Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Функции физической реабилитации





5.1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

 

Понятие «реабилитация» (от лат, reabilitatio} на всех языках определяется как восстановление — восстановление в правах, восстановление профессиональных навыков инвалида после заболевания или травмы, восстановление организма космонавта после полета в условиях невесомости и т.п., т.е. оно имеет широкий спектр применения в самых разнообразных сферах социальной жизни и всегда относится к человеку.

В медицине реабилитация трактуется как комплекс мер, направленных на наиболее полноценное восстановление функциональных возможностей различных систем организма и опорно-двигательного аппарата, а также развитие компенсаторных приспособлений, приближающих больного к условиям повседневной жизни, к труду (Каптелин А.ф., Лебедева И.П., 1995).

Эффективность медицинской реабилитации во многом определяется комплексностью применяемых средств, к которым относят: лекарственную терапию, лечебное применение физических упражнений, гидрокинезотерапию, массаж, коррекцию положением, рефлексопсихотерапию, трудотерапию, ортопедические мероприятия, протезирование и др. (Юмашев Г.С., Епифанов В.А., 1983; Каптелин А.Ф., 1986; Епифанов В.А, Мошков В.Н. и др., 1987; Ушакова М.Ю., Евдокимова Л.И., 1997).

Основной принцип медицинской реабилитации – предупреждение инвалидности путем проведения полноценного лечения основного заболевания и последующего восстановительного лечения. Комплексная медицинская реабилитация больных с тяжелыми нарушениями в нашей стране проводится в системе лечебных и лечебно-восстановительных учреждений: стационарах, поликлиниках, отделениях восстановительного лечения научно-исследовательских и клиниках медицинских институтов, госпиталях, специализированных санаториях, а также в школах-интернатах для больных полиомиелитом, церебральными параличами, сколиозом и др. заболеваниями (Каптелин А.Ф., Лебедева П.Д., 1995; Семенова К.А., Штеренгерц А.Е., Польский В.В., 1986; Осадчих А.И., 1997).

В спорте «комплексная реабилитация» означает применение медицинских, педагогических, психологических мер для реабилитации спортсмена, подвергшегося большим, а порой предельным физическим нагрузкам. В основе этого процесса лежит необходимость восстановления и повышения резервов различных функциональных систем организма (Дембо А.Г, 1981; Дубровский В.И., 1991). К педагогическим, средствам реабилитации относятся: рациональное построение тренировочного процесса, оптимальное чередование нагрузки и отдыха, включение упражнений для мышечного расслабления, игровых элементов и т.п. (Платонов В.Н., 1987). К психологическим средствам реабилитации относятся мероприятия, направленные на регуляцию и коррекцию психических состояний (Горбунов Г.Д., 1986). К медицинским средствам реабилитации спортсмена относятся средства, направленные на повышение иммунореактивности, устойчивости к воздействиям внешней среды, снятие общего и локального утомления (Чоговадзе А.В., Бутченко Л.А., 1984), а также рациональное питание и витаминизация (Детков Ю.А., Друзь Е.Л., 1997).

В случае заболевания или травмы проводится физическая реабилитация, цель которой полное излечение (если это возможно), восстановление временно нарушенной функции и возвращение спортсмена к тренировочному процессу. В этом случае одно из важнейших мест отводится лечебной физической культуре (Девятова М.В. и др., 1996).

Физическая реабилитация как вид физической культуры – довольно молодое направление в теории физической культуры (Выдрин В.М., 1984). По мнению Б.В. Евстафьева (1985), именно двигательная, а не физическая реабилитация наиболее точно подчеркивает специфику данного явления, так как ее основным средством является движение.

«Двигательная реабилитация как вид реабилитации есть специально организованный и сознательно управляемый процесс занятий физическими упражнениями, направленный на восстановление нарушенных функций и трудоспособности людей после перенесения различных заболеваний, травм, физических и психических перенапряжений...» (Евстафьев Б.В., 1985, с. 119).

В сфере адаптивной физической культуры физическая реабилитация осуществляется средствами ЛФК, являющейся частью комплексной медицинской реабилитации и выполняющей главную терапевтическую функцию – лечение движением. В отечественной и зарубежной литературе встречается определение этой дисциплины как кинезотерапия (от греч. Kinesis) - движение и tberapeia – забота, лечение.

Лечебное применение физических упражнений – врачебно-педагогический процесс. Следовательно, это дисциплина, которая находится на стыке разных научных знаний, базирующихся на биологическом, педагогическом и социальном значении механизмов движения как одного из основных проявлений жизнедеятельности человека. Интеграция социальных, биологических, физиологических, педагогических, психологических знаний является теоретической основой ЛФК (Епифанов В.А. и др., 1987).

С одной стороны, специалисты ЛФК должны опираться на знания общей и частной патологии, медицинский диагноз, прогноз, показания и противопоказания, вторичные отклонения, сопутствующие основному заболеванию, физиологические закономерности лечения и восстановления или компенсации утраченных либо ослабленных функций организма. В основе медицинского подхода к ЛФК лежат принципы, специфичные для конкретных нозологических форм (Кабанов А.А., Жуковин П.Ю., 1997; Ефимов А.П., 1997; Шац И.К., 1998). Часть из них перекликается с общедидактическими принципами, принятыми в педагогике, что подчеркивает взаимосвязь медицинских и педагогических знаний в лечении человека физическими упражнениями.

С другой стороны, физическое упражнение является основным специфическим средством всех видов физической культуры (в том числе и физической реабилитации) и центральным объектом изучения в системе высшего образования в вузах физической культуры.

Форма и функции физического упражнения, его внешняя и внутренняя структура, основа и детали техники, кинематические, динамические и ритмические характеристики (траектория, амплитуда, направление, скорость, темп, длительность, последовательность, соотношение фаз движения, согласованность напряжения и расслабления, мощность движения и т.п.), классификация упражнений, физическая нагрузка, ее компоненты, дозирование и регулирование; принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям, закономерности и методика развития физических качеств и координационных способностей и многие другие вопросы являются предметом изучения теории и методики физической культуры и спортивно-педагогических дисциплин (Матвеев Л.П., 1991).

Знания о физическом упражнении не ограничиваются лишь педагогическими аспектами, но охватывают целую систему дополняющих знаний о биомеханике движений, энергетической стоимости физических упражнений, механизмах управления движениями и адаптации к физической нагрузке, влиянии физических упражнений на духовные начала, здоровый образ жизни, ценностные ориентации, воспитание и самовоспитание личности.

Широкий диапазон знаний о физическом упражнении, к тому же подкрепленный собственным «прочувствованном» в практике спортивной деятельности, отдает предпочтение педагогам в лечении движением по сравнению с врачами, которые столь основательно не владеют знаниями о физическом упражнении, технологиями обучения и развития.

Однако их преимущество несомненно в знании вопросов патологии, имеющих первостепенное значение в двигательной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями.

Синтез медицинских, педагогических и других знаний смежных дисциплин - это та основа, на которой базируются лечебно-восстановительная, профилактическая, коррекционная, компенсаторная и другие функции адаптивной физической реабилитации (Девятова М.В., Смирнов Г.И., Карлова Н.С., 1997; Пенский С.А., Пенская Л.Н., Дудин М.Г, 1997 и др.). Рассмотрим основные функции двигательной реабилитации (рис. 5).

 

 

5.1.1. Лечебно-восстановительная функция

 

Эта функция является главной в физической реабилитации. Лечебное применение физических упражнений основывается на педагогических и физиологических закономерностях формирования движений и управления ими. Конечная цель - ускорение восстановительных процессов и предотвращение или уменьшение инвалидизации. Ее достижение обеспечивается реализацией следующих принципиальных положений: 1) применением обоснованных методов патогенетического лечения;

2) дифференциацией задач и направленности воздействий физическими упражнениями; 3) ранним активным использованием восстановительного лечения; 4) комплексностью методов восстановительного лечения; 5) активным участием больного в этом процессе (Потехина М.В., Кучеренко В.З., 1989; Каптелин А.Ф. и др., 1995).

5.1.2. Коррекционно-компенсаторная функция

 

Коррекционная функция направлена на исправление нарушений, вызванных патологией. Закономерная цепь реакций организма под влиянием устойчивых (или временных) отклонений в состоянии здоровья изменяет структурно-функциональное состояние отдельных систем и органов. Отмечается дискоординация регуляторных механизмов, ухудшение показателей кардиореспираторной системы, нарушение ритма деятельности внутренних органов, нервные расстройства и т.п., что, естественно, отражается на двигательной функции: ухудшается координация движений, снижается работоспособность, возможности опорно-двигательного аппарата; снижается уровень деятельности вегетативных функций, развития физических способностей. Эти изменения носят сугубо индивидуальный характер и зависят от возраста, степени патологических нарушений, этапа восстановления, предшествующего двигательного опыта, способности к обучению, конституционных особенностей и др.

 

 

Рис. 5. Педагогические и социальные функции физической реабилитации

 

 

Коррекция (от лат. correctus) означает исправление, поправку, частичное изменение чего-либо. В силу индивидуальности каждого пациента именно коррекция позволяет персонально подходить к подбору адекватных программ.

Коррекционная работа требует в каждом единичном случае постановки конкретных задач, целенаправленного подбора средств и может осуществляться в разных направлениях.

1. Коррекция жизненно необходимых движений, связанных с передвижением, формированием основной локомоции – ходьбы (или компенсаторных заменителей), вертикальной позы, равновесия, ориентации в пространстве (Скворцов Д.В., 1997).

2. Коррекция движений и психомоторных функций, связанных с самообслуживанием, обеспечивающим независимость, бытовыми и гигиеническими навыками – координация мелкой моторики рук, точность и быстрота движений, расслабление, дифференцировка усилий (Ефимов А.П., Авдеев В.В. и др., 1997; Демина Э.Н., 1997).

3. Коррекция отклонений в телосложении (Пенский С.А., Пенская Л.Н., Дудин М.Г., 1997).

4. Коррекция в развитии физических качеств: силы, быстроты, выносливости, подвижности в суставах, ловкости выполнения элементарных движений, необходимых для поддержания общей работоспособности, стабилизации состояния, подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности (Солодков А.С, Морозова О.В.,1998).

5. Коррекция психоэмоционального состояния, которое достигается педагогическими приемами организации занятий, включением игровых и соревновательных методов, нестандартного оборудования и инвентаря, музыки, нетрадиционных приемов обучения и т.п. (Гоманчук Г.А., 1997).

Необходимо заметить, что выделенные направления коррекционной работы носят преимущественно педагогический характер, но проводятся с лечебной целью. В практической деятельности педагогические и лечебные задачи коррекции совпадают и решаются во взаимодействии и неразрывном единстве. Так, формирование движений при многократном повторении стимулирует развитие физических качеств и активизирует вегетативные функции, обеспечивающие двигательную деятельность. Эффект воздействия достигается варьированием координационной сложности упражнений, их продолжительности, интенсивности, длительности и характера интервалов отдыха и количества повторений, т.е. физической нагрузки, величина которой определяет двигательный режим, необходимый в данный момент восстановительного лечения.

Рациональная последовательность смены двигательных режимов является основным механизмом реабилитации больных после различных видов патологических нарушений.

Компенсаторная функция заключается в возмещении нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки других органов и систем сохранных функций (Обижаева Н.Д., 1993; Курдыбайло С.Ф., 1997).

Например, при ампутации одной нижней конечности другую необходимо укрепить и усовершенствовать до такой степени, чтобы она могла нести вес тела; при плегии – укрепить мышцы живота, спины и плечевого пояса.

Компенсаторные приспособления – важная адаптационная реакция организма на повреждение, выражающаяся в том, что здоровые органы и системы берут на себя функцию разрушенных структур путем развития гиперфункции. Процесс компенсации имеет две стадии: срочную и долговременную (Меерсон Ф.З., 1986), соответственно которым и строится программа АФК. Чем тяжелее патология, тем больше акценты смещаются в сторону применения компенсаторных средств.

 

 

5.1.3. Профилактическая функция

 

Понятие «профилактика» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле профилактика в здравоохранении рассматривается как общегосударственная задача предупреждения заболеваний, требующая координации информационной, просветительской работы среди населения, создания технологий широкомасштабных мер оздоровления, диагностики и контроля за состоянием здоровья и т.п. Актуальность проблемы можно проиллюстрировать следующим примером. По данным Пенского С.А., Пенской Л.Н., Дудина М.Г. (1997), профилактический осмотр детей одного из районов Санкт-Петербурга показал, что из 3900 детей 74% имели нарушение осанки. Установлено, что уже к пятилетнему возрасту количество ортопедических больных данного профиля составляет 63%. На основе этого обследования авторы предлагают программу использования коррекция осанки для детей любого возраста.

Для всех инвалидов без исключения в целях борьбы с негативными последствиями гиподинамии профилактическая функция заключается в очевидной целесообразности всех доступных видов двигательной активности и внедрения их в повседневное использование.

В условиях стационара профилактическая функция ЛФК направлена на предупреждение осложнений, обусловленных малоподвижным или ограниченным двигательным режимом, а также на сдерживание развития возможных вторичных отклонений в системах организма.

Во время занятий физическими упражнениями профилактику рассматривают как систему предохранительных щадящих мер от появления боли, часто возникающей, например, как симптом неврологических проявлений при остеоходрозе (Друзь Е.Л. и др., 1997).

 

 

5.1.4. Функция самореабилитации

 

Каждое заболевание или травма характеризуются не только клиническими проявлениями, но и связанными с ними переживаниями. Последние охватывают различные стороны психики больного, подчас вызывая отчаяние и страх за будущее, связанное с проявлением болезни, с появлением возможных осложнений, приводящих к изменениям в семье, в трудовом и общественном положении.

Переживания больного, его субъективный мир, психологическое состояние должны быть в поле зрения специалиста АФК. Однако успех реабилитационного процесса во многом определяется степенью активности самого больного в период восстановительного лечения.

Принцип постоянного сотрудничества больного с методистом и врачом содействует вовлечению больного в процесс восстановления. Отмечена более высокая продуктивность восстановительного лечения при наличии осознанной установки на выздоровление. Для осуществления принципа партнерства важным является изучение личности больного. При этом необходимо учитывать характеристику доболезненного состояния, чтобы выяснить степень тех изменений в структуре личности, которые развились вследствие болезни. Психологический контакт позволяет индивидуализировать общение, выбрать тактику поведения, требующего деликатности, выдержки, доверия. Такой контакт достигается путем внимательного, вдумчивого отношения к проблемам больного, и не только к медицинским, но и более широкой области социальных связей, включая семейные, профессиональные аспекты, вопросы переобучения, трудоустройства, общения с друзьями и сослуживцами.

Глубокое проникновение, внимание, забота, сопереживание, коррекция физического и психического состояния, поощрение самостоятельных занятий формируют в больном веру в успех, целеустремленность, настойчивость, побуждают его к самонаблюдению, самоконтролю за самочувствием, настроением, отслеживанием правильности выполнения тех или иных физических упражнений. Такой процесс самопознания, самооценки меняет представление больного о самом себе, своих возможностях и перспективах. Больной перестает быть пассивным исполнителем назначений лечащего врача, а становится активным его помощником, принимающим участие в осуществлении конкретной программы восстановления своего положения в обществе.

Так, перспективным направлением восстановления утраченных функций при повреждении опорно-двигательного аппарата является самореабилитация с помощью лечебной гимнастики. В качестве зрительно-наглядного руководства и формирования мыслеобразов выступает видеофильм, задающий двигательную программу (Михайлова Ю.Г., 1997,1998).

Ивановой Г.П., Смирновым Е.В. (1997) разработана биотехническая система для двигательной реабилитации детей с ДЦП, инициирующая саморазбитие ребенка на детских игровых тренажерах. В основе устройства лежит биорефлексивная методика управления и коррекции движений, позволяющая индивидуализировать и дифференцировать нагрузку в зависимости от функционального состояния опорно-двигательного аппарата ребенка.

Для восстановления и коррекции двигательных функций детей после травмы, полиомиелита, ДЦП, с задержкой психического развития В.В. Певченковым (1998) разработан принципиально новый метод – тандотерапия. Суть его в том, что больной находится перед тандотерапевтом, и оба они во всех суставах соединены жесткой механической связью. Это позволяет ребенку воспроизводить все действия обучающего. Благодаря этому он учится выполнять бытовые движения, бегать, прыгать через скакалку, ползать, играть, что существенно снижает последствия ДЦП, умственной отсталости и других заболеваний.

Дальнейшее развитие методов самореабилитации требует создания новых технологий, внедрения уже проверенных на практике нетрадиционных методов, создания видеотек лечебно-оздоровительных программ для разных нозологических групп инвалидов.

 

5.1.5. Профессионально-подготовительная функция

 

Восстановление трудоспособности означает восстановление функции пораженного органа и всего организма больного. Фактически все функции ЛФК – лечебно-восстановительная, коррекционная, профилактическая, самореабилитации – в конечном итоге направлены на освоение такого объема двигательной активности, который обеспечит способность к передвижению, бытовую независимость и готовность к трудовой деятельности по своей (или перепрофилированной) профессии и, следовательно, подготовку к ней в процессе восстановительного лечения. Эта задача в условиях стационара решается с помощью трудотерапии, которая, так же, как ЛФК, является составной частью комплексной реабилитации и назначается в соответствии с медицинскими показаниями. Показания распространяются преимущественно на лиц с последствиями травм ОДА и нервной системы. Характерными клиническими проявлениями у этих больных являются различные расстройства функции движения в разных участках опорно-двигательной системы (Старобина Е.М., 1997). В основе лечебного действия трудотерапии лежит влияние регулярного применения упражнений трудового характера, которые стимулируют физиологические процессы больного, мобилизуют его волю, дисциплинируют и приучают к концентрации внимания, отвлекают от ухода в болезнь (Каптелин А.Ф., 1995).

Однако трудовой терапии всегда предшествует АФК, которая обеспечивает фундаментальную подготовку организма к социально-трудовой реабилитации. Например, нарушения функций опорно-двигательного аппарата, наблюдающиеся после повреждения и заболеваний, характеризуются целым рядом двигательных расстройств: ограничением амплитуды движений и подвижности в суставах, снижением силы и эластичности мышц, их способности к длительным напряжениям, дефектом осанки, нарушением опорно-локомоторных функций – асимметричным распределением нагрузки на нижние конечности, снижением устойчивости и равновесия, искажением нормальной биомеханики и ритма ходьбы. К тому же эти патологические нарушения сопровождаются часто трофическими нарушениями и болевым синдромом (Каптелин А.Ф., 1995).

С помощью ЛФК осуществляются все возможные варианты воздействия физическими упражнениями на больного для лечения и восстановления двигательной функции, укрепления опорно-двигательного аппарата и систем, обеспечивающих движение (сердечно-сосудистой, дыхательной), таким образом подготавливая больного к полноценному использованию трудотерапии как элементу профессиональной подготовки. Сочетание ЛФК с трудовыми операциями активизирует физические и психические возможности, направляя их в русло предметной, осмысленной, полезной деятельности, имеющей значение для самооценки личности восстановления двигательной функции для самообслуживания и профессиональной деятельности.

 

 

5.1.6. Интегративная и социализирующая функции

 

Практическая реализация функций двигательной реабилитации - лечебно-восстановительной, коррекционно-компенсаторной, профилактической, самореабилитации инвалидов, профессионально-подготовительной представляет единую систему двигательной деятельности, в которой органично переплетаются средства, задачи, традиционные и нетрадиционные способы их решения и которые в конечном итоге преследуют одну гуманистическую цель – личностное самоопределение в обществе, независимость и свободу, возможность передвижения, общения, трудоустройства, полноценной семейной жизни, т.е. все то, что составляет нормальную жизнь человека. В этом и состоят интегративная и социализирующая функции двигательной реабилитации.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Содержание понятий «реабилитация», «физическая реабилитация».

2. Лечебно-восстановительная функция – основная функция физической реабилитации.

3. Лечебная физическая культура – врачебно-педагогический процесс.

4. Раскройте значение медицинских и педагогических знаний в реализации лечебной функции.

5. В чем заключаются коррекционная и компенсаторная функции ЛФК?

6. Раскройте содержание профилактической функции ЛФК.

7. Содержание ЛФК в реализации профессионально-подготовительной функции.

8. Значение самореабилитации в физической, психической, биологической, социальной, бытовой адаптации.

9. В чем заключаются интегративная и социализирующая функции ЛФК?

Date: 2015-11-15; view: 1588; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию