициях сторон. Ведущей остается роль учредителя, имеющего право на последнее слово. В этой ситуации неизбежны уходы сотрудников. Но в большинстве случаев диалог способен привести к восстановлению единства, но уже на ином вике деятельности СМИ.

Действующий закон о СМИ фиксирует внутрижурналистские отношения четко. Деятельность редакции регулируется Уставом редакции, в котором определяются права и обязанности учредителя, редактора, сотрудников, полномочия коллектива журналистов, порядок избрания главного редактора и других органов управления редакцией. Однако если пристально всмотреться в проблему, то возникает противоречие между Законом о СМИ и Гражданским кодексом. Закон о СМИ регулирует отношения между учредителем и редакцией в пользу редакции, что в пору принятия закона было связано с процессами преобразования в журналистике. Но принятый позже Гражданский кодекс наделил правами «первого лица» владельца, т.е. учредителя. В результате в ряде СМИ возникли конфликты, в результате которых победу одержали владельцы.

Указанные противоречия можно снят поправками в обоих законодательных актах, и сформулировать их нужно так, чтобы возник демократизм внутрижурналистских отношений.

Отношения между СМИ и источниками информации

Чтобы выполнять свои функции, журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство определенным образом регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность – это достигнутая и затем необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных социальных структур.

Законодательство своими дозволениями, обязываниями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов к информации. Права журналистов на получение информации регулируют следующие законы и нормативные акты: Конституция, Закон о СМИ, законодательство о праве на информацию, о защите информации, о государственной тайне, о порядке освещения деятельности государственных органов и другие. Они определяют права журналистов на получение информации, порядок действия сторон, санкции за неправомерное поведение.Достаточно часто журналисты сталкиваются с нежеланием официальных структур, их должностных лиц и пресс-служб, защищающих интересы ведомств, предоставлять информацию или стремлением ограничиться предоставлением частичной информации, которая устраивает ведомство. Особый случай составляют указания на служебный характер или даже на секретность запрашиваемой информации.

Информация, не прошедшая процедуры закрытия, должна быть представлена без выдвижения каких-либо условий. Иначе законодательством установлены санкции за неправомерный отказ (штраф до 500 минимальных окладов). Но правом обращаться в суд для получения информации журналисты обычно не пользуются: ведь информация, получение которой оттянуто на недели и месяцы.Важно и то, что многие организации стремятся максимально расширить круг сведений, относимых к секретным. Законодательство предусматривает охрану государственной тайны, служебных, коммерческих, банковских тайн, тайны следствия, усыновления, вкладов в банки, врачебной таны и т.д. По закону защищается достоинство личности, ее честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.

Права журналистов на распространение информации.

Они гарантированы международными и внутренними юридическими документами. Однако использование этих прав накладывает «особые обязанности и особую ответственность» в связи с необходимостью «уважения прав и репутации других лиц» и «охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения».

В законе о СМИ указывается на недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование СМи для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя, социальной, религиозной розни и нетерпимости; для пропаганды войны, фашизма и др. в форме экстремизма; для распространения порнографии, культа насилия и жестокости ограничивается распространение эротических изданий и программ.Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилию, агрессии, возбуждению национальных страстей и т.д., запрещает недобросовестную, недостоверную, неэтичную, ложную, скрытую рекламу, ограничивает объем рекламы на страницах прессы и в эфире.

Государственные СМИ по избирательному законодательству и законодательству об освещении деятельности государственных органов должны соблюдать ряд требований. Регламентируется характер бесплатного предоставления места в печатных и времени в электронных СМИ для выступлений зарегистрированных кандидатов, исходя из принципа равенства.При этом негосударственные СМи решения принимают сами, а государственные СМИ могут еще и продавать место или время. Государственные СМИ обязаны публиковать обращения и заявления Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, сообщать о решениях Конституционного суда, Федерального Собрания, Председателя Правительства и др. общезначимых фактах деятельности органов государственной власти.Материалы депутатов Совета Федерации и государственной думы печатаются государственными СМИ в приоритетном порядке, а депутаты, избранные по территориальным округам, имеют право регулярной публикации в соответствующих региональных СМИ.

Отношения между СМИ и аудиторией

По Закону о СМИ «граждане имеют право на оперативное получение…достоверных сведений о деятельности государственных органов, организаций, общественных объединений, их должностных лиц» Но это общая декларация, требующая проработки с точки зрения требований информированности. Возникает ограниченность обязательств перед аудиторией. Она проявляется в законной возможности не обращать внимание на почту, отказываться от публикаций поступивших в редакцию обращений, не отвечать на письма.

Когда же СМИ выступает в адрес тех или иных социальных институтов, то по Закону о СМИ те имеют право на ответ, но не обязаны реагировать на критику.

Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбление, к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией. Обиженные имеют право обратиться в суд в защиту своей чести, достоинства, деловой репутации. Суд может вынести решение об уголовном наказании, о штрафе, о денежной компенсации ущерба, а также о публикации опровержения в связи с решением суда.

В целом по поводу отношений СМИ - аудитория требуется уточнение и развертывание законодательных норм.

Еще одним составляющим государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности.

Государство является учредителем ИТАР (информационного телеграфного агентства России)- правопреемника ТАСС, РИА – Новости (российского информационного агентства), различных информационных служб палат Федерального Собрания, Администрации Президента, Правительства, министерств и ведомств, местных органов государственной власти и т.д. Государственные институты являются учредителями ряда СМИ («Российская газета», «Парламентская газета», ВГТРК, соучредителем ОРТ и т.д.) В государственной собственности находятся наземные и космические каналы связи, много полиграфических предприятий и др., составляющих информационной инфраструктуры. Государство выдает лицензии на теле - радиовещание.

Государственная политика проявляется и как контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм.

Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура, идущее от возникшей еще в Древнем Риме должности цензора. Цензура - это форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Она бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Последующая цензура осуществляется над опубликованными произведениями.

В России по действующему законодательству предварительная цензура не допускается. Только в исключительных случаях в соответствии с законом о чрезвычайном положении может вводиться предварительная цензура, применяться арест печатной продукции, изыматься множительная и звукоусилительная техника. В России в некоторых ведомствах существуют подразделения, например, в Министерстве обороны существует служба информационной безопасности. Эти ведомства можно назвать консультативной цензурой. Туда могут обратиться журналисты и получить рекомендации по доработке ли исправлению представленных на просмотр текстов, если в них обнаружатся сведения, которые не подлежат разглашению.

Деятельность редактора или иных лиц, уполномоченных руководством СМИ, цензурой не является. Попытки лиц и организаций, не уполномоченных на то государством, повлиять на принятие решений журналистами о публикации затрагивающих интересы этих лиц и организаций произведений, квалифицируется как косвенная цензура. Работники СМИ вправе не прислушиваться к таким советам, но, к сожалению, часто поддаются давлению из-за разного рода опасений.

По мере демократического развития общества все большее значение будет приобретать внутрижурналистская саморегуляция. Журналистское самосознание, основанное на представлениях о сущности информационного порядка в демократическом обществе – это фундамент ответственного поведения, своего рода «самоцензуры». При этом не следует смешивать самоцензуру как реализацию общественно необходимых требований информационного порядка с самоцензурой как уступкой явному или скрытому давлению, направленному на то, чтобы журналист нарушал требования информационного порядка. А такое давление может нарастать со стороны неадекватно действующих сил по мере осознания реально увеличивающихся возможностей журналистики как «четвертой власти».

И еще одна романтическая мечта. Декларация Саны (в рамках ЮНЕСКО) содержит такую идею: "Следует поощрять создание журналистами своих собственных независимых предприятий средств информации, деятельность и финансирование которых обеспечивается самими журналистами и которые, в случае необходимости, получают поддержку в виде субсидий, предоставляемых на основе гласности и с гарантиями того, что финансирующие учреждения не вмешиваются в издательскую политику". И здесь - мечта о "третьей журналистике":

"Третья журналистика", отстраняющаяся от "частных" приоритетов и, более того, выражающая общенациональные интересы - не миф ли это? Миф - если идею попытаются реализовать частным образом,- например, ориентированный на общенациональные цели спонсор или предприниматель. Но частные усилия на "общем" поле недолговечны и не прочны. Примеры есть, в том числе и отечественные (скажем, та же "Независимая газета").

Для "третьей журналистики" нужна общенациональная поддержка, и она-то и должна быть прописана в документах, фиксирующих государственную политику в области СМИ. Первый шаг на этом пути - действительная реализация идеи Национального Совета по СМИ. Это не парламентский комитет по информационной политике и связи. Это и не палата по государственной информационной политике Политического консультационного совета при Президенте с неясным представительством и неопределенными статусом и функциями. Национальный Совет - это высший системный разработчик государственной политики в сфере СМИ со строго сбалансированным составом представителей государственных институтов и институтов гражданского общества, на высоком уровне представляющий все социальные силы общества и пользующийся высшим доверием всех причастных к функционированию СМИ.

Функций у Совета множество - от мониторинга нарушений прав прессы с привлечением СЖ, ФЗГ, учебно-научных учреждений и др. До выдачи по его результатам замечаний и рекомендаций; от организации контроля до выработки законодательных предложений с широким общественным обсуждением концептуальных основ законов и анализом их системы и т.д. тут и собирание, обсуждение, разработка принципов, норм и правил профессионально-журналистской этики, и анализ редакционных уставов, кодексов персонала разных СМИ с дальнейшим выходом на создание Хартии поведения журналиста. И хорошо бы Совету издавать бюллетень.

Ведь Совет как авторитетнейший носитель и разработчик общегосударственной политики в сфере СМИ, обнаружив недостатки в информационном обеспечении демократии, информированности разных слоев общества и состоянии информационной безопасности, мог бы и сам включиться в "производство массовой информации". Вариантов может быть несколько - от создания общенациональной газеты и контроля над общественными каналами ТВ и РВ до выпуска вкладышей в газеты или распространения пресс-релизов, призванных корректировать информационную картину, создаваемую разными и разнонаправленными СМИ.

Итак, государственная политика в сфере СМИ, зафиксированная в соответствующей Федеральной целевой программе развития СМИ и персонифицированная в Национальном Совете по СМИ - фундаментальная основа развития журналистики в России на подлинно демократических основах. Концепция позволит сбалансировать интересы медиабизнеса и журналистских коллективов, обеспечить максимум свобод и жесткую ответственность субъектов информационного поля - будь то "акционеры" или "журналисты". И только на этой основе произойдет обновление законодательства, в котором надо не латать дыры или тайком протаскивать "хозяйскую" идеологию, а заложить основы действительно свободной плюралистической журналистики, соблюдающей требования информационной безопасности в интересах подлинного обеспечения демократии.

Только когда будет разработана и принята государственная политика в сфере СМИ, можно будет говорить об адекватности и информационной политике государственных СМИ, и информационной политике любых других социальных институтов: от политических партий и медиаконцернов до ветеранских объединений и национально-культурных центров.

Государственная политика в сфере СМИ - это своего рода конституция СМИ, сопровождаемая законами о прессе, о ТВ и РВ, об агентствах и пресс-службах, о доступе к информации, о синдикатах, концернах и демонополизации, о книгоиздательской деятельности, о международном обмене информацией и т.д. и в меру прочности этой "СМИ-конституции" легче будет работать над конкретными нормами, обсуждая конкретные блоки: свобода, злоупотребление свободой и контроль; учредительство и владение; статусные отношения учредителя - издателя - главного редактора - коллектива журналистов; права, обязанности, ответственность журналистов; система и взаимодействие СМИ на основе социального диалога; государственные СМИ, СМИ гражданского общества и государственно-общественные СМИ; Национальный Совет по СМИ; СМИ и социальные институты; СМИ и массовая аудитория; государственные органы в сфере СМИ и т.д.

ГИП, проводимая в настоящее время не способствует устойчивому не только информационному, но и социально-экономическому развитию страны и усугубляет проблему отчуждения власти от общества и негативного отношения граждан к политическим и государственным институтам.


 

Date: 2015-06-06; view: 815; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию