Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






По­ле­зен ли ре­дук­цио­низм?





Не имея воз­мож­но­сти в рам­ках на­стоя­щей гла­вы об­су­ж­дать все ас­пек­ты про­бле­мы объ­яс­не­ния в пси­хо­ло­гии, ос­та­но­вим­ся бо­лее под­роб­но на во­про­се со­от­но­ше­ния ре­дук­цио­низ­ма и объ­яс­не­ния в пси­хо­ло­гии.

В ста­тье А. В. Юре­ви­ча, на ко­то­рую мы уже ссы­ла­лись, со­дер­жит­ся очень важ­ное и ин­те­рес­ное по­ло­же­ние, ка­саю­щее­ся воз­мож­но­стей ре­дук­цио­низ­ма и пра­во­мер­но­сти его ис­поль­зо­ва­ния в со­вре­мен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке. А. В. Юре­вич от­ме­ча­ет: «Ре­дук­цио­низм под­вер­гал­ся, и впол­не спра­вед­ли­во, бес­по­щад­ной кри­ти­ке мно­ги­ми клас­си­ка­ми оте­че­ст­вен­ной пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки. Ни в ко­ей ме­ре не под­вер­гая со­мне­нию спра­вед­ли­вость этой кри­ти­ки, все же сле­ду­ет от­ме­тить, что в со­вре­мен­ной – по­ст­не­клас­си­че­ской – нау­ке, ха­рак­те­ри­зую­щей­ся на­рас­та­ни­ем ин­те­гра­тив­ных тен­ден­ций, ре­дук­цио­низм вы­гля­дит не­сколь­ко ина­че, а, фор­ми­руя об­щее от­но­ше­ние к не­му, не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать риск вы­плес­нуть с во­дой и ре­бен­ка. Де­ло в том, что у ре­дук­цио­низ­ма име­ет­ся не­об­хо­ди­мый для лю­бой нау­ки смысл – вы­ход в про­цес­се объ­яс­не­ния за пре­де­лы са­мой объ­яс­няе­мой сис­те­мы» (Юре­вич, 2006, с. 101–102).

А. В. Юре­вич про­дол­жа­ет: «В об­щем, ре­дук­цио­низм, рас­смат­ри­ваю­щий­ся в пси­хо­ло­гии в ка­че­ст­ве од­но­го из худ­ших ви­дов "ме­то­до­ло­ги­че­ско­го кри­ми­на­ла", вме­сте с тем ши­ро­ко рас­про­стра­нен и, по всей ви­ди­мо­сти, не­из­бе­жен. А дек­ла­ри­ро­ван­ное от­но­ше­ние к не­му на­по­ми­на­ет весь­ма ха­рак­тер­ное для нау­ки, как и для обы­ден­ной жиз­ни, про­воз­гла­ше­ние норм и прин­ци­пов, ко­то­рые за­ве­до­мо не мо­гут быть со­блю­де­ны. По всей ви­ди­мо­сти, ре­дук­цио­низм, т.е. вы­ход за пре­де­лы изу­чае­мой сис­те­мы при ее объ­яс­не­нии, не толь­ко не­из­бе­жен, но и не­об­хо­дим в лю­бой нау­ке, яв­ля­ясь ос­но­вой уг­луб­ле­ния объ­яс­не­ний» (Юре­вич, 2006, с. 102).

А. В. Юре­вич под­чер­ки­ва­ет, что «под­лин­но на­уч­ное объ­яс­не­ние пред­по­ла­га­ет по­этап­ную ре­дук­цию - по­сле­до­ва­тель­ное пе­ре­ме­ще­ние объ­яс­няе­мых яв­ле­ний во все бо­лее ши­ро­кие сис­те­мы ко­ор­ди­нат, со­про­во­ж­даю­щее­ся аб­ст­ра­ги­ро­ва­ни­ем от их ис­ход­ных свойств. Ес­ли сле­до­вать этой схе­ме, а ей сле­ду­ют все ес­те­ст­вен­ные нау­ки, то при­дет­ся при­знать, что пси­хо­ло­гии при­дет­ся не толь­ко ле­га­ли­зо­вать все ос­нов­ные ви­ды ре­дук­цио­низ­ма, ко­то­рых она упор­но стре­мит­ся из­бе­жать - био­ло­ги­че­ско­го, со­ци­аль­но­го и др., но и пре­вра­тить их в хо­тя и не стро­го обя­за­тель­ные в ка­ж­дом кон­крет­ном слу­чае, но же­ла­тель­ные ори­ен­ти­ры пси­хо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния. В от­сут­ст­вие же та­ких ори­ен­ти­ров пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние не­из­беж­но бу­дет вра­щать­ся в кру­гу по­ня­тий, ко­то­рые са­ми тре­бу­ют объ­яс­не­ния, иметь боль­ше сход­ст­ва с жи­тей­ски­ми, чем с на­уч­ны­ми объ­яс­не­ния­ми, а пси­хо­ло­ги­че­ская нау­ка ос­та­нет­ся да­ле­кой от той упо­ря­до­чен­ной сис­те­мы зна­ния, о ко­то­рой дав­но меч­та­ют пси­хо­ло­ги» (Юре­вич, 2006, с. 103).

А. В. Юре­вич при­хо­дит к вы­во­ду, со­глас­но ко­то­ро­му «воз­мож­но, пси­хо­ло­гия ста­нет по­хо­жей на ес­те­ст­вен­ные нау­ки толь­ко то­гда, ко­гда ос­нов­ная часть пси­хо­ло­ги­че­ских объ­яс­не­ний бу­дет до­пол­нять­ся ре­дук­цио­ни­ст­ски­ми объ­яс­не­ния­ми, пред­по­ла­гаю­щи­ми вы­ход при объ­яс­не­нии пси­хи­че­ско­го за пре­де­ла­ми са­мо­го пси­хи­че­ско­го. Как пи­шет Ж. Пиа­же, «пси­хо­ло­ги­че­ское объ­яс­не­ние обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет све­де­ние выс­ше­го к низ­ше­му, све­де­ние, ор­га­ни­че­ский ха­рак­тер ко­то­ро­го обес­пе­чи­ва­ет не­за­ме­ни­мую мо­дель (ко­то­рая мо­жет при­вес­ти да­же к фи­зи­ка­лиз­му)». Не труд­но пред­по­ло­жить, ка­кое не­го­до­ва­ние эта мысль мо­жет вы­звать у адеп­тов т.н. гу­ма­ни­тар­ной па­ра­диг­мы, но она не мо­жет не воз­ник­нуть у сто­рон­ни­ков ин­те­гра­ции пси­хо­ло­гии, пред­по­ла­гаю­щей «на­ве­де­ние мос­тов» ме­ж­ду гу­ма­ни­тар­ной и ес­те­ст­вен­но­на­уч­ной па­ра­диг­ма­ми» (Юре­вич, 2006, с 103–104).

Пре­ж­де все­го от­ме­тим, что сфор­му­ли­ро­ван­ная А. В. Юре­ви­чем по­зи­ция об­ла­да­ет су­ще­ст­вен­ной но­виз­ной, т.к. не­мно­гие ав­то­ры се­го­дня от­ва­жи­ва­ют­ся на «оп­рав­да­ние» ре­дук­цио­низ­ма. Пред­став­ля­ет­ся, что не со все­ми по­ло­же­ния­ми, сфор­му­ли­ро­ван­ны­ми А. В. Юре­ви­чем, мож­но со­гла­сить­ся.

Во из­бе­жа­ние не­до­ра­зу­ме­ний сто­ит за­ме­тить, что ав­тор на­стоя­щих строк во­все не счи­та­ет ре­дук­цио­низм аб­со­лют­ным злом и го­тов со­гла­сить­ся с тем, что в не­ко­то­рых слу­ча­ях он мо­жет быть по­ле­зен. Бо­лее то­го, ав­тор яв­ля­ет­ся сто­рон­ни­ком ин­те­гра­ции пси­хо­ло­гии, пред­по­ла­гаю­щей «на­ве­де­ние мос­тов» ме­ж­ду раз­лич­ны­ми па­ра­диг­ма­ми в пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ке. Вме­сте с тем пред­ста­вить ре­дук­цио­низм в ка­че­ст­ве ге­не­раль­ной стра­те­гии раз­ви­тия пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки, по на­ше­му мне­нию, весь­ма про­бле­ма­тич­но. Нач­нем с кон­ста­та­ции то­го, что глав­ное раз­ли­чие ме­ж­ду ес­те­ст­вен­но­на­уч­ной и гу­ма­ни­сти­че­ской па­ра­диг­ма­ми за­клю­ча­ет­ся в том, что в них по раз­но­му трак­ту­ет­ся пред­мет пси­хо­ло­гии. По­это­му для то­го, что­бы на­вес­ти мос­ты, не­об­хо­ди­мо не ре­ду­ци­ро­вать пси­хи­ку к че­му-то не­пси­хи­че­ско­му, а на­про­тив, раз­ра­бо­тать мак­си­маль­но ши­ро­кое по­ни­ма­ние пред­ме­та пси­хо­ло­гии. Пер­спек­ти­ва ре­дук­цио­ни­ст­ско­го об­ра­ще­ния с пред­ме­том хо­ро­шо опи­са­на П. Я. Галь­пе­ри­ным: «Что ка­са­ет­ся са­мих пси­хо­ло­гов, то, пред­став­ляя свой пред­мет не­дос­та­точ­но от­чет­ли­во, они сплошь и ря­дом в по­ис­ках буд­то бы соб­ст­вен­но пси­хо­ло­ги­че­ских за­ко­но­мер­но­стей ухо­дят в сто­ро­ну от це­ли и за­ни­ма­ют­ся фи­зио­ло­ги­ей моз­га, со­цио­ло­ги­ей, лю­бой нау­кой, ко­то­рая име­ет не­ко­то­рое от­но­ше­ние к пси­хи­ке. По ме­ре вы­яс­не­ния этих во­про­сов про­ис­хо­дит со­скаль­зы­ва­ние со сво­его пред­ме­та на дру­гой пред­мет, тем бо­лее, что этот дру­гой пред­мет обыч­но го­раз­до бо­лее яс­но и от­чет­ли­во вы­сту­па­ет и то­же име­ет ка­кое-то от­но­ше­ние к пси­хо­ло­гии, хо­тя это и не пси­хо­ло­гия. А та­кое со­скаль­зы­ва­ние в дру­гие об­лас­ти не все­гда про­дук­тив­но. Ка­ж­дая об­ласть вы­де­ля­ет­ся по­то­му, что в ней есть свои за­ко­но­мер­но­сти, своя ло­ги­ка. И ес­ли вы, со­скаль­зы­вая в дру­гую об­ласть, хо­ти­те со­хра­нить ло­ги­ку пси­хо­ло­ги­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния, вы не су­мее­те ни­че­го сде­лать ни в той об­лас­ти, ку­да со­скольз­ну­ли, ни тем бо­лее в пси­хо­ло­гии, от ко­то­рой ухо­ди­те. И та­кое со­скаль­зы­ва­ние про­ис­хо­дит, к со­жа­ле­нию, очень и очень час­то и ве­дет к не­про­дук­тив­но­сти и лож­ной ори­ен­та­ции в ис­сле­до­ва­ни­ях: то, что под­ле­жит изу­че­нию, ос­та­ет­ся не­изу­чен­ным и не­ос­во­ен­ным» (Галь­пе­рин, 2002, с. 39). К про­бле­ме пред­ме­та пси­хо­ло­гии нам еще пред­сто­ит вер­нуть­ся в за­клю­чи­тель­ной час­ти на­стоя­щего раздела.

Об­ра­тим­ся к са­мой про­це­ду­ре ре­дук­ции. Ре­дук­ция, как хо­ро­шо из­вест­но, пред­став­ля­ет со­бой: а) све­де­ние бо­лее слож­но­го к про­сто­му и б) вы­ход за пре­де­лы объ­яс­няе­мой сис­те­мы. Ос­та­но­вим­ся на этих двух мо­мен­тах бо­лее под­роб­но.

Све­де­ние бо­лее слож­но­го к про­сто­му. В пси­хо­ло­гии это долж­но оз­на­чать све­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го к не­пси­хо­ло­ги­че­ско­му. Су­ще­ст­вен­но, что све­де­ние, ре­дук­ция пред­по­ла­га­ет при­чин­но-след­ст­вен­ные от­но­ше­ния. Пред­став­ля­ет­ся по­лез­ным вспом­нить гно­сео­ло­ги­че­скую ха­рак­те­ри­сти­ку при­чин­но­го объ­яс­не­ния. Е. П. Ни­ки­тин ха­рак­те­ри­зу­ет спе­ци­фи­ку при­чин­но­го объ­яс­не­ния сле­дую­щим об­ра­зом: «При­чин­ное объ­яс­не­ние яв­ля­ет­ся от­но­си­тель­но про­стым ви­дом объ­яс­не­ния. Оно рас­кры­ва­ет сущ­ность как не­что «пас­сив­ное», «стра­да­тель­ное», про­из­ве­ден­ное дру­гим объ­ек­том. А та­кое ис­сле­до­ва­ние объ­ек­та все­гда ока­зы­ва­ет­ся бо­лее про­стым, не­же­ли ана­лиз его соб­ст­вен­но­го ак­тив­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния. При­чин­ное объ­яс­не­ние час­то ис­сле­ду­ет объ­ект не им­ма­нент­но, а «со сто­ро­ны», по­сред­ст­вом ука­за­ния дру­го­го, внеш­не­го объ­ек­та. Это про­ис­хо­дит в тех слу­ча­ях, ко­гда объ­яс­няе­мый объ­ект про­из­ве­ден так на­зы­вае­мой внеш­ней при­чи­ной. Ис­сле­до­ва­ние же объ­ек­та «из­вне», че­рез его внеш­ние со­от­но­ше­ния с дру­ги­ми объ­ек­та­ми,как по­ка­зы­ва­ет ис­то­рия нау­ки, яв­ля­ет­ся бо­лее про­стым, не­же­ли им­ма­нент­ное по­зна­ние внут­рен­них свя­зей и струк­ту­ры. Все эти фак­то­ры обу­слов­ли­ва­ют от­но­си­тель­но боль­шую про­сто­ту при­чин­но­го и во­об­ще ге­не­ти­че­ско­го объ­яс­не­ния…» (Ни­ки­тин, 1970, с. 88–89). Та­ким об­ра­зом, «ак­тив­ное функ­цио­ни­ро­ва­ние объ­ек­та» не рас­кры­ва­ет­ся и «им­ма­нент­ное по­зна­ние внут­рен­них свя­зей и струк­ту­ры» не осу­ще­ст­в­ля­ет­ся (что, за­ме­тим, яв­ля­ет­ся важ­ней­шей за­да­чей, в ча­ст­но­сти, пси­хо­ло­ги­че­ской нау­ки).

Вы­ход за пре­де­лы объ­яс­няе­мой сис­те­мы. А. В. Юре­вич по­яс­ня­ет это сле­дую­щим об­ра­зом: «С це­лью обос­но­ва­ния это­го те­зи­са вновь об­ра­тим­ся к слу­чаю Нью­то­на. Ес­ли бы он объ­яс­нял па­де­ние яб­лок чем-то, от­но­ся­щим­ся к са­мим яб­ло­кам, та­кое объ­яс­не­ние име­ло бы мно­го об­ще­го с шпран­ге­ров­ским «psy­chologica – psy­cho­logi­cal». Бо­та­ни­ки и лю­би­те­ли яб­лок, воз­мож­но, бы­ли бы удов­ле­тво­ре­ны, но за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния не был бы сфор­му­ли­ро­ван. Ес­ли бы Нью­тон аб­ст­ра­ги­ро­вал­ся от яб­лок, рас­смот­рев их как ча­ст­ный слу­чай тя­же­лых тел, но пы­тал­ся объ­яс­нить па­де­ние этих фрук­тов их соб­ст­вен­ны­ми свой­ст­ва­ми, то ока­зал­ся бы на уров­не объ­яс­не­ния, со­пос­та­ви­мым с тем уров­нем, на ко­то­ром нет гра­ни ме­ж­ду ин­ди­ви­дом, груп­пой и об­ще­ст­вом, и все они рас­смат­ри­ва­ют­ся как «со­ци­аль­ные объ­ек­ты», по­гру­жен­ные в еди­ную сис­те­му де­тер­ми­на­ции (при­мер ее по­строе­ния – син­те­ти­че­ская сис­те­ма кау­заль­но­сти, о ко­то­рой пи­шет У. То­мас). Но и в этом слу­чае, пред­по­ла­гаю­щем вы­ход за пре­де­лы объ­яс­няе­мой сис­те­мы, за­кон все­мир­но­го тя­го­те­ния не был бы от­крыт. По­на­до­бил­ся бы и еще один «вы­ход», да та­кой, что пер­во­на­чаль­ный объ­ект объ­яс­не­ния ока­зал­ся вклю­чен­ным во все­лен­скую пер­спек­ти­ву, где от его ис­ход­ных свойств ос­та­лось не­мно­гое. И имен­но эти «вы­хо­ды», т. е. по­этап­ное по­ме­ще­ние объ­яс­няе­мо­го объ­ек­та во все бо­лее ши­ро­кую пер­спек­ти­ву по­зво­ли­ло его объ­яс­нить. А ес­ли бы Нью­тон объ­яс­нял па­де­ния яб­лок свой­ст­ва­ми са­мих яб­лок, он бы не объ­яс­нил, по­че­му они па­да­ют на зем­лю (Юре­вич, 2006, с. 102–103).

Ес­ли об­ра­тить­ся к ги­по­те­ти­че­ско­му слу­чаю Нью­то­на, то сле­ду­ет от­ме­тить, что ве­ли­ко­го фи­зи­ка, по-ви­ди­мо­му, ин­те­ре­со­ва­ло все же не па­де­ние яб­лок, а па­де­ние объ­ек­тов. Па­де­ние яб­ло­ка (ес­ли та­ко­вой эпи­зод имел ме­сто) во­все не яви­лось при­чи­ной фор­му­ли­ро­ва­ния за­ко­на все­мир­но­го тя­го­те­ния: Нью­тон мыс­лил как фи­зик в фи­зи­че­ских ка­те­го­ри­ях. Ины­ми сло­ва­ми, это бы­ло клас­си­че­ское про­яв­ле­ние «га­ли­ле­ев­ско­го» спо­со­ба мыш­ле­ния (К. Ле­вин). За­ме­тим, кста­ти, что вы­ход за пре­де­лы объ­яс­няе­мой сис­те­мы не обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ет ре­дук­цию. Бо­лее то­го, по-ви­ди­мо­му, вы­ход за пре­де­лы объ­яс­няе­мой сис­те­мы есть при­знак объ­яс­не­ния во­об­ще, т.к. экс­пла­нан­дум и экс­пла­нанс не сов­па­да­ют: «Экс­пла­нанс по со­дер­жа­щей­ся в нем ин­фор­ма­ции не дол­жен быть то­ж­де­ст­вен­ным экс­пла­нан­ду­му и не дол­жен со­дер­жать экс­пла­нан­дум как свою часть (ес­ли да­же он и пред­став­лен в дру­гих тер­ми­нах)» (Ни­ки­тин, 1970, с. 36). «Экс­пла­нанс дол­жен ото­бра­жать ту же пред­мет­ную об­ласть, что и экс­пла­нан­дум, или за­ко­но­мер­но свя­зан­ную или сход­ную с ней в не­ко­то­ром су­ще­ст­вен­ном от­но­ше­нии» (Ни­ки­тин, 1970, с. 35).

Ис­поль­зо­ва­ние ре­дук­ции очень час­то при­во­дит к ре­зуль­та­там, ко­то­рые ма­ло что до­бав­ля­ют к уже из­вест­но­му, по­это­му их по­зна­ва­тель­ная цен­ность в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев ми­ни­маль­на. Е. П. Ни­ки­тин при­во­дит при­мер с маль­чи­ком, ко­то­рый на во­прос «По­че­му ко­ло­ко­ла зво­нят на Пас­ху?» дал за­ме­ча­тель­ный (при­том впол­не ре­дук­цио­ни­ст­ский) от­вет-объ­яс­не­ние: «По­то­му, что их дер­га­ют за ве­ре­воч­ки» (Ни­ки­тин, 1970, с. 91).

Здесь уме­ст­но вспом­нить, что объ­яс­не­ние име­ет ис­клю­чи­тель­ную цен­ность: счи­та­ет­ся, что нау­ка долж­на да­вать объ­яс­не­ния, без объ­яс­не­ний нет нау­ки[14]. Та­ким об­ра­зом, «ува­жаю­щая се­бя» нау­ка про­сто обя­за­на объ­яс­нять. Воз­ни­ка­ет ис­ку­ше­ние дать объ­яс­не­ние ра­ди объ­яс­не­ния, что­бы оно фор­маль­но при­сут­ст­во­ва­ло. Как го­во­рил М. К. Ма­мар­да­шви­ли, «ex­plaine away» – «от-объ­яс­нить» (ины­ми сло­ва­ми, не дать пол­но­цен­ное объ­яс­не­ние фе­но­ме­на, а «обо­зна­чить» его). По­это­му ре­дук­ция за­час­тую пред­став­ля­ет со­бой псев­до­объ­яс­не­ние. Дру­гой ва­ри­ант ре­дук­ции в объ­яс­не­нии при­во­дит к то­му, что Аб­ра­хам Мас­лоу на­зы­вал, «объ­яс­нить до унич­то­же­ния». Он имел в ви­ду так на­зы­вае­мые «на­уч­ные» объ­яс­не­ния, ко­то­рые объ­яс­ня­ли твор­че­ст­во, лю­бовь, аль­тру­изм и дру­гие ве­ли­кие куль­тур­ные, со­ци­аль­ные и ин­ди­ви­ду­аль­ные дос­ти­же­ния че­ло­ве­че­ст­ва та­ким об­ра­зом, что от этих фе­но­ме­нов ма­ло что ос­та­ва­лось. Ко­неч­но, пред­поч­ти­тель­нее та­кие объ­яс­не­ния, ко­то­рые не унич­то­жа­ют объ­яс­няе­мый фе­но­мен. И это боль­шей ча­стью имен­но не­ре­дук­цио­ни­ст­ские объ­яс­не­ния.

С по­зи­ци­ей, сфор­му­ли­ро­ван­ной А. В. Юре­ви­чем (обос­но­ва­ние пер­спек­тив­но­сти вы­хо­да на уров­ни био­ло­ги­че­ских и со­ци­аль­ных про­цес­сов и кон­ст­рук­тов в объ­яс­не­нии пси­хо­ло­ги­че­ско­го), дис­ку­ти­ру­ет Т. В. Кор­ни­ло­ва (Кор­ни­ло­ва, 2006). Та­кие пе­ре­ме­ще­ния объ­яс­ни­тель­ных ко­ор­ди­нат, по А. В. Юре­ви­чу, за­да­ют но­вые ори­ен­ти­ры пси­хо­ло­ги­че­ских объ­яс­не­ний. Т. В. Кор­ни­ло­ва ут­вер­жда­ет, что с этим сле­ду­ет спо­рить: «Во-пер­вых, по­то­му, что на­ли­чие ре­дук­цио­ни­ст­ских объ­яс­не­ний то­го или ино­го тол­ка не ре­ша­ет про­бле­мы не­ре­дук­цио­ни­ст­ских объ­яс­не­ний, ко­то­рые на­ка­п­ли­ва­ют­ся в пси­хо­ло­гии. Во-вто­рых, при­ме­ры и тео­рии верх­не­го уров­ня в ме­то­до­ло­гии не мо­гут оп­ро­вер­гать друг дру­га (иное де­ло в экс­пе­ри­мен­те, с его прин­ци­пом фаль­си­фи­ка­ции). В-треть­их, глав­ное воз­ра­же­ние идет из раз­де­ляе­мой мною по­зи­ции, что ме­то­до­ло­гия ча­ст­ных на­ук мо­жет раз­ви­вать­ся в рам­ках по­ня­тий имен­но этой кон­крет­ной нау­ки, а не быть прив­не­сен­ной от­ку­да-то из­вне (…) Это ско­рее та «ме­та­диг­ма», ко­то­рая яв­ля­ет­ся од­ной из воз­мож­ных в пси­хо­ло­гии. С та­кой по­зи­ции апел­ля­ция к объ­яс­ни­тель­ным ре­дук­цио­ни­ст­ским тео­ри­ям – рег­ресс пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния. Све­де­ние пси­хо­ло­ги­че­ско­го объ­яс­не­ния к ре­дук­цио­ни­ст­ско­му на ос­но­ве апел­ля­ций к дру­го­му уров­ню сис­тем (по от­но­ше­нию к ко­то­рым мож­но оп­ре­де­лить пси­хо­ло­ги­че­ские сис­те­мы) воз­мож­но толь­ко на ос­но­ве не­раз­ли­че­ния сис­тем­но­го под­хо­да в ва­ри­ан­тах его раз­ви­тия как прин­ци­па кон­крет­но-на­уч­ной ме­то­до­ло­гии и его по­ни­ма­ния в об­щей тео­рии сис­тем. Ес­ли прин­цип сис­тем­но­сти мно­го­крат­но (и впол­не муль­ти­па­ра­диг­маль­но) пред­став­лен в пси­хо­ло­ги­че­ских ра­бо­тах и пре­крас­но при­ме­ним в дру­гом ча­ст­но­на­уч­ном зна­нии, это не мо­жет слу­жить ос­но­ва­ни­ем для рас­смот­ре­ния его как прин­ци­па, по­зво­ляю­ще­го сме­ши­вать вы­де­ляе­мые раз­ны­ми нау­ка­ми пред­ме­ты изу­че­ния в еди­ную сис­те­му (во вся­ком слу­чае та­кая по­зи­ция тре­бу­ет спе­ци­аль­но­го объ­яс­не­ния), и для ут­вер­жде­ния по­лез­но­сти ре­дук­цио­низ­ма» (Кор­ни­ло­ва, 2006, с. 96). Т.В. Кор­ни­ло­ва, об­су­ж­дая про­бле­му ре­дук­ции при объ­яс­не­нии, при­хо­дит к сле­дую­ще­му вы­во­ду: «ра­зо­рвать «по­роч­ный круг» за счет мно­го­уров­не­во­сти, свя­зы­вае­мой с вы­хо­дом за рам­ки сис­те­мы пси­хо­ло­ги­че­ско­го зна­ния, ме­то­до­ло­ги­че­ски про­бле­ма­тич­но» (Кор­ни­ло­ва, 2006, с. 97).

На наш взгляд, по­пу­ляр­ность ре­дук­цио­низ­ма в пси­хо­ло­гии не­по­сред­ст­вен­но свя­за­на с ог­ра­ни­чен­ным по­ни­ма­ни­ем пред­ме­та пси­хо­ло­гии. Ос­та­но­вим­ся на этом во­про­се бо­лее под­роб­но в по­след­нем раз­де­ле на­стоя­щей гла­вы.

 

Date: 2015-11-15; view: 408; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию