Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ресов приятия





общим

 

Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа. В принципах обобщаются все известные современной науке законы и закономерности, а также эмпирический опыт.

В наиболее общем виде принципы управления можно определить как изначальные по отношению к процессу управления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производительных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерностей) способствует достижению поставленных перед обществом целей и решению задач.

Принципы менеджмента реализуются через сознание, интеллект, волю (напористость) и целеустремленность человека. Важно обеспечить такие условия труда, чтобы в максимальной степени использовать эти человеческие качества.

принцип научности (важно понимать причины несовпадения целей и результатов, видеть противоречия между теорией и практикой, знать свойства больших систем и методы работы в них);

принцип системности и комплексности (важно видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию, например, как в Японии: "подсистема пожизненного найма", "подсистема подготовки на рабочем месте", "подсистема ротации кадров", "подсистема репутаций", "подсистема оплаты труда", которые взаимодополняют друг друга и обеспечивают рост производительности труда, жизненного уровня и мотивированности персонала, экономический рост всей страны);

принцип единоначалия и коллегиальности в выработке решений (за реализацию коллегиально принятого решения персональную ответственность несет руководитель организации);

принцип демократического централизма (означает необходимость разумного, рационального сочетания централизованного и децентрализованного начал в управлении, соотношение прав и ответственности между руководством и коллективом, нарушение данного баланса ведет либо к автократии в управлении, либо к охлократии (власти толпы));

принцип баланса власти (основной закон: уровень влияния руководителя на подчиненных равен степени зависимости подчиненных от руководителя);

принцип оптимального сочетания отраслевых (интересов организаций) и территориальных интересов (экология, занятость населения, социальные, культурно-этнические и экономические проблемы регионов);

принцип приоритетности (очередности) действий с учетом значимости этапов работ;

принцип оптимального сочетания положительной синергичности в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами;

постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников и их мотивацию.

1.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА

Организация как объект управления

Что же такое организация?

Что является основными составляющими любой организации независимо от сферы ее деятельности и размера?

Это люди, входящие в эту организацию.

Это цели, для достижения которых эта организация существует.

Это управление, которое координирует деятельность членов организации, для достижения целей.

Таким образом

ОРГАНИЗАЦИЯ - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели организации.

Чтобы привести организацию к успеху необходимо эффективное управление ею, осуществляемое эффективными менеджерами.

Что такое менеджмент? Каковы роли менеджера?

ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие менеджмента имеет несколько значений, каждое из которых правомерно.

Менеджмент – теория и практика эффективного управления.

Менеджмент - процесс оптимизации человеческих, финансовых и материальных ресурсов для достижения целей организации.

Менеджмент - особый вид деятельности по координации действий участников процесса совместной работы.

Менеджмент - умение добиваться результата используя труд других людей.

Менеджмент - вид профессиональной деятельности, управленческий труд, который включает: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и менеджера, обладающего определенными знаниями и умениями.

Менеджмент – самостоятельная область знаний, требующая освоения, для успешного выполнения профессиональной деятельности менеджера.

Менеджмент - наука, использующая количественные методы и моделирование при принятии управленческих решений..

Менеджмент - искусство управления, требующее личных способностей и творческого потенциала менеджера.

Менеджмент – совокупность общих (планирование, организация, мотивация и контроль) и специальных функций управления.

Развитие взглядов на менеджмент

Представление о роли и месте управленческой деятельности менялось с изменением общественных отношений, технологий, средств связи и т.д.

Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений, которые составляют основные компоненты любой организации: цели, человек, управленческая деятельность.

Выделим две большие группы в зависимости от того, была ли разработана управленческая теория применительно к одному из этих трех явлений или имеет синтетический характер.

"Одномерные подходы"

1.Научное управление - изучение задачи

Основатель данной теории Ф.Тейлор

Основная идея – рационализация труда рабочих, разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий.

Основные принципы научного управления:

следование разработанным стандартам

подбор кадров таким образом, чтобы рабочие приносили максимальную пользу

оплата по результату

использование функциональных менеджеров

поддержание дружеских отношений между рабочими и управляющими.

Тейлоризм – классическая геометрия, аксиомы, основанные на экономической целесообразности.

2. Административная или классическая школа - изучение управленческой деятельности.

Основатель - французский управляющий угледобывающей компании А. Файоль.

Впервые выделил основные виды деятельности любой организации:

производство,

коммерческая деятельность, т.е. маркетинг;

финансовая деятельность,

деятельность по страхованию и обеспечению безопасности,

эккаунтинг, деятельность по учету, анализу и статистике;

управление, т.е. планирование, координация, организация, контроль и т.д.

А.Файоль впервые выделил функцию управления как основную.

 

Были разработаны 14 принципов управления Файоля:

 

разделение труда

власть (право отдавать команды и нести ответственность)

дисциплина

единоначалие

единство руководства

подчинение личных интересов общим

вознаграждение

централизация

цепи взаимодействия

порядок

равенство

стабильность персонала

инициатива

корпоративный дух

Основной организационный инструментарий этих двух школ: процесс организации труда, нормативы, анализ работы (должностные инструкции), учет, системы оплаты труда, функции руководителя – используется и сейчас.

3. Школа человеческих отношений - изучение человека

Основатель - Э. Мэйо

Изучение роли "человеческого фактора" в эффективности управл

Выводы основаны на результатах знаменитого Хотторнского эксперимента, который показал, что повышение производительности труда напрямую связано с социальными условиями, с отношениями между рабочими и менеджерам

Инструментарий этой школы: межличностные отношения в коллективе, стиль руководства, лидерство, мотивация, психологический климат.

Именно результатом развития этой школы стало выделение новой управленческой функции – управление персоналом.

Главное – повышение эффективности за счет повышения эффективности использования человеческих ресурсов.

"Синтетические учения"

Синтетические учения рассматривают управление как многоплановое, комплексное, изменяющееся явление, связанное с внутренним и внешним окружением организации.

Системный подход. (Питер Дракер)

Системный подход – это современный взгляд на организацию как на социальную систему.

Система - некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в деятельность системы.

Компоненты социальной системы:

человек

процессы: экономические, политические социальные, обуславливают смену состояний системы

предметы (средства труда, связи, технологии

общественные идеи, теории, культурные и нравственные ценности, обычаи, традиции и т.д.

Факторы социальной системы:

общая цель всей совокупности компонентов

подчинение частных целей общей

отношение координации между подсистемами

обратная связь между управляющей и управляемой подсистемами.

Организация – разновидность социальной системы.

Организация – открытая система

Вход Преобразование Выход

РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВО ПРОДУКЦИЯ

Материалы Технология Продукты

Капитал è Организация è Товары

Люди Процедуры Услуги

Информация Предложения

Таким образом, организация является открытой системой, так как она из внешней среды получает ресурсы, преобразует их и результат своей деятельности отдает внешней среде в виде продукта или услуги.

Инструментарий этого подхода: система, системный эффект, подсистемы, внутренняя и внешняя среда, системный анализ и т.д.

2. Ситуационный подход.

Ситуационный подход – это философия современного менеджмента.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует поступать в конкретной ситуации.

Основные принципы этого подхода:

уметь осуществлять анализ ситуации;

выбрать соответствующий подход, который бы наилучшим образом соответствовал ситуации;

управление должно быть гибким, чтобы провести необходимые изменения в соответствии с выбранным подходом;

управление должно произвести изменения, позволяющие подстроиться к ситуации.

Таким образом, с точки зрения ситуационного подхода, управление - это искусство понять ситуацию, вскрыть ее, выбрать подход, а потом следовать научным рекомендациям.

Специфика управленческой деятельности.

Цель управленческой деятельности: определение целей организации и создание условий для их достижения.

Объект управленческой деятельности: работа людей в организации.

Предмет управленческой деятельности: информация, отношения людей в процессе управления работой

Средства труда: средства организационной и вычислительной техники, средства связи.

Продукт управленческого труда: управленческое решение, управляющее воздействие.

Характеристика управленческого труда: умственный труд, работа с людьми, многообразие решаемых задач, творческий характер.

Менеджер - это член организации, осуществляющий управленческую деятельность, субъект осуществления

Уровни менеджмента в иерархической структуре организации

Вертикальные (иерархические) различия:

главный менеджер - менеджер, стоящий во главе иерархической структуры организации и отвечающий за деятельность всей организации

менеджер среднего звена - менеджер, работающий на среднем уровне управления организации и отвечающий за деятельность крупных подразделений

менеджер первого уровня - менеджер, стоящий на первом или втором уровне руководства и непосредственно ответственный за производство товаров и услуг

Горизонтальные (координационные) различия:

функциональный менеджер - менеджер, отвечающий за деятельность подразделения, выполняющего одну функциональную задачу и имеющего работников аналогичного уровня подготовки и навыков

генеральный менеджер - менеджер, отвечающий за деятельность нескольких подразделений, выполняющих различные функции

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

Функции управления – относительно самостоятельные участки управленческой деятельности.

Основные функции управления – те функции, которые выполняет любой менеджер независимо от уровня управления и сферы деятельности организации.

Планирование - функция управления, связанная с определением целей будущей работы организации и задач и ресурсов, необходимых для достижения этих целей

Понятие “планирование” обычно имеет два значения: планирование означает определение целей организации и определение путей их достижения.

Таким образом, планирование имеет три взаимосвязанных компонента:

определение целей - Чего мы хотим?

оценка состояния - Где мы сейчас?

описание действий - Как этого достичь?

Организация - функция управления, связанная с постановкой и группированием задач для подразделений и выделением ресурсов для этих подразделений.

Заметим, что слово "организация" приобретает два значения. Организация как группа людей и организация, как функция управления. В некоторых источниках функцию управления определяют как "организовывание".

Данная функция создает реальные условия для достижения запланированных целей. Организовывание включает в себя создание структуры организации, то есть разделение и распределение работы в организации, установление взаимосвязи между различными работами, а также распределение полномочий и ответственности за выполнение работы. Другая задача этой функции – создание условий для формирования организационной культуры организации.

Мотивирование- это руководящая функция, связанная с использованием влияния для побуждения (мотивации) работников к достижению целей деятельности организации.

Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников.

Контроль - функция управления, связанная с наблюдением за деятельностью работников, обеспечением сохранения направления движения организации к поставленной цели и, если необходимо, внесением необходимых корректив.

В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи.

Процесс управления – это сумма всех взаимосвязанных между собой функций управления.

(управленческий цикл)

Рис.1.

У всех основных функций есть две общие характеристики: все они требуют принятия решений и для всех необходима коммуникация, т.е. эти две характеристики связывают все четыре основные функции, обеспечивая их взаимозависимость, поэтому их называют связующими процессами.

Процесс коммуникации и процесс принятия решений - связующие процессы.

 

 

Менеджмент.

 

Цели и функции управления

 

Характеристика функций управления.

 

 

Разделы:

» Понятие цели в управлении.

» Сущность и содержание функций управления.

» Характеристика функций управления.

» Принципы эффективного управления

» Методы и техника управления.

 

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы.

 

Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и появления последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат.

 

На рис. 1 показан состав и взаимосвязь современных функций, формирующих процесс управления.

 

Рис. 1. Взаимосвязь между основными функциями менеджмента.

 

Управленческое решение

 

Организация

Координация

 

Регулирование

 

Регулирование

 

 

Планирование

 

 

Информация, миссия, цель организации

 

Мотивация, стимулирование

 

Учет

 

 

Гуманизация

 

Контроль

 

- Планирование как основная функция менеджмента представляет собой виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов фирмы на достижение общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое из средств воздействия имеет свою специфику и условия использования.

 

Концепция - идея, теоретические и методологические основы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая теоретическая экономическая проблема до ее воплощения в экономике проходит стадию формирования концепции.

 

Прогноз - научное предвидение возможного состояния фирмы, корпорации, экономики, общества в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются по сложным социально экономическим проблемам, как правило, на долгосрочный или среднесрочный период. Чаще всего прогноз используется в стратегическом управлении.

 

Программа - законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных общей целью, имеющий конкретный конечный результат, требующий привлечения значительных ресурсов, осуществляемый совокупностью взаимодействующих органов, организаций, лиц разных функциональных сфер экономики. Формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления в разных сферах экономики и научных исследованиях.

 

План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации.

 

- Регулирование - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам (налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс) и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров (уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта).

 

Регулирование как основная функция имеет самостоятельное содержание, и ее нельзя рассматривать как часть системы государственного регулирования. Через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

 

Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уровень филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

 

- Организация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности людей для достижения целей. При реализации данной функции оперируют категориями: процесс, система, коммуникации, организационно-стабилизационные методы и организационно-распорядительные средства. Организация как функция менеджмента формирует объект, совершенствует его, разрабатывает режимы функционирования, создает механизмы адаптации в изменениях внешних и внутренних связей в системе управления. Поэтому организация управления - формирование условий устойчивости и гибкости социально-экономической системы на основе комплексного подхода с учетом системных и ситуационных факторов.

 

Содержание функции организации управления предполагает формирование и обоснование набора видов работ, необходимых для выполнения организуемой деятельности, определение по каждому виду деятельности:

 

- компетенции (возможностей или границ действий и принятия решений);

- полномочий (прав на принятие решений);

- ответственности (меры и формы ответственности и санкций за последствия принятых решений).

На базе этих данных устанавливаются перечень и профессиональный состав персонала и создается система информационного обеспечения. При этом формируются уровни управления, подразделения или звенья по уровням управления и система связей между ними. Звено системы управления рассматривается как обособленный элемент по критерию специализации и комбинации функций по объему и масштабу полномочий управления. В качестве звена может выступать должность, отдел, служба, подразделение. Состав звеньев в системе управления разнообразен. Приоритет при характеристике звена отдается критериям вида функций и объема полномочий.

 

По таким критериям различают:

 

- линейные звенья (руководитель фирмы, цеха);

- функциональные (планово-экономический отдел);

- линейно-функциональное звено (главный инженер);

- функционально-линейное звено (руководитель творческой группы).

Следует отметить, что связи между звеньями и место звена в иерархии системы управления определяются критериями формирования системы, среди которых важнейшими выступают: целесообразность интеграции функций, управляемость, производственные и жизненные циклы изделий.

 

- Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. В организациях, ориентированных на долговременное функционирование, координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе реализации данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.

 

В других случаях, например, при формировании программно-ориентированных систем типа творческих групп, координация становится основной организующей функцией, ибо в данных системах требуется не жесткая формализация, а лишь согласованность творческих усилий, целенаправленность на идеи, их мотивированность.

 

- Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование определенной последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей - интересы людей- мотивы деятельности - действия людей.

 

В качестве мотивов могут выступать причастность к крупной компании, к решению значимых проблем, заинтересованность в интересных коммуникациях, потребность в формировании карьеры. Можно сказать, что мотивы, побуждающие человека к активной, производительной, творческой работе, много гранны, как многогранен сам человек и общественные отношения, которые оказывают на него воздействие.

 

Мотивационный подход к поведенческой деятельности является центральной функцией менеджмента. Менеджер воздействует на другого человека через его реальные цели, жизненные установки и ожидания, создавая эффективную мотивацию производственной деятельности работника. В качестве примера можно указать особенности мотивации разных категорий самих управленцев. Мотивация специалистов - ориентация на профессиональный рост, накопление знаний; они предпочитают, чтобы их оценивали профессионалы.

 

Мотивация через потребности отражает процесс их возвышения от простых (пища, жилище, безопасность) до сложных (самоутверждение, самосовершенствование, самоуправление). Если мотивация основана на удовлетворении высших потребностей, то такой человек склонен к самоуправлению. Для удовлетворения высших потребностей предварительно должны быть удовлетворены первичные потребности и необходима высокая производственная и управленческая культура.

 

- Стимулирование - основная функция, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов и способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и фирм.

 

Наиболее действенно в настоящее время экономическое стимулирование работников. Самый чувствительный стимул, применяемый к работнику - размер заработной платы и своевременность ее выплаты. Размер заработной платы сопоставляется с прожиточным минимумом с учетом цен на формирование потребительской корзины и другими показателями и служит критерием уровня жизни населения. О недейственности экономических стимулов в период спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России на стадии реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах (в 36 раз) между богатыми и бедными.

 

- Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента - не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление приобретает особое значение.

 

В первую очередь гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания. Этика как система знаний обобщает и систематизирует принципы морали, формируемые в процессе развития общества, представляет собой основу нравственного воспитания, формирования активной жизненной позиции.

 

Такие черты культурного человека, как вежливость, тактичность, деликатность, должны быть нормой поведения. Доброжелательность, чувство меры, умение управлять эмоциями, стрессами формируют цивилизованный стиль поведения и благоприятный имидж предпринимателя и менеджера.

 

Важное место в составе функции гуманизации занимает деятельность по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуются влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения).

 

- Корпоратизм - это метод хозяйствования, развития экономики и социальных отношений сообщества, совокупность этических и правовых норм поведения индивидуума в сообществе; это договорное сообщество, в котором главным фактором роста благосостояния человека является баланс личных и корпоративных интересов.

 

Корпоративность как новая функция менеджмента включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов.

 

Корпоратизм предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух, например, предпринимательства или настроенности на нововведения. Общинность или коммуникабельность, патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту.

 

- Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), изучением информации о процессах и результатах деятельности (анализ), работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления.

 

Последняя стадия контроля связана с уяснением проблем и причин их возникновения, что и является основанием для активных действий по корректировке отклонений от цели и плана деятельности. Следует отметить, что все рассмотренные стадии функции контроля осуществляются одновременно, т е контроль может быть в процессе деятельности и после ее завершения, а система организации контрольной деятельности зависит от конкретной ситуации. В значительной степени эффективность функции контроля определяется методологией, т.е. предварительными исследованиями и разработкой принципов, правил, инструкций, а также критериев оценки и показателей, измеряющих отдельные стороны деятельности и процессы. Кроме того, необходима разработка процедур проведения контрольных операций, подбор и подготовка управленческого персонала, способного к такой работе.

 

Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления. Значение данной функции обусловлено природой экономической деятельности менеджеров, которые осуществляют процесс управления этой деятельностью и через деятельность людей в соответствии с объективным характером воспроизводственных процессов, и с учетом субъективных факторов внешней и внутренней среды, влияющих на это развитие.

Date: 2015-11-15; view: 321; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию