Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Деятельность археологического музейного комплекса «Берестье» (Бресткая область)





 

Сосредоточение на сравнительно небольшой площади хорошо сохранившихся построек дало возможность создать музей древнего города Бреста. 18 августа 1972 г. Совет Министров БССР принял решение о создании музея «Берестье» и строительстве крытого павильона (авторы проекта павильона – архитекторы «Белгоспроекта» В.В. Крамаренко, М.К. Виноградов, В.И. Щербина).

2 марта 1982 г. был открыт уникальный музей средневекового восточнославянского города, археологический музей «Берестье» (один из четырех филиалов областного краеведческого музея). Музей расположен на мысе, который образован рекой Западный Буг и левым рукавом реки Мухавец, на территории Волынского укрепления Брестской крепости. Экспозиция посвящена возникновению, политическому, экономическому и культурному развитию Берестья в ХІ – ХIV вв. Здесь представлены археологические находки, найденные во время раскопок (изделия из металла, стекла, дерева, глины, кости, ткани, в том числе многочисленные украшения, посуда, детали ткацких станков).

В 1969 – 1981 гг. на территории детинца современного Бреста, расположенного у впадения в Буг левого рукава Мухавца, под руководством профессора П.Ф. Лысенко проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены деревянные строения ХІ – ХІІІ вв., мостовые, частоколы и многочисленные предметы материальной культуры. Согласно проведенным исследованиям был окончательно разрешен вопрос об основателях города, которые были дреговичи (одно из восточнославянских племен) [6, c. 34].

Павильон представляет собой двускатное перекрытие со световым фонарем по центру. Своими очертаниями павильон напоминает древнее жилище и одновременно пласты земли, раскрывающие древний город. Площадь открытого павильона составляет 2400 м2, в центре которого находится главный экспонат музея – археологический раскоп. На территории «Берестья» на глубине 4 м археологами раскопаны улицы, вымощенные деревом, остатки построек различного назначения, находящиеся на площади 1118 м². Здесь сосредоточено 28 небольших деревянных жилых и хозяйственных бревенчатых строений ХІІІ в. (одноэтажные срубы из бревен хвойных деревьев), две деревянные мостовые, частокол.

В экспозиции музея представлено около 1200 предметов, которые раскрывают следующие темы: возникновение и история древнего города Берестье, планировка и застройка города, железообрабатывающее ремесло, обработка цветных металлов, косторезное, кожевенное ремесла, прядение и ткачество, гончарство и деревообработка, реконструкция жилища берестянина (XIII в.), земледелие, животноводство, охота и рыболовство, торговля, культура, а также история исследования Берестья [5].

Для сохранения вскрытых сооружений был разработан метод их консервации специально разработанными синтетическими веществами ректором Белорусского технологического института имени Кирова В.Е. Вихровым. Впервые в музее «Берестье» была осуществлена консервация археологической древесины в полевых условиях. Многочисленные археологические находки, представленные в 14 залах-нишах павильона, дают представление об экономической и культурной жизни города, занятиях его жителей [5].

Собрание археологического музея «Берестье» составляет свыше 42 тысяч единиц хранения. Среди наиболее редких находок Берестейского городища следует назвать: самшитовый гребешок с алфавитом начала ХІІІ в., костяная фигурка шахматного короля, дубовое рало для вспашки земли, найденное впервые, тележное колесо, лыжи, и многие другие интереснейшие находки, как например, бронзовый крест-энколпион, предметы письменности: писала, цера – дощечка для письма, книжные застежки, ювелирные изделия, в том числе золотой перстень начала ХІV в., детские игрушки, изделия из кожи и ряд других предметов.

29 декабря 1997 г. городищу древнего Берестья XI – XIII вв. присвоен статус недвижимой историко-культурной ценности I категории Республики Беларусь. К таким относят наиболее уникальные объекты, художественные, эстетические и документальные достоинства которых представляют международный интерес.

На сегодняшний день музей «Берестье» является одним из наиболее посещаемых музеев Брестской области. Многочисленные отзывы посетителей свидетельствуют о его популярности, востребованности и о той роли, которую он выполняет как образовательный и культурно-просветительный центр Брестской области.


Дать общую характеристику архитектуре второй половины XVII – первой половины XVIII вв. Перечислить периоды развития белорусского барокко. Указать главные черты архитектуры барокко.

 

В XVII в. в архитектуре Великого Княжества Литовского был сформирован художественный стиль барокко. Башни утратили своё функциональное значение и стали композиционными элементами. Основными приметами культовых зданий стали монументальность, соответствие горизонтальных и вертикальных членений, тектоническое единство объёмов (например, костёлы кармелитов в Засвири, бернардинок в Слониме, августинцев в Михалишках).

В более массивных культовых зданиях бралась за образец трёхнефовая крестово-купольная базилика с двумя башенными фасадами (например, Успенский собор в Могилёве, Успенский собор в Жировичах). В XVII в. только в Гродно построены костёл и монастырь бригиток (1634 – 1642), монастырь францисканцев (1635), кафедральный костёл иезуитов (1678), позже – костёл и монастырь базилианок (1720 – 1751).

Начиная со второй половины XVII в. из-за войн и эпидемий развитие городов в Великом Княжестве Литовском приостановилось почти на столетие. Население уменьшилось, большинство сёл были разграблены и сожжены. Тем не менее, возводились монастыри и костёлы. Так, в 1647 г. был окончательно достроен виленский костёл св. Игнатия в стиле барокко с монастырём иезуитов.

В середине XVIII в. после пожара здания перестроили. В 1648 – 1689 гг. подканцлером Великого Княжества Литовского Казимиром Сапегой возведён один из известных монастырей XVII в. архитектуры зрелого барокко – Берёзовский монастырь картезианцев.

В 1648 г. закончено строительство пинского униатского кафедрального костёла св. Станислава (1635 – 1648) – не сохранившегося памятника архитектуры середины XVII в. В 1657 г. в его склепе был захоронен католический святой Андрей Боболя. Впоследствии монастырь перешёл к базилианам, затем к православным, в 1800 г. освящён как Богоявленский. Построенное в середине XVII в., здание коллегиума объединило в себе архитектуру ренессанса и барокко.

В XVII в. в Слониме построен костёл каноников лютеранских, перестроенный в XIX в., а затем и разрушенный. Во второй половине XVII в. в Слониме построен костёл бернардинок. Примечателен он тем, что его фасад обращён во двор, а на улицу смотрит алтарная часть. Алтари костёла созданы по эскизам И. Глаубица.

В местечке Ивье (Гродненская область) около 1600 г. на средства С. Кишки на месте старой деревянной церкви построены Петропавловский костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко. Он неоднократно разрушался и так же неоднократно восстанавливался и достраивался.

Построен Жодишковский Троицкий костёл кальвинистов ― памятник архитектуры ренессанса1612 г. В 1615 г. в Большой Берестовице на средства Иеронима Ходкевича был возведен новый костёл, который по своей архитектуре близок к храму Петра и Павла в Кракове и строился по проекту того же архитектора. Костёл был освящён в честь Пресвятой Девы Марии. Со временем при нём была открыта одна из первых на Гродненщине приходских школ, а затем – больница для бедных [5, c. 38].

В 1617 – 1787 гг. построен каменный Троицкий костёл в Ружанах с элементами классицизма, в 1620 г. возведён костёл иезуитов в Замостье близ Слуцка, в Мстиславле в 1637 г. построен костёл кармелитов, построены кирпичные Троицкий костёл и монастырь бернардинцев в стиле барокко в Друе на Витебщине (1643 – 1646).

В середине XVII – начале XVIII вв., несмотря на распространенное зрелое барокко, иногда внешнее оформление храмов всё же отличалось сдержанностью; костёлы, как ранее при готике, стали походить на маленькие крепости. Такой архитектурный стиль впоследствии получил название сарматского барокко (например, фарный костёл в Новогрудке начала XVIII в., костёл монастыря бенедиктинок в Минске (ныне православный кафедральный Свято-Духов собор), костёл в Засвири (1714), костёл августинцев в Михалишках (вторая половина XVII в.) [5, c. 76].

Понятие «сарматизм» вытекает из теории, согласно которой некоторые славянские и балтские народы ведут свое происхождение от древнего племени сарматов. По этой теории Сарматией считали Польшу, Великое Княжество Литовское, Чехию [1].

В начале XVIII в. в Слуцке только православных монастырей и церквей было 14. К настоящему времени остались лишь Михайловская церковь (вторая половина XVIII в.) и Духовное училище (1767). Из православных построек XVII века в Могилёве известны Богоявленская церковь (1636), пострадавшая во время войны и снесённая, а также Покровская и Успенская церкви, также не уцелевшие. Из католических сооружений сохранились костёл кармелитов в стиле барокко (первая половина XVIII в.), перестроенный в стиле классицизма, и перестроенный фарный костёл 1604 г. Архитектурным памятником являлась могилёвская ратуша XVII в., повреждённая во время войны; её снесли в советское время, но восстановили к 2008 г. В 1637 г. в городе была построена деревянная православная Свято-Никольская церковь. На её месте в 1672 г. был основан кирпичный храм, который впоследствии неоднократно перестраивался.

Кроме культовых зданий, в городах имелись усадьбы, жилые и общественные дома (ратуши, аустерии). В сёлах и местечках усадьбы как правило состояли из двух-трёх свободно расположенных дворов. Главный двор, получивший название парадный, по форме четырёхугольный, застраиваемый хозяйственными помещениями, кухнями и др. Таковы, например, Леонпольская усадьба Лопатинских (1750) в Миорском районе Беларуси, в 1919 г. переделанная под костёл. Им же принадлежал и дворцовый комплекс в Ружанах на Брестчине, в котором яркая выразительность форм сочеталась с функциональностью оборонного пункта [1].

В 1765 – 1780-х гг. в Гродно по инициативе Антония Тизенгауза архитекторами И. Мёзером и Дж. Сакко был построен архитектурный комплекс, включавший 85 зданий различного назначения. Для заграничных мастеров местных мануфактур были построены 20 жилых домов в стиле позднего барокко с кирпичными фасадными стенами и деревянными боковыми. Это первая типовая застройка в Великом Княжестве Литовском. Из общественных зданий сохранились полоцкая кирха (1775) в стиле неоготики, слонимская ратуша в стиле барокко (середина XVIII в.) [1].

Основные периоды развития белорусского барокко:

1) ранний: конец XVI – первая половина XVII вв. (костел иезуитов в Несвиже, 1584–1593 гг., архитектор Д.М. Бернардони; костел бернардинцев в Будславе, 1589);

2) зрелый: вторая половина XVII в. (церковь святого Николая в Могилеве, 1669–1672 гг.; иезуитский костел францисканцев в Гродно, 1618 г.);

3) поздний: 1730–1780 гг. (храмы в Пинске, Полоцке). Виленское барокко. Известные архитекторы белорусского барокко: Я.К. Глаубиц, Д. Сака, А. Гену, Ю. Фонтана, Т. Руссель и др.

В барокко были отмечены следующие черты:

- усложненность объемов и пространства, взаимное пересечение различных геометрических форм;

- преобладание сложных криволинейных форм при определении планов и фасадов сооружений;

- чередование выпуклых и вогнутых линий и плоскостей;

- активное применение скульптурных и архитектурно-декоративных мотивов;

- неравномерное распределение архитектурных средств;

- создание богатой игры светотени, цветовых контрастов;

- динамичность архитектурных масс.

На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Стремясь создать необычный, повышенно-эмоциональный архитектурный эффект, они зачастую пренебрегали логикой построений планов, допускали несоответствия между внешними объемами и внутренней структурой сооружения. Конструкция в творческом сознании архитекторов в большинстве случаев как бы отодвигается на второй план, являясь необходимым, но все же вспомогательным средством, призванным «обеспечивать», поддерживать ту или иную пластическую форму.

Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы «заслонить» основную часть здания. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части: разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

Иллюзия движения пространства и формы, т. н. «динамический принцип», является главным признаком радикального направления в барокко. Одновременно с ним большое развитие получает барокко классического направления. Классическое направление исходит из традиций ренессанса, идеи которого развиваются теоретически и практически.

Несмотря на различия, оба направления едины в стремлении создавать огромные пространства, оказывающие сильное воздействие на человеческие чувства и эмоции. В течение XVII и XVIII вв. оба направления существуют параллельно, с некоторым преобладанием того или иного в отдельных странах [1].

В определяющих сооружениях XVII – первой половины XVIII вв. особое развитие и разнообразие приобретают монументальная скульптура и монументальная живопись, а также различные виды прикладного искусства. В живописи и скульптуре верх берут начала декоративные, преобладают многоплановые композиции с чертами сильно выраженной динамики, с усложненными генерализирующими линиями, ритмами.

При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повышенного драматизма. Синтез искусств в барокко носил иной, чем раньше, в эпоху Ренессанса, характер.

В архитектуре Возрождения для произведений живописи и скульптуры отводились определенные места: часть стены, плафон и т.д. Произведения искусства, ограничиваясь отведенным им участком, гармонировали с архитектурой, дополняя и обогащая ее.

В сооружениях барокко живопись и скульптура «не укладываются» в определенные рамки, они выходят за их пределы, не подчиняются архитектуре и стремятся как бы «перекричать» ее. Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.


Date: 2015-06-06; view: 1023; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию