Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цикл нравственных бесед для детей среднего и старшего школьного возраста





Л. Н. Толстой в статье «О воспитании» писал: «...первое и главное знание, которое свойственно прежде всего преподавать детям и учащимся взрослым,– это ответ на вечные и неизбежные вопросы, возникающие в душе каждого приходящего к сознанию человека. Первый: что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру? И второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим, и что всегда, при всех возможных условиях, дурным?»

Главная цель курса «Путь жизни» – помочь ребенку ответить на эти важные вопросы бытия, создать предпосылки для его духовного становления, помочь отыскать бессмертный смысл существования, показать возможности свободы духовного выбора, возможности отыскания и сотворения собственного «пути жизни» – пути нравственного самосовершенствования, а через самосовершенствование – совершенствования общественного сознания. Однажды Толстой сказал: «Человек – это ангел, рождающийся из зверя». Показать ребенку этот путь «от зверя до ангела» – задача цикла.

 

 

«Путь жизни» – цикл нравственных бесед. Этой форме общения с ребенком Л. Н. Толстой придавал особое значение. Отсюда и название одного из его произведений – «Беседы с детьми по нравственным вопросам». Встречаясь с учителями в 1909 г., писатель обратил их внимание на важность живой, проходящей в непридуманной обстановке беседы. «Я думаю,– сказал он,– что это необходимо, и это дает нравственное удовлетворение и учителю, когда не все идет на изучение... мертвечины».

Сам Толстой неоднократно беседовал с детьми по вопросам нравственным. Впоследствии из этих бесед и составился цикл «Беседы с детьми по нравственным вопросам». В небольшом вступлении к этому циклу писатель рассказал и о своей методике проведения подобных бесед. Они проходили в форме диалога, в естественной обстановке.

 

Опыт Л. Н. Толстого необходимо использовать при реализации программы «Путь жизни». Беседам с воспитанниками среднего школьного возраста важно придать дискуссионный характер; беседы со старшими могут перерастать в диспуты. Однако необходимо так построить беседу, чтобы все дети могли высказать свои взгляды на поставленные вопросы. Для педагога в построении беседы главным должна стать ориентация на общечеловеческий, в т. ч. христианский идеал нравственности, воплотившийся в книгах Л. Н. Толстого «Путь жизни» и «Круг чтения», вобравших все лучшее, чем жило, живет и будет жить человечество.

 

При проведении бесед учитель (воспитатель) должен избегать назидательности, а стремиться тонко и деликатно, опираясь на жизненный опыт ребенка (часто, к сожалению, негативный), подводить его к выбору идеала, умело моделируя ситуацию. Особое значение при этом приобретает непосредственное нравственное общение детей и взрослых, общение детей между собой. Очень важно в беседах с воспитанниками использовать примеры из жизни детей, жизни школы, предлагать анализировать эти примеры.

 

Важным моментом является опора учителя (воспитателя) на ранее полученные детьми знания во время изучения «духоведческих» предметов в толстовских школах: «Чаша жизни», «Познай себя» «Круг чтения» и др.

 

Многие нравственные понятия лучше будут постигаться детьми с помощью поэтических, музыкальных, живописных образов. Поэтому занятия «Пути жизни» носят интегративный характер, на них широко используются различные средства обучения, воспитания, развития ребенка (поэзия, музыка, живопись, книга и др.).

 

Часть бесед может проводиться не только в помещении, но и на природе, например на лугу, в цветущем саду, в парке, в музее.

Подготовка и проведение бесед цикла «Путь жизни» предполагает и внутреннюю работу воспитателя, который и сам должен стремиться подняться на новую ступень в собственном развитии.

 

Date: 2015-11-15; view: 870; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию