Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рассмотрим на примере, как используются приведенные выше равносильности алгебры высказываний при решении содержательных задачЗадача: В замке есть две комнаты, в каждой из которых может находиться либо тигр, либо принцесса. На дверях комнат имеются таблички следующего содержания: табличка I - «По крайней мере в одной из комнат находится принцесса», табличка II – «Принцесса находится в другой комнате». Если в первой комнате находится принцесса, то утверждение на табличке I истинно, если тигр – то ложно. Для второй комнаты наоборот, если там находится принцесса, то утверждение на табличке II ложно, а если там находится тигр – то это утверждение истинно. Определить, в какой из комнат находится принцесса. Решение: Введем обозначения для простых высказываний, необходимые для формализации условия задачи, обозначив соответственно через П1 высказывание «принцесса находится в первой комнате», через П2 - высказывание «принцесса находиться во второй комнате», тогда высказывание «тигр находится в первой комнате» есть отрицание переменной П1, а высказывание «тигр находится во второй комнате» - отрицание высказывания П2. Тогда надпись на первой двери (обозначим это сложное суждение через А) можно представить в виде конъюнкции высказываний П1 и П2 (А=П1 П2), а надпись на второй двери (обозначим его через В) совпадает с высказыванием П1, т.е. В=П1. Учитывая условие, что при нахождении в первой комнате принцессы утверждение на табличке I истинно, тигра – то ложно, а для второй комнаты при нахождении в ней принцессы утверждение на табличке II ложно, нахождения в ней тигра это утверждение истинно, получим в формализованном виде следующую запись условия нашей задачи:
(П1*А П1*А)*(П2*В П2*В)= =(П1*(П1 П2) П1* (П1 П2))(П2*П1 П2*П1)= = П1* П2. 1. П1*(П1 П2) П1* (П1 П2)= П1*П2 П1 П1* П1*П2= = П1*П2 П1 П1*П2=П1 П2;
2. (П2*П1 П2*П1)* (П1 П2) = = П2*П1*П1 П2*П1*П2 П2*П1*П1 П2*П1*П2= = П1* П2.
Замечание: жирным шрифтом здесь отмечены нулевые конъюнкции, - знак операции дизъюнкция, * - знак операции конъюнкция, - знак операции отрицания. С учетом введенных обозначений для переменных П1 и П2 (П1- «принцесса находится в первой комнате», П2 – «принцесса находится во второй комнате») и полученной в результате преобразований формуле П1* П2 можем сформулировать ответ на вопрос задачи – принцесса находится в первой комнате.
Примеры: а) Проверьте равносильность двумя способами:
Первый способ проверки равносильностей - при помощи построения таблиц истинности ля левой и правой части формулы. Если истинностные значения в соответствующих столбцах совпадают при любых наборах значений составляющих простых суждений, то равносильность считается доказанной, в противном случае она не имеет места. Составим таблицы истинности для левой и правой частей приведенной формулы (табл. 2, табл.3):
Таблица 2
Второй способ проверки равносильностей алгебры логики- преобразование исходной формулы на основании известных. Ранее доказанных основных равносильностей алгебры высказываний. Используем для доказательства метод приведения левой части фрмулы к правой: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ≠ . Так как левая часть в результате равносильных преобразований не эквивалентна правой, можно сделать вывод, о том, что данная формула не является равносильностью алгебры высказываний.
в) Найдите отрицание приведенного сложного высказывания: Если урок будет интересным, никто из мальчиков — Петя, Ваня, Коля — не будет смотреть в окно; Ведем обозначения для простых суждений, входящих в состав приведенного сложного суждения и воспользуемся общим правилом отрицания сложных суждений. Пусть П - суждение «Петя посмотрит в окно», В - суждение «Ваня посмотрит в окно», К - суждение «Коля посмотрит в окно», И – «урок будет интересным». Тогда, формализуя исходное сложное суждение и учитывая, что нужно найти его отрицание, получим: (И→ ПВК)↔ И*(П+В+Л) Следовательно, отрицание исходного сложного суждения можно сформулировать в виде: «Урок будет интересным, но хотя бы один их мальчиков (Петя, Ваня, Коля) будет смотреть в окно».
|