Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарий к статье 34.2





Комментируемая статья регламентирует разъяснения Минфина России и финансовых органов субъектов РФ по применению нало-гового законодательства.
Минфин России дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым агентам по вопросам при-менения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах да-ются гражданам и организациям в связи с исполнением ими обязанностей налогоплательщика, плательщика сбора и (или) налогового агента.
Ценность положений статьи 34.2 НК РФ заключается в том, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ выполнение на-логоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа), является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.
Кроме того, пунктом 8 статьи 75 НК РФ закреплено, что не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налого-плательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа).
Учитывая данное обстоятельство, совершение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) налогового право-нарушения при выполнении письменных разъяснений Минфина России, данных в пределах его компетенции, освобождает налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) от привлечения к налоговой ответственности и начисления пеней.
В письме Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67 рассмотрен вопрос правового статуса письменных разъяснений Минфина России. Как отметило финансовое ведомство, в связи с тем, что письменные разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.
Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Де-партамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным во-просам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему приме-няются нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.
Кроме того, в письме от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 Минфин России обратил внимание, что зачастую позиция Минфина России, выраженная в его разъяснениях по тем или иным вопросам законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (включая письма конкретным налогоплательщикам), воспринимается как обязательная к применению всеми субъектами налоговых правоотношений, воз-никают вопросы о противоречиях, содержащихся в письмах Минфина России, направленных различным налогоплательщикам в разные периоды времени.
В письме от 21.09.2010 N 03-02-08/51 Минфин России отметил, что письменные разъяснения Минфина России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Соответствующие письма Минфина России имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
В связи с этим, поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обяза-тельной публикации. Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса. Письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. При этом выполнение налогопла-тельщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений.
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 30.11.2010 N ВАС-4350/10 пришел к противоположному выводу: следование нало-гоплательщиком разъяснениям, содержащимся в ответах на поступающие в адрес Минфина России запросы налогоплательщиков и опуб-ликованным в различных справочных правовых системах и средствах массовой информации, влечет отсутствие у налогового органа осно-ваний для взыскания штрафа.
Следует отметить, что в целях единообразного применения налоговыми органами законодательства РФ о налогах и сборах ФНС России доводятся налоговым органам письменные разъяснения Минфина России. Налоговые органы руководствуются такими разъясне-ниями согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ.
С 01.01.2012 действует положение, согласно которому Минфин России наделен полномочием давать налоговым органам разъяснения по применению законодательства о налогах и сборах.
Необходимо учитывать, что дача письменных разъяснений о порядке исчисления налога относится к компетенции и налоговых, и финансовых органов (в том числе Минфина России).
ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 09.08.2006 N Ф04-5008/2006(25216-А75-40) пришел к выводу о том, что про-тиворечивая позиция финансовых и налоговых органов по одному и тому же вопросу свидетельствует о наличии сомнений, противоречи-вости и неясности актов законодательства о налогах и сборах, что, в силу пункта 7 статьи 3 НК РФ, является основанием для их толкования в пользу налогоплательщика.
Как отмечено в письме Минфина России от 28.11.2012 N 03-02-08/102, в Минфине России отсутствует информация, необходимая для разрешения вопросов, возникающих в правоприменительной практике по конкретным хозяйственным ситуациям. Должностные лица Минфина России не имеют доступа к сведениям о налогоплательщике, которые с момента постановки его на учет в налоговых органах составляют налоговую тайну. Минфин России не наделен полномочиями по проверке решений территориальных налоговых органов, при-нятых в пределах их компетенции, а также по рассмотрению жалоб на акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.
ФНС России и ее территориальные налоговые органы осуществляют функцию по контролю и надзору за соблюдением законода-тельства о налогах и сборах, проводят информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налого-выми агентами, разрешают вопросы правоприменительной практики, рассматривают обращения, жалобы указанных лиц или их предста-вителей.
В пунктах 8.13 и 8.14 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452, разграничены вопросы, относящиеся к практике применения законодательства Российской Федерации, и вопросы, находящиеся в ведении федеральных министерств.
Согласно пункту 8.13 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, пункту 5.16 По-ложения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, обращения по вопросам правоприменительной практики должны рассматриваться не в Минфине России, а в ФНС России.
В письме Минфина России от 17.03.2011 N 03-02-08/28 указано, что публичное информирование налогоплательщиков осуществля-ется по инициативе налоговых органов. По результату анализа актуальных и проблемных вопросов налогоплательщиков принимаются решения о подготовке типовых ответов на указанные вопросы и размещении информационных материалов на официальных интернет-сайтах управлений ФНС России, в публикуемых официальных изданиях налоговых органов, средствах массовой информации.
В случае если работники налоговых органов выступают на семинарах, которые проводятся не по инициативе налоговых органов и не организуются ими, лекторы на таких семинарах не представляют налоговые органы, а выступают как независимые эксперты, их разъяснения не являются разъяснениями уполномоченных должностных лиц налоговых органов, данными в пределах их компетенции. Такие разъяснения не относятся к разъяснениям, указанным в пункте 8 статьи 75 и подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ.
Кроме того, в связи с тем, что письменные разъяснения Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России), предоставляемые налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам, не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательному официальному опубликованию. Размещение письменных разъяснений Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) в различных правовых базах данных и средствах массовой информации не носит статуса обязательного официального опубликования.
Если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) руководствовался письменным разъяснением Минфина России (Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России) о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным во-просам применения законодательства о налогах и сборах, которое было адресовано данному налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) в связи с исполнением им обязанностей налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), к нему применяются нормы о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате исполнения законодательства с учетом позиции, изложенной в таком разъяснении, и об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате следования налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанному письменному разъяснению.
Это указано в письме Минфина России от 24.02.2010 N 03-04-05/10-67.

Date: 2015-06-06; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.004 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию