Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за независимость





Во время второй мировой войны Сингапур был оккупирован японцами. Премьер-министр Великобритании сэр Уинстон Черчилль назвал это «наихудшей катастрофой и крупнейшей капитуляцией в британской истории».

После войны страна столкнулась с ошеломляющими проблемами высокой безработицы, низкими темпами экономического роста, неадекватным жильем, разлагающимися инфраструктурами, трудовыми забастовками и социальными волнениями.Тем не менее, это вызвало политическое пробуждение среди местного населения и родило подъем антиколониального и националистического настроения, олицетворением этого стал лозунг «Мердека», что означает «независимость» на малайском языке. Сингапур в 1946—1957 гг. 1 апреля 1946 г. Сингапур стал отдельной колонией короны. Тем не менее его судьба и особенности развития по-прежнему оставались тесно связанными с Малайей. События 1946—1948 гг. затронули Сингапур так же, как и Малайю. В Сингапуре с его многочисленным пролетариатом и мелкобуржуазными слоями были сильны позиции КПМ, Сингапур был штаб-квартирой Малайского демократического союза. Хотя вооруженной борьбы после июня 1948 г. в Сингапуре не было, на колонию было распространено действие чрезвычайных законов. Были разгромлены демократические партии и организации, распущены левые профсоюзы. Первоклассная военно-морская и военно-воздушная база, Сингапур представлял особую ценность для колонизаторов.

Политическая жизнь Сингапура в эти годы характеризовалась продолжавшейся, несмотря на репрессии властей, борьбой сингапурского пролетариата и мелкобуржуазных слоев за демократизацию управления, отмену чрезвычайных законов и независимость. После введения чрезвычайного положения на политической арене Сингапура выступили три основные силы. Первой была крупная буржуазия, представленная Европейской, Китайской и Индийской торговыми палатами, каждая из которых с 1946 по 1955 г. имела по три места в законодательном совете колонии. Второй политической силой была средняя и мелкая буржуазия и европейски образованная интеллигенция, происходящая из средних слоев китайского, индийского, малайского и евразийского населения города. Она не была однородной, разделяясь на умеренное и левое крыло, причем границы между ними были крайне подвижны и менялись на протяжении послевоенной истории. И наконец, третьей силой был сингапурский рабочий класс и связанные с ним мелкобуржуазные слои города.

Особенностью развития Сингапура было выдвижение на первый план не консервативных, как в Малайе, а мелкобуржуазных и лейбористских партий. Характер сингапурского общества (отсутствие крестьянства, преобладание пролетарских и мелкобуржуазных элементов), его этнические особенности; (абсолютное большинство китайского населения), традиция профсоюзного и забастовочного движения — все это делало неизбежным преобладание в политической жизни Сингапура иных, чем в Малайе, сил. Попытки крупной и средней буржуазии взять под свой контроль политическое развитие не увенчались успехом. В 1948 г. возникла Прогрессивная партия, выражавшая интересы крупной и средней китайской буржуазии, но она не смогла получить массовой опоры. В первые годы при апатии населения, запуганного чрезвычайными законами, минимальном числе избирателей и полном преобладании назначаемых английской администрацией членов Законодательного и Исполнительного советов Прогрессивная партия преобладала на выборах в Законодательный совет (6 мест из 6 в 1948 г. и 6 мест из 9 в 1951 г.).

Как и в Малайской федерации, в Сингапуре английские власти в целях раскола национально-освободительного движения разрешили в начале 50-х годов создание профсоюзов и различных политических партий. Но в Сингапуре они быстрее проделали эволюцию в сторону превращения в организации, вставшие в оппозицию к колониальным властям и принявшие активное участие в борьбе за независимость. Немалое значение при этом имело то обстоятельство, что в них вошли многие члены запрещенных в 1948 г. партий и профсоюзов.

В 1950 г. возник Сингапурский конгресс профсоюзов. Если в начале 1953 г. в Сингапуре существовал 171 профсоюз с 69 тыс. членов, то весной 1957 г. здесь было 205 профсоюзов, куда входило 126500 человек. Трудящиеся Сингапура все активнее участвовали в забастовочном движении. Профсоюзы Сингапура стали массовой опорой политических партий, возникших в середине 50-х годов, — Трудового фронта и Партии народного действия (ПНД). Обе партии по своему составу были однотипны, представляя довольно широкие и расплывчатые объединения с преобладанием мелкобуржуазных элементов. В обеих партиях происходила борьба между левыми, выдвигавшими антиимпериалистическую программу, и более консервативными силами, ориентировавшимися на сотрудничество с колониальными властями и крупной и средней буржуазией. В ПНД левые силы действовали активнее, чем в Трудовом фронте, и оказывали большее влияние на деятельность партии.

Как и в Малайе, английские власти в Сингапуре пошли на уступки, обещая колонии ограниченное самоуправление. В 1953 г. была назначена конституционная комиссия во главе с английским дипломатом Джорджем Рэнделом, куда вошли три европейца, назначенные губернатором, а также три китайца, индиец и малаец, назначенные Законодательным советом. Согласно конституции Рэндела были несколько расширены права гражданства: 282 тыс. человек (из 1,1 млн. населения) получили право голоса. Учреждалась Законодательная ассамблея, состоящая из 32 членов, куда входили три должностных лица, четыре назначаемых и 25 избираемых члена. Лидер партии, получившей большинство на выборах, назначал шестерых членов совета министров (включая себя как главного министра). Министерства обороны и внутренней безопасности, финансов и иностранных дел находились в ведении англичан, ответственных только перед губернатором. Таким образом, конституция Рэндела вводила в Сингапуре диархию по образцу Малайи 1955 г.

В апреле 1955 г. состоялись выборы в Законодательный совет колонии по конституции Рзндела. На выборах выступили пять политических партий. Две из них, Прогрессивная и образовавшаяся в 1955 г. Демократическая, представляли главным образом интересы крупного китайского и в меньшей степени индийского бизнеса. Третьей партией был Альянс, распространивший свою деятельность на Сингапур и апеллировавший к малайскому населению острова. В выборах приняли участие две левые партии — Трудовой фронт, начавший участвовать в политической жизни с 1951 г., и Партия народного действия, образовавшаяся в 1954 г. Правые партии Сингапура (Прогрессивная и Демократическая) получили 6 мест; 3 места завоевал Альянс, 3 места получили независимые кандидаты. Победителями на выборах стали левые партии: Трудовой фронт получил 10 мест и Партия народного действия — 3. Лидер Трудового фронта адвокат Дэвид Маршалл стал первым главным министром Сингапура.

Весной 1956 г. сингапурская делегация во главе с Д. Маршаллом отправилась в Лондон на переговоры о предоставлении Сингапуру самоуправления, продолжавшиеся с 23 апреля по 15 мая. Однако переговоры кончились неудачей, так как Англия, заинтересованная в сохранении своей военной базы и боясь нараставшего подъема демократического движения, отказалась передать в ведение сингапурского правительства дела, относящиеся к внутренней безопасности. После этого 6 июня 1956 г. Маршалл под давлением правого крыла своей партии ушел в отставку, и пост главного министра занял лидер этого крыла Лим Юхок. Он пошел на уступки Англии, согласившись на создание совета по внутренней безопасности, состоящего из представителей Англии, Сингапура (по 3 члена) и Малайской Федерации (один член). Стремясь продемонстрировать свою готовность сотрудничать с Англией, правительство Лим Юхока осенью 1956 г. обрушило репрессии на ПНД и контролируемые ею профсоюзы, обвиняя их в сотрудничестве с коммунистами. В сентябре 1956 г. правительство запретило Сингапурский союз учащихся китайских средних школ, а в ноябре подавило забастовки и демонстрации, вспыхнувшие в результате этого акта. Новая волна арестов последовала в августе 1957 г. Были арестованы лидеры профсоюзов, видные журналисты, члены руководства ПНД.

Убедившись в том, что правительство Лим Юхока активно борется с левыми силами, колонизаторы пошли на некоторые уступки, что должно было, по их мысли, укрепить позиции правого крыла Трудового фронта, все более смыкавшегося с крупной и средней буржуазией. В марте — апреле 1957 г. в Лондоне возобновились англо-сингапурские переговоры, в результате которых была определена будущая конституция Сингапура. Сингапур становился «самоуправляющимся государством», правительство которого осуществляло контроль над внутренними делами. Оборона и внешние сношения оставались в руках Англии. Внутренней безопасностью ведал специальный орган из семи человек во главе с английским комиссаром. Английское правительство могло приостановить действие конституции, если считало, что внутреннее положение в Сингапуре ставит под угрозу выполнение британских обязательств в области внешних сношений и обороны. Согласно этой конституции глава государства (янг ди пертуан негара) должен был быть малайцем, назначаемым Англией. Премьер-министр и совет министров были ответственны перед Законодательной ассамблеей, состоящей из 51 члена и избираемой сингапурскими гражданами.

2.«Самоуправляющееся государство Сингапур» в 1958 — 1961 гг. В мае 1968 г. после новых англо-сингапурских переговоров в Лондоне были окончательно согласованы условия получения Сингапуром самоуправления. Конституция Сингапура — самоуправляющегося государства в рамках Британского содружества наций, — составленная в 1958 г., базировалась на принципах, которые были определены на весенних переговорах 1957 г. Получение самоуправления должно было состояться после парламентских выборов 1959 г. По условиям соглашения 1958 г. Англия сохраняла на острове свою военную базу. Конец 1957 — начало 1958 г. были отмечены в истории Сингапура дальнейшим усилением борьбы между различными политическими течениями, ухудшением экономического положения острова. Последнее было связано с понижением мировых цен на олово и каучук, экономической политикой Малайской федерации, стремившейся ликвидировать зависимость от сингапурского реэкспорта и отливом иностранного капитала в преддверии выборов 1959 г. Правительство Лим Юхока преследованиями профсоюзов и учащихся в конце 1957 — начале 1958 г. вызвало недовольство массы населения, усугублявшееся про-английской внешнеполитической ориентацией правого крыла Трудового фронта.

В конце 1967 г. отколовшиеся члены Трудового фронта во главе с Д. Маршаллом создали Рабочую партию, выступившую с критикой конституции 1958 г. Партия требовала ликвидации Совета внутренней безопасности, постепенного уничтожения иностранных военных баз, воссоединения Сингапура с Малайей.

Главным соперником Трудового фронта выступила ПНД, возглавляемая энергичным политиком Ли Куанъю. Партия народного действия, программой которой был «независимый, демократический, некоммунистический, социалистический Сингапур», сумела получить поддержку основной массы профсоюзов и населения, недовольного политикой правительства Лим Юхока. Немаловажную роль в успехе Партии народного действия сыграла поддержка, которую она получила от членов левых партий и организаций, запрещенных в 1948 г. В ПНД существовала сильная группа во главе с Лин Цисяном, ориентировавшаяся на компартию.

На состоявшихся в конце декабря 1957 г. выборах в городской совет Сингапура Партия народного действия получила 13 мест из 32 и стала крупнейшей партией, представленной в муниципалитете; один из ее лидеров, Он Энгуань, стал мэром Сингапура. Репрессии против левых профсоюзов и Партии народного действия в 1958 г. лишь усилили массовое недовольство правительством. За несколько месяцев до выборов Лим Юхок попытался перегруппировать свои силы, призвав правых к объединению. В ноябре 1958 г. был создан Сингапурский народный союз, куда вошли партия крупной буржуазии — Либерально-социалистическая и правые деятели Трудового фронта и Рабочей партии.

Состоявшиеся 30 мая 1959 г. выборы принесли полный успех Партии народного действия. Она получила 53,4% голосов и провела 43 своих кандидата в парламент (из 51). Сингапурский народный союз получил 4 места, 3 места завоевал Альянс и один депутат прошел как независимый. По требованию Ли Куанъю губернатор Уильям Гуд освободил арестованных в 1957 г. членов руководства ПНД, после чего лидер ПНД сформировал правительство.

3 июня 1959 г. было официально провозглашено самоуправление Сингапура. Последний колониальный губернатор У. Гуд в течение шести месяцев оставался в качестве первого янг ди пертуан негара — главы государства. Когда в декабре 1959 г. он покинул Сингапур, главой государства стал малаец Инче Юсуф бин Исхак — один из деятелей довоенного малайского радикализма.

Перед правительством Ли Куанъю стоял целый ряд проблем, главными из которых были экономическое положение, отношения с Малайей и борьба внутри ПНД, причем все они были тесно между собой связаны.

Едва ли не самой острой проблемой для Сингапура оставалась проблема занятости населения. Ежегодно в бурно растущем городе прибавлялось 20—30 тыс. новых рабочих рук, появление которых осложняло и без того напряженную ситуацию с поисками работы. В апреле 1960 г. в Сингапуре было 45 тыс. безработных, что составляло около 10% всей рабочей силы государства. Положение усугублялось отливом иностранного и местного частного капитала, начавшимся после майских выборов 1959 г., что объяснялось страхом предпринимателей перед национализацией, проведения которой ожидали от ПНД.

Попытки нового правительства решить трудности на пути более тесного экономического союза с Малайей успехом не увенчались. Буржуазия Малайи не желала создания «общего рынка», опасаясь более богатой и предприимчивой сингапурской буржуазии, а правительство Малайи, с подозрением относившееся к Сингапуру, отказывалось предоставить льготы сингапурской промышленности и торговле. В результате переговоры о создании «общего рынка» для Малайи и Сингапура окончились неудачей.

Правительство Ли Куанъю, проводившее крайне осторожную политику, подвергалось непрерывному натиску со стороны группы Лин Цисяна, в которой все большее влияние приобретали элементы, связанные с Пекином, толкавшие Сингапур на путь превращения города в пропекинское государство в Юго-Восточной Азии. Играя на недовольстве рабочего класса и профсоюзов слишком медленными темпами улучшения материального положения, сохранением зависимости от иностранных монополий и т. п. пропекинское крыло ПНД выступило против Ли Куанъю, и отношения между различными фракциями в ПНД к началу 1961 г. чрезвычайно обострились. В этих условиях правительство Ли Куанъю решило искать выход на пути вхождения в Федерацию Малайзии, план создания которой был выдвинут в мае 1961 г.

3. Сингапур в плане создания федерации Малайзии. 27 мая 1961 г. Абдул Рахман в речи, произнесенной в Сингапуре на завтраке, устроенном Ассоциацией иностранных корреспондентов в Юго-Восточной Азии, выдвинул идею создания Федерации Малайзии, которая включила бы в свой состав Малайскую федерацию, Сингапур, Саравак, Сабах и Бруней.

Хотя планы объединения Малайи и Сингапура существовали и до выступления малайского премьера, именно летом 1961 г. правящие круги всех частей будущей Малайзии активизировали свою деятельность по претворению этих планов в жизнь. Руководители Малайи рассчитывали путем создания федерации, включающей Сингапур с его портом мирового значения, укрепить экономическое положение страны и образовать сильное государство в Юго-Восточной Азии, в котором бы они занимали руководящее положение. Идти на объединение только с Сингапуром руководители Малайи не хотели. Буржуазия Малайи опасалась конкуренции со стороны более сильной сингапурской буржуазии, кроме того, объединение с Сингапуром, где преобладало китайское население, грозило изменить численное соотношение малайцев и китайцев в пользу последних. Включение же в федерацию территорий Северного Калимантана с их довольно значительным малайским и даякским населением (часть последнего исповедовала к тому же ислам) несколько уравновешивало этот баланс: китайцы в будущей федерации составляли 42,8% всего населения, т. е. меньше половины.

Правящая в Сингапуре Партия народного действия была в этот момент также заинтересована в создании Малайзии. Вступление в федерацию уничтожало колониальную зависимость Сингапура от Англии. Экономические проблемы Сингапура — зависимость от внешней торговли, планы индустриализации, рост безработицы — толкали его буржуазию к поискам более широкого рынка сбыта и сферы приложения своих капиталов. С политической точки зрения правительство Сингапура рассчитывало распространить свое влияние на все территории Малайзии, прежде всего на Малайю, особенно ее западные районы с преобладанием китайского и индийского населения. Обострившаяся внутриполитическая борьба также толкала ПНД на объединение с Малайей.

Внутриполитическая борьба вокруг создания Малайзии. Выдвижение плана создания Малайзии и борьба за его реализацию имели своими следствиями усиление борьбы внутри будущей федерации и углубление международных противоречий в Юго-Восточной Азии. В свою очередь, внутреннее положение в Малайе, Сингапуре, на Северном Калимантане и изменение международных отношений в регионе оказали влияние на темпы и характер создания Федерации Малайзии.

Напряженное положение сложилось в Сингапуре. Премьер-министр Ли Куанъю поддержал идею Абдул Рахмана, и в августе 1961 г. после встречи обоих премьеров было достигнуто принципиальное соглашение об объединении. 11 ноября основные пункты условий этого объединения были утверждены правительством Малайи и Сингапура. Сингапур сохранял автономию в делах, относящихся к образованию, здравоохранению, трудовой политике, но получал меньшее число мест в будущем федеральном парламенте (15), чем то, которое полагалось ему пропорционально количеству населения27. Летом 1961 г. произошел раскол Партии народного действия. Группа руководителей Сингапурского конгресса профсоюзов во главе с Лин Цисяном заявила о несогласии с принципами создания Малайзии и политикой Ли Куанъю и в июле вы­шла из Партии народного действия, создав в августе новую политическую партию — «Барисан сосиалис» (Социалистический фронт). Лидеры Социалистического фронта, имевшего 13 мест в сингапурском парламенте, настаивали на достижении полной независимости Сингапура к 1963 г., после чего Сингапур мог бы объединиться с Малайей, получив пропорциональное представительство в федеральном парламенте. Ли Куанъю, обладавший после раскола парламентским большинством в один голос, предложил референдум по вопросу условий вступления в Малайзию. Референдум состоялся 1 сентября 1962 г. и принес победу Ли Куанъю. Из участвовавших в голосовании (90% имеющих право голоса) 71% поддержал правительственный вариант объединения, 25% опустили по призыву Социалистического фронта пустые бюллетени, протестуя про­тив референдума, в котором не содержалось ответа «нет» созданию Малайзии, а речь шла лишь об условиях объединения. Так или иначе, позиции Партии народного действия во главе с Ли Куанъю после референдума упрочились.

16 сентября 1963г. на стадионе «Мердека» в Куала-Лумпуре состоялось провозглашение нового государства — Федерации Малайзии. Неожиданно для правительства Малайи к этому времени перестало существовать «самоуправляющееся государство» Сингапур, так как 31 августа 1963 г. Сингапур провозгласил независимость и вступил в Федерацию Малайзии в качестве независимого государства.

На следующий день после создания Малайзии произошли нападение на индонезийское посольство в Куала-Лумпуре и разгром малайского и английского посольств в Джакарте. Дипломатические отношения Малайзии с Индонезией и Филиппинами были прерваны. В такой сложной внутри- и внешнеполитической обстановке начала свое существование Федерация Малайзии.

Два года спустя Сингапур покинул Федерацию после подогреваемых идеологических конфликтов, которые возникли между правительством Сингапура и крупной политической партией под названием Партия народного действий (People’s Action Party - PAP), а также федеральным правительством Куала-Лумпур.

9 Августа 1965 года Сингапур официально получили суверенитет. Юсуф бин Исхак был приведен к присяге в качестве первого президента, а Ли Куан Ю, в свою очередь остался премьер-министром.

С независимостью пришли мрачные, если не рискованные в экономических перспективах дни. По словам Barbara Leitch Lepoer, редактора «Сингапур: страна исследования (1989)»: (Singapore: A Country Study) «отделение от Малайзии означало потерю для Сингапура экономических материков, и политики военной конфронтации Индонезии, направленной на Сингапур, вследствии и Малайзия хозяйственно высохла в этом направлении».

Согласно той же книге, Сингапур также сталкивается с потерей 20 % своих рабочих мест с объявлением отхода от базового острова Британии в 1968 году.

Date: 2015-06-06; view: 820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию