Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политика России в области СМИ





Литература:

  1. Ахмадуллин Е.В. Краткий курс теории журналистики. – Р/нД, 2005.

2. Информационная политика: под ред. В.Д. Попо­ва. - М.: РАГС, 2003.

  1. Коновченко С.В., Киселев А.Г. Информационная политика в России. – М., 2004.
  2. Майнойло А.В. Государственная информационная политика в особых условиях. – М.:2003.

5. Манойло А.В., Фролов Д.Б., Вепринцев В.Б. Особенности информационной политики эпохи информационного общества //Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы. - 2002. - № 4.

6. Попов В.Д. Государственная информационная политика: состояние и проблемы формирования. Массовые информационные процессы в современной России. - М.: Изд-во РАГС, 2002.

7. Попов В.Д. Информациология и информационная политика.- М.: РАГС, 2001.

  1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. –
  2. Печать в России. Телевидение в России. Радиовещание в России. Интернет в России Отраслевые доклады ФАПМК. См информацию в сети интернет на сайте ФАПМК.

 

Деятельность журналистов и функционирование журналистки как социального института всегда происходило не автоматически, а согласно выработанным государственными институтами нормам и правилам. Всегда существовали определенные закономерности ее функционирования, которые были и сейчас теоретически закреплены и обоснованы.

Они достаточно разработаны в теоретическом отношении и зафиксированы в разного рода документах. К ним относятся, редакционные правила поведения, уставы журналистских организаций, хартии, кодексы, международные принципы журналистской этики, решения институтов ООН, ЮНЕСКО, и других. Общеобязательные нормы фиксируются в законодательстве.

На разных этапах и в разные периоды развития российской журналистики ее функционирование не было одинаковым, а значит, зависело от соответствующей проводимой государственной политики.

В системе регулирования социальных и политических отношений в современном информационном обществе центральное место занимает Государственная информационная политика - система мер органов государственной власти и управления в информационно-психологи­ческой сфере, компетенция которых определяется действующим, стремительно развивающимся информационным законодательством.

Государственная информационная политика - это политика, проводимая государственной властью в информационной сфере жизнедеятельности общества и государства.

Цель такой политики должна заключаться в обеспечении перехода к информационному обществу - новому, постиндустриальному типу социальной организации, имеющей информационную и сетевую природу. (Юлий Нисневич профессор РУДН и ВШЭ).

Е.П.Прохоров, профессор МГУ определяет государственную политику как комплекс, совокупность руководящих начал журналистской деятельности. Это общенациональная политика, учитывающая объективные нужды в информационном обеспечении демократии. Она определяется как создание условий для решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития РФ. Основой государственной политики является законодательство и другие нормативные акты, основы государственной политики сформулированы в Конституции.

Цель государственной политики - противодействие угрозам безопасности личности, общества и государства и достижение национальных интересов Российской Федерации в информационно-психологической сфере.

Приоритетными направлениями деятельности по реализации государственной информационной политики являются:

· совершенствование отечественного законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере, и системы международных договоренностей по вопросам противодействия угрозам безопасности информационного общества (создание системы нормативного правового обеспечения информационной/информационно-психологической безопасности Российской Федерации);

· совершенствование системы организации правоохранительной и судебной деятельности в области обеспечения безопасности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере как в России, так и на международном уровне;

· совершенствование технологического обеспечения безопасности информационной инфраструктуры, средств защиты информации, проведения оперативно-следственных мероприятий, включая нормативное обеспечение процессов их создания, распространения и использования;

· совершенствование системы подготовки кадров для реализации функций обеспечения безопасности информационной сферы общества;

· создание системы культурно-образовательного обеспечения безопасности информационной сферы

Нормативное правовое обеспечение информационно-психологической безопасности является приоритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения информационно-психологической безопасности Российской Федерации основывается на принципах:

1. Принцип законности предполагает соблюдение при осуществлении деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации.

2. Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с привлечением общественных организаций и отдельных граждан.

3. Принцип открытости предполагает в процессе реализации федеральными органами государственной власти и общественными организациями деятельности по обеспечению информационно-психологической безопасности Российской Федерации информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Принцип приоритетности национальных интересов Российской Федерации заключается в использовании этих интересов в качестве основы при формировании государственной политики в рассматриваемой области, отстаивании этих интересов с использованием имеющихся у государства возможностей и учетом общепринятой международной практики.

Предмет государственной информационной политики - система социально-политических отношений общества в информационно-психологи­ческой сфере.

Объектом государственной информационной политики является любой объект социальной и политической сферы общества, в отношении которого возможно применение управляющего информационно-психоло­гического, либо иного (политического, экономического и т.д.) воздействия со стороны органов государственной власти и управления, результатом которого будет модификация его свойств как информационной системы.

Общим признаком объекта, который может рассматриваться как объект государственной информационной политики, является любая форма использования информации в его функционировании.

Объектом государственной информационной политики может стать любой компонент или сегмент информационно-психологического пространства, в том числе:

· массовое и индивидуальное сознание граждан;

· социально-политические системы и процессы;

· информационная инфраструктура;

· информационные ресурсы;

· психологические ресурсы, включающие в себя следующие основные компоненты:

а) систему ценностей общества;

б) психологическую толерантность системы ценностей (устойчивость системы ценностей по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям);

в) индивидуальное и массовое сознание граждан;

г) психологическую толерантность сознания граждан (устойчивость сознания граждан к манипулятивному воздействию и вовлечению в противоправную деятельность манипулятивными методами тайного принуждения личности);

д) психическое здоровье граждан;

е) толерантность психического здоровья граждан (устойчивость психического здоровья по отношению к внешним или внутренним деструктивным воздействиям).

Объекты государственной информационной политики можно разделить на две основные категории:

1. Организации:

  • государственные органы и структуры;
  • негосударственные общественно-политические организации;
  • религиозные организации;
  • негосударственные субъекты экономической деятельности;
  • СМИ и МК.

2. Население, в состав которого входят отдельные граждане и различные социальные группы, выделяемые по следующим категориям:

· возраст;

· пол;

· уровень образования;

· социальное положение;

· экономическая активность;

· виды и направления социальной деятельности;

· формы информационной активности (информационно активные, информационно пассивные).

В системе объектов государственной информационной политики организации (как государственные, так и не государственные), в свою очередь, разделяются на три категории по способам реализации своих интересов в СМИ и МК:

· на владеющие СМИ и МК;

· на не владеющие СМИ и МК, но информационно активные;

· на не владеющие СМИ и МК, но информационно пассивные.

Существование различных категорий объектов, заметно отличающихся по характеру и содержанию интересов в информационно-психологической сфере, обосновывает необходимость формирования отдельных отраслей государственной информационной политики, связанных с регулированием деятельности каждой из указанных категорий в информационно-психологическом пространстве:

· ГИП, реализуемая на федеральном, региональном и местном уровнях государственной власти и управления;

· ГИП, реализуемая законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти;

· ГИП, реализуемая различными органами государственной власти и управления по направлениям их деятельности;

· ГИП, реализуемая при участии электронных СМИ и МК;

· ГИП, реализуемая при участии печатных СМИ и МК;

· ГИП, реализуемая при участии Internet-СМИ и Internet-МК;

· ГИП, реализуемая при участии государственных СМИ и МК;

· ГИП, реализуемая при участии контролируемых российскими физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК;

· ГИП, реализуемая при участии контролируемых иностранными физическими и юридическими лицами негосударственных СМИ и МК.

Субъекты государственной информационной политики – органы государственной власти и управления, в компетенцию которых входит регулирование социально-политических отношений в информационно-психо­логической сфере, а также негосударственные субъекты данной деятельности, привлекаемые органами государственной власти и управления для решения задач государственного регулирования в информационно-психологической сфере.

Субъекты ГИП можно разделить на две основные категории.

1. Государственные субъекты государственной информационной политики.

2. Субъекты массового информирования и коммуникации.

В системе субъектов государственной информационной политики государственные субъекты разделяются на группы по следующим категориям:

· уровни власти и управления (федеральный, региональный, местный);

· ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная);

· направления деятельности органов власти (органы гражданского, экономического управления, «силовой блок», культура, внешнеполитические ведомства).

В системе субъектов государственной информационной политики субъекты массового информирования и коммуникации разделяются на группы по следующим категориям:

· по виду собственности (государственные СМИ и МК, контролируемые российскими физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК, контролируемые иностранными физическими и юридическими лицами негосударственные СМИ и МК);

· по способу распространения информации (электронные СМИ и МК, печатные СМИ и МК, Internet-СМИ и Internet-МК).

 

Для информационной политики важное значение имеет рассмотрение информационного пространства как пространства не столько физического, сколько социального типа. В отличие от других пространств, в информационном пространстве задают структуру власти информация и знания. Значимость в информационном пространстве для информационной политики имеют те его компоненты и процессы, воздействие на которые средствами и методами информационной политики позволяет влиять на перспективы, на конкретные лица, которые принимают решения, контролировать системы сбора, обработки, хранения и передачи информации, преумножать ресурсы.

Уровень развития информационного пространства решающим образом влияет на основные сферы общества – социально-политическую, экономическую. От этого уровня сильно зависят поведение людей, формирование общественно-политических движений, социальная безопасность. Связав и интегрировав практически все страны мира, имеющие достаточно развитую инфраструктуру систем связи и телекоммуникаций, информационное пространство фактически стерло границы между странами, что является одним из главных стимулов глобализации и одновременно результатом этого процесса.

С развитием технических каналов связи и телекоммуникаций информационное пространство приобретает в информационном обществе глобализующегося мира качество трансграничности в силу отсутствия или неэффективности в информационном пространстве большинства традиционных ограничений, налагаемых разнесенностью различных субъектов этого пространства в реальном пространстве земного шара и существованием природных и институциональных преград.

В результате информационное пространство социальных систем, включая и компоненты, напрямую не отраженные в киберпространстве, также становится трансграничным, что вводит в информационные процессы ранее относительно замкнутых систем новых субъектов, которые могут оказывать через информационное пространство влияние на «внутренние» процессы этих систем, сравнимое с влиянием традиционных «игроков».

В информационном пространстве можно выделить особые компоненты, значимые для информационной политики. К одному из них относится виртуальная реальность, формируемая в виде виртуальных аналогов реальных объектов и процессов, базирующихся на соответствующих программно-аппаратных платформах и информационно-телекоммуникационных сетях и системах связи, воспринимаемая человеком (пользователем) как модель-заместитель действительной реальности или же как некая реальность, первичная по отношению к объективной реальности (в случае полного «погружения» человека в ВР).

Специфической разновидностью ВР являются вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения, которые относятся к искусственно созданным ВР. Целью таких ВР является вовлечение в свою смысловую среду некоторых людей, чтобы затем использовать эту вовлеченность через последующее изменение смысла данной виртуальной реальности со стороны ее создателя и получить из такой ситуации выгоду для него. Создание ВВРЦСН невозможно без проведения соответствующей информационной политики, центральное место в которой занимает манипулятивное управление информационными процессами, скоординированное с конструированием объективной реальности.

Государственная информационная политика (ГИП) как деятельность федеральных органов государственной власти по достижению национальных интересов Российской Федерации в информационно-психо­логической сфере реализует свои функции государственного управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательствам меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом.

Политика находит свое наиболее яркое проявление в деятельности социальных субъектов, направленных на реализацию общественных интересов посредством институтов власти. Она представляет собой также отношения между социальными груп­пами, классами, нациями и государствами по поводу власти и властных отношений. Политика может быть понята как особый тип поведения лю­дей, как искусство управления общественными процессами. Многообра­зие проявлений политики не означает ее неопределенности. Ее сущность выражается через категорию «власть».

Информационная политика – деятельность субъекта по актуализации и реализации своих интересов в обществе посредством формирования, преобразования, хранения и передачи всех видов информации. Информационная политика – это особая сфера жизнедеятельности людей (политиков, ученых, аналитиков, журналистов, слушателей и читателей и т.д.), связанная с воспроизводством и распространением информации, удовлетворяющей интересы социальных групп и общественных институтов.

Проблемы реализации государственной информационной политики России. Выбор стратегии информационного развития и соответствующей ей государственной информационной политики является политическим решением, которое должно приниматься на уровне высшего политического руководства страны при персональной ответственности за его реализацию одного из высших должностных лиц государства. Представляется, что государственная информационная политика может успешно реализовываться только при наличии единой системы в структуре органов государственной власти, функционально ответственной за проведение такой политики.

К сожалению, в настоящее время в структуре российской государственной власти существует множественность как самостоятельных федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, так и структурных подразделений различных органов власти, ответственных за реализацию различных аспектов государственной информационной политики на федеральном и региональном уровнях. При этом их деятельность и проводимая ими политика очень слабо координируется, а по некоторым вопросам возникает как прямая межведомственная конкуренция, так и откровенное лоббирование ведомственных интересов.

Одной из причин такой негативной тенденции в области государственного регулирования информационного развития является стремление на уровне принятия политических решений однозначно разграничить задачи, а, следовательно, и государственную политику в сфере развития информационно - коммуникационной инфраструктуры (ИКИ) и информационного наполнения (контента) информационной среды. Однако для современной информационной среды такое неоднозначное разграничение представляется некорректным.

В сложных современных условиях государственная информационная политика должна способствовать формированию и развитию новой системы информационно-психологических отношений, позволяющих современному обществу перейти на новый, революционный, этап развития, обеспечивает защиту национальных интересов и информационно-психологическую безопасность личности, общества и государства в изменяющихся условиях. Между тем, сегодня государственная информационная политика сама находится в стадии формирования[i], поиска и испытания новых методов, способов и технологий государственного управления, эффективных в условиях информационного общества.

Сегодня в России ключевой в сфере государственной информационной политики представляется проблема отсутствия до настоящего времени официально провозглашенной и общепризнанной национальной стратегии информационного развития, которая должна определять концептуальные основы такой политики.

В настоящее время не утихают споры о необходимости долгосрочной политической линии, в области журналистики. Порой эти споры переходят в схватки по вопросам законодательной базы и других нормативных документов, регулирующих деятельность СМИ и отдельных журналистов. Всем уже заметны «несовершенства» Закона о СМИ, его внутренние нестыковки и неточности, противоречия с другими актами, - нужны поправки. Однако одни говорят: нельзя трогать закон - как бы не сделать хуже. Другие предлагают осторожные поправки с постепенным продвижением к желаемому. Третьи вносят такие изменения и дополнения, которые принципиально меняют саму "идеологию" Закона.

С освобождением прессы от партийно-государственного гне­та и цензуры в новых условиях возник вопрос: какими должны быть отношения власти и СМИ - настороженно-враждебными, дружескими либо каки­ми-то другими? С точки зрения верхов, сотрудничество прессы и властей обычно способствует большей открытости правительства, весомости поступающей в СМИ информации.

По мнению сторонников оппозиции СМИ по отношению к властям, именно в период экономических и политических труд­ностей пресса должна препятствовать правительственному ма­нипулированию информацией, балансировать его критическими сообщениями с целью обеспечения объективного и свободного потока информации в интересах всего общества. (ст.38 ФЗ «О СМИ».) При этом отмечалось, что функционирование критически настроенной прессы отвечает и инте­ресам правительства, как общим - канализировать недовольство и наблюдать за оппозицией, так и частным - поддерживать образ России как свободного государства.

В отсутствие общефедеральных векторов информационного развития наряду с общероссийской государственной политикой в ряде регионов осуществляется и региональная информационная государственная политика, на основе местных законодательных и других нормативных документов.

Во многих субъектах РФ приняты свои законы о поддержке СМИ, которые в большинстве своём дополняют федеральный за­кон льготами по налогам, вносимым в местный бюджет, и по арендной плате за помещения в зданиях, являющихся собствен­ностью этих субъектов. Кроме того, региональные бюджетные за­коны предусматривают дотации для прямой поддержки СМИ.

Основная часть бюджетных средств субъекта федерации, предназначенных для поддержки СМИ, достаётся главному областному, краевому или республиканскому официальному изданию, а остальная делится между всеми редакциями районных и городских газет в рамках реализации местного Зако­на «Об экономической поддержке районных и городских газет». И в этом, и в некоторых других мест­ных законах о поддержке СМИ часть льгот выходит за пределы, установленные в Федеральном законе «О государственной под­держке...».

Российское информационное законодательство недостаточно развито и во многом фрагментарно; особенно это касается законодательного регулирования контента информационной среды. Таким образом, законодательство о СМИ нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, прежде всего в части, касающейся экономических основ их деятельности в современных условиях, и законодательство о праве интеллектуальной собственности на информацию при ее распространении в сетевой информационной среде. Пассивное отношение законодателей, особенно на федеральном уровне, к законодательному обеспечению количественного и качественного расширения в интересах граждан контента информационной среды существенно тормозит ее развитие и в целом информационное развитие российского общества и государства.

Сложно и проблематично дело обстоит в сфере контента российской информационной среды. По - прежнему не решенной остается проблема накопления, систематизации и использования государственных информационных ресурсов, организации депозитариев таких ресурсов, обеспечения доступа широкого кругу пользователей к социально, экономически и политически значимой государственной информации.

Ведущая роль в решении этой проблемы принадлежит самой государственной власти, являющейся не только наиболее мощным источником, но и потребителем такой информации. Если государственная власть стремится к установлению уважительных и партнерских отношений с обществом и его структурами, то проводимая ею ГИП должна быть ориентирована на обеспечение информационной открытости и прозрачности системы органов государственной власти, создание информационных условий для общественного контроля за ее деятельностью. Только в рамках такого подхода в перспективе может быть создано «электронное правительство», представляющее собой качественно новую, постиндустриальную философию государственного управления.

Сегодня определяющую роль в выстраивании тех или иных взаимоотношений между государственной властью и обществом играют традиционные СМИ, особенно электронные, которые в существенной мере формируют контент таких отношений. По мере нарастания индивидуальной информационной среды на основе расширения ее сетевой ИКИ и изменения контента значимость традиционных СМИ будет постепенно снижаться, и многие их них уже трансформируются в сетевые СМИ.

Сфера СМИ является значимой но, далеко не единственной сферой приложения государственной информационной политики. При этом если единая и целостная во всех своих проявлениях государственная информационная политика действительно ориентирована на информационное развитие страны в направлении перехода к информационному обществу, то в сфере СМИ ее стратегической целью должно быть развитие сектора СМИ как множества альтернативных источников информации – одного из основополагающих политических институтов современной демократии. При этом принципиальным является то, что все СМИ в своей совокупности, независимо от форм собственности и интересов, должны составлять множество альтернативных источников информации.

К сожалению, не такая информационная политика государственной власти в отношении СМИ реализуется сегодня в России. Исходя из того, что СМИ - это наиболее эффективный инструмент в политической борьбе за завоевание и удержание власти, в их отношении власть проводит политику, направленную, прежде всего на использование СМИ именно в этом качестве, которую трудно характеризовать как государственную в смысле идей и задач информационного развития.

Более того, можно констатировать, что для реализации такой информационной политики неправомерно (для достижения иных корпоративных политических целей) используется административный ресурс органов государственной власти. Естественно, что такая политика предопределяет необходимость сокращения количества СМИ, способных играть роль альтернативных источников информации, за счет «огосударствления» в тех или иных формах наиболее влиятельных из них для реализации манипулятивных методов массового информирования и агитационно-пропагандистских форм информационных воздействий на население.

Date: 2015-06-06; view: 2675; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию